В последние годы во многих странах мира наблюдается значительный рост интереса к быстрорастущим компаниям – этот интерес наметился примерно с конца нулевых годов и стал особенно заметным с середины прошлого десятилетия.
Традиционное обозначение данной категории компаний в англоязычной литературе – high-growth firms (иногда high-growth companies), хотя зачастую также используются термины компании-«газели» (gazelles), и scale-ups, т. е. «масштабируемые компании».
Среди различных факторов, объясняющих резко возросшую популярность темы БРК, прежде всего следует выделить две наиболее заметные тенденции. Во-первых, крайне актуальной (прежде всего – под воздействием глобального экономического кризиса 2008 года) стала задача создания новых рабочих мест. И хотя БРК составляют лишь весьма небольшую часть компаний в экономике, как видно из многочисленных исследований (наиболее часто цитируемыми, в частности, являются ранний пионерский обзор Дэвида Берча (1981)[1], а также доклад ОЭСР-2010[2] и статья шведских экономистов М. Хенрексона и Д. Йоханссона (2010)[3], именно они несут большую часть ответственности за этот процесс. Отметим, что последняя статья относится к числу наиболее цитируемых по теме БРК, – более тысячи библиографических отсылок в специальной базе научных статей scholar.google.com, согласно недавним оценкам итальянского исследователя Ф. Вильмеркати[4].
Во многих более поздних обзорах и публикациях, посвященных БРК, в этой связи очень часто упоминаются влиятельный доклад британской NESTA (2009)[5], в котором констатировалось, что шестипроцентная «верхняя прослойка» всех существующих/действующих компаний (под которыми непосредственно подразумевались именно БРК) в Соединенном Королевстве была ответственной за 54 % всех новых рабочих мест, созданных в 2002–2008 годы. Два других популярных источника по данной теме – шведские данные: упомянутая выше статья Хенрексона и Йоханссона 2010 году и публикация 2015 года С.-О. Даунфелдта и Д. Халварссона[6]