Сноски

1

В книге отчасти сохранены пунктуация, орфография и оформление сносок издания 1889 г.

2

Линейные корабли, имевшие три артиллерийских палубы и три мачты. – Примеч. ред.

3

Ноульса. По-английски его фамилия писалась Knowles.

4

Денег на постройку кораблей было отпущено 387 тысяч рублей.

5

Были названы 4 – 100-пуш. корабля: «Три Иерарха», «Ростислав», «Саратов» и «Чесма»; последний по имени корабля «Чесма», отличившегося в Патрасском сражении.

6

Плашкоут – несамоходное грузовое судно с малой осадкой. – Примеч. ред.

7

Личный секретарь императрицы.

8

Бейдевинд – курс движения судна при встречно-боковом ветре. – Примеч. ред.

9

Мазини недолго был в русской службе; принят он был ввиду знания им левантийских вод, в которых в то время действовал русский флот, и той пользы, которую он оказал эскадре адмирала Свиридова в первое время ее пребывания в Средиземном море.

10

В Портсмуте, где «Северный Орел» исправлялся починкою.

11

Способ обжигания стал употребляться такой: судно килевалось и в этом положении наружная обшивка у него обжигалась; при недосмотре был случай, когда стали обжигать при сильном ветре и один фрегат, «Антоний», в Черном море сгорел.

12

Фордевинд – один из двух поворотов (поворот – смена галса) парусного судна, при котором направление ветра в момент поворота проходит через корму. – Примеч. ред.

13

Первый выстроенный Катасоновым в 1784 г. 100-пуш. корабль был «Ростислав». Г. Тридечный в своих воспоминаниях, напечатанных в «Маяке», говорит, что корабль «Ростислав» был красавец и долго служил предметом восхищения для русских моряков.

14

Капитан-лейтенантов было два, на третий корабль приказано было назначить в должность капитан-лейтенанта лейтенанта из старших по службе.

15

Надо полагать, что это место указа относится до боцманов, боцманматов, квартирмейстеров, капралов, сержантов и других чинов нижнего звания, существовавших в то время.

16

Здесь и далее традиционное морское обозначение направления. – Примеч. ред.

17

В Петербурге и Кронштадте.

18

Галфвинд – ветер, дующий поперек пути корабля под прямым углом. – Примеч. ред.

19

Порядок управления флотом в то время был следующий: во главе управления стояла Адмиралтейств-коллегия из постоянных членов, не входивших в число флагманов, положенных для командования флотом. Число членов или экспедиторов было ограничено 5: генерал-кригскомиссара, генерал-интенданта, генерал-цейхмейстера, генерал-цалмейстера и генерал-контролера. В ведении каждого члена Коллегии или экспедитора было по одной экспедиции, которых всех было также 5: комиссариатская, интендантская, артиллерийская, казначейская и контрольная. Из круговедения экспедиции было исключено: командование, обучение команд, наблюдение за дисциплиною. У каждого экспедитора были помощники: обер-интендант, обер-кригскомиссар, обер-цейхмейстер и т. д. В каждой экспедиции было по два советника из флотских чинов.

20

Сведения о действиях этой эскадры очень кратки в XII томе «Материалов».

21

Часть этих трофеев до сих пор хранится в Кронштадтском арсенале.

Загрузка...