Сегодня в научном дискурсе государственная промышленная политика современной России рассматривается в основном в контексте поиска новой экономической модели, необходимость выбора которой была вскрыта экономическим противостоянием с коллективным Западом. Вопросы трансформации государственной промышленной политики исследовали А. И. Татаркин и О. А. Иманова [53]. Взаимодействие органов исполнительной власти с компаниями регламентируется рядом нормативно-правовых актов. В первую очередь, государственная политика в отношении публичных металлургических компаний исходит из Стратегии национальной безопасности России, которая в том числе определяет приоритетные направления экономического развития. Так, в последней стратегии государство определило политику импортозамещения в качестве ключевого направления для развития всей российской экономики в целом и металлургической отрасли в частности.
Отдельно следует отметить, что взаимосвязь трансформации государственной промышленной политики и санкционного давления начинает исследоваться уже с 2014 г. Так, В. А. Плотников и Ю. В. Вертакова рассматривали перспективы политики импортозамещения в России в условиях трансформации государственной промышленной политики [51]. Санкции с одной стороны серьёзным образом сказываются экономическом росте отдельных компаний, а с другой стороны наносят серьёзный урон экономике страны в целом. Преодоление последствий санкционного давления за счёт оптимизации государственной промышленной политики – крайне актуальная проблема.
Б. В. Кузнецов и Ю. В. Симачев [43], опираясь на изменения в промышленной политике России сравнительно более раннего периода рассматривают предпосылки дальнейшей эволюции государственной промышленной политики в России. Видится обоснованным, что сегодня отечественная промышленность и металлургическая отрасль переживают качественно новый этап, связанный со снижением роли государства в экономических процессах с одной стороны, а с другой стороны с расширением публичными металлургическими компаниями объёмов социальной политики. Первое явление подтверждает национальный план развития конкуренции на 2021-2025 гг. [3], в котором одной из целей обозначено– постепенное снижение доли государства в акционерном капитале ряда публичных компаний добывающей и обрабатывающей отраслях.
Трансформация государственной промышленной политики в 2010-2021 гг. проходила под воздействием ряда объективных и субъективных факторов. Так, объективно на происходящие изменения влиял ряд вызовов: кризис 2008 г. и начало политического разрыва с Западом, политическая нестабильность 2011-2012 гг., начало Украинского кризиса 2013-2014 гг., санкционное давление с 2014 г., пандемия Covid-19 и др.
Необходимо отметить, что существующая научно-исследовательская база достаточно подробно описывает трансформацию государственной промышленной политики. Однако, вопросы взаимодействия бизнеса, государства и общества, рассматриваемые в контексте встраивания Россией промышленной политики, вызывают меньший исследовательский интерес.
Существуют и отдельные работы, посвященные изучению моделей взаимодействия государства, бизнеса и общества. Так, Г. Б. Клейнер [39] рассматривает вопросы взаимодействия бизнеса, общества и государства в контексте поиска наиболее эффективной экономической модели для России. Ретроспективный взгляд на проблематику поиска модели взаимоотношений между государством и бизнесом показывает, что модель серьёзным образом трансформировалась в условиях меняющихся политических и экономических условий. 1990-е гг. стали временем формирования крупного бизнеса и становлением его политических амбиций. 2000-е гг. характеризовались трансформацией взаимоотношения бизнеса и государства в условиях укрепления позиций государства и роста его влияния на экономические процессы. Основополагающим трендом 2010-х гг. стал поиск компромисса в отношениях бизнеса и государства, а также масштабное развитие практик социальной ответственности в политике публичных компаний. Потрясения начала 2020-х гг. привели систему отношений бизнеса и государства в бифуркационную фазу, выход из которой оформит собой новую экономическую модель России.
Одной из приоритетных форм взаимоотношений бизнеса и государства является государственно-частное партнерство, которое активно реализуется в различных регионах России. Преимуществом разных форм государственно-частного партнерства является возможность привлечения региональными властями значительных средств на реализацию крупных инфраструктурных проектов. Вопросам реализации в регионах практик государственно-частного партнерства посвящены работы В. А. Плотникова, Г. В. Федотовой, А. В. Пролубникова [52]. Для федерального центра реализация разнообразных форм государственно-частного партнерства (ГЧП) в регионах имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, разрешение ряда социально-экономических проблем в рамках (ГЧП) в регионах значительно упрощает реализацию федеральной политики. С другой стороны, реализация в регионах ГЧП приводит к повышению политической субъектности регионов и относительно большей автономности от федерального центра, что, однако, является решаемой проблемой при укреплении вертикали власти и назначении в наблюдательные советы публичных компаний представителей федерального центра. Проблематику развития государственно-частного партнерства в современной России в своей работе рассматривают И. И. Кохановская и А. А. Петин [42].