Последовательный обзор содержания всего Четвероевангелия с изъяснением важнейших мест

Вступление

Как мы уже говорили не все евангелисты повествуют о жизни Господа Иисуса Христа одно и то же с одинаковыми подробностями: у одних есть то, чего нет у других; одни говорят более подробно и обстоятельно о том, о чем другие упоминают лишь в немногих словах, как бы вскользь; да и в самой передаче событий и речей Господа встречаются иногда разности, в некоторых случаях даже как будто несогласия и противоречия, которые особенно любит находить и подчеркивать так называемая «отрицательная критика».

Вот почему уже с самых первых времен христианства стали делаться попытки свести содержание всех четырех Евангелий воедино, т. е. свод всего материала, заключающегося в четырех Евангелиях, в одной общей связной последовательности, установить более вероятный хронологический порядок евангельских событий, так, как если бы Евангелие было одно.

Первая известная нам попытка подобного рода была предпринята апологетом Тацианом, учеником св. Иустина Философа, составившим в середине II в. по Р.Х. такой свод всех четырех Евангелий, получивший широкое распространение под названием «Диатессарон». Второй труд такого же рода принадлежал, по свидетельству блаженного Иеронима, Феофилу, епископу Антиохийскому, жившему во второй половине того же II в., который написал и «Комментарий на Евангелие», т. е. опыт письменного его истолкования.

Такие попытки свести повествования четырех Евангелий воедино продолжались и дальше, вплоть до самого нашего времени. В наше время известен, например, труд Б.И. Гладкова, составившего и «Толкование Евангелия». Лучшим сводом всех четырех Евангелий признается труд епископа Феофана (Вышенского Затворника) под названием: «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами свв. евангелистов».

Значение подобных трудов состоит в том, что они дают нам полную, связную, цельную картину всего течения земной жизни нашего Господа и Спасителя.

Мы и будем вести последовательный обзор всего евангельского повествования, по руководству этих трудов устанавливая, насколько возможно, хронологическую последовательность событий, останавливаясь на разностях в изложении у каждого из четырех евангелистов и изъясняя важнейшие места в согласии с авторитетными толкованиями святых отцов Церкви.

Вся Евангельская история естественно распадается на три главных отдела:

I. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа.

II. Общественное служение Господа Иисуса Христа.

III. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.

Часть первая. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

1. Пролог Евангелия: его достоверность и цель

(Лк. 1, 1–4; Ин. 20, 31)

Предисловием ко всему Четвероевангелию можно считать 1–4-й стихи 1-й главы Евангелия от Луки, в которых св. евангелист говорит о «тщательном исследовании им всего», сообщаемого им, и указывает цель написания Евангелия: знать твердое основание христианского учения. К этой цели св. Иоанн Богослов в своем Евангелии еще добавляет: «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20, 31).

Как видно из этого предисловия св. Луки, он взялся за написание своего Евангелия потому, что появилось уже много сочинений подобного рода, недостаточно авторитетных и удовлетворительных по своему содержанию, и он счел своим долгом для утверждения в вере некоего «державного Феофила», а заодно с ним, конечно, и всех вообще христиан, написать повествование о жизни Господа Иисуса Христа, тщательно проверяя все данные со слов «очевидцев и служителей Слова». Так как сам он был, по-видимому, лишь одним из 70 учеников Христовых и потому не мог быть очевидцем тех событий, а тем более не мог быть очевидцем таких событий, как Рождество Иоанна Крестителя, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, то он, несомненно, значительную часть содержания своего Евангелия сообщает со слов очевидцев, т. е. на основании Предания (вот где выступает вся важность Предания, столь решительно отвергаемого протестантами и сектантами!).

При этом совершенно несомненным представляется, что первой и главной очевидицей наиболее ранних событий Евангельской истории была Пресвятая Дева Мария, о которой св. Лука недаром дважды замечает, что «Она хранила воспоминания обо всех этих событиях, слагая их в сердце Своем» (см.: Лк. 2, 19 и 2, 51).

Не может быть сомнений, что преимущество Евангелия от Луки перед всеми существовавшими до него многими другими записями, указываемое им в том, что он писал только после тщательной проверки фактов и в строгой последовательности («по порядку»), принадлежит и трем другим нашим Евангелиям, ибо два из них – от Матфея и от Иоанна – написаны самими очевидцами и служителями Слова – ближайшими учениками Господа из числа 12, а третье – от Марка – написано со слов тоже ближайшего ученика Господа и несомненного очевидца и близкого участника евангельских событий св. апостола Петра.

Цель, указанная св. Иоанном, особенно ясно проглядывает в его Евангелии, которое полно торжественных свидетельств о Божестве Господа Иисуса Христа, но и остальные три Евангелия, конечно, имеют ту же цель.

2. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия

(Ин. 1, 1–14)

В то время как евангелисты Матфей и Лука повествуют о земном Рождении Господа Иисуса Христа, св. Иоанн начинает свое Евангелие изложением учения о Его Предвечном Рождении и воплощении, как Единородного Сына Божия. Первые три евангелиста начинают свое повествование с событий, благодаря которым Царство Божие получило свое начало во времени и пространстве; св. Иоанн, подобно орлу, возносится к предвечной основе этого Царства, созерцает вечное бытие Того, Кто лишь «в последок дний» (Евр. 1, 2) стал человеком.

Загрузка...