Великие миграции человечества

Человечество похоже на большой цыганский табор – пестрое, шумное, разноголосое, противоречивое, со своим скарбом, шатрами, конями и золотыми кольцами. Оно кочует по просторам времени и пространства с незапамятных времен.

Прародиной человека считается Африка. Homo sapiens эволюционировал на этом континенте и покидал его волнами. Первые люди современного вида начали мигрировать за пределы Африки примерно 70 000–100 000 лет назад. Покидая утробу Африканского континента, люди неизбежно оказывались на стартовой площадке для дальнейших миграций – на территории Восточного Средиземноморья. Здесь селились первые «мигранты», здесь возникли древнейшие цивилизации – Древняя Месопотамия (Ассирия, Шумер, Аккад, Вавилон), Древний Египет, Древняя Греция. Здесь начинались все миграционные пути, отсюда люди заселяли теплый тропический пояс, а позднее распространились по всем частям света. Здесь около 12 000 лет назад в районе Плодородного полумесяца впервые зародилось земледелие и скотоводство. Отсюда примерно 8 500 лет назад земледельцы начали мигрировать в Европу. Отсюда началось распространение полисов, как формы социально-экономической организации общества. Здесь был заложен фундамент современной науки, основы искусства и культуры. Именно здесь в 3–1 тысячелетиях до нашей эры появились предпосылки современного способа существования человечества, был создан и в канун новой эры активирован инструмент, объединивший позднее все цивилизационные очаги в единый организм с общим метаболизмом – деньги.

С появлением первых развитых культур миграция человечества не прекращается. К наиболее значительным ранним миграциям относятся:

• «Великое переселение индоевропейских народов», рубеж 3 и 2-го тысячелетий до н. э. Оставило значительный след в истории человечества. Большая часть современного населения имеет своими предками индоевропейцев. Индоевропейские языки относятся к самой распространенной в мире языковой семье. Согласно наиболее популярной курганной гипотезе, прародиной индоевропейцев были степные районы Северного Причерноморья в междуречье Волги и Днепра. С переходом к бронзовому веку началась активная миграция индоевропейских племен в Европу и Азию.

• «Великая греческая колонизация», 1-е тысячелетие до н. э. Считается, что часть греческого населения, проживавшего в Эгейском бассейне, оказалась избыточной из-за его большого прироста в условиях ограниченности естественных ресурсов, экстенсивных методов ведения сельского хозяйства. Миграционные потоки шли в трех направлениях: западном, северо-восточном и юго-восточном. Затронула многие народы, проживавшие по берегам Средиземного и Черного морей.

• «Великое переселение народов» в Европе, IV–VII века н. э. Вызвано вторжением в Европу из Азии кочевников гуннов, что привело в движение европейские племена. Римляне были вынуждены уйти из ранее завоеванных европейских колоний. Миграция древнегерманских племен, в том числе англов и саксов на Британские острова. Миграция славянских племен. Распад Римской империи, упадок и гибель Западной Римской империи. Интенсивное перемешивание народов и культур.

Достоверных сведений о причинах миграций в те древние времена не существует. Известны лишь отдельные события, которые вели к определенным миграционным результатам. Исследователи предполагают, что причины, скорее всего, были связаны с оскудением ресурсов в местах обитания и с возросшей конкуренцией за них. Иногда в качестве причины приводится изменение природно-климатических условий.


Где-то внутри этого странствующего табора формировался славянский этнос, из которого позднее образовался русский народ.

Славяне входят в десятку древнейших народов на планете. Однако, в отличии от других древних народов – эфиопов, евреев, китайцев, басков, сирийцев и др., имеющих вполне определенные географические и исторические привязки, этногенез славян словно закрыт таинственной пеленой. Их происхождение, история формирования и ареал жизнедеятельности почти непроницаемы для исторического взгляда. Изучая древнюю историю, в определенный момент вдруг начинает казаться, что предки славян рассеяны по всей территории Европы и даже по части Азии, но одновременно при этом… их нет нигде. Они, словно электронное облако в атоме, где электроны одновременно находятся во всех местах облака и при этом не находится нигде.

Продолжительное время существовало устойчивое представление о скифах как о прямых предках славян. Однако ряд современных исследований отвергает это представление, утверждая, что оно не подтверждается ни археологическими, ни антропологическими, ни генетическими, ни лингвистическими данными. Считается что скифы, вытеснившие их позднее сарматы и славяне эволюционировали в сообщающихся ареалах, в одно время, но независимо друг от друга. В силу длительной географической близости эти этносы уживались и испытывали существенное взаимное влияние. Предполагается, что в древности термин «скифы» носил не этнический характер, а обобщающий – как принадлежность к нецивилизованным племенам. Этого мнения придерживался Н. М. Карамзин, отмечая в «Истории государства Российского»: «Хотя скифы занимали единственно южные страны нашего отечества; хотя андрофаги, меланхлены и прочие народы северные, как пишет сам Геродот, были совсем иного племени: но греки назвали всю нынешнюю азиатскую и европейскую Россию, или все полунощные земли, Скифиею, так же как они без разбора именовали полуденную часть мира Эфиопиею, западную – Кельтикою, восточную – Индиею, ссылаясь на Историка Эфора, жившего за 350 лет до Рождества Христова» [1].

При этом если упоминание скифов в самых ранних письменных источниках встречается повсеместно, то сообщения о племенах, которые теоретически могут относиться к славянским, начинают появляться в трудах византийских и римских авторов лишь с I–II века новой эры. Исследователи предполагают, что к славянскому этносу могли относиться племена: венедов, невров, склавинов, антов и других. Единства мнений экспертов здесь также не наблюдается. В собственно славянских летописях термин «словѣне» известен с рубежа 1–2 тысячелетий новой эры, но и самим летописям не более тысячи лет. Сохранность древних славянских письменных источников – вообще большая проблема. Так, далматинский монах и историк из Дубровника Мавро Орбини, утверждавший, что «славянский род старше пирамид», при написании своего труда «Славянское царство» (издание 1601 г.), опирается примерно на 300 источников. Из них до наших дней дошло не более 20. Наиболее ранняя из сохранившихся русских летописей, «Повесть временных лет», относится к XII веку, тогда как письменность на Руси возникла гораздо раньше. Датировка новгородских берестяных грамот, авторами которых являются самые широкие слои населения, относится к X веку, Кирилл и Мефодий в IX веке создавали кириллицу на основе уже существующих книг, написанных русскими письменами.

В свою очередь археологам не удаётся проследить на большую хронологическую глубину смену и преемственность культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам. Отсутствие значимых результатов во многом связано с особенностями погребального ритуала древних славян – кремации, практиковавшейся вплоть до окончания 1 тысячелетия.

Лингвисты и генетики тоже не могут точно определить направленность древних миграционных процессов, отстаивая иногда прямо противоположные версии. Так, есть распространенная теория заселения Индии на рубеже III–II тысячелетий до н. э. индоевропейскими племенами, которые ассимилировавшись с местным населением, передали им свой язык и культуру. При этом существует и обратная версия – исхода коренных индоарийских племен и заселения ими обширных территорий за пределами Индии.

Однако лингвистические и генетические изыскания дают нам приблизительные хронологические реперные точки этногенеза праславян. Славянский язык берет свой корень в семье индоевропейских языков. По оценкам экспертов прото-балто-славянский язык отделился от других индоевропейских языков в интервале от 5 000 до 2 500 лет до н. э., и произошло это, вероятнее всего, в Центральной Европе. Расхождение балтской и славянской языковых ветвей датируется временем от 1500 до 500 лет до н. э. Дальнейшее разделение славянских языков происходило уже относительно недавно – 1700–1300 лет назад, т. е. во времена вторжения гуннов в Европу. Примерно с этим же периодом связывается так называемая «славянизация Европы» – период быстрого распространения славянских языков на огромных территориях. В Восточной Европе славяне распространялись на территории, где проживали балтские, финно-угорские и тюркские популяции, в Западной Европе – на территории носителей германских языков, на Балканах – на территории местных разноязычных популяций.

Генетические исследования выявили, что славян объединяет высокая доля Y-хромосомной гаплогруппы R1a среди населения (около 50 %). R1a происходит от гаплогруппы R1 и откололась от неё около 23 тысяч лет назад, возможно, где-то в южной Сибири или Центральной Азии. Часть носителей гаплогруппы R1a примерно 10 тысяч лет тому назад обосновались на Балканах, в Центральной Европе и в степях северного Причерноморья. В настоящее время гаплогруппа распространена в Восточной и Центральной Европе, в Средней Азии, в Южной Сибири и на Индостане.

У современных славян Y-хромосомная характеристика довольно неоднородна и сильно варьируется географически: с востока на запад и с севера на юг:

Восточные славяне – русские, белорусы и украинцы – отчетливо группируются. Они образуют отдельный кластер, хотя внутри него русские, белорусы и украинцы не перекрываются полностью друг с другом. Исключение составляют северные русские, которые генетически отдалены от остальных восточных славян и тяготеют к соседним финно-угорским популяциям.

Из западных славян чехи и в меньшей степени словаки отличаются от восточных славян и смещены в сторону немцев и других западноевропейских популяций. Поляки более близки к восточным славянам.

Южные славяне формируют дисперсную группу, которая внутренне поделена на западный (словенцы, хорваты и боснийцы) и восточный (македонцы и болгары) регионы с сербами посередине. При этом словенцы генетически близки к венграм (географически близкий, но не славянский народ), а восточная ветвь южных славян группируется с неславянскими, но географически близкими румынами и до некоторой степени с греками.


Все это очень интересно, но не дает возможности построить картину мира. Изучение проблемы похоже на изучение слона слепыми, изложенного в старой притче. Деталей много, но общая картина не видна.

Попробуем расширить фокус своего восприятия и подойти к вопросу с другой стороны. Представим себя, уважаемый читатель, на несколько минут в далеком-далеком прошлом, скажем, во времена формирования первых цивилизационных очагов: 4 000 год до нашей эры. Восточное Средиземноморье, перекресток трех дорог – Африки, Азии и Европы. Мягкий, благодатный климат, теплое море. Городов еще нет, но у тебя и твоей семьи есть свое скромное жилище. У твоей общины есть обрабатываемые поля и пастбища. Почти все, что необходимо для жизни вы производите самостоятельно. Кое-чем обмениваетесь с соседними немногочисленными племенами. Людей вообще немного, численность населения на всем земном шаре – около 7 млн. человек, но тебе об этом ничего не известно. Какие-то факторы заставляют тебя покинуть обжитые места и отправиться в далекое и опасное путешествие. Эти факторы важны для тебя настолько, что заставляют переступить через свои страхи и сомнения, которые, несомненно, присутствуют перед дорогой в неизвестность. У тебя нет иных средств передвижения, кроме собственных ног. У тебя нет телефонов и спутниковых навигаторов, у тебя нет даже компаса и карты. У тебя нет никакой информации о пункте назначения, каких-либо сведений о предстоящей дороге. Собственно, нет даже дороги как таковой.

Но любой путь начинается с первого шага. Каковы бы не были начальные факторы и причины, заставившие тебя отправиться в путь, ты должен сделать первый шаг. И ты неизбежно должен выбрать его направление. Вот мы и будем искать векторное направление нашего первого шага. На Средиземноморском перекрестке трех дорог нам необходимо найти указатель, путеводный камень, определявший пути и цели миграции древнего человека.

В своем исследовании мы посмотрим на русское пространство с самого раннего периода исторической хронологии – с Древнего мира. И сделаем это с позиции консервативного, мало подверженного различным влияниям и настроениям источника знаний – картографии и космографии. Ведь карты мира – это не что иное, как воззрение на мир, т. е. отражение мировоззрения людей, картографическое описание представлений о мире. Одновременно эти источники – концентрированное выражение истории, они кристаллизуют картину мира в тот или иной исторический период, отражают мировоззрение не отдельных правителей, а всего цивилизационного очага. В этих источниках время замораживается, его отсчет ведется не годами, а веками. Они и помогут нам посмотреть на генезис загадочного Русского мира.

Загрузка...