Введение Путь рун

Руны найдешь

И постигнешь знаки,

Сильнейшие знаки,

Крепчайшие знаки.

Хрофт их окрасил,

А создали боги,

И Один их вырезал.

(«Старшая Эдда», «Речи Высокого»: 141)

Современное возрождение интереса к традиционным духовным практикам затрагивает историю и мифологию многих народов мира. Люди, стремящиеся жить в единении с природой, найдут для себя много интересного в учениях коренных индейцев Америки. Традиции кельтов открывают путь в Иной Мир, а в религии Ориша (она же Ифа-Ориша) мир божеств тесно переплетается с миром людей. На фоне такого культурного многообразия религиозные идеи древних германцев выглядят не самыми популярными. Тем не менее в наши дни всё заметнее усиление интереса к традициям и духовной жизни Северной Европы. Главное подтверждение этого интереса – внезапное появление огромного количества книг о рунах.

Многие впервые познакомились с рунами благодаря «Властелину колец» Дж. Р. Р. Толкина (тут стоит отметить, что Толкин, прекрасно владевший языком рун, использовал их по своему усмотрению. Так, например, мудрый волшебник Гендальф обозначает себя руной ФЕХУ ᛓ, а не ГЕБО X, а ведь именно она служит для передачи буквы Г). Руны – это, в первую очередь, сакральный алфавит, элегантная система письменности, овеянная очарованием древних тайн. В то же время руны – это удивительная тайна Севера, теснейшим образом связанная с богами англосаксов и викингов, чьи традиции, обряды и верования послужили основой для современной культуры. В древневерхненемецком языке слово run, или runa, означает секрет, тайну, поэтому тот, кто ищет в рунах мистику, не будет разочарован. Существует гипотеза, что индоевропейский корень слова run идентичен корню, который встречается в именах верховных божеств Индии и Греции, Варуны (Varuna) и Урана (Ouranos), и именно он придаёт им сверхъестественное звучание. С духовной точки зрения руны представляют собой единение звука и смысла. С помощью рун можно облечь в слова и сознательно выразить то, что находится за пределами всех человеческих языков, – саму нашу интуицию.

Иными словами, руны – это гибкая, практичная и эффективная система символов, для которой существует множество применений. И эта система может открыться искреннему искателю, если он, конечно, к этому готов.

Самая очевидная область, в которой используются руны, – коммуникация. Как уже говорилось выше, руны – это полноценный алфавит, система символов, каждый из которых обозначает определённый звук. Рунами, равно как и привычными для нас буквами, можно записывать слова. Однако такая практическая польза не объясняет привлекательности и растущей популярности рун. Латинскому алфавиту удалось стать средством глобальной коммуникации, несмотря на то (а может быть, как раз благодаря тому), что его буквы никогда не несли сакрального значения. С этой точки зрения руны больше похожи на иврит, в котором каждая буква также имеет своё значение, выходящее за рамки привычного представления о звуке.

У каждого знака рунической письменности, как и у букв иврита, есть своё имя. Кроме того, он имеет огромное количество значений и ассоциаций. Именно это превращает каждую руну в мощный инструмент для медитаций. Систематическое изучение рун может стать своеобразным посвящением, способствующим раскрытию психики и развитию личности. К тому же руны сами по себе – прекрасная возможность прикоснуться к уникальной культуре Северной Европы.

Сегодня самое распространённое применение рун – гадание и предсказания. Деревянные плашки или камешки с вырезанными на них рунами бросают или раскладывают, подобно картам Таро. На сложность толкования таких раскладов влияет тот факт, что рун меньше, чем карт, однако знающему человеку руны могут поведать о многом. В карте Таро, несомненно, заключено куда больше визуальной информации, но, как и у рун, у карт есть свои названия. Для толкования Таро необходимо знать значение каждой карты и уметь интерпретировать расклад целиком, задействовав при этом собственную интуицию. С другой стороны, при толковании рун не получится опереться на визуальную составляющую, на символизм, заложенный художником в картах. Прямые ассоциации в сознании толкователя вызывает сама форма руны. Кроме того, в случае необходимости набор рун можно изготовить из подручных материалов, например из кусочков дерева, или написать на бумаге.

Впрочем, возможности рун не ограничиваются только гаданием. В «Старшей Эдде», сборнике героических и мифологических песен древней Скандинавии, говорится о том, что руны главным образом использовали для создания колдовских чар и заклинаний.

Руны могут использоваться по отдельности, в комбинации нескольких символов (биндруны), или же из них могут составляться рунескрипты – надписи, которые складываются в слово, имя или заклинание. Довольно чётко описаны техники, которые применялись толкователями рун. Однако источники умалчивают о том, с какими целями использовалась та или иная руна. По-видимому, эти знания передавались устно, от учителя к ученику, или, возможно, достигались самостоятельно, посредством медитации или посвящения. А может быть, эта информация была не чем иным, как прямым божественным откровением.

Чтобы эффективно использовать руны, необходимо постичь мудрость прошлого и настоящего. Понимание традиционной культуры и мифологии позволит вам черпать из рунических символов силу, которая накапливалась в них на протяжении веков. Но вся магия проходит через разум толкователя, а значит, она должна иметь чёткое обозначение в терминах его собственной символьной системы. Эпоха глобализации коснулась многих аспектов цивилизации, поэтому тот или иной архетип, присущий культурам разных стран, проливает свет на значение рун, делает его ясным и понятным. Тут стоит задуматься. Важно не только разбираться и осознанно изучать старинные значения рун, но и уметь рассматривать их сквозь призму собственной системы ценностей.

Руны – выражение духовности Северной Европы, но культура, в которой они процветают сейчас, многонациональна и плюралистична. Духовными практиками коренных американцев или религией Ифа-Ориша могут интересоваться люди совершенно разного этнического происхождения и вероисповедания. Руны одинаково очаровывают людей разных национальностей с совершенно разным культурным багажом. В наше время ведутся серьёзные дискуссии о ценности генетических связей при освоении той или иной этнической духовной системы. Многим проще изучать магию, которую практиковали их собственные пращуры. Я сама чувствую себя куда увереннее именно в Северной традиции, потому что знаю, что именно её практиковали мои далекие предки.

В то же время я знаю многих европейцев, успешно использующих африканские, североамериканские или восточные духовные практики. Несомненно, что большинство последователей религии сантерия имеют африканское или латиноамериканское происхождение, а Пляску Солнца практикуют в основном североамериканские индейцы. Тем не менее многие люди от природы склонны к традициям тех культур, с которыми у них нет никакой генетической связи. Боги смотрят на цвет наших душ, а не нашей кожи. Подобно национальным блюдам, современные духовные традиции и практики выходят далеко за пределы этнических групп. Если наши тела, чья генетическая связь с прошлыми поколениями неоспорима, спокойно могут переваривать яичные рулетики из Китая или чили из Мексики, то почему так сложно поверить, что и наши души могут усваивать самую разнообразную духовную пищу?

Древние германцы не были расистами. Когда мигрирующие племена сталкивались с гуннами, они поступали с ними так же, как с любым другим племенем: воевали или устанавливали мирные отношения, скрепляя их браком. Викинги с одинаковым энтузиазмом совершали набеги на многие племена, вовсе не беспокоясь об их этнической принадлежности. В то же время в рабство они чаще всего угоняли жителей Ирландии. В «Прорицании вёльвы» говорится, что первая в мире война произошла между асами и ванами, и закончилась она не покорением одной стороны, а заключением договора и союза. Существует теория, согласно которой ваны действительно входили когда-то в пантеон божеств древней праиндоевропейской религии (Дж. П. Мэлори называет её «ранней» индоевропейской религией), которым стали поклоняться пришлые германские племена. Мы видим, что стремление принимать и ассимилировать новые национальные и культурные элементы уходит корнями далеко вглубь истории этих народов. Согласно другой теории, последователи культа ванов сами пришли к германцам и принесли с собой не только свои верования, но и более передовые сельскохозяйственные технологии.

Вера в реинкарнацию присуща религиям многих индоевропейских народов. Подтверждения этой веры можно отыс-кать не только в Индии, где вся религия выстроена вокруг идеи реинкарнации, но и у кельтов, и на Скандинавском полуострове. Во многих кланах было принято приглашать души умерших людей в дом. Считается, что таким образом древние скандинавы привлекали души обратно во чрева своих женщин, надеясь, что они вновь возродятся в этом мире. Впрочем, в некоторых сказаниях говорится, что так было не всегда.

Одна из распространённых в оккультных кругах теорий гласит, что в двадцатом веке люди многих рас и национальностей реинкарнируются в самых разных культурах, чтобы способствовать мировому взаимопониманию. Этим, кстати, объясняется, почему люди из стран третьего мира так легко принимают западный образ жизни или почему многие американцы обращаются к дзену или шаманизму. Как бы то ни было, суть состоит в том, что руны находят отклик в душах людей самых разных национальностей. И я принимаю всех, кто услышал зов северных богов, как моих собратьев на Пути рун.

Происхождение рун

Как же возникли эти знаки, которые так нас привлекают? Согласно мифам, руны были даны нам Одином. В «Речах Высокого» Один говорит:

Знаю, висел я

В ветвях на ветру

Девять долгих ночей,

Пронзённый копьём,

Посвящённый Одину,

В жертву себе же

На дереве том,

Чьи корни сокрыты

В недрах неведомых.

Никто не питал,

Никто не поил меня,

Взирал я на землю,

Поднял я руны,

Стеная их поднял —

И с древа рухнул.

(«Старшая Эдда», «Речи Высокого»: 138–139)

Миф о происхождении рун – это, прежде всего, миф о жертве. Бог, чьё имя означает «божественное исступление», «вдохновение» или «экстаз», сам себя повесил и пронзил копьём: именно таким способом ему самому приносились жертвы. Он отдал всё и пережил всё то, что было уготовано ему для одного лишь момента трансценденции, когда он мог бы проявить в сознании слова силы. Подобно шаманам Сибири и Южной Америки, впадающих в транс, из которого выходят с исцеляющей песней силы, странствующее между мирами, божество даровало нам руны. Поэтому, изучая историю и происхождение рун, нужно учитывать их духовное значение.

Древнейшие рунические письмена датируются II в. н. э. Однако их уровень сложности говорит о том, что руны могли использоваться как минимум столетие до того. Многие – если не все – рунические знаки имеют сходство с буквами древних средиземноморских алфавитов. Это наталкивает на мысль о том, что именно знакомство с южными культурами могло вдохновить создателей рунической письменности. До сих пор точно не известно, где именно возникли руны. Учёные среди возможных мест происхождения называют берега Дуная, где проживали племена готов, провинцию Римской империи Раэтию (современная Швейцария), где также жили романизированные немцы, а также Ютландию, где были обнаружены старейшие рунические надписи. Возможно, древнейшими можно считать руны на брошах и гребнях из могильников близ немецкого города Мельдорфа, которые датируются 50-м годом н. э.

Другая теория относит появление рунической письменности к временам этрусков. Её сторонники считают местом происхождения рун северную Италию, откуда их распространили по Европе древнегерманские племена маркоманов и герулов. О влиянии этрусского алфавита упоминает и Пол Эдвин Зиммер. Ещё одна интересная деталь: по латинскому переводу, этрусское слово aisar означает «бог» (Фридрих, 1957, с. 138). Оно похоже на древнескандинавское aesir, которое переводится как «ас». Если между этими словами действительно существует связь, то самым вероятным путем, которым этрусское aisar попало на Север, был Великий янтарный путь из Прибалтики в Средиземноморье, известный ещё со времён бронзового века.

Древние алфавиты

(Из раздела «Алфавит» Encyclopedia Britannica, ч. 1, с. 680–681 (1958))

Знак ᛉ также встречается в письменности городов Коринф, Милет и Тера


Зигфрид Кутин предполагает, что на руническую письменность могла оказать влияние Западная Греция. Известно, что первым представителем античной цивилизации, вошедшим в контакт с германскими племенами, был Пифей (Пите́ас) – купец, мореплаватель, географ из греческой колонии Массалия (современный Марсель). В начале IV в. до н. э. он совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы, заезжая в места добычи янтаря. В частности, он побывал на «янтарном острове Абалос», где тогда жили древнегерманские племена тевтонов. Посетил он и племя гуттонов, обитавших в устье реки Висла (Кутин, 1977).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: несмотря на то что мы с уверенностью можем назвать руны древней системой письма, подробности их происхождения и эволюции окутаны туманом, столь же плотным, как на берегах Балтийского моря. Толкование самых ранних рунических надписей также довольно проблематично. Британский историк Р. Я. Пейдж цитирует по этому поводу британского археолога и историка искусств Д. М. Уилсона: «У каждой надписи будет столько переводов и толкований, сколько учёных пытаются её разгадать» (Пейдж, 1987, с. 10).

Рунические символы были начертаны на наконечниках копий, фибулах и щитах, на деревянных посохах и гребнях, а позже – на мемориальных камнях. Обычно на предмет наносилось имя владельца или мастера, а в некоторых случаях – заклинания на удачу или защиту. Позже руны стали использовать для более обыденных целей, например для маркировки товаров или грузов. По мере распространения феодальной системы и влияния Римской церкви, в северных странах все большее влияние приобретал и латинский алфавит. Известны англосаксонские тексты, написанные на странной смеси из рун и латинских букв. К тому времени, когда были записаны саги, латиница стала главным средством письменной коммуникации, а руны в основном использовались в магических целях.

Рунический алфавит называется футарк (это слово образовано из первых шести букв старшего рунического алфавита, ф-у-т-а-р-к). Старший, древнегерманский, футарк состоит из двадцати шести символов. Младший футарк, скандинавский, по сравнению с ним довольно упрощён и насчитывает шестнадцать символов. В англосаксонском варианте к двадцати шести рунам Старшего футарка добавилось ещё девять рун, которые выражают определённые комбинации звуков. Кроме того, англосаксонский рунический алфавит называется не футарком, а футорком, так как четвёртая руна носит название не АНСУЗ, а ОС. Старший футарк делится на три группы, которые называются атты. Каждый атт носит название руны, с которой он начинается: атт Фрейра, атт Хагалаза, атт Тюра.

Футарки


Скандинавская культура

Конечно, руны можно изучать просто как некий магический алфавит. Но чтобы эффективно использовать их для чего-то большего, нежели просто запись слов или заклинаний, необходимо понимать не только их буквальное, но и символическое или духовное значение. Для этого необходимо иметь представление о религиозных воззрениях людей, которые их создали.

Когда римляне впервые встретились с германскими племенами, они стали описывать чужих богов, сравнивая тех со своими собственными. Вотан (Один) стал отождествляться с римским Меркурием, Тюр – с Марсом, Донар (Тор), могучий Громовержец, – с Юпитером, а Фригг – с Венерой. На самом деле параллели между этими богами вовсе не так точны, как когда-то казалось римлянам, но, тем не менее, они дают нам некую точку опоры.

Важно помнить, что Один был не только психопомпом – проводником душ в загробный мир. Он был величайшим волшебником, одинаково искусным как в колдовстве, так и в словесной магии. Кроме того, он был богом королей, воинов и поэтов, воспевавших его славу (возможно, потому, что, будучи странником, Один сопровождал племена в их переселениях и военных походах). Тюр – бог неба, воинской доблести и честных поединков. Тор – защитник, а также бог, управляющий погодой. Фригг с прислужницами-полубогинями правила как королева.

У представителей земледельческого, или третьего, сословия (по Ж. Дюмезилю) тоже были свои боги. Все они, что характерно, ваны. Это Фрейр, его сестра Фрейя (её характер гораздо ближе к характеру римской Венеры, чем Фригг) и их отец Ньёрд, повелитель морской стихии. Их предполагаемая мать, Нерта (Нертус), была богиней янтарных месторождений на морских побережьях. Она почиталась как богиня плодородия людей, животных и земли – эту задачу она осуществляла с тех пор, как были засеяны первые европейские поля. Все эти боги, как и функции, выполняемые ими, нашли своё отражение в рунах.

Германские религиозные практики, по-видимому, не были ограничены строгими канонами и предписаниями. Каждое племя или группа соседних племён периодически организовывали совместные празднества, на которых богов чествовали процессиями, жертвоприношениями и пирами. Однако большинство религиозных практик было связано с защитой личного хозяйства и поддержанием добрых отношений с местными духами и духами-хранителями рода. Глава общины был не только политическим руководителем, но и духовным лидером; как правило, он же, выражаясь современным языком, был спонсором религиозных празднеств и устроителем капищ. При этом каждый член общины мог избрать божество, с которым связывал свою дальнейшую жизнь.

Были и те, кто особенно развивался в духовном плане, делая религиозные практики своей профессией, – целители, провидцы, заклинатели погоды. В некоторых ритуалах, описанных в сагах, присутствует немало отголосков шаманизма. Другие церемонии кажутся типичными именно для Европы – элементы этих ритуалов сохранялись во многих европейских земледельческих сообществах вплоть до появления автомобиля. В частности, считалось, что женщины более одарены в духовном плане, благодаря чему они часто пользовались большим авторитетом. Воинский культ берсерка, столь знакомый всем по комиксам, исповедовался в основном во времена затяжных войн или профессиональными воинами. Древнескандинавский эпос богат описаниями духовных подвижников и религиозных практиков – как мужчин, так и женщин.

В этой книге верования германцев, равно как и пантеон скандинавских богов, будут рассматриваться, прежде всего, в их взаимосвязи с рунической письменностью. Тем же, кто хочет более обстоятельно вникнуть в вопросы религии, я могу порекомендовать несколько научных исследований. Например, Квельдульф Гундарссон в своей книге «Тевтонская религия» даёт подробный обзор пантеона богов и основных ритуалов. Самая, возможно, полезная книга для тех, кто хочет получить общее представление о германской культуре, – «Боги и мифы эпохи викингов» Хильды Эллис-Дэвидсон и её же «Мифы и символы языческой Европы». Также я рекомендую книгу Our Troth (Наш Трот), изданную обществом «Трот» – международной языческой организацией, члены которой исповедуют древнюю германскую религию. Больше информации можно найти на веб-сайте общества www.thetroth.org.

Однако самый лучший способ проникнуться духом скандинавских богов и их мифологией – прочитать или вновь перечитать «Старшую Эдду» (поэтическую) и «Младшую Эдду» (прозаическую). Самый известный перевод «Старшей Эдды» на русский язык был выполнен поэтом и переводчиком А. И. Корсуном. «Младшая Эдда», написанная в XIII в. исландским историком Снорри Стурлусоном, была переведена на русский язык филологом-германистом О. А. Смирницкой. Кроме того, никогда не будет лишним прочесть исландские саги или труды историков, посвящённые культуре и быту викингов, например книгу Жаклин Симпсон «Викинги. Быт, религия, культура». Чем глубже вы вникните в мышление и видение мира древних германцев, тем отчётливее вы будете понимать руны, поэтому совет здесь может быть только один – читайте больше!

Помимо первоисточников по культуре Севера я также рекомендую изучить посвящённую рунам современную литературу – это расширит ваше понимание темы. В этой книге вы найдёте отсылки к работам основных специалистов по теме, но куда большую пользу вы получите, если прочитаете их самостоятельно и придёте к собственным выводам.

Начать можно с книг Эдреда Торссона «Футарк», «Руническое учение» и «Источник судьбы». В книге «Рунический справочник» Тони Уиллиса много информации о гаданиях и предсказаниях. Мэри Джейн Осборн и Стелла Лонглэнд в книге «Рунические игры» дают превосходный обзор англосаксонских рун. Фрейя Асвинн в книге «Листья Иггдрасиля» (позже была переиздана под названием «Руны и сила женщины. Тайны северных мистерий») рассматривает руны в контексте культурных традиций и уделяет особое внимание роли женщины. Я особенно рекомендую «Тевтонскую религию» Гундарссона – не только из-за информации, но и из-за практик медитации, которые в ней приведены.

Рунам посвящено немало исследований, однако и по сей день появляются всё новые и новые труды. Больше рекомендаций собрано в библиографии в конце этой книги. Читайте и сравнивайте!

Знакомство с рунами

Один взял руны буквально из ниоткуда и сделал их частью себя – только так он смог поделиться ими с людьми. Эта книга о том, как сделать руны неотъемлемой частью своего мышления и сознания, чтобы вы могли использовать их как инструмент, подобранный точно под вашу руку, или как язык, который вы знаете в совершенстве. В этом вам помогут медитации и упражнения. Чтобы идти Путем Рун, необходимо понимать, как они проявляются во внешнем мире, Мидгарде, и во внутренних мирах.

Как и многие, я начала знакомство с рунами с чтения специальной литературы. Вначале я очень увлеклась новыми знаниями, а позже поняла, что существует много уровней, на которых они могут быть использованы. Каждая руна помогала по-новому взглянуть на человеческую психику в целом и на германскую культуру в частности. Однажды я провела целое лето, медитируя на руны одну за другой, но они всё равно ускользали от меня… Осенью 1987 года во время медитации мне явился Один. И тотчас пришло понимание: я должна приступить к изучению германской религии, и начаться оно должно именно с рун.

Исходя из принципа «лучший способ научиться чему-то – начать учить этому других», я спросила своих друзей, не хотят ли они ко мне присоединиться. И мне невероятно повезло: на мой зов откликнулись талантливые, увлеченные люди, в том числе несколько поэтов и студент-аспирант, занимавшийся скандинавистикой. Их вдохновляющий пример поддерживал меня в минуты, когда моя собственная энергия начинала иссякать, а мои практические знания невероятно обогатились благодаря их участию. Как я и надеялась, руны открыли нам доступ к богатейшему миру скандинавской культуры. Каждое занятие, которое я провела с тех пор, лишь углубляло эти познания.

Несмотря на то что групповые занятия приносят огромную пользу, практика показала, что индивидуальная работа не менее важна. Поэтому я напоминаю: хотя материалы в этой книге включают инструкции по созданию учебной группы, большинство упражнений вы можете проделывать самостоятельно.

Как использовать эту книгу

Данная книга не претендует на то, чтобы стать единственно верным, истинным и неповторимым сборником знаний о рунах. Это учебное пособие, объединяющее материалы из многих источников. В каждой главе первой части вы найдёте описание названия, начертания, произношения и значения двух рун (общее руководство по произношению приведено на странице 613). Наше понимание значений рун в первую очередь основывается на их названиях, на англосаксонской рунической поэме (которая включает в себя все руны Старшего футарка и несколько дополнительных рун), а также на исландских и норвежских рунических поэмах, в которых используются только руны Младшего футарка.

Таким образом, некоторые руны имеют три разные версии, в то время как другие – только одну. Но даже если руна встречается только в англосаксонской поэме, понятия, которые она в себе несёт, могут отыскаться и в Эддах, и в сагах, и в любых исторических текстах. Если мне удавалось найти соответствующие фрагменты, я включала их в описания. Поскольку рунология – дисциплина развивающаяся, я обобщила способы, с помощью которых некоторые из современных ключевых авторов интерпретируют и используют руны, а также предложила свои собственные.

Понимание рун требует знания культурного и духовного контекста, в котором они развивались и использовались. Поэтому в каждой главе имеется раздел «Изучение и опыт», в котором я рассматриваю связанные с каждой парой рун мифы, истории и обычаи. В этом разделе вы также найдёте советы по проведению упражнений и ритуалов, которые помогут вам усвоить значения рун.

Во второй части книги собраны методики проведения групповых ритуалов. Конечно, существуют и другие способы организовать учебный процесс. Например, можно изучать по одной руне за раз или по-другому их комбинировать (такой метод, кстати, может быть полезен для тех, кто прорабатывает руны во второй или третий раз). Вы увидите, что в каж-дой новой паре руны будут раскрывать значения друг друга по-новому – совсем как в гадании, когда общий смысл меняется в зависимости от расположения каждой руны.

Эту книгу можно использовать по-разному. Если вы занимаетесь самостоятельно, то можете изучать каждую руну в удобном для вас темпе, читая, медитируя и практикуя столько, сколько сочтете нужным. Тем не менее будет замечательно, если вы отыщете единомышленников, с которыми сможете встречаться хотя бы раз в месяц для обсуждения результатов своего обучения и проведения групповых ритуалов, описанных во второй части книги. По собственному опыту знаю, что совместные занятия очень мотивируют.

Вы можете приступить к практическим занятиям сразу или подождать, пока не ознакомитесь со всем футарком. Я настоятельно рекомендую делать как можно больше упражнений и проводить как можно больше ритуалов, поскольку простое чтение даёт лишь теоретические знания. Чтобы ваша руническая практика возымела максимальный эффект, она должна исходить из самого сердца.

Источники

В нашей книге фрагменты из «Старшей Эдды» приведены в переводе А. И. Корсуна. Также вы можете ознакомиться с переводом С. А. Свиридовой, публиковавшейся под псевдонимом С. Свириденко. «Младшая Эдда» приводится в переводе О. А. Смирницкой.

Самой популярной англоязычной версией «Старшей Эдды» является перевод Ли Холландера, а «Младшей Эдды» – Энтони Фолкеса. Переводы на английский язык норвежских и исландских рунических поэм были взяты из книги 1887 года «Древнеанглийские рунические поэмы» Маурин Хэлсол. Однако стоит сказать, что я адаптировала их на современный английский. За исключением перечисленного выше, все песни, стихи и заклинания в этой книге написаны мной.

Загрузка...