1. У каждого свой путь

Свобода выбора

Начнем с осознания своего предназначения в профессиональном плане.

Все родители с момента рождения своего ребенка уже представляют то, кем их чадо станет в будущем: врачом, юристом, военным, спортсменом или известным артистом. Их представления постепенно перерастают в нечто большее, а именно – в активные действия.

Родители записывают своих детей на различные спортивные секции, кружки, нанимают репетиторов, оплачивая баснословные суммы. Доходит даже до частных школ, где стоимость обучения начинается от нескольких сотен тысяч рублей.

И все бы ничего, нет ничего ужасного в том, когда родители беспокоятся о своих детях и пытаются поставить их на рельсы жизни.

Каждый человек уникален, вряд ли вы найдете точную копию себя на этой планете. Вы будете разными и по внешним признакам, и по внутренним, такими нас создал Бог.

Если понаблюдать за каким-нибудь ребенком несколько месяцев, при этом дать ему полный карт-бланш, можно предварительно определить его предрасположенность к чему-либо. Естественно, это не повод сразу же посвящать его жизнь конкретному ремеслу, но это позволит родителям понять то, в каком направлении им нужно двигаться.

Допустим, в результате подобных наблюдений выяснилось, что ребенок очень активен и не сидит на месте, постоянно выбирает подвижные игры и развлечения – значит, нужно двигаться в сторону спорта и профессий, где нет рутины и монотонных действий, при этом необходимо делать корректировки и сужать направление в сторону симпатизирующей ребенку деятельности.

Если же ваше чадо на удивление спокойно, любит рисовать, лепить из пластилина фигурки, с нетерпением ждет новый выпуск научного журнала или передачи, разглядывает книги и с трепетом относится к ним, все просто – выбираем направление, которое будет связано с наукой и творчеством.

Безусловно, никто не застрахован от того, что ребенок может изменить свои увлечения и позицию на 180 градусов и пойти совершенно противоположным путем, но в этом случае не стоит паниковать и ругаться. В подобной ситуации необходимо поддержать выбор сына или дочери и хорошенько подумать вместе над дальнейшими действиями и вектором движения.

Данный шаг – это не слабость родителей, а правильный поступок, который выражается, прежде всего, доверием к своему ребенку. Тем самым вы даете ему право выбора, а в вашем лице он обретет надежного и близкого друга на всю жизнь.

К сожалению, в реальности мы наблюдаем другую картину. Родители прекрасно знают, как лучше и чем нужно заниматься их детям.

Гуманитария отдают в школу с углубленным изучением точных наук, технарей по складу ума полностью погружают в общественные науки, прирожденных художников и скульпторов отдают на бокс или в балет, а потенциальных олимпийских чемпионов губят в музыкальных школах или кружках по рукоделию. Да, такова реальность.

Мне повезло, я являюсь тем счастливчиком, который сам выбрал свой путь. Мои родители и ближайшее окружение советовали рассмотреть профессию спасателя, полицейского, военного или врача, но при этом всегда оставляли право выбора за мной.

Система губит таланты

Немалую роль в становлении личности человека играет система образования. Мы живем в то время, когда количество важнее, чем качество. В школах основной акцент направлен на успешную сдачу экзаменов, а не на реальный рост умственных и физических показателей.

Еще со школьной поры мы слышим уверенные возгласы учителей: «учите то!», «учите это!», «чтобы от зубов отлетало!», «это вам в жизни пригодится!», «вы без этого не станете успешным человеком!».

Знакомо? Думаю, да. И так изо дня в день. Все школьники становятся заложниками реформ в системе образования, постоянных городских и областных проверок – диктатура и лишение свободы выбора своего жизненного кредо.

Ученики злятся на учителей и родителей, учителя жалуются на учеников родителям, родители ругают своих детей и учителей. Замкнутый круг, своя неформальная экосистема, система, в которой сжигаются и хоронятся мечты и успешное будущее целых поколений.

Самое обидное, что учителя в данной цепочке оказываются менее защищенными. Перед ними ставят задачи о повышении показателей успешной сдачи экзаменов, повышении количества учеников, которые смогут переползти минимальный порог, утвержденный кем-то наверху.

А ведь учителя – это как раз те люди, которые искренне горят желанием стать наставниками и передавать свои знания детям. Ведь профессия учителя в 21 веке – не очень благодарный труд. И им ничего не остается, кроме того, как стать частью системы по уничтожению человеческого индивидуализма.

Безусловно, в этих размышлениях нет призыва отказаться от образования вовсе. Есть необходимые и жизненно важные дисциплины, изучение которых делает нас ячейкой современного, культурного и образованного общества. Например, русский язык, литература, история, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, базовые математические знания, обществознание. Пожалуй, это действительно актуальные знания для людей современности.

Эти знания могут быть усвоены и применены независимо от того, технарь ты или гуманитарий, художник, скульптор или спортсмен.

В любой возможной жизненной ситуации, зная на отлично данные дисциплины, вы сможете показать свою культуру речи и грамотность, рассказать об истории вашего города, края, страны, показать свою начитанность и знание классиков русской литературы, оказать неотложную помощь при травмах или чрезвычайных ситуациях, правильно рассчитать семейный бюджет, сдачу в магазине и уметь отстоять свои законные права.

Помимо уже имеющейся системы образования и ее стандартов, немаловажно уделять место и самообразованию, но с уклоном в науки современные и в будущем перспективные. Наш мир не стоит на месте, и если в прошлом веке человек с удивлением смотрел на автомобиль, самолет или беспроводной телефон, то сейчас эти вещи являются вполне обычными и доступными для каждого.

Это наиболее яркие примеры технологического развития, но кто-нибудь задумывался о том, сколько новинок и изобретений появляется каждый день? Экзоскелет, позволяющий передвигаться парализованным людям, 3D-принтер, который может напечатать новые органы, хирургический робот, который без вмешательства человека может проводить точечные операции на головном мозге, искусственный интеллект, нейросеть, космическое и тектоническое оружие – об этом сейчас рассказывают в школе? В большинстве случаев нет, но если где-то и рассказывают, то без особых подробностей и внимание не акцентируют. Но ведь от этого зависит будущее подрастающих поколений. Поэтому не стоит ждать перемен, а нужно начинать самим. Недаром говорят: хочешь изменить мир – начни с себя.

Загрузка...