В бане мыться, заново родиться.
Образ бани настолько связан с историей России, что никто не задает себе вопрос – когда на Руси появились первые бани? Баня была всегда!
Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н. э., писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.
«И нет у них купален, но строят они дома из дерева, и заделывают щели его зеленоватым мхом. В одном углу делают очаг из камней, а в потолке дыру для выхода дыма. В доме всегда есть сосуды с водой, которой поливают накалённый очаг, и поднимается тогда горячий пар. И в руках у всех связки ветвей, которыми они махают вокруг тела, притягивая горячий воздух к себе. Потом поры на их теле открываются, и реки пота текут с них, а лица – радостные и счастливые».
В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор, в котором среди других товаров была и баня, потому что в Византии проживало много русских купцов. Многие торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. Потом в Константинополе появилось русское землячество, которое занимало в городе целый квартал. В связи с этим в договоре было отдельно написано требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.
Летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, в «Повести временных лет» (945 год) описывает путешествие апостола Андрея в землю славян. Проповедуя Слово Божье в Киеве, он продолжил свой путь вверх по реке и дошел до северных земель, где сейчас находится Новгород. В тех краях его просто поразило то, что люди парились в избах, хлестали себя вениками и голыми выбегали на мороз и окунались в снег, или прорубь. По возвращении в Рим с толпой странников апостол Андрей рассказывал: «Видел бани деревянные, и как нажарят их румяно, от одежд освободятся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят холодной водой и морозом тело своё. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье».
Нестор описывает ещё один момент, случившийся в 945 году. Многие источники указывают, что киевская княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство князя Игоря в трёхкратном размере. Один из моментов этого происшествия связан с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.
В летописях X–XII веков частенько встречаются упоминания о банях на Руси, но в те далекие времена наши прародители называли их на свой лад: мовня, мовь, влазня, мыльня и др. Во времена правления князя Киевского и Новгородского Владимира бани предназначались для немощных. Бани были в каком-то смысле лечебницами, скорее всего первыми на Руси. В летописях XI–XII веков была информация и о водопроводе, который был построен для Ярославова дворища. Московские князья использовали для бань воду из реки Неглинной или из Москвы-реки. Намного позже, примерно к началу XVI века, по приказу Ивана Калиты от реки провели трубу из дуба, чтобы подавать воду в глубокий колодец-тайник, из которого её в дальнейшем набирали в разные сосуды и относили по домам.
Примерно в тридцатые годы XII века на Руси жила известная врачевательница и целительница по имени Евпраксия, которая была внучкой князя Владимира Мономаха. Она всегда была на стороне русской бани, так как считала, что она очень полезна для здоровья. Когда Евпраксие было 15 лет, она была выдана замуж за византийского царевича. По прибытии к мужу в Царьград, она скоро выучила греческий язык и прочитала подлинные сочинения великих врачевателей – Галена, Гиппократа и Асклепиада. По истечении времени, став хорошим врачом, Евпраксия всячески склоняла народ к поддержанию гигиены. Вот что она говорила о бане: «Баня предохраняет от болезни и делает тело крепче».
Русская баня была подробно описана иностранцами, их очень удивляли особенности русской бани. Путешествующие люди из Европы, а потом и журналисты, оказавшиеся в России, считали что баня – это экзотика по-русски. Рассказывая о своих впечатлениях на Западе, приезжие европейцы всё прочнее связывали образ русских людей с любовью к бане. Карамзин в книге «История государства Российского» публикует свидетельство иноземных путешественников, которые были на Руси в древние времена: «Житель полуночной земли любит быть в движении, согревая им свою кровь. Становится адаптирован к частым переменам воздуха и укрепляется терпением… Ни в грош не ставит непогоду, присущую северному климату… Закаляется с помощью своей огненной бани».
В начале XVII века немецкий учёный Адамус Алеариус (Олеарий), посетивший Россию, оставил свое воспоминание о народной русской бане: «Нет в России города или деревни, в которой нет настоящей русской бани! Русские способны спокойно переносить очень сильный жар. Они ложатся на банные полки и просят бить себя горячими берёзовыми вениками, а этого я никак не смог вынести. От этого адского жара русские люди становятся красные, и после того как попарятся, обливаются холодной водой. А зимой выскакивают голышом из бани и валяются в снегу, трут им тело так, как будто это мочалка, а потом идут обратно в баню, греться. Они считают, что так они закаляют своё здоровье».
Русские бани не так роскошны, как хаммам или римские термы, в них нет ни огромного количества помещений размером с поле, ни красивой архитектуры. Но, как бы то ни было, русская баня живёт, и будет жить ещё очень долго, если не всегда.