Чтобы начать разговор о компенсационных требованиях, предложим еще термин, который мы назовем «забалансовые счета» Российской Федерации. Первоначально компенсационные требования Российской Федерации к другим государствам неизбежно будут иметь статус забалансовых счетов. Задача состоит в том, чтобы они стали балансовыми счетами, т. е. получили определенный юридический статус. Российская Федерация (как и всякое другое государство) имеет такой документ, как Международная инвестиционная позиция (табл. 1).
Международная инвестиционная позиция страны – баланс ее требований к другим государствам и ее обязательств перед другими государствами. Разница между требованиями и обязательствами называется чистой инвестиционной позицией страны. Раньше этот документ назывался Балансом международных долгов государства. Он позволяет ответить на вопрос: является ли государство чистым должником перед остальным миром или, наоборот, выступает по отношению к нему чистым кредитором. Из табл. 1 следует, что Россия в настоящее время является чистым кредитором, поскольку ее требования превысили ее обязательства на 216 млрд. долларов. Для сравнения можем сказать, что эта сумма эквивалентна годовому валовому внутреннему продукту (ВВП) таких стран, как Португалия или Казахстан. В значительной мере позицию России как чистого кредитора обеспечивают международные резервы (золотовалютные резервы) Российской Федерации, которые на 1 апреля 2014 года составили 486,1 млрд. долларов. Конечно, та картина, которая представлена в табл. 1, требует некоторых оговорок и уточнений.
Международная инвестиционная позиция Российской Федерации на 1 апреля 2014 года (млрд. дол. США)
Источник: Банк России.
Во-первых, она не отражает в полной мере нелегальный вывоз капитала из России и те зарубежные активы, которые формируются за счет такого вывоза. Масштабы таких нелегальных (следовательно, не декларированных) активов измеряется сотнями миллиардов долларов. Значительная их часть находится в разных оффшорах. С учетом нелегального вывоза капитала Россия оказывается гораздо более масштабным чистым кредитором остального мира, чем это следует из официальной статистики Банка России.
Во-вторых, официальные таблицы «Международная инвестиционная позиция Российской Федерации» не отражают целого ряда тех международных требований и обязательств Российской Федерации, которые не урегулированы соглашениями между Российской Федерацией и другими государствами. Можем назвать такие требования и обязательства «забалансовыми международными счетами Российской Федерации». Количество таких забалансовых счетов достаточно велико. О некоторых из таких требований и обязательств Правительство Российской Федерации и правительства других стран порядком подзабыли. Их можно отнести к разряду «спящих» счетов. О других забалансовых счетах власти Российской Федерации и других государств помнят, ведут по ним работу, стремясь придать требованиям и обязательствам юридическую форму (соглашения, договоры). После получения юридического оформления такие счета перестают быть забалансовыми, они включаются в состав международной инвестиционной позиции. Впрочем, было бы лучше, чтобы у России не было «спящих» счетов, поскольку в любой момент международные требования и обязательства по инициативе тех или иных политических групп как в России, так и в других государствах могут быть активированы, т. е. «проснутся». «Спящие» счета могут относиться как к недавней истории нашей страны, так и к временам достаточно отдаленным. Понятно, что, чем более отдаленную историю имеют забалансовые счета, тем сложнее по ним вести работу. Возникают достаточно серьезные проблемы стоимостной оценки таких счетов. В том числе проблемы, связанные с изменением покупательной способности денежных единиц за многие годы, десятилетия или даже века. Кроме того, возникают непростые юридические проблемы, связанные с правопреемством Российской Федерации как наследницы СССР, Российской Республики (период между февралем и октябрем 1917 г.) и Российской империи.
Подобного рода «забалансовые счета» представляют собой требования и обязательства по возвращению незаконно присвоенного имущества или компенсации стоимости такого имущества, а также компенсации за ущербы, причиненные разрушением и уничтожением имущества. В широком смысле под возвратом имущества можно понимать также возврат территорий, захваченных другими государствами. Однако требования, относящиеся к территориям (как сухопутным, так и морским), и способы разрешения территориальных споров имеют большую специфику и в данной работе не рассматриваются[2].