Всё начинается и заканчивается в строгом соответствии с законами природы. Тот закон, который открыл М. В. Ломоносов, гласит: «Ничто не возникает из ничего и не исчезает в никуда!» Этот закон всеобъемлющ, без него невозможно обойтись ни в химии, ни в физике, да и в общественных науках тоже. Он заставляет искать и находить в каждом явлении причинно-следственные связи, зачастую скрытые во мраке всеобщего незнания. Нам тоже предстоит нелёгкий поиск и не всегда радостные открытия. Но результат будет только один – святая Истина, ибо «не в силе Бог, но в правде!», как сказал благоверный князь А. Невский.
Напомню, что предыдущее исследование («Тайные аспекты…», [2]) заканчивалось на житиях киевского князя Владимира Крестителя (†1015 г.). Дальнейшие события невозможно рассматривать в отрыве от очередного «водоворота истории», бушевавшего непосредственно вокруг рубежей славянской империи. Рассмотрим вкратце, что происходило в XI–XII веках, предшествовавших золотоордынскому периоду.
Первая половина XI века ознаменовалась ожесточённой борьбой за власть между князьями Владимировичами. В этой борьбе столкнулись непримиримые соперники: Ярослав Мудрый (князь Великого Новгорода) и Святополк Окаянный (князь Киевский). Киевский престол то и дело переходил из рук в руки. Поначалу успех сопутствовал Святополку. На стороне Киева выступало мощное Черниговское княжество, которым управлял Мстислав (брат Святополка) и половецкие племена.
Дальнейшие события показали, что Ярослав не зря носил своё второе имя. Умело сочетая дипломатию с активными военными действиями, Ярослав I утвердился на киевском престоле и сумел более ли менее скрепить шаткую государственную конструкцию, вот-вот грозившую рухнуть и ввергнуть страну в хаос.
Святополку, обвиняемому в убийстве из самых подлых побуждений родных братьев Бориса и Глеба, пришлось бежать в Польшу, где его ждала бесславная участь изгнанника и смерть. После побед Ярослава I над печенегами, ляхами и половцами все недруги надолго позабыли дорогу в Русь. Ярослав княжил до 1054 года. При нём юго-западная Русь окрепла и достигла наибольшего расцвета.
Историки единодушно признают, что это был действительно выдающийся и дальновидный государственный деятель. Время его правления омрачено неудачной войной, спровоцированной той же коварной Византией. В 1043 году киевская дружина, которую возглавлял сын Ярослава (Владимир), потерпела жестокое поражение, подвергшись обстрелу не виданного до того оружия – прообраза «бога войны», т. е. артиллерии.
Пожалуй, это был последний серьёзный конфликт в русско-византийских отношениях. Несмотря ни на что, Византия всегда стремилась поддерживать союзнические отношения с Русью. Там хорошо понимали, что именно северному соседу суждено играть важную роль в византийской политике, и всегда стремились направить эти отношения в нужное русло.
В то же время Ярослав I при помощи династийных браков активно налаживал связи со странами Западной и Северной Европы. Сам он был женат на дочери шведского короля Олафа. Благочестивая Ирина (в девичестве Ингигерда) стала воистину исторической личностью и матерью-героиней, подарив князю 8 сыновей и 4-х дочерей. Всех своих дочерей Ярослав весьма удачно пристроил при самых знатных королевских дворах Европы. Все его сыновья продолжили государственное строительство.
Благополучие Руси XI века можно усматривать во многих признаках:
– русские княжества были населены славянскими народами, которые к тому времени успели создать свою культуру и свою уникальную общность;
– Русь пользовалась политическим авторитетом и отстаивала свою независимость по отношению к европейским державам и Византии;
– Константинополь всячески поддерживал Киевскую митрополию и способствовал распространению греко-православной веры на все русские земли;
– федеративная Русь была «страной городов»; археологи насчитывают на территории Русских княжеств тысячи крупных населённых пунктов, в которых обитали ремесленники, крестьяне и посадники, защищавшие русские земли;
– Русь успешно отражала все внешние угрозы и защищала свои рубежи от нападений извне.
Следовательно, Русь раннего средневековья постепенно формировалась как федеративное государство, управляемое Великим князем и объединяемое духовно греко-православной церковью.
Роль государственного центра первоначально отводилась союзу Киева, Чернигова и Переяславля-Северского. Другие моногорода-крепости (Новогород, Изборск, Ладога, Ростов, Муром, Курск, Галич) выполняли функцию «защитного пояса». Особую роль в собирании земель играл древний Суздаль. Ярослав I мудро распределил все удельные княжества между сыновьями, соблюдая определённую иерархию. Старших он посадил на центральные княжества, а младших отправил искать славу на дальних рубежах. Место великого князя в Киеве занял его старший сын – Изяслав.
Вся эта «конструкция» рухнула сразу после кончины князя-реформатора и государственника. На киевский престол объявился ещё один претендент – полоцкий князь Всеслав. Неопытный Изяслав делает один промах за другим. Сначала он объявляет войну Всеславу, но западные союзники Киева сразу становятся его смертельными врагами. Затем он терпит поражение от половцев и лишается поддержки киевлян. В самом Киеве начались сплошные майданы и разброд.
Чтобы закрепиться во власти, Изяслав просит помощи у родственников жены, прежде всего, у польского короля Болеслава II. Киев был фактически оккупирован польскими «силовиками», которые принялись везде устанавливать свои порядки и творили сущий беспредел. Естественно, местное население возмущается и начинает повсеместно истреблять «гостей», выпроваживает их силой. Польский король вскоре понял, что Изяслав не контролирует ситуацию и предпочёл ретироваться.
В 1073 году Киевский престол занимает Святослав Ярославич. С той поры начались усобицы внутри клана Ярославичей. В результате непрекращающихся столкновений Киев постепенно приходит в полный упадок. Казна пуста, оборонительные сооружения частично разрушены, жители истреблены или разбежались, многие попрятались. Такая же чехарда происходила и в Черниговском княжестве.
На этом фоне выглядит весьма позитивной и разумной попытка прекратить междоусобицы со стороны Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого. Этот князь добровольно отказался от киевского престола, чтобы мудро и спокойно управлять родовой Переяславской вотчиной. В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха состоялся первый съезд русских князей в городе Любиче. На этом событии необходимо задержаться подробнее, ибо на нём зарождались основы федеративного (т. е. союзного!) государства.
Вот что написано об этом съезде в «Повести временных лет» (из [7]): «Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславович, и Давыд Святославович, и брат его Олег и собрались на совет в Любиче для установления мира… Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславовичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль».
Вам ничего не напоминает эта княжеская сходка? Это же прообраз Орды (!), опередивший Золотую Орду почти на 150 лет. Сходка «авторитетов» в узком кругу, подальше от посторонних глаз и ушей рядит и судит всех и вся по своему усмотрению. Делит вотчины, наказывает неугодных, планирует совместные военные действия… Можно смело утверждать, что именно Любечская сходка (1097 г.), а не позорное побоище на Калке, положила начало Ордынской эпохе! Соответственно, основателем изначальной Орды следует признать Владимира Мономаха (по-гречески – «единоборец»), а не мифических чингизидов. Причём двигали великим князем самые благочестивые намерения и его организаторский талант.
Но что происходит? Почему князья так быстро забывают свои клятвы? Почему на объединительном съезде князей не нашлось места княжествам «с особым статусом», т. е. Новгородскому и Ростово-Суздальскому? Почему не упоминаются стратегически важные города: Псков, Смоленск, Муром и другие? В этих вопросах находят отражение многие аспекты, включая стремление каждого князя оградить свои владения, их самообособленность и самостийность. Поэтому любые попытки объединения и подчинения независимых земель единым порядком воспринимались как посягательство на исконную собственность, на их права и традиции.
При этом каждый князь был не прочь «разжиться» за счёт соседей. По сугубо формальным соображениям Рязань и Муром как бы относятся к одному княжеству, но за эти города шла постоянная борьба между Черниговом и Ростово-Суздальским княжеством. Как известно, в конце XI века Муром ещё оставался «вольным городом», в котором проживали язычники[2], а Рязань была заложена при Ярославе Мудром, как вотчина княжича. За владение этими городами шла постоянная грызня между «младшими» князьями. Про Великий Новгород, Псков и Смоленск этого не скажешь – эти древние города-республики сами нанимали князей, а неугодных могли запросто прогнать взашей.
Напомню, что тот же Ростов Великий, Суздаль и Муром появились ещё в IX веке, то есть были ровесниками(!) Киева. У этих городов изначально сохранилась первородная гордость за свою «старину», они имели непреходящее значение и до Орды, и во времена ига.
Однако уже на первом съезде, как и на всех последующих, северным и северо-восточным княжествам отводилась вассальная роль, а вся власть сосредотачивалась в руках Киево-Черниговской орды – столичного центра, традиционно возглавляемого старшими князьями. Такое разделение нарушало веками сложившееся равновесие и не могло не вызвать противостояния. В те самые времена на землях финно-угорских племён возникал мощный Центр силы, которому суждено было сыграть решающую роль в формировании России как единого славянского государства.
Отвлечёмся на время от проблем становления русской государственности, чтобы лучше понять внешние факторы, которые никак невозможно обойти вниманием! Ведь именно в них наблюдается невероятное, но в то же время закономерное совпадение важнейших исторических событий.
Прежде всего следует помнить как «Отче наш», что первая «зарубка» в истории глобализма была сделана в 1096 году, когда папа Урбан II обратился к пастве с призывом освободить Святую землю от мусульман-иноверцев. Этот исторический момент принято считать побудительным началом войн за Гроб Господень. Под эгидой Ватикана возникли монашеско-рыцарские организации, управляемые из единого Центра (далее – Орден). Орды крестоносцев объединяли в своём составе не столько воинов, сколько разорившихся крестьян, религиозных фанатиков, маргиналов и прочее человеческое отребье.
Многие наивно полагают, что с того момента благочестивые рыцари по всей Европе принялись точить мечи, править упряжь и собирать под свои знамёна подданных на «святое дело». Как бы не так! Благородным рыцарям позарез нужен был начальный капитал. Ведь оружие, доспехи и ландскнехты стоили весьма недёшево. А всё, что удалось награбить сюзеренами по соседству, давно уж пропито…
Такая меркантильная проблема решалась самым что ни на есть «милосердным» и по-европейски «гуманным» способом. Сразу после папской проповеди по всей Европе прокатилась волна еврейских погромов, в результате которых значительная часть «золота партии» была экспроприирована в интересах «святого дела». Чтобы как-то оправдать этот беспредел, были пущены в ход конспираторские выдумки, ядовитые ростки которых жалят мозги и поныне.
Закономерный результат того благочестивого «почина» не заставил себя ждать: уже в 1098 году первый Крестовый поход отправился из Константинополя на Святую землю. Полчища крестоносцев волна за волной прокатывались через всю Европу, Византию и Палестину вплоть до XIV века. Примерно в то же время началась ожесточённая война между Византией и сельджукским султанатом, происходили грабительские набеги тюркских разбойников на города Центральной Азии и Закавказья. В 1177 году султан Салех ад-Дин (Саладин) объявил джихад против иноверцев-христиан. И война разгорелась с новой силой!
Каким образом эти события коснулись святой Руси? Самым непосредственным! В то самое время (конец XI – начало XII века) в Русь вместе с беженцами из Европы и Галилеи хлынули иудейские торгаши, ростовщики и скупщики краденого. Эта публика первым делом добилась «взаимопонимания» у корыстолюбивого Святополка II (Михаила).
Киевляне, измученные лихоимством и непомерными «ростами», пошли на крайние меры – для начала они принялись избивать и грабить жидовичей. Всё это сопровождалось большой смутой и кровопролитием. Ситуацию удалось взять под контроль только Мономаху, которого сами киевляне умолили принять вокняжение в 1112 году. Мономах жёсткими, но законными мерами ограничил аппетиты иудейских ростовщиков. Все, кто был не согласен, были депортированы. Тот, кто противился, – попадал прямо на плаху! Некоторые историки до сих пор не могут простить князю-единоборцу эту примерно-показательную экзекуцию.
Для местной элиты все действия Мономаха выглядели вопиющим нарушением семейной традиции! Не без основания можно полагать, что киевские князья охотно вступали в Орден и были убеждёнными сторонниками латинской Церкви (Роман и Рюрик Ростиславовичи, например). Крестовые походы столетиями не могли достичь самопровозглашённой цели, но они имели далеко идущие последствия на всех смежных территориях. В нашем случае можно выделить два важнейших последствия:
1. Религиозные войны способствовала миграции семитских и тюкритских племён из Византии, Сирии и Адриатики на более безопасные территории, включая южную Русь и причерноморские земли;
2. Киевская Русь на фоне «европейской смуты» в XII веке выглядела «оазисом экономической стабильности», захватить и пограбить который стремились все менее благополучные соседи (ляхи, литвяги, половцы, норманны и пр.).
Несмотря на весьма непростую международную обстановку Киевская орда в XII веке сохраняла власть над русскими княжествами. Мономахова ставка организовала военные походы на булгар и половцев, что надолго обезопасило восточные рубежи. Даже дикие литвяги и эсты скоро поняли, что с регулярными русскими дружинами лучше не встречаться. Династийные браки Рюриковичей укрепляли авторитет Киева в союзе со своенравной Византией. Всё это происходило в русле становления патриархально-монархической власти, что однозначно способствовало укреплению государственного порядка на всех раздробленных феодальными усобицами русских землях.
Опять что-то пошло не так! Возможно, Киевская Орда была прогрессивным, но весьма сырым проектом для такого огромного «лоскутного государства», каким была феодальная Русь. Ни одно европейское государство того времени не могло сравниться с Русью ни по размерам, ни по численности населения, ни по масштабам местничества. Киевские князья этот фактор, возможно, недооценивали или, что тоже возможно, переоценили собственные силы. Так или иначе, но появление изначальной Орды способствовало не только централизации власти, но и, напротив, усилению региональных элит.
Эти обстоятельства проявились в полной мере после смерти Владимира Мономаха (†1125 г.). Власть Киевской орды на этом закончилась, и на Руси вновь воцарились усобицы и борьба за власть. Весь XII век русские князья делили престолы и воевали между собой (основная схватка происходила между Мстиславовичами и Ольговичами). После многочисленных осад и раздраев Киев окончательно утратил столичный статус и облик независимой и самой процветающей митрополии греческого патриархата.
Что послужило причиной такого краха, княжеские усобицы или утончённая политическая игра, навязанная извне – сегодня утверждать невозможно. Но именно тогда, в 1202 году, понтифик Иннокентий III объявил об очередном, четвёртом крестовом походе. Странное совпадение, не так ли? На этот раз главный удар Христова войска был направлен на уничтожение Византийской империи, как центра христианского (!) православия. На месте Византии должна была воцариться Латинская империя – государство воинственных крестоносцев-католиков. Этот «проект» воплощал давнюю мечту Ватикана о глобальной теократии и был активно поддержан основными «игроками», включая короля Франции и всю палату дожей Венеции.
В 1204 году после целого года осады был захвачен и до основания разграблен Константинополь. Православному императору (Алексею III) удалось сохранить «осколки империи», отступив в самую восточную провинцию на территории Малой Азии, именуемую Никеей. Вся Греция, Далмация и Адриатика были захвачены Орденом, но не покорились.
Уже в 1205 году Адриатика была частично освобождена. Рыцари потерпели сокрушительное поражение под Адрианополем от болгарского царя Калояна, объединившего вокруг себя болгар, греков, валахов и каких-то (?) половцев. С этого исторического момента в борьбу Византии против международной интервенции, организованной Ватиканом, включились и её союзники, и бывшие соперники.
В XIII веке, начавшемся с таких грандиозных событий, должно было произойти что-то очень значимое, и ЭТО произошло! В конфликт мощных противоборствующих сил (Киевская Русь против Суздаля, Ватикан против Византии и Степь против Леса?) вмешивается загадочная «третья сила». Но это уже совсем другая история с географией!
Ответ: всё начиналось в турбулентной общественно-исторической обстановке на фоне крестовых походов и неустойчивой, слабой государственности как в землях Руси, так и за её пределами. Первый прообраз Золотой Орды в виде княжеского Совета возник ещё во времена княжения Владимира Мономаха.