Русские былины включают в себя много рассказов о различных богатырях Русской земли. Большинство былин посвящены русскому богатырю Илье Муромцу. И это не спроста.
Илья Муромец, как солдат муромского полка, именуемый не иначе как «старый казак», сыграл значительную роль в истории нашей страны. Для понимания этого рассмотрим несколько отрывков из былин об Илье Муромце.
Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутреню во Муромли,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град,
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона;
Так пехотою никто тут не похаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую.
Он подъехал-то под славный под Чернигов-град.
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А и зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
«Ай же мужички да вы черниговски!
Я нейду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую
Прямоезжую да в стольный Киев-град».
Говорили мужички ему черниговски:
«Ты удаленький дородный добрый молодец,
А и ты славныя богатырь святорусский!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела;
А и по той ли по дорожке прямоезжею
Да и пехотою никто да не прохаживал,
На добром кони никто да не проезживал;
Как у той ли-то у грязи-то у черноей,
Да у той ли у березы у покляпые,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сиди Соловей-разбойник во сыром дубу,
Сиди Соловей-разбойник Одихмантьев сын;
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли-то, от посвисту соловьего,
И от его ли-то, от покрику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушки к земли вси приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,
А и окольноёй дорожкой цела тысяща».
Казалось бы, с этим вопросом всё ясно. Илья Муромец выехал на своём коне из города Мурома и направился в столицу Руси – город Киев. Об этом в тексте прямо говорится.
Смущает одно: расстояние от Чернигова до Киева – по прямой 500 вёрст. Про окольную пока не говорим.
Дело в том, что расстояние от Чернигова до Киева по прямой составляет 127 км, а по дороге – около 150 км. Даже если считать в вёрстах, не получается 500, как ни крути. Потому как верста равна 1066,8 метров.
Что же тогда значат эти числа? Ведь в былину они были вставлены не просто так. Давайте вместе рассуждать.
Тут два варианта:
Во-первых, в былине разговор идёт не о Киеве. Илья Муромец держал путь в стольный город, то есть туда, где сидел князь. И возможно этот столичный город назывался не Киев, а совсем по-другому.
Во-вторых, первым городом, который встретился на пути Илье, был не Чернигов. Вполне возможно речь идёт о городе, который только похож на Чернигов, а на самом деле он имел своё название.
Начнём с простого, с географии. Как известно, город Муром стоит на реке Оке, а город Киев на Днепре. Расстояние между этими городами составляет более 1100 км.
Как мог проходить маршрут. Реки Ока и Днепр в верхнем течении протекают недалеко друг от друга, поэтому маршрут мог проходить вдоль этих рек. В этом случае необходимо двигаться вверх по Оке, а затем вниз по Днепру.
Если пойдём из Мурома вверх по Оке, то через 170 км попадём в Старую Рязань. Это место, где стоял город Рязань до того, как был сожжен во время монгольского нашествия.
Теперь немного подумаем, а какая существует связь города Чернигова с Рязанью?
Такая связь действительно существует. Ведь в 11-м веке город Рязань входил в состав Черниговского княжества. И поэтому, говоря в былине о Чернигове, можно смело подразумевать Рязань.
Ещё одно обстоятельство требует внимания в этой былине.
Илья Муромец не принял предложение жителей Чернигова или Рязани, и не стал их воеводой. А почему?
Во-первых, отсутствие воеводы в городе говорило о том, что в нём нет и гарнизона. Значит рязанский полк куда-то ушёл, вместе со своим командиром.
Во-вторых, Илье Муромцу незачем было становиться рязанским воеводой, потому что рязанцам на эту должность можно было бы пригласить своего земляка.
Для полноты картины, посмотрим, что связывало Илью Муромца с городом Рязанью? А такая связь была, и очень тесная.
Дело в том, что Добрыня Никитич, боевой товарищ Ильи Муромца и второй по значимости русский богатырь, был родом из Рязани.
А вот третий русский богатырь, также известный нам товарищ Ильи Муромца, Алёша Попович, был родом из города Ростова.
Чтобы далеко не ходить, давайте проверим город Ростов на соответствие нашим требованиям.
Если мы посчитаем расстояние от Старой Рязани, стоящей на реке Оке, и до Ростова Великого, стоящем на озере Неро, что в Ярославской области, то результат будет таков: расстояние по прямой составит – 315 км, а вот по дороге уже 470 км.
Помимо сухопутной дороги, из Старой Рязани в Ростов Великий можно попасть и речным путём. Тут необходимо плыть по Оке до её впадения в Волгу в районе Нижнего Новгорода. Затем вверх по Волге до Ярославля, а там по реке Которосль до озера Неро. Протяжённость речного пути составляет около 1060 километров, или ровно 1000 вёрст.
Киев и Чернигов упомянуты в былине не спроста. Ведь былины были предназначены для устного запоминания истории нашей страны. Время было тяжёлым, информация на бумажном или берестяном носителе быстро исчезала в огне пожарищ. В этой ситуации спасали былины, которые запоминались дословно.
Монгольское нашествие по своему масштабу затмило все предыдущие бедствия на Руси. Поэтому главным обидчиком и негодяем в русских былинах стал именно татарин. Хотя, если присмотреться к отрицательному персонажу этой былины, Соловью-разбойнику, то на татарина он не похож.
Имя разбойника не татарское. Оно ближе к именам других злодеев, из русских сказок. Обратим внимание на окончание имени: СоловЕЙ, КащЕЙ, ЗмЕЙ. Этот парень был из местного племени. Скорее всего из финно-угорского.
Ведь русский город Ростов в давние времена окружало финно-угорское племя под названием меря.
Город Киев, который Вещий Олег назвал «матерью городов русских», от монгольского нашествия сильно пострадал. В 1240 году Киев был захвачен и разрушен, и как столица Русского государства перестал существовать.
И хотя в былине идёт рассказ о временах домонгольских, всё же в памяти народной Киев предстаёт как бывшая столица нашего государства. Поэтому под стольным городом Киевом подразумевается другой столичный город, который также был разрушен и потерял свой статус. Но это было ещё до Киева.
Про Чернигов, который ассоциируется с Рязанью мы уже знаем.
Если в былинах упоминать настоящие названия городов: Ростов и Рязань, тогда у народного слушателя возникал бы вопрос насчёт этих городов. Ведь город Ростов существовал в то время и о нём знали, но никакого князя там давно уже не было. Да и Рязань была сожжена. На тот момент, города с таким названием на Руси просто не существовало. Рязань восстановили значительно позже, в 50 км вверх по Оке от своего прежнего местоположения.
А вот Киев и Чернигов действительно существовали, но были где-то там, далеко. И что важно, об этих городах и об их прежнем статусе все знали.
Вот и пришлось тем, кто составлял былины, зашифровывать настоящие названия городов другими именами, хорошо известными. А ключ к разгадке вставлять в текст. Так часто поступают и в настоящее время, когда хотят подтвердить подлинность документа.
На страницах сайта «Сказрус» мы ещё много будем говорить о Ростове, городе в Ярославской области. Который в прошлом возможно и был столицей государства, расположенного на территории нашей страны.
О возможном столичном статусе этого города в прошлом говорит и его название: Ростов Великий.
Великих городов в нашей стране не много, но они есть. Их всего четыре:
Великий Новгород;
Великие Луки;
Великий Устюг;
Ростов Великий.
Обратим внимание на написание слова «великий». У трёх городов оно стоит перед названием города и только у Ростова после.
По аналогии с Ростовом Великим вспоминаются российские цари и царицы: Пётр Великий, Екатерина Великая, Иоанн Грозный. У всех правителей прозвище идёт после имени и никак иначе.
Возможно такое правило распространяется и на город Ростов.
Читатель спросит, а при чём тут Иоанн Грозный? Да собственно ни причём. Просто комедийный фильм о нём – «Иван Васильевич меняет профессию» снимали в Ростовском кремле. При этом говоря, что это старая Москва, столица Русского царства.
В результате наших исследований можно понять то, что во многих русских былинах заложена информация об истории нашей страны. И что, при желании, её можно оттуда взять и расшифровать.
Сегодня мы не будем говорить о том, что нашли название ещё одной столицы Русского государства. По одному источнику нельзя судить о достоверности события.
А вот когда у нас будет 4–5 источников, тогда можно уже с высокой долей вероятности утверждать, какой город был первой столицей на Руси.