Проект «Павлово-посадские платки – краса и гордость всей Руси»

Авторы-составители:

Репина Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС № 29 «Солнышко» г. Туапсе

Кириленко Ольга Витальевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ ДС № 29 «Солнышко» г. Туапсе МО Туапсинский район

Участники проекта: дети средней и подготовительной к школе групп, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО, педагог-психолог, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный, познавательно-творческий, групповой (средняя и подготовительная к школе группа), в рамках МБДОУ

Вид проекта: среднесрочный (сентябрь – октябрь)

Актуальность:

Непростая политическая ситуация в мире предполагает необходимость духовно-нравственного обновления и оздоровления нации в России, гордости за свою принадлежность к ней, формирование чувства патриотизма, воспитание стойкого интереса к истории страны, её культуре, к народному творчеству.

«Без прошлого нет будущего», – говорили древние.

«Будущее должно быть заложено в настоящем», – писал Г. Лихтенберг.

В полной мере отдавая себе отчёт в важности решения поставленных задач перед дошкольным образованием (в соответствии с ФГОС) и степень своей ответственности, мы, педагоги, счастливы прикоснуться вместе с детьми и родителями к величайшему пласту русской культуры, к её Истокам.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества», – считал В. А. Сухомлинский.

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества, пропагандируя чистоту, красоту, юмор, образность, живость исконно русского языка, свободного от засилья иностранных слов-сорняков, от грубости и пошлости речи. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», – писал В. Г. Белинский. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость, идущая из глубины веков, это наше духовное наследие! Произведения народных промыслов – гордость и достояние России!

Опыт народа – Кладезь Бесценный!

Духовность и Мудрость в нём всех поколений!

Здесь – Творчество русских народных Умельцев!

Здесь Русские Песни льются из Сердца!

В нём – Красота и Былинная Сила!

Бездонны твои Истоки, Россия! (И. А. Репина)

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, на наш взгляд, многократно, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника, при поддержке, заинтересованности и активном участии семьи и всего педагогического коллектива.

«Я верю, что ничто не проходит бесследно, и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни»

А. П. Чехов

Проблема:

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

А. С. Пушкин

В результате исследования духовно-нравственного аспекта в воспитании детей (в процессе повседневной жизни и реализации НОД), была выявлена поверхностность знаний детей о народном творчестве. Беседы с родителями и анкетирование позволили также сделать вывод о недостаточном запасе знаний на данную тему, и минимальном использовании их в семейном воспитании.

«Человеку важно знать свои корни – тогда и воздух, которым дышим будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни»

В. Песков

Цель проекта:

Воспитывать у детей стойкий интерес, чувство уважения и любви к русской национальной культуре, её обычаям, традициям.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми.

• Познакомить с историей русского народного костюма; историей возникновения Павловопосадских платков.

• Учить детей расписывать платки по мотивам узоров павловских шалей, используя характерные элементы декоративной росписи, нетрадиционные техники, совершенствуя умения и навыки художественной деятельности на занятиях в кружке народно-прикладного творчества «Родники».

• Познакомить детей с картинами русских художников, в чьем творчестве используются элементы декоративно-прикладного искусства. (Кустодиев, Коровин и др.)

Развивающие:

• Развивать творческое воображение, образную речь, артистические способности в процессе театрализованной деятельности.

• Обогатить активный словарь детей, акцентировать их внимание на красоте, образности, выразительности русского языка; продолжать знакомить с разнообразием народного фольклора, песнями, танцами.

• Создать благоприятные условия для развития и приобщения детей к декоративно-прикладному искусству и реализации совместной творческой деятельности детей и родителей.

• Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Воспитательные:

• Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

• Содействовать духовно-нравственному и физическому здоровью и развитию детей.

• Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.


Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»


Использование современных образовательных технологий:

♦ Здоровьесберегающие (дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, спортивные праздники, закаливающие мероприятия, физминутки, игротренинги, релаксации, пантомимика, мелодекламация Е. Матвиенко)

♦ Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми и воспитания (учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, выбор занятий по интересу, сотрудничество, создание атмосферы творчества и сотрудничества и взаимопонимания)

♦ Технологии развивающего обучения (используются различные виды детской деятельности для формирования познавательных, интеллектуальных, творческих качеств личности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграции в различные виды деятельности.)

♦ Проектно-исследовательские технологии (технология проектирования – одна из форм поисковой деятельности, которая способствует развитию творческих способностей детей, интегрированные занятия развивают потенциал детей, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления и коммуникативных способностей)

♦ Игровая технология (игровые моменты проникают во все виды деятельности детей, а также минутки шалости, игровые ситуации, игры-театрализации, драматизации, арт-этюды, ритмопластические этюды, музыкальные игры)

Загрузка...