Говард Дж. Худые обычаи в английских темницах. В кн.: Театр судоведения, или чтение для судей и всех любителей юриспруденции. М., 1791. Ч. 4. С. 94–103.
Дорошевич В. М. Сахалин. Каторга. М., 1907. С. 263, 267, 277.
Крестовский В. Собрание сочинений. М., 1899.
Мельшин Л. В мире отверженных. М., 1933.
В Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии безапелляционно констатировалось: «В обществе, строящем коммунизм, не должно быть места правонарушениям и преступности… Рост материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности трудящихся создает все условия для того, чтобы искоренить преступность» (Программа КПСС. М., 1961.
С. 400).
Шаламов В. Левый берег. М., 1989.
Гуров А. И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 1990.
Стручков Н. А., Пирожков В. Ф. Асоциальная субкультура и ее профилактика // Исправительно-трудовые учреждения. 1982. № 20.
Хохряков Г. Ф. Социальная среда и личность. М., 1982.
Лебедев С. Я. Криминологическое изучение антиобщественных традиций и обычаев и их влияние на преступность: Дис… канд. юрид. наук. М., 1987.
Преступность и культура / Под ред. А. И. Долговой. М., 1999.
Фокс В. Введение в криминологию. М., 1980. С. 143.
Якушкин Н. М., Зайцев В.В. Организация и тактика борьбы с преступными группировками в местах лишения свободы. М., 1995. С. 3.
Мокрецов А. Н., Шмаров И. В. Микросреда осужденных в ИТУ. М., 1979.
* Выражение «другая жизнь» нередко исследователями применяется как синоним неформальным отношениям.
Хохряков Г. Ф. Указ. соч. С. 54.
Анисимков В. М. Традиции и обычаи преступного мира среди осужденных в местах лишения свободы: Учебное пособие. Уфа, 1993.
Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.,
1986.
Романов Е. Очерк быта нищих Могилевской губернии и их условный язык (любецкий диалект) // Этнографическое обозрение. 1890. № 4.
* «По музыке ходить» – занятие воровством. Отсюда, наверное, произошло название уголовного сленга – «блатная музыка».
Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу. М., 1991. С. 37.
Мильяненков Л. А. Сотруднику органов внутренних дел. Л., 1981. С. 6.
Чалидзе В. Уголовная Россия. М., 1990. С. 98.
Тард Г. Сравнительная преступность. Пер. с франц. М., 1907. С. 50–51.
Своеобразную роль они получили в отдельных преступных сообществах, членство в которых всегда закреплялось татуированными символами. Например, пожатие двух рук, окруженное гирляндой из цветов, – татуировка членов преступной шайки Франции прошлого века. Две заглавные латинские буквы «TY» – символ воровских группировок в Германии. Существовали и существуют подобные татуировки и в криминальных образованиях России.
Прозвища «авторитетов» уголовной среды: «Питерский», «Орех», «Жулик», «Аристократ», «Япончик»; клички «отверженных»: «Фанера», «Маруська», «Помойка», «Чушкарь».
Перечисленные исследователи и автор настоящей монографии не стоят на позиции отрицания влияния генетических, психических особенностей личности на ее противоправное поведение. Отвергая идею о прирожденности преступности, нельзя, вместе с тем, предполагать, что человек – tabula rasa (чистая доска), на которую ближайшее окружение кладет свою печать. Доказано, что люди рождаются не с одинаковыми умственными способностями, дарованием и чувствительностью. Биологическое в человеке всегда выступает в качестве материальной предпосылки развития его социальной сущности.
Экзогенный преступник – лицо, вставшее на преступный путь в силу внешних (экзогенных) факторов, т. е. причин, лежащих в окружающей преступника внешней среде (см.: Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. – М., 1915).