Русская церковь и державная мобилизация

Выступление Кирилла Фролова на конференции «Проблемы национальной безопасности России. Уроки истории и вызовы современности» (Сочи, 28 мая)

«Материк.ру» 30.05.2016

…Спасение России – в её мобилизации. Мобилизационный проект современной России не возможен без опоры на православные ценности. Именно в них – историческая основа и залог существования России и её будущих побед, а в Православии – её мобилизационный потенциал…

Важнейшей темой является развенчание западнического, колониального мифа о том, что Православие, якобы, является тормозом общественного и технологического развития России. На пропаганду этого мифа потрачены огромные суммы денег, выпущены тонны «гениальных» творений западнических пропагандистов типа Ричарда Пайпса и Александра Янова, называющих ошибкой сам цивилизационный православный выбор России [1]. На пропаганде этих идеологов продолжает воспитываться нынешняя молодая либеральная элита, уже воспитана «офшорная аристократия», имеющая огромное влияние в нашей стране.

Назовем вещи своими временами – пропаганда «ошибочности» цивилизационного выбора и исторического пути России – это колониальная пропаганда, пропаганда порабощения России и кадры, на ней воспитанные, являются адептами колониального пути для России, то есть ликвидации нашей страны.

Соответственно, путь верности православному цивилизационному историческому выбору – это единственный антиколониальный путь, путь обеспечивающий развитие, прорыв России и к цивилизационному рывку, невозможному без новой индустриализации, восстановления принципа социальной справедливости и национально-государственного возрождения России и воссоединения русского народа – самого большого разделенного народа в мире. Русская Церковь исторически была и остается центром национального мобилизационного строительства и этот потенциал должен быть максимально востребован именно сейчас, в переломный для России момент.

Первый русский монастырь, Киево-Печерская Лавра, был центром национальной исторической науки («Повесть временных лет» Киево-Печерского монаха преподобного Нестора-Летописца, первый учебник русской истории «Синопсис или повесть о начале словенского рода», написанный Киево-Печерским архимандритом Иннокентием (Гизелем), первый учебник медицины (там была первый медицинский центр во главе со святым Агапитом, «врачом безмездным»). Киево-Печерские монахи проводили как внешнюю экспансию, так и внутреннюю колонизацию Руси – России, шли на Восток и крестили людей, неся просвещение и культуру, на огромном пространстве до самых восточных, сибирских рубежей России.

Преподобный Сергий Радонежский основал более пятидесяти монастырей, вокруг каждого формировалось городские поселения, культурные, образовательные и ремесленные центры, монастыри становились не только духовными, но и культурными, инженерными, фортификационными центрами. Преподобный Иосиф Волоцкий превратил основанный им Иосифо-Волоцкий монастырь в мощнейший социальный центр, спасавший от голода подмосковный регион и выдавший подъемные кредиты крестьянам, Патриарх Никон, создавший в Новоиерусалимском монастыре международный православный геополитический центр для ковки православных лидеров во всем мире, митрополит Петр Могила, создавший в Киеве Академию для подготовки православных русских управленческих кадров. Московский Патриархат стал центром неофициального руководства Вселенским Православием и проведения геополитических интересов России во всем мире, поэтому его ликвидация Петром была победой Запада, а восстановление в 1943 году Сталиным – великой победой России.

Церковь также имеет и свои рецепты эффективной национальной модернизации, которые должны быть максимально востребованы при неизбежном переходе к политике новой индустриализации России. Я говорю о таких явлениях как примирение труда и капитала на путях православной этики в рыночной экономике, создание гармонии между национальным и вселенским. Именно Церковь реально может дать рецепт национальной модернизации, которая станет эффективной только на основе традиции.

Действительно, русские монастыри были центрами технологической революции. На Соловках были построены уникальные ирригационные системы, на Валааме – инновационные кузницы. Митрополит Антоний (Храповицкий) считал, что ученое монашество должно стать национальной элитой [2], заменив компрадорскую «образованщину». От себя добавим – элиту не только гуманитарную, но и технократическую. В городе Сарове – одном из великих духовных центров и столице ядерной физики России монастырь и наукоград уже являют собой пример такой синергии. Воплощение идеи христианской экономики возможно. Мало того – необходимо. Это единственный путь, который примирит отношения труда и капитала, работодателя и рабочего.

Речь идет не о какой-то особенной «православной экономике» – экономические законы объективны, весь вопрос, какая модель рыночной экономики – промышленно-технологическая или компрадорски-сырьевая будет реализована в России. Но Православие может и должно принести свою этику в чаемую нами экономику новой индустриализации России, переходу к иному технологическому укладу, подлинной деколонизации страны. Именно религиозная мотивация будет стимулом к социальной справедливости: например, во многих православных катехизисах прямо написано, что удержание законной платы наемному работнику есть грех, вопиющий об отмщении к Небу.

Мало того, двадцатый век дал нам поразительные примеры такой экономики. Тот же Антоний (Храповицкий), великий русский богослов, будучи волынским архиепископом, учредил при Почаевской Лавре специальный банк, который выдавал малороссийским крестьянам подъемные кредиты и вывел их из-под экономической зависимости от финансово сильных диаспор, сделал Волынь зоной процветания и политической стабильности.

Без благословения почаевских духовников ни один кандидат в крае не мог попасть в Государственную Думу России, никаких правых и левых экстремистов в области не было, ибо из под их ног была выбита почва, а просветительская работа была огромной – тираж «Почаевских листков» превышал два миллиона! Другой пример наш великий православный святой Серафим (Муравьев) Вырицкий до пострижения был крупнейшим меховым торговцем России. Он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг, он достойнейшим образом оплачивал и заботился о своих работниках, кормил тысячи нищих Петербурга.

Очевидно, что представив более привлекательный цивилизационный проект своего будущего, Россия привлечет на свою сторону лучшие силы в мире. Внешняя политика России должна быть политикой справедливости. Это антитеза колониальной политике США. Сейчас в центре внимания – Турция. Как Вы знаете, Россия в начале двадцатого века была на грани овладения Константинополя, о его грядущем освобождении афонские старцы пророчествовали весь двадцатый век.

А русский митрополит Антоний (Храповицкий) в начале двадцатого века в своей статье «Чьим должен быть Константинополь?» [3, с. 14–21] писал, что он будет освобожден Россией и возвращен грекам. Почему не русским? Потому что принцип России, который ныне реализуется Владимиром Путиным – справедливая политика – позволит весь мир собрать вокруг России. Киев – это «мать городов русских», а Константинополь – городов греческих!

И в Западной Европе, и в США существует многомиллионное «христианское сопротивление» политике дехристианизации, многие христиане готовы принять и принимают Православие. Мало кто знает, что Православие является самой быстрорастущей религией Африки, потому что католицизм и протестантизм ассоциируются с колониализмом, а Россия – с избавлением от него. Раньше в Университете Патриса Лумумбы готовили лидеров для стран Африки, поэтому пора открывать там богословский факультет, ибо «чёрный континент» не будет лишним для борьбы Третьего Рима с «империей зла».

Очевидно, что представив привлекательный цивилизационный проект своего будущего, Россия привлечет на свою сторону лучшие силы в мире. Внешняя политика России должна быть политикой справедливости. Это – единственная антитеза современной колониальной политике США.


1. «Russia Under the Old Regime» (1974): Пайпс Р. «Россия при старом режиме», Москва, «Захаров», 2004 г.

2. Антоний (Храповицкий), архимандрит. «Об ученом монашестве». Санкт-Петербург, 1889 г.

3. Журнал «Пастырь и паства», № 1, 1915 г.

Загрузка...