Раздел 1. Общественная медицина и психология

Глава 1. Человек как субъект (клиент) социальной медицины и психологии

Взаимоотношения общественного медика (психолога) и клиента (юридического и физического лиц). Типы. Задачи. Методы.

Формально взаимоотношения общественного медика (психолога) и клиента точно такие же, как публичного медика и клиента. Ибо, общественный медик и публичный медик есть разные служебные ипостаси социального врача. Так, общественный медик может быть в штате юридического клиента. Заключать с ним договор, или контракт – подряд. Но, по существу, работа общественного медика (врача) отличается от работы публичного врача. Прежде всего, конечно, своей направленностью. Так, публичный врач решает проблемы коллектива, группы лиц, выполняющих одну и ту же работу. Предметом его интереса и деятельности является здоровье всего коллектива или группы лиц. Конфликт, возникший в коллективе, даже если в него вовлечены всего два человека, например, начальник и рядовой служащий, решается публичным врачом под углом зрения влияние этого конфликта на моральную атмосферу всего коллектива, на его работоспособность и производительность труда. Общественный врач тот же самый конфликт решал бы совсем по-другому. Его интересовало бы, прежде всего моральное (или психосоматическое) состояние конфликтующих сторон как конкретных людей. Атмосфера в коллективе его, конечно, тоже бы интересовала, но под другим углом зрения. А именно, как она влияет на состояние каждого в отдельности конфликтующего, и не является ли причиной конфликта? Таким образом, работа общественного врача в коллективе была бы такой же, как работа врача-клинициста. Работа же публичного врача в коллективе сравнима с работой врача-гигиениста. Если, к примеру, взять такую ситуацию. Если в трудовом коллективе, в штате которого работает общественный врач, возникает ситуация дезорганизации работы, появление между сотрудниками напряженности, нервозности, спонтанных вспышек агрессии, которая вначале может проявляться, как словесная перепалка между сотрудниками, в криках начальника на подчиненных, в грубых ответах подчиненных начальнику, обоюдных, со стороны начальника и подчиненных, или подчиненного и начальника, угрозах и т.д., то статус общественного врача должен измениться, на статус, публичного врача. Сразу следует отметить, что даже безупречная с профессиональной точки зрения работа общественного врача в трудовом коллективе, не может предотвратить, при появлении необходимых для этого обстоятельств, превращение этого коллектива в криминальную толпу. Имеются в виду крайние варианты трудовой дезорганизации. Отсюда, как показывает практика социальной медицины, в штате одной организации (одного юридического лица) могут одновременно работать публичный и общественный врачи. Каждый будет решать свои задачи. Публичный врач будет «оберегать» общественное здоровье трудового коллектива, следить за моральной атмосферой в коллективе, за его трудовыми показателями. Общественный врач будет «оберегать» здоровье каждого отдельного сотрудника коллектива, следить за адекватностью его реакций при выполнении функциональных обязанностей, учитывать состояние его трудоспособности. При этом, публичны врач и общественный врач могут быть одним юридическим лицом. То есть, представлять одну организацию. Но, точно также, они могут быть разными юридическими лицами. То есть, представлять разные самостоятельные организации. При этом, возможен и такой вариант взаимоотношений публичного и общественного врачей с одним юридическим лицом. Один из социальных врачей (не важно, какой!), является юридическим лицом. То есть, представляет собой организацию социальных медиков. А другой социальный врач находится в штате организации, или работает по контракту. Следовательно, представляет самого себя. Практика социальной медицины в разных странах не обнаруживает какого-либо предпочтения отношениям организаций (юридических лиц) с ее представителями. Бывают разные варианты.

1. Юридическое лицо (трудовой коллектив) вступает в трудовые отношения по контракту с юридическим лицом (социальной медициной). При этом социальная медицина обеспечивает трудовой коллектив.

А) Публичной, и общественной медицинской помощью.

Б) Только публичной медицинской помощью, при этом, общественной медицинской помощью данный трудовой коллектив может обеспечивать общественный врач, как частное лицо, или как другое юридическое лицо.

В) Только общественной медицинской помощью; публичной медицинской помощью будет обеспечивать частное или юридическое лицо, являющееся социальным врачом.

Работа общественного и публичного врачей в одном трудовом коллективе бывает настолько самостоятельная, врачи решают настолько, порой, разные задачи, что могут никогда не встречаться.

Легко запомнить: публичный врач работает со всем трудовым коллективом сразу, обеспечивая его здоровье и трудоспособность. Он стоит на страже морального климата в коллективе, охраняя его от различного рода девиаций, превращающих трудовой коллектив в толпу. В крайних случаях – в криминальную толпу, А сотрудников – в реципиентов психических эпидемий, явных и маскированных.

Общественный врач и психолог заботятся о здоровье каждого сотрудника рабочего коллектива, и решает его социальные и личные проблемы. Общественный врач также вносит свой вклад в общественное здоровье трудового коллектива. Но, общественное здоровье с точки зрения общественного врача, есть совокупность индивидуального здоровья каждого члена трудового коллектива. Но есть случаи, когда публичный врач как бы передает свои функции общественному врачу. Это, когда речь заходит о прогнозировании общественного здоровья на какой-то будущий срок. Например, дирекцию могут интересовать следующие вопросы:

1. Каково будет здоровье сотрудников через два, например, года?

2. Какова будет производительность труда у коллектива в целом, и у определенных членов коллектива, в отдельности, также, через 2 года? 3. Целесообразно ли повышать в должности сотрудника №, как это отразиться на производительности труда отдела, где он будет начальником?

4. Кто из сотрудников может заболеть через два года? Какова вероятность и тяжесть возможного заболевания?

5. Как изменится трудовой коллектив через два года, с точки зрения постарения его членов?

6. Какова вероятность, что сотрудники «А» и «Б» могут уволиться из трудового коллектива? 7. От каких сотрудников, и по каким причинам можно ожидать конфликтов?

Естественно, что прием каждого нового сотрудника должен осуществляться после его консультирования у общественного врача. Но, общественный врач, решая проблемы сотрудников трудового коллектива и имея, прежде всего в виду интересы каждого сотрудника в отдельности, как своего клиента, (как связанные с работой, так и не связанные), тем самым решает общие задачи здоровья коллектива. Если, например, у человека какая-то сугубо личная проблема (например, не отвечает взаимностью любимый человек), то это скажется и на его работе. Но, в одних случаях, это негативное влияние можно сгладить тем или иным способом (с помощью того же общественного врача), а, в других случаях – нет. Тогда, речь может идти или о внесрочном отпуске сотрудника, или, даже об его увольнении.

Глава 2. «Шекспировские страсти» – социальные ситуации

Ситуации бывают самые разные. По источникам – от обще государственных ситуаций (например, задержек с выплатой пенсий), до семейных. По содержанию – от моральных, до материальных. По форме – от объективных ситуаций, до субъективных и даже, «выдуманных». Но, какой бы ни была ситуация, с которой клиент обращается к общественному врачу, она, так или иначе, касается его здоровья. Прежде, чем разбираться в ситуации клиента, у общественного врача должен быть уже его профиль. То есть, перед рассмотрением сути просьбы клиента, врач должен поговорить с ним на общие темы, используя метод аудиовизуальной диагностики. При необходимости, протестировать его, чтобы определить тип личности и особенности характера клиента. А, исходя уже из causa essendi et fiendi1 ситуации, врач может осмотреть клиента, на предмет определения его наследственных стигм. Например, если клиент, у которого один из родителей страдает тяжелым наследственным заболеванием, решил обзавестись семьей и иметь детей. Он пришел к врачу, для того, чтобы узнать, какова вероятность, что его дети (да, и он сам), унаследуют заболевание его родителя?

Во время «конструирования» профиля клиента, врач вступает с ним в контакт. Контакт общественного врача (психолога) и клиента – вещь не случайная. Со времен Зигмунда Фрейда, все контакты, в которые может вступить врач (не только социальный, но и лечащий) с клиентом, подпадают по типу под общечеловеческое клише отношений. Безусловно, это происходит неосознанно и непроизвольного, как со стороны врача, так и со стороны клиента. Менять, складывающийся тип отношений, как писал Фрейд, чревато потерей клиента. Нравится врачу, или нет, какой тип отношений складывается с клиентом, он должен его принять, и соответственно вести себя. Иногда, что отмечал уже Фрейд, клиент навязывает (конечно, неосознанно) врачу морально неприемлемый тип отношений. Тогда врачу (психологу) предстоит сделать выбор: поступиться своими принципами (не как врача, об этом не может быть и речи, а как человека), или потерять клиента. С медицинской точки зрения, потеря клиента – профессиональная неудача врача. По не писанным законам, еще со времен Гиппократа, от «хорошего врача пациенты не уходят, не поправив своего здоровья». Это имеет прямое отношение и к социальному врачу.

Итак, клише любых человеческих отношений (не формальных или служебных) простое, и имеет три, естественных типа: 1. Родителя – дитя (отца и сына, отца и дочери, матери и сына, матери и дочери). 2. Братьев или сестер (брата и сестры). 3. Мужа и жены (любовников). При этом возраст ни клиента, ни врача, не являлся фактором, определяющим их тип отношений. Вполне может сложиться ситуация, когда 60-летний клиент к 30-летней врачу, будет относиться, как «сын к матери». А, вот половой признак, как полагал Фрейд, и как показывает врачебная практика, являлся фактором, определяющим эти взаимоотношения. Половое влечение пациенток (клиенток) к врачам-мужчинам, и пациентов (клиентов) к женщинам-врачам – общеизвестный факт. Если врач не отвечает на это влечение взаимностью, он очень скоро вызовет к себе негативное отношение, и потеряет клиента. Если врач ответит клиенту взаимностью, он также скоро может потерять его, как клиента, даже, несмотря на то, что укрепит отношения с ним, но уже, как с половым партнером. З. Фрейд, по этому поводу писал: «Нигде, ни в одной, известной мне стране, и никогда не было закона, запрещающего врачу вступать в половые отношения со своим пациентом. Этот вопрос рассматривался и Гиппократом, и Авиценной. Оба были единого мнения: врач по отношению к пациенту, должен быть готовым к любой жертве, лишь бы это шло на пользу выздоровления пациента. Но, мой врачебный опыт показывает, что вступление в половые отношение с пациентками, как правило, приводят или к разрыву с ними, или к ухудшению их состояния» («Очерки по психоанализу»).

Наше время еще усложнило ситуацию взаимоотношений «врач – пациент» («врач – клиент»). Так как, в цивилизованных странах, из категории «перверсии» (извращения), выпали так называемые, сексуальные меньшинства. Поэтому, настало время, когда клиент – представитель сексуальных меньшинств, может «строить» свои отношения с общественным врачом своего же пола, по клише – «муж – жена». О возможности такой ситуации Фрейд даже не предполагал.

Итак, любая «ситуация», находясь в которой, клиент пришел за помощью к общественному врачу, прежде всего, должна быть «уложена» в какой-то, из трех, выше названных типов клише. Следующая задача общественного врача, разглядеть в современной ситуации, ее архетип.

Архетип, собственно, имеет отношение не к ситуации как таковой, а к клиенту, находящемуся в ситуации. Конечно, голод, или война в стране – не зависящие от того или иного, конкретного человека, объективные явления. Но, в одних и тех же объективных условиях, ситуации клиентов будут различны. Определяться ситуации будут, психосоматическими особенностями человека. Только поэтому, самые различные, объективные социальные ситуации, так или иначе, имеют отношение к здоровью человека. Сначала человек в ситуации, становится клиентом общественного врача. А, если, упускает время, то – пациентом лечащего врача. Архетип – это, в конечном итоге, реакция человека, находящегося в ситуации, которая чревата болезнью, или потерей трудоспособности, инвалидностью, или даже смертью.

Существует четыре архетипа реагирования человека на ситуацию, при рассмотрении ее крайних вариантов. Это —

1.Эскапизм (то есть, бегство из ситуации).

2. Суицид (самоубийство).

3. Гомицид (убийство).

4. Членовредительство (именно здесь фрики, подростковый пауэрлифтинг, «омолаживающие» диета и пластические операции, мизогинии в форме социального протеста). В любой реакции человека, доводя ее до «логического конца», можно увидеть тот или иной, из выше названных, вариант. То есть, любая ситуация клиента, для общественного врача чревата названными крайностями – архетипами реагирования. Для того, чтобы человек отреагировал тем или иным архетипом, его психика должна регрессировать до состояния примата, и соответствовать определенному типу. То, что стоит на пути психического регресса человека, находящегося в ситуации, угрожающей его здоровью (в том числе, и моральному!), называется психологической защитой. Психологическая защита любого человека тоже работает по древним стандартам, имеет свои архетипы. Начиная с Эдипова комплекса, описанного Фрейдом, современная психология выделила множество комплексов (типов переживаний), согласно мифическим и литературным героям (смотри 1 раздел). Действительно, для того, чтобы понять логику переживаний человека, находящегося в ситуации, и иметь возможность помочь ему, необходимо в его переживаниях обнаружить некий архетип. Например, архетип бальзаковской 30-ти летней женщины (смотри одноименный роман О. де Бальзака) соответствует переживаниям 30-ти летней женщины, находящейся в ситуации. Есть ситуации, которые помогут понять архетипы «Анна Каренина» или «Отец Сергий», «Евгений Васильевич Базаров», или «Сураз» В. М. Шукшина. Ниже, мы рассмотрим эти архетипы подробнее. Ситуации «Гамлет». «Макбет», «Фауст», «Король Лир» – хрестоматийны для психологов, и уже достаточно «обыграны», чтобы потерять свое первоначальное социально-психологическое «зерно». Поэтому, здесь они рассматриваться не будут. Но, это не значит, что их нельзя ни в коем случае брать за архетип для работы общественному врачу. Нужно только иметь в виду, что литературный архетип не есть нечто раз на всегда. созданное воображением гения, отвечающее глубинным переживаниям человека всех времен и эпох. Архетип тоже меняется со временем. Вернее, его общечеловеческое значение. Так, ситуация Фауста во времена М. А. Булгакова была одна. А, в наши времена – другая. Сейчас не нужно продавать душу дьяволу, чтобы вырастить гомункулуса. Скорее, наоборот, умея выращивать гомункулуса (при поставленном на конвейер искусственном оплодотворении), человек сам может стать «дьяволом». В наше время архетип Фауста, похоже, подменился архетипом Мефистофеля.

Здесь, на примере портретов героев, созданных тонким знатоком человеческой души, Оноре де Бальзак, приведем образцы профилей клиентов общественного врача, которые формируются им, в процессе аудиовизуальной диагностики, соответственно психосоматическим особенностям человека.

Глава 3. Образцы профилей клиентов общественного врача и психолога

Профиль 1. Знатный еврей, бывший комендор Мальтийского Ордена, высокий, длинный и тощий, неизменно носил слишком тесный воротник, который подпирал его обвисшие щеки и заставлял высоко держать голову, – манера, обычно указывающая на самодовольство, но у него оправданная вольтерьянским складом ума. Его слегка выпученные глаза, казалось, все видели – и действительно замечали все. Он закладывал себе уши ватой. Его особа являла собою совершенный образ аристократических линий, тонких и хрупких, гибких и изящных, напоминая змею, которая может то извиваться, то выпрямляться, становиться то мягкой, то упругой. (Из «Герцогиня де Ланже»).

Профиль 2. Мрачная бесстрастность самоубийцы легла на его чело матовой и болезненной бледностью, в углах рта легкими складками обрисовывалась горькая улыбка, и все лицо выражало такую покорность, что на него было больно смотреть. Некая скрытая гениальность сверкала в глубине его глаз, затуманенных, быть может, усталостью от наслаждений… Доктора, вероятно, приписали бы этот лихорадочный румянец и темные круги под глазами пороку сердца или грудной болезни, тогда как поэты пожелали бы увидеть в этих знаках приметы самозабвенного служения науке, следы бессонных ночей, проведенных при свете рабочей лампы. Но страсть, более смертоносная, чем болезнь, и болезнь, более безжалостная, чем умственный труд и гениальность, искажали черты этого молодого лица, сокращали эти подвижные мускулы, утомляли сердце, которого едва лишь коснулись оргии, труд и болезни.

Профиль 3. Представьте себе сухонького, худенького старичка… Борода с проседью, подстриженная клинышком, скрывала подбородок этого странного существа, придавая ему сходство с теми еврейскими головами, которыми как натурой пользуются художники, когда хотят изобразить Моисея. Губы были столь бесцветны, столь тонки, что лишь при особом внимании можно было различить линию рта на его белом челе. Высокий морщинистый лоб, щеки, поблекшие и впалые, неумолимая строгость маленьких зеленых глаз, лишенных бровей и ресниц, – все это могло внушить незнакомцу мысль, что вышел из рамы Взвешиватель Золота, созданный Герардом Доу. Коварство инквизитора, изобличаемое морщинами, которые бороздили его щеки и лучами расходились у глаз, свидетельствовало о глубоком знании жизни.

Профиль 4. Смуглые лица, такие яркие при свечах, теперь были ужасны, лица лимфатические, такие белые, такие нежные, когда они не изнурены усталостью, позеленели; губы, еще недавно такие прелестные, алые, а теперь сухие и бледные, носили на себе постыдные стигматы пьянства…

(«Урсула Мируэ»)

Профиль 5. По внешности Гранде был мужчина в пять футов ростом, коренастый, плотный, с икрами ног по двенадцати дюймов в окружности, с узловатыми суставами и широкими плечами; лицо у него было круглое, топорное, рябое; подбородок прямой, губы без всякого изгиба, а зубы очень белые; выражение глаз спокойное и хищное, какое народ приписывает василиску; лоб, испещренный поперечными морщинами, не без характерных бугров, волосы – рыжеватые с проседью, – золото и серебро… На носу у него, толстом к концу, была шишка с кровяными жилками, которую народ не без основания считал признаком коварства. Это лицо выдавало опасную хитрость, холодную честность, эгоизм человека, привыкшего сосредотачивать все свои чувства на утехах скряжничества…

Профиль 6. Умея, как истинный бочар, ценить физическую силу, он понял, какую выгоду можно извлечь из существа женского пола, сложенного, как Геркулес, твердо стоявшего на ногах, как шестидесятилетний дуб на корнях своих, существа с широкими бедрами и квадратной спиной, с руками ломового извозчика и с честностью непоколебимой, как ее нетронутое целомудрие. Ни бородавки, украшавшие это лицо воина, ни его кирпичный цвет, ни жилистые руки, ни рубище Нанеты не отпугнули бочара… К тому же чистое сердце и ограниченный ум не могли вместить более одного чувства и одной мысли.

Профиль 7. Госпожа Гранде была женщина иссохшая, желтая, как лимон, неловкая, медлительная, – одна из тех женщин, которые, кажется, созданы для того, чтобы над ними тиранствовали. Она была ширококостная, с большим носом, большим лбом, большими глазами на выкате, и при первом взгляде на нее вспоминались дряблые плоды, в которых больше нет ни вкуса, ни сока. Зубы у нее были черные и редкие, рот увядший, подбородок, как говориться, калошей. Однако это была прекрасная женщина…

Профиль 8. Госпожа де Грассен принадлежала к числу тех маленьких женщин, подвижных, пухленьких, белых и румяных, которые благодаря затворническому провинциальному быту и привычкам добродетельной жизни и в сорок лет еще моложавы… У нее была большая голова, мужской лоб, очерченный, однако, изящно, как у Фидиева Юпитера, и серые лучистые глаза, в которых отражалась вся ее жизнь… Нос был немного крупен, но гармонировал с ее алым ртом… Шея отличалась совершенством формы. Полная грудь…

Профиль 9. Мадемуазель Обрион была девица долговязая, как жук-дровосек, тощая, хилая, с презрительным ртом, над которым свисал чрезмерно длинный нос, толстый к концу, желтоватый при обычном состоянии, но совершенно красный после еды, – род растительного феномена, особенно неприятный на бледном скучающем лице.

(«Евгения Гранде»)

Профиль 10. Бедная девушка, казалось, была рождена для любви и веселья; для любви, которая провела над ее миндалевидными глазами тонкие, ровные дуги бровей и наградила ее таким обилием каштановых волос, что она могла закутаться ими, как плащом, непроницаемым для взоров возлюбленного; для веселья, от которого трепетали ее подвижные ноздри, а на розовых щеках выступали две ямочки, для веселья – этого цветка надежды, которое помогало ей быстро забыть огорчения и без содрогания смотреть на безрадостный жизненный путь.

Профиль 11. У священника было самое обыденное лицо и узкий лоб – признак ограниченности.

Профиль 12. Ведь молодые люди всегда готовы поверить обещаниям хорошенького личика и судить о душе по красоте внешнего облика. Необъяснимое чувство побуждает их верить, что нравственное совершенство всегда совпадает с совершенством физическим.

Профиль 13. Привычка опускать очи долу и принимать глубоко сокрушенный вид является личиной, которую прекрасно умеют носить обманщики. Кроме того, святоши образуют своего рода общину и все знакомы между собой; слуги, которых они рекомендуют друг другу, составляют как бы особое племя, ибо хозяева оберегают его по примеру любителей лошадей, которые не допускают в свои конюшни ни одной лошади без аттестата, составленного по всем правилам.

(«Побочная семья»)

Профиль 14. Сидя или стоя среди ящиков с красками, девушки водили кистью или протирали ее, смешивая яркие краски на палитре, рисовали, болтали, смеялись, пели и представляли зрелище, никогда не виданное мужчинами, потому что сейчас они были сами собой и давали возможность судить об их характере: одна – гордая, высокомерная, взбалмошная, черноволосая, с прекрасными руками, щедро расточала пламя своих взоров; другая – беспечная и веселая, у нее каштановые волосы, холеные белые руки, уста улыбаются; это истинно французская девушка, ветреница – что на уме, то и на языке, – живет только сегодняшним днем; третья – мечтательна, бледна, печальна и никнет как надломленный цветок; в противоположность ей, ее соседка крупна, ленива, у нее повадки восточной женщины, продолговатые черные глаза; она не разговорчива, но задумчива… Как это бывает со всеми женщинами, ей хотелось думать, что благородный облик незнакомца и строгие пропорции его тела, пленившие ее художественный глаз, находятся в полной гармонии с его душевными качествами….

Профиль 15. У двадцатилетней женщины сердце уже не то, что у восемнадцатилетней девушки; у женщины в сорок лет оно не то, что в тридцать. Существует четыре возраста в жизни женщины. Каждый возраст создает новую женщину.

Профиль 16. Его изможденное, помятое лицо словно говорит о том, что он сражался с ангелами или с демонами; таким изображают немецкие художники лик умершего Христа: в нем все свидетельствует о постоянной борьбе между слабой человеческой природой и небесными силами. Но резкие складки на его щеках, шишковатый, неровный череп, глубоко сидящие глаза и впадины на висках отнюдь не являются признаками худосочной породы. Его твердые суставы, его выступающие кости замечательно крепки; и хотя их так обтягивает побуревшая от излишеств кожа, словно его высушило внутреннее пламя, она прикрывает чудовищно мощный скелет. Он тощий и рослый… журавлиные ноги, выпирающие коленные чашки и очень крутой изгиб спины; мускулистые руки с худыми и нервными пальцами сильны, как клешни у краба. Глаза у Рауля – наполеоновские – синие глаза, которые взглядом проникают в душу; нос, резко неправильной формы, выражает большое лукавство; красивый рот сверкает зубами такой белизны, что любая женщина может им позавидовать. В этом лице есть движение и огонь, этот лоб отмечен гением.

Профиль 17. Белый, несколько тяжелый подбородок указывал на волю и страстность. Руки от пальчиков до плеч достойны были королевы. Ступни зато были широкие и короткие – неизгладимый признак низкого происхождения.

(«Вендетта»)

Профиль 18. …Если ты хочешь узнать, сколько лет женщине, взгляни на ее виски и на кончик носа. К каким бы косметическим средствам ни прибегала бы женщина, она ничего не может сделать с этими неумолимыми свидетелями ее тревог. Каждый прожитый год оставляет свой след. Когда у женщины кожа на висках стала слегка рыхлой, немного увяла, покрылась сетью морщинок, когда на кончике носа появились точечки, вроде тех едва заметных черных пылинок – женщине перевалило за тридцать.

Профиль 19. Как врач я знаю, что хороший желудок и хорошая душа тут не совместимы… Женщина, вознесенная модой, перестает быть женщиной; это не мать, не жена, не любовница; говоря медицинским языком, пол у нее головного характера…

(«Дело об опеке»)

Профиль 20. Он был пухленький и приземистый, с бесцветным лицом, глаза у него были карие, волосы черные, нос утиный, большой рот и оттопыренные уши. Короткое, добродушное и покорное выражение мало облагораживало его дышавшее здоровьем, но энергичное лицо. Такую натуру наверняка не терзали страсти, ни мятежные мысли, ни чувства иронии – свойства великих художников. Этот молодой человек был рожден для жизни добродетельного буржуа.

(«Пьер Грассу»)

Профиль 21. Если вы внимательно вглядитесь в прекрасные лица античных философов, вы всегда подметите в них отклонения от совершенного человеческого лица, сглаженные, однако, привычкой к размышлению и постоянным спокойствием, столь необходимым для умственных занятий, и это определяет их своеобразие. Лица, наиболее полные тревоги, как лицо Сократа, приобретают в конце концов безмятежность, почти божественную.

(«Тайны графини де Кадиньян»)

Профиль 22. Внешне Фердинанд был высокий и стройный молодой человек; вкрадчивые манеры позволяли ему легко приспособиться к любому обществу. Его худощавое лицо сначала нравилось, но, приглядевшись, вы подмечали в нем странное выражение, словно отпечаток душевного разлада, внутренней борьбы или тайных угрызений совести. На нежной коже нормандца играл слишком яркий румянец. Глаза его разного цвета, с металлическим блеском, перебегали с предмета на предмет и загорались зловещим огнем, впиваясь в намеченную жертву. Голос звучал его глухо, как у долго говорящего человека; тонкие губы были красиво очерчены, но острый нос и выпуклый лоб выдавали простое происхождение. Иссиня – черные, словно крашенные волосы обличали в нем социального метиса, обязанного своим умом распутнику – вельможе, неизменностью натуры – соблазнительной крестьянке, знаниями – незавершенному образованию, а пороками – своей беспризорности.

Профиль 23. Цезарю в ту пору было сорок лет. Неустанные хлопоты, связанные с фабрикой, вызвали преждевременные морщины на его лице и слегка посеребрили длинные густые волосы, сохранявшие лоснящуюся полосу от шляпы. Лоб его, на который спускалось пять вьющихся прядей волос, говорили о простом укладе его жизни. Его густые брови никого не пугали, ибо открытый взгляд чистых голубых глаз гармонировал с челом честного человека. Толстый, с низкой переносицей нос придавал лицу удивленное выражение, как у парижских зевак. Губы были мясистые, а большой тяжелый подбородок круто срезан. Широкое румяное лицо и расположением морщин, и всеми своими крупными чертами выражало простодушную хитрость крестьянина. Сильное тело, крепкое сложение, широкая спина, огромные ступни ног – все выдавало в нем крестьянина, осевшего в Париже. Большие волосатые руки, утолщенные суставы огрубевших пальцев, квадратные ногти убедительно свидетельствовали о его происхождении, не говоря уже о других чертах его облика.

(«История величия и падения Цезаря Бирото»)


В этих двадцати трех профилях героев О. де Бальзак, представлены все характерологические особенности человека. При этом в профиле воплощена идея взаимосвязи строения тела и характера человека. Больше того, так как каждый герой Бальзака показан в момент его наивысшей активности, следовательно, в той или иной, типичной для первой половины 19-го века. Европейской социальной ситуации.

Социальные ситуации с историческим временем изменяются. Но, остаются неизменными:

1. Архетипы «создания» ситуации.

2. Архетипы «разрешения» ситуации.

К общественному врачу может прийти человек, находящийся в самой неожиданной ситуации. То есть, в такой, когда трудно выделить объективные и субъективные факторы, из которых ситуация состоит. Вот тогда, общественный врач и психолог, прежде всего должны составить, путем аудиовизуального наблюдения, профиль своего клиента. Определить его психосоматические особенности, то есть, морфологию его типа. Выше подобранные профили героев О. де Бальзак, помогут решить эту задачу. При этом, общественный врач должен помнить, что неоднократно подчеркивали великие художники и знатоки человека, Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер: во внешности человека нет ничего случайного, что бы ни имело прямого или непрямого отношения к его характеру. Нет людей «высоких» и «низких», «худых» и «полных». Есть – разные характеры. Даже «красота» и «уродство» человека, – относительны, когда за основу берется его Этос (характер).

Оноре де Бальзак хорошо это понимал. Но, к наблюдениям великих художников Возрождения, он добавил немаловажное собственное наблюдение, знание которого также обогащает практику современного общественного врача. Когда речь идет о психосоматическом состоянии человека, то, даже полярно противоположные социальные ситуации, у двух, характерологический одинаковых людей, находящихся, к тому же, в одном и том же возрасте (особенно, если этот возраст – «горячая точка биографии», как 40 лет у мужчины, и 30 лет – у женщины), вызовут одинаковые по силе и глубине переживания. Вот почему, хозяин парфюмерной лавки в Париже, первой половины ХIХ века, 40-летний Цезарь Бирото, есть психосоматический двойник своего одногодки, римского диктатора, Гая Юлия Цезаря.

Итак, общественный врач, решая проблемы клиента, находящегося в той или иной ситуации, создав, путем аудиовизуальной диагностики, профиль клиента, исходит из ключевого (для решения ситуации) положения: в любой ситуации человек остается самим собой, и реагирует на нее, согласно своим психосоматическим особенностям.

Схематично рассмотрим следующие ситуации: «Анна Каренина», «Отец Сергий» (Л. Н. Толстой), «Евгений Васильевич Базаров» (И.С.Тургенев), «Сураз» (В. М. Шукшин). То есть, суицид, членовредительство, эскапизм и гомицид. Естественно, для наглядности могут быть выбраны другие литературные, мифологические, библейские или исторические примеры. Анализ каждой ситуации предполагает знание произведения, откуда данная ситуация взята.

1. «Анна Каренина». Основные контуры ситуации.

Жена государственного деятеля, тридцатилетняя женщина, мать, аристократка, яркая представительница европейской элиты (русские аристократы того времени являлись европейской элитой, так как имели кровных родственников среди аристократов всех европейских домов). Самое сильное потрясение, которая Анна Каренина испытала смерть под колесами поезда бродяги. После разрыва с ней Вронского, связь с которым она демонстрировала всей Европе, игнорируя элементарные приличия, она оказалась в очень тяжелой ситуации – «прокаженной». Кроме того, она причинила вред, фактически испортив карьеру, своему престарелому мужу. Создала крайне негативную репутацию всей своей фамилии. Анна покончила жизнь самоубийством, выбрав смерть, которая наиболее ее потрясла – кормильца многодетной семьи, попавшего под колеса поезда. Дополнительная информация: в конце ХIХ веке, среди Европейских аристократов, в том числе и России, применялись такие способы самоубийства, как отравление ядами, преимущественно, мышьяком, и повешение. За весь ХIХ век под колесами поезда не погиб ни один представитель высшего общества. Точно также, и среднее сословие для самоубийства не пользовалось этим способом2. Л. Н. Толстой, заставляет другую героиню, брошенную любовником, Катюшу Маслову, бежать ночью вдоль железнодорожной насыпи и видит, как ее возлюбленный, в роскошном вагоне невозмутимо потягивает шампанское, явно забыв о ее существовании. Тем не менее, Катюша и не пытается броситься под поезд. А вот своего сожителя Маслова отравила мышьяком («Воскресенье»).

Для общественного врача, в ситуации «Анна Каренина» возникают следующие вопросы:

1. Было ли самоубийство Анны осознанным поступком, результатом осмысленного принятия решения? Или это был импульсивный поступок? 2. Почему Анна выбрала столь нетипичную для ее социального положения и воспитания, и в свое время так сильно ее потрясшую, смерть? 3. Хотела ли Анна, таким образом, отомстить: А) Алексею Вронскому? Б) Мужу? В) Обществу? Г) Был ли у Анны выход из сложившейся ситуации, помимо самоубийства, который позволил бы ей, пусть, постепенно, справиться со своим горем, и вернуться, реабилитированной, в общество? Дополнительный вопрос может быть таким: Д) Самоубийство Анны Карениной могло бы иметь место в наше время? (С соответствующими поправками на современные социальные реалии).


2. «Отец Сергий». Прежде, чем анализировать данную ситуацию, следует подчеркнуть, что названные выше четыре архетипа реагирования при психическом регрессе: суицид, гомицид, эскапизм и членовредительство, могут, подменять друг друга в одной и той же ситуации, и у одного и того же психосоматического типа.

Важная информация для общественного врача, у которого клиентом оказывается отец Сергий. В ХIХ веке в рядах русской аристократии, то есть, придворной элиты, можно было выделить четыре «слоя» (об этом пишет Л.Н.Толстой в «Отце Сергии»):

1. Богатые и придворные (аристократы).

2. Не богатые, но придворные (могли быть как аристократы, так и дворяне, воспитанные при дворе).

3. Богатые, но не придворные (не аристократы, дворяне или высшие военные чины).

4. Не богатые, и не придворные (военные чины, или деловые люди, попавшие в Свет через своих протеже).

Отец Сергий, ранее, сын военного, Сергей Дмитриевич Касатский, не был ни богатым, и не придворным. Для него попасть в Свет (стать придворным) и остаться там, было две возможности – сделать головокружительную карьеру военного, или жениться на богатой и придворной особе. Карьеру сделать у него не было шансов, Оставалось, жениться. Он выбрал себе невесту, но она, как выяснилось, была любовницей царя. Он ушел из общества, подстригся в монахи, жил уединенной жизнью больше десяти лет, – никакой ситуации при этом вокруг него не создавалось. Дополнительная информация для общественного врача: поступок Сергея Дмитриевича был, хотя и не из числа частых для людей, его социального положения, но, тем не менее, почти типичным. Ситуация для отца Сергия, монаха со стажем, сложилась молниеносно, когда его хотела совратить с пути божьего праведника, некая разведенная барышня, ради развлечения себя, и своей, подвыпившей компании. Еще дополнительная информация для общественного врача: Сергей Дмитриевич покинул Свет в возрасте, около 40 лет. Когда его соблазняла барышня, то есть, когда он попал в ситуацию, из которой не видел выхода, кроме как членовредительство, ему было 49 лет. То есть, отец Сергий еще не вышел из периода «горячей точки биографии». Прежде, чем отрубить себе указательный палец левой руки, он пробовал жечь его на свече. Но это не помогало. Половое влечение к барышне было сильнее. У отца Сергия не было выхода, кроме архетипного поведения, ибо от себя не убежишь. Убийство и самоубийство точно такой же грех для отца Сергия, как и прелюбодеяние. Вполне логично, что он выбрал членовредительство. Прежде, чем ставить вопросы, которые возникают перед общественным врачом, в связи с ситуацией отца Сергия, следует обратить внимание вот на что. Сергей Дмитриевич часто жил у себя в деревне, и хорошо знал деревенскую жизнь. По статистике, правда, нашего века (взята из Российского центра судебной медицины, из отчетов судебно-медицинских экспертов различных сельских районов), каждый 6ой мужчина, в результате плотничества, отрубает или отрезает себе пальцы левой руки. Весьма вероятно, что Л. Н. Толстой и его отец Сергий, также знали о такой распространенной бытовой травме среди сельских мужиков. Знали они также, что отрубить две фаланги пальца (что сделал отец Сергий) очень просто, и, совсем не больно: вдобавок, крови при этой травме много не выделяется, и ее легко остановить, слегка перетянув оставшуюся фалангу пальца. При всей искренности намерений отца Сергия обуздать свою плоть, он выбрал метод не совсем эффективный. То, что отец Сергий все же добился желаемого результата, даже больше, чем предполагал (соблазнительница, потрясенная поступком отца Сергия, его святостью, как известно, ушла в монастырь, и постриглась в монахи). Дальше судьба отца Сергия сделала из него бродягу, «странника», «святого» – для молвы и окружающих. На самом же деле, плоть обуздать, как известно из этого рассказа, «отцу Сергию» так и не удалось.

Вопросы к общественному врачу и психологу: 1. Был ли у отца Сергия выход из ситуации, когда его соблазняла барышня? 2. Если был, то какой? Один или несколько выходов? 3. Сознавал ли отец Сергий, что его поступок – членовредительство, половинчатый, если, не «лицемерный»? 4. Что должен был бы сделать, литературно грамотный, отец Сергий, если бы действительно хотел бы обуздать свою плоть? 5. Почему ситуация отца Сергия – типична для всех времен и народов?


3. «Евгений Васильевич Базаров» (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»).

Дополнительная информация. Е. В. Базаров был назван Тургеневым «нигилистом». Таким образом, появилось новое философское понятие и философское течение, модное в Европе, в конце ХIХ, в начале ХХ века.

В связи с Е. В. Базаровым, перед общественным врачом, встает, пожалуй, один вопрос: как так могло случиться, что опытный врач и биолог, спасший от тифа сотни людей, отлично знающий, что нужно делать, в том или ином случае, чтобы не заболеть, а, если и заболеть, то не умереть, сам умирает от простой царапины, так легкомысленно (для врача), к ней отнесясь? Второй вопрос, скорее, наводящий на правильный ответ, на первый вопрос: Когда Е. В. Базаров должен был бы обратиться к общественному врачу, чтобы иметь возможность спастись?


4. «Сураз» (В. М. Шукшин).

Дополнительная информация для общественного врача. (Информация из уст самого Василия Макаровича, сказанная одному из авторов данного пособия). Василий Макарович, сам не знал, убили ли его сураза – Спиридона Расторгуева, или он покончил жизнь самоубийством? Один из авторов данного пособия, в прошлом судебно-медицинский эксперт, консультировался с криминологами и судебно-медицинскими экспертами, чтобы решить, был убит Спиридон Расторгуев, или он совершил самоубийство? По, почти единогласному мнению криминалистов и судебно-медицинских экспертов, достаточно обоснованного ответа на этот вопрос нет.

В связи с ситуацией «Сураз», у общественного врача могли бы быть два клиента, находящиеся в одной и той же ситуации: Спирька Расторгуев и его антипод, приехавший в деревню учитель физкультуры, муж возлюбленной Спиридона, Ирины Ивановны, Сергей Юрьевич Зеленецкий.

Ситуация была весьма простая, на первый взгляд. Мужчины выяснили между собой отношения. Жена разобралась и остается с мужем. Больше делить нечего. Но, есть некоторые нюансы, которые делают данную ситуацию для обоих мужчин, фактически неразрешимой. 1. Сураз – человек, не знавший своего отца, и имеющий гулящую мать, в центре внимания (хочет он того, или нет) деревни. Деревня – для Спиридона Расторгуева – вся Вселенная. Ему некуда и не к кому идти. Эскапизм для него не возможен.

2. Характер и биография Спиридона также абсолютно исключают возможность членовредительства (в русской деревне это самый позорный способ, избежать чего-либо).

3. Для Сергея Юрьевича, точно также, как и для его антипода, ни членовредительство, ни бегство – абсолютно не возможны. Он не мог просто уехать из деревни. Для всех, а, в первую очередь, для него самого (в его собственных глазах, и в глазах его жены), это было бы бегство от страха перед более сильным противником; к тому же, свидетельство боязни, что жена его может, в конце концов, предпочесть более сильного «самца» – Спиридона, и уйти к нему. Получается ситуация, «два самца в одной берлоге с одной самкой». Первый, кто выскочит из «берлоги», будет разодран на куски, ожидающей развязку, стаей (здесь, вольно пересказывается мнение Василия Макаровича, полностью совпадающее с мнением и авторов данного пособия; сохраняется также, применяемая Шукшиным терминология). Таким образом, и Спиридон Расторгуев, и Сергей Юрьевич, были в одном и том же положении. Хотя, характерами они были не похожи, но, силой характера, они также не уступали друг другу. Кстати, возраст у обоих подбирался к роковому.

У обоих было два, фактически, выхода из данной ситуации: Самоубийство или убийство (своего соперника).

Вопросы для общественного врача: 1. Был ли не криминальный способ решения данной ситуации? 2. Если был, то один, или было несколько способов? 3. Какой выход (выходы) из данной ситуации? 4. Исходя «из правды характера», покончил Спиридон Расторгуев жизнь самоубийством, или его убили? 5. Если – убили, то – кто? 6. Бывают ли безвыходные ситуации?3


Итак, рассмотрены основные аспекты социальной ситуации, как задачи для общественного врача, с которой может к нему обратиться клиент.

Совсем другое положение вещей, если к общественному врачу приходит клиент, с просьбой, помочь решить ему проблему. Если ситуация, будучи явлением социальным, генетически не запрограммирована человеку, то проблема, какое бы оформление и содержание она ни имела бы, корни свои имеет в генетической программе человека. Не случайно, экзистенциальные философы, и их последователи – гуманистические психологи, определяют человека, как «Homo problemus». Жизнь человека, представляется этими учеными, как переход от одной проблемы, к другой. И так, от рождения, до смерти.

Если, следовать логике экзистенциальных философов и гуманистических психологов, «Гамлет – это не ситуация; это – проблема». Именно поэтому, «Быть или не быть?» – повторяется вновь и вновь. С самыми различными психосоматическими типами. В самых разных возрастных периодах. Ибо, это – общечеловеческая проблема.

Действительно, когда клиент обращается к общественному врачу с конкретной проблемой, первое, что должен сделать врач, выяснить, какая, на самом деле, проблема является актуальной для клиента. То, что клиент называет проблемой, как правило, оказывается предлогом. (В данном случае, обратиться к общественному врачу). Вот несколько примеров из собственной практики авторов.


Пример 1.

Муж, 30 лет, и жена, 22 года, обратились к врачу-психотерапевту за советом, как решить, возникшую внезапно у них проблему. В браке три года. Живут отдельно от родственников, в 2-х комнатной квартире. Оба работают. У обоих среднее специальное образование. Она работает бухгалтером на фирме. Заработок стабильный и хороший. Он занимается частным извозом. Зарабатывает, с его слово, «много». С родителями с обеих сторон отношения «хорошие». В брак вступили «по любви». Сейчас «продолжают любить другу друга». Вредных привычек не имеют. Наследственность психическими заболеваниями и алкоголизмом не отягощена. Свободное время, как правило, летом, каждый год уезжают на две недели за границу по туристическим путевкам.

Проблема (первая в их совместной жизни) возникла, когда решили, что пора иметь детей. До этого, хотели пожить в свое удовольствие, повидать мир. Жена обратилась к акушеру-гинекологу, чтобы обследоваться, все ли у нее «в порядке», для рождения ребенка, и в какое время года лучше ей рожать? (По совету подруги). Акушер сделал неожиданное заключение: «Рожать она может. Когда угодно. Но, вероятнее всего, придется делать кесарево сечение, ибо у нее узкий таз». Это заключение врача потрясло женщину. Она все рассказала мужу. Вместе сходили к акушеру, который подтвердил свои слова, при этом, старался успокоить супругов, сказав, что «в наше время швы после операции легко сделать невидимыми». Реакция мужа была сильной и однозначной: «Рожать будешь только через три года. Не раньше!» Свое решение он мотивировал тем, что ему будет стыдно ходить с женщиной, у которой отвислый и со швом живот на пляж! От друзей он слышал, что женщина после кесарева сечения не может никаким путем восстановить мышцы живота. Это заявление «крайне возмутило жену», и она «категорически заявила, что рожать будет сейчас, или никогда!» Такое решение не устраивало мужа, ибо детей он любил и хотел иметь. Советовались с родными, как мужа, так и жены. Те и другие решили в спор детей не вмешиваться, а обратиться к психологу.

На приеме у врача муж и жена вели себя сдержано. Но, каждый, с явным упрямство, настаивал на своем. Муж: «Рожать будешь через 3 года!». Жена: «Сейчас, или никогда!» О возможности развода, никто не заикался.

«Проблему», с которой обратилась данная молодая семья, удалось разрешить очень просто. Нужно было проверить, не ошибся ли врач-акушер, что женщина не сможет родить сама, по причине, якобы, узкого у нее таза. Для этого пришлось воспользоваться методом, хорошо известным акушерам прошлого века, но забытым современной наукой. Кстати, этот метод описан также Альбрехтом Дюрером в «Четвертой книге о пропорциях человека». Общественный врач должен знать стигмы наследственных заболеваний, зоны, болевые и эрогенные, и размеры пропорций тела, вычисленные и описанные Дюрером. Для самостоятельного изучения пропорций тела, рекомендуется книга: Альбрехт Дюрер. «Трактаты. Дневники. Письма». (СПб. «Азбука». 2000). Женщина может иметь, по акушерским (современным) стандартам «узкий таз», но при этом достаточно широкие костные выводящие пути. При таком положении ее тазовых костей, она может самостоятельно родить. Для того, чтобы решить, будут ли кости таза, составляющие выводящие пути, иметь достаточный диаметр для рождения ребенка, нужно измерить углы ромба Венеры. Ромб образуется (иногда, его хорошо видно), если мысленно соединить четыре точки, находящиеся: верхняя точка – пятый поясничный позвонок; нижняя точка – где копчик соединяется с крестцом, боковые точки – по наивысшим точкам подвздошных костей сзади. Даже, при узком тазе, если верхний и нижний углы ромба не меньше, чем 30 градусов боковых углов, женщина родит ребенка самостоятельно, и без задержек при выходе из таза.

У женщины эти углы были равны 32 градусам. Следовательно. Она имела примерно 2 сантиметра в запасе при рождении ребенка средних размеров. Такое было сделано заключение. Пара сразу в него поверила. «Проблема» исчезла, особенно это было видно после слов врача, что он гарантирует, что кесарева сечения не будет! Счастливые супруги ушли домой с твердым намерением рожать, и это дело не откладывать!

Ровно через девять месяцев и неделю, врача навестил муж. Он сообщил, что жена «благополучно родила двойню!». И что они – счастливы!

Спустя два еще год, врача навестила жена, и сообщила, что «муж ее бросил» через полгода после родов. Детей она воспитывает одна, помогают, правда, его и ее родители. Муж женился на девятнадцатилетней девушке, с которой познакомился, когда подвозил ее домой. Алименты платит регулярно и много, ибо продолжает хорошо зарабатывать.

По опыту общественных врачей и социальных психологов, человек, как правило, ошибается, когда решает, что является его «проблемой». Очень часто, не попадая во время к специалисту, он может потратить много усилий, времени и средств, чтобы решить свою проблему. Но, решив ее, он оказывается в состоянии стресса. Ибо, возникают безрадостные мысли, как в отношении самого себя, типа «я неудачник», «ничего у меня не получается», «жизнь не сложилась», «впереди нет ничего хорошего», так и в отношении жизни вообще, типа «жизнь бессмысленна», «все усилия изменить жизнь к лучшему – тщетны», «в жизни нет ничего, что бы стоило усилий, которые требуются для его достижения». Так, например, человек может долгие годы добиваться улучшения жилья (расширения жилплощади, приближения ее к месту работы или к метро), ограничивать при этом свои потребности, чтобы накопить денег. А, когда мечта его сбывается, и он получает, что долгие годы сильно желал, оказывается, что это вовсе не главное!

Стресс, фрустрация, переоценка ценностей, – всегда оказываются на месте того, что человек принимал за проблему. Фрейд полагал, что только на 10% человек осознает свои истинные мотивы и проблемы. В 90% случаев он стремится за химерами. Общественный врач решает, что на самом деле является проблемой его клиента? Одно, безусловно, верно: если человек обращается к общественному врачу с проблемой, то она непременно у него есть.


Пример 2.

Также из собственной практики. Несколько неожиданная оказалась проблема, для престарелой супружеской пары, обратившейся к врачу за помощью.

Муж и жена собирались дожить, как минимум, до золотой свадьбы. Позади трудная, но «счастливая» жизнь. Воспитаны дети. Подрастают внуки. Все живы – здоровы. Неожиданно жена стала беспокоиться за здоровье 72-летнего мужа. Ей – 62 года. Хотя, никаких оснований для беспокойства ни он, ни она, вроде бы не находили. Последние 5 лет, безвыездно живут на даче, около леса. Дача благоустроена. Продукты необходимые на каждый день есть в деревенском магазине. Остальные – привозят дети или внуки, которые регулярно навещают стариков. Живут «полноценной жизнью». Смотрят телевизор, знают, что делается в стране и мире. Читают газеты. Тесно общаются с соседями, своими сверстниками, ходят друг к другу, в гости. Много гуляют в любую погоду в лесу, круглый год. На даче есть приусадебный участок. Выращивают с удовольствием овощи, картофель. Сад приносит достаточно для стариков и детей, фруктов и ягод. Как переехали жить на дачу – забыли, что могут быть какие-то проблемы! Живя в Москве, часто волновались, то из-за проблем детей. Потом – внуков. Соседи по лестничной площадке одолевали также своими проблемами, которые, в основном, касались денег и здоровья. Старики и уехали на постоянное жительство на дачу в деревню, чтобы хоть оставшиеся им годы, пожить без проблем. И это им полностью удавалось. До поры, до времени.

С некоторых пор старушка стала задумываться о смерти. Без всякой к тому причине, ибо, никто из родных и близких, не болел, и умирать не собирался. Мысль пришла невольно, когда она вдруг «осознала», что ее мужу уже 72 года! Она стала наблюдать за ним. Не хватается ли старик за сердце? Нет ли у него одышки? Хорошо ли ест? Ночью стала просыпаться в тревоге, жив ли муж? Он, часто, когда смотрел телевизор, засыпал в кресле. При этом, рот его широко открывался, лицо страшно вытягивалось. Однажды даже выпала нижняя вставная челюсть. Сначала старушка, уснувшего днем в кресле мужа, не будила. Но, могла сидеть, сжавшись от непонятного страха, в комочек, и наблюдать, ровное ли у него дыхание? Потом, однажды, ей показалось, что муж, заснувший как всегда у телевизора в дневные часы, вдруг начал дышать часто и хрипло. Она разбудила его. Муж не успел прийти в себя ото сна, как она стала с тревогой спрашивать его, не болит ли у него сердце? Хватала его за запястья, чтобы измерить пульс. Так стало повторяться чуть ли не каждый раз, как только муж засыпал в кресле у телевизора. Сначала он терпел эти ее выходки, а потом, после очередного раза, когда она его разбудила, крепко ее выругал. Что, делал за всю жизнь всего несколько раз. Старушка обиделась, и долго плакала, закрывшись у себя в спальне. Старик попросил прощения, и они помирились.

Но, на этом дело не кончилась. Старушка стала все чаще, и все больше находить у старика «симптомов», что он болен, и скоро умрет. В этом ей, не мало, помогала телевизионная реклама всевозможных лекарств. Она даже стала спрашивать мужа, был ли у него стул сегодня? Не было ли в кале или моче крови? Не кружится ли у него голова? Почему он, не просит у нее «рюмочку водочки» перед обедом, и отказывается выпивать с соседями после бани? Наконец, она твердо решила, что старик болен и скрывает свою болезнь от жены, чтобы ее не волновать. Она вызвала детей и все им рассказала. Дети всерьез мать не приняли, находя в хорошем состоянии отца. Но, чтобы ее успокоить, решили госпитализировать обоих в одну палату в частную московскую клинику, и обследовать «весь организм» (как предложили им в клинике) обоих супругов. Месяц старики пролежали в клинике. Прошли все возможные виды исследования. Принимали укрепляющие лекарства и витамины. И были выписаны, с заключениями, что оба «практически здоровы».

Старушке мнения врачей хватило ровно на неделю. Через неделю, она стала донимать и старика, и, теперь уже, детей, что «отец серьезно болен». Тогда и решили показать старушку психотерапевту. На прием старики пришли вместе. С психиатрической точки зрения, оба старика были здоровы. Тревога старушки могла быть по двум причинам. Во-первых, после 60-ти лет у некоторых людей возникает, так называемая сосудистая повышенная тревожность, из-за атеросклеротического поражения сосудов головного мозга, и, вследствие этого, его хронической кислородной недостаточности. Во-вторых, старушка обладала тревожно-мнительным характером. (Это прослеживалось всю ее жизнь). Собственно, в поисках покоя, она и стала инициатором переезда на постоянное жительство на дачу. Кислородная недостаточность головного мозга, способствовала заострению тревожно-мнительных черт характера пожилой женщины. Так, у нее появилась проблема. Со стариком они круглые сутки были одни. Поэтому, проблема и приняла содержание тревоги за здоровье и жизнь старика. Все, вроде бы, было логично, и полностью объяснялось, с точки зрения клинической медицины. Старушке должны были быть назначены транквилизаторы и сосудистые препараты. Такова должна быть тактика лечащего врача. Тактика общественного врача должна быть иной. «Проблема», которая волновала старушку, маскировала истинную ее проблему. Дальше, все произошло точно по Фрейду. Не прошел и месяц, как стариков выписали из частной клиники, и старушка умерла во сне. Патологоанатомическое исследование, кроме соответствующих возрасту изменений в органах, в том числе, и в сердце, у старушки ничего не обнаружило. Смерть наступила от остановки сердца во сне. У пожилых людей это бывает не редко.

Этот случай заставляет общественно врача быть вооруженным новыми представлениями о резервах организма, стигмах старости, об умирании и смерти4.

С психологической точки зрения, состояние старушки, если допустить возможность предчувствия смерти, объясняется переносом, описанным Фрейдом в 1899 году. Это состояние, когда человек, содержание своей тревоги, опасений или страхов, переносит на близких людей, с которыми эмоционально связан. Не только супруги, но родители и дети могут друг на друга трансвертировать, то есть, переносить, свои переживания. В том числе и такие, как предчувствия и предвидения.

Перенос страхов, опасений тревог и фобий, также и социальных5, очень часто осуществляется на детей, особенно, на подростков. При этом, опасения за здоровье ребенка принимает только у одного из родителей сверхценную, или навязчивую форму. Мама или папа начинают водить своего ребенка по врачам, ни где не получая удовлетворения, если врачи не признают ребенка «серьезно больным». Родитель тогда ведет ребенка к «бабкам», «экстрасенсам», «тайским знахарям». Заставляют ребенка принимать различные лекарства и снадобья. Освобождают от физкультуры, все время держат дома, придумывая все новые и новые «щадящие режимы». У ребенка, реактивно, появляются самые различные функциональные расстройства. Эти расстройства являются выражением его неосознанного протеста, такой агрессии со стороны папы или мамы. Наличие функциональных расстройств, типа: субфебрильной или лихорадочной (до 40%!) температуры, головной боли, насморка, «лающего» кашля, поносов и запоров, колебания веса, расстройства сна, головокружения, снижение способности к обучению, капризности, нередко дезориентирует и врача, который начинает «тщательно обследовать» ребенка, выставляет ему диагноз (типичные при этом такие диагнозы: «гастродуоденит», «хронический бронхит», «фронтит», «тонзилит», «диенцифальный синдром», «вегето-сосудистая дистония» и т. д.), и назначая лечение. Ребенок начинает часто пропускать школу, и отставать в учебе.

Другой тип реагирования подростка на подобную агрессию (неосознаваемую) со стороны одного из родителей – уход из дома на улицу, приобщение к толпе подростков с отклоняющимся и криминогенным поведением. Курение, алкоголизация, токсикомания, ранняя половая жизнь, бродяжничество.

Правильная тактика подросткового врача в таких случаях будет одна: направить родителей к общественному врачу. При первом же знакомстве со своими клиентами, общественный врач выявляет, кто из родителей является трансвертом своих опасений на ребенка. По международным данным, если речь идет о ребенке, который родился у здоровых родителей, в срок, роды не были отягощены, то в 90% (!) случаях имеет место трансверт, причиной которого является изменение отношений между супругами, которые через 10—12 лет превратились в формальные. В 55% случаев супруг, не проявляющий опасения на счет здоровья своего ребенка, а пассивно соглашающийся со своей «половиной», имеет постоянные половые контакты «на стороне», или – вторую семью. При этом, супруг – трансверт, может и не догадываться о неверности супруга, принимая эмоциональное охлаждение с его стороны, за «естественное явление», после 10—12 лет совместной жизни.


Пример 3.

Из собственной практики. К врачу обратилась немолодая пара, муж и жена, по поводу «частых болезней и неправильного поведения» их сына, которому исполнилось 13 лет. Муж занимает высокий государственный пост. Жена возглавляет частную фирму. Кроме сына, имеют взрослую дочь, которая вышла замуж за иностранца и «счастливо» живет за границей, имеет 3-х летнюю, здоровую дочь. С родителями поддерживает теплые отношения, постоянно пишет письма, два раза в год навещает родителей. Отношения между родителями «хорошие», «теплые». Вместе время проводят очень мало, так как работа одного и другого связана с частыми командировками. Оба считают, что «брак удался».

Мать считает сына «очень больным», показывала его различным специалистам, в том числе и зарубежным. Выставлялись различные функциональные диагнозы, назначалось общеукрепляющее лечение, витаминотерапия, от уроков физкультуры мальчик был освобожден. Учится в специальной школе, имеет частных учителей, но, едва успевает на «3». Со слов родителей, последние два года, к частым «простудным» и «желудочно-кишечным» заболеваниям, присоединялось «крайне неправильное поведение», заставляющее думать, что мальчик еще болен и «психически». Так, будучи физически слабым, однажды, цепью от велосипеда, жестоко избил подвыпившего мужчину, который что-то сказал в его адрес. «Дело замяли». Мальчик начал пропускать уроки, стал курить и «пробовать» алкоголь из бутылок в баре. Пришлось закрывать бар на ключ. Друзей не имел. Стал воровать деньги у родителей, а, когда деньги стали прятать, начал уносить из дома вещи, и продавать за бесценок прохожим. Подростка показали психиатру и психологу. Оба поставили один и тот же диагноз: «Пубертатный период, у ребенка, физически ослабленного. Отклоняющееся поведение». Были назначены транквилизаторы, ноотропы и психотерапия. Но, от лечения у психиатра и психологических сеансов мальчик категорически отказался, пригрозив родителям, что, «если они будут делать из него „психа“, то он повесится». Правда, после посещения психиатра и психолога, мальчик какое-то время вел себя правильно, но в школу не ходил, по причине субфебрильной температуры и сильного кашля. Лечился «народными средствами» дома.

Повторно обратиться к психиатру (другому), родителей заставили два, «выходящие за все рамки» (оценка родителей) случая. Мальчик поджег собственный гараж, который сгорел, вместе с иномаркой отца. Был «жестоко избит отцом ремнем» – первый раз в жизни! Через месяц после этого случая, приехала сестра с дочкой, которой исполнилось четыре года, в гости. Когда дети остались одни в квартире, мальчик изнасиловал племянницу, применяя при этом извращенные формы полового сношения. Девочку напугал ножом, что «перережет ей горло, если будет сопротивляться», и она не сопротивлялась.

На приеме у психиатра вел себя спокойно. В контакт вступал легко, но в формальный. На вопросы отвечал по – существу. Начитан. Хорошо знает русских и зарубежных классиков. Свободно владеет компьютером, любит «лазить по Сети» (интернету). Хочет стать хакером, и «вступить в международное братство хакеров». Легко переходит с русского, на английский и французский языки. Когда врач заговорил с ним на иностранных языках, мальчик сразу же отреагировал удивлением. Сменил позу: сидел до этого развязно в кресле, после этого – подтянулся, выпрямился, руки положил на колени, опустил глаза. Указание на три поступка, за которые он может попасть в детскую колонию (избиение мужчины цепью, поджег гаража, изнасилование племянницы), ответил, что «все понимает», и что «на это и рассчитывает», «сам хочет в зону, чтобы укрепить здоровье и научиться искусству чун хе, выживанию». Психопатологических явлений при беседе обнаружено не было. Формально мальчик был корригирован. Обращали на себя внимание признаки физической и психической акселерации.

Отец вновь «замял дело» с поджогом и изнасилованием, взяв слово с сына, что он будет периодически наблюдаться у психиатра. Через неделю мальчик сбежал из Москвы, уехав в Иркутскую область к деду (отцу матери). От деда пришло письмо, в котором он просил «оставить внука у него до службы в Армии». Мальчик пошел в сельскую школу. Сведения за последние 3 года – живет безвыездно в деревне у деда (дед жил один), хорошо учится в местной школе, для этого, ежедневно ходит 5 километров пешком через тайгу, в любую погоду. Судя по фотографии, превратился в крепкого и сильного юношу. Имеет много друзей. Ведет все хозяйство деда. Не курит, алкоголь не употребляет, хотя, дед, частенько ему предлагает рюмку водки.

Из доверительного разговора с отцом, который пришел благодарить психиатра, «наставившего сына на правильный путь» (отец считал, что уехать к деду сыну предложил психиатр), вдруг выяснилось, что «все неприятности с сыном начались, когда у отца появилась женщина, фактически, вторая семья». Правда, ни жена, ни тем более, сын, и не догадывались об этом. С женой «Очень теплые отношения», он «ее, по своему, любит, и в мыслях не держит, что может с ней разойтись!» Половой жизнью не живут два года. Но, и с этой стороны все в порядке. Ибо, два года назад, он перенес тяжелую операцию на позвоночнике, по поводу грыжи диска, и жена считает, что он после операции, стал импотентом. Он «уже давно не испытывает полового влечения к жене, и последние 2—3 года жил с ней половой жизнью, принуждая себя к этому. Другая женщина, связь с которой превратилась в семейную, вызывает у него сильное половое влечение, и полностью его удовлетворяет, на столько, что он перестал смотреть на других женщин. До нее (она младше его на 25 лет), он часто вступал в кратковременные половые отношения, но только с хорошо знакомыми женщинами. Считал, что «у здорового мужчины в расцвете лет должно быть много женщин». Никогда раньше не испытывал чувства вины за «измены» перед женой. Допускал, что и у нее «бывают половые контакты с другими мужчинами, и, что это тоже, в порядке вещей». Только когда появилась эта, последняя женщина (кстати, подруга его дочери: дочь сама их познакомилась, и, фактически, сосватала), у него сразу же возникло «острое чувство вины перед женой и сыном». Жене он стал делать дорогие подарки, отправлять на дорогие курорты. В отношении сына, он ничего не мог поделать, и чуть «не сошел с ума, когда сын заболел». Кстати, с дочерью у него «очень близкие отношения». Настолько близкие, что он стал думать, что он извращенец. Потому что, однажды, когда они были вдвоем с дочерью в сауне, накрытые полотенцами, и она предложила сделать ему массаж, во время массажа он сильно возбудился, и едва сдержал себя, чтобы не наброситься на дочь. Но, «самое страшное, что он видел, что дочь тоже его хотела, и во время массажа, как бы невзначай, касалась руками его ягодиц и промежности». Именно поэтому, он «нашел ей в мужья иностранца, и отправил ее подальше от себя».

Данный случай весьма типичный, для общественного врача, работающего в Западной Европе. Имеются в виду не однозначные, по советским, да и российским стандартам, внутрисемейные отношения. Эдипов комплекс, который так гениально разглядел Фрейд в клубке взаимоотношений родителей и детей разного пола, в настоящее время не скрывает больше себя в «подсознании».6 Инцест, в настоящее время, очень распространен в двух категориях населения. Среди западноевропейской элиты. И среди приамурских малых народов – нанайцев, ульчей, эвенков, чукчей.7

Весьма характерно, что после полового влечения к дочери, отец не испытывал чувства вины ни перед ее матерью, своей женой, ни перед сыном. Как он не испытывал вины, вступая в многочисленные, беспорядочные половые связи с разными женщинами. Чувство вины у мужчины перед женой возникает только тогда, когда он, фактически, разрывает интимные отношения с ней, не собираясь при этом разрушить семью. Это чувство вины было, однако, перенесено на сына. Дети очень чувствительны, особенно, в пубертатном периоде, к психологической «ткани» взаимоотношений родителей. Болезни и делинквентное поведение мальчика были реакцией на перенос на него чувства вины отца перед матерью. Расплатой за измену отца. Таким образом, трансвертом здесь был отец. Роль матери во всех психологических сплетениях в этой семье было формально. Но, если как следует приглядеться, то и мать не осталась интактной. Во-первых, полный уход из семейной ситуации – эскапизм. Во-вторых, создание своего «внутреннего мирка, с круговоротом мужчин и других увлечений, которые устраивал ей виноватый муж», есть реакция интровертированности. И, наконец, в-третьих (что имеет отношение к отцу и детям, возможно, и к матери, просто нет информации на этот счет), отец, дочь, испытывающие друг к другу половое влечение, типичные перверты. Пока, инцест считается сексуальным извращением, даже в западноевропейских учебниках по сексологии. А, основоположники научной сексологии и сексопатологии, Огюст Форель8 и Рихард Краффт—Эбинг9 половое влечение родителей к детям, и детей к родителям, считали проявлением вырождения, психической дегенерацией.

Итак, данный пример иллюстрирует чрезвычайно важную часть работы общественного врача, это работа с семьей. Здесь у общественного врача является совокупный клиент – семья.

Кроме этого, данный пример прекрасно иллюстрирует иные ипостаси проблемы. К таким ее формам, как маскированная проблема и трансвертированная проблема, прибавляются – конвертированная, интровертированная и первертированная формы проблемы. На механизме конверсии проблемы остановимся несколько подольше, проиллюстрировав его 4 примером.

Сначала дополнительная информация. По данным годового отчета Управления здравоохранения Москвы за 2000 год, 75% систематически обращающихся в поликлиники города, а это, в основном, пенсионеры, в лечении не нуждаются. 5% из работающих пациентов, в основном, женщины в возрасте 26—31 год, и мужчины, в возрасте 37—50 лет, обращаются с жалобами функционального характера. Такая же статистика и по крупным городам Европы, согласно Newsweek Letter MAPI Research Institute (December, 2000).

C точки зрения общественного врача, самая многочисленная категория пациентов наших и зарубежных поликлиник, являются люди, конвертирующие свою проблему. То есть, здесь имеет место уход в болезнь. То есть, одновременно, и эскапизм, и конверсия. Приведем пример из собственных наблюдений.


Пример 4.

Престарелые муж и жена, проживали в отдельной квартире, на пятом этаже, без лифта. Жили дружно. Дети и внуки практически стариков не навещали. Ибо, единственный их сын, который имел семью, алкоголизировался, и семья бедствовала. Стариков навещали только в день, когда они получали пенсии. Муж был инвалид 1 группы ВОВ (лишился в результате ранения на фронте обеих ног, выше коленных суставов). Всю свою пенсию инвалида войны, муж отдавал жене сына. Старикам было за 80 лет. Муж был крепкого телосложения, не курил «никогда», алкоголь принимал, только «фронтовые 100 гр.), когда воевал. Ходил на костылях, помогая себе одной палкой. Ежедневно, спускался с пятого этажа и гулял в парке, что два километра от дома. Поднимался в квартиру тоже самостоятельно. Сам ходил и в магазин. Жена постоянно болела. Была полной, рыхлой. У нее отмечались частые гипертонические кризы, через ночь, вызывала «скорую помощь» из-за повышения артериального давления до 200/120, и приступов стенокардии. Беспокоил также желудок, частые запоры, одышка, головокружение, приступы тахикардии, повышения сахара в крови. Принимала множество различных препаратов. (Гипотензивных, противостенокардических, желудочных, сосудистых, успокоительных, снотворных, и т.д., и т.п.). Муж никакие лекарства не принимал, и за десять лет наблюдения ни разу не болел, даже гриппом. Жена почти сутками лежала в постели. Еду также готовил муж. Он же мыл полы, выносил мусор. От социального работника муж категорически отказался.

Загрузка...