Примечания

1

Т. е. сосредоточенно помышляет о нём всеми своими душевными силами.

2

См. замечательный труд Феофана Затворника, так именно и озаглавленный.

3

Терминология допускает такое словоупотребление: «верить» можно и в высшее – «я верю в Бога», «я не верю в бессмертие души»; но в низшее «веровать» нельзя. Нельзя сказать: «я верую в карты» или «я верую в дурные приметы»… Подобно этому: в сильного человека, в вождя «верят», а не «веруют».

4

Это различие между «верящим» и «верующим» человеком мы и будем соблюдать в дальнейшем изложении.

5

Срав. у ап. Павла: А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 16).

6

Ср. Библию. Исход. Гл. 34, стих 29–30: сходя с горы Синая, «Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот лице его сияет, и боялись подойти к нему»…

7

П. А. Вяземский. Молитвенные думы.

8

Достоевский. Бесы. Часть вторая. Глава первая.

9

См. следующий раздел «Источник веры», 63.

10

Метод есть слово греческое и обозначает буквально «путь вслед за чем-нибудь», «путь к известной цели».

11

См. главу первую, раздел второй.

12

Слово «интенция» выражает сразу и «направленность», и «интенсивность»; значит – сосредоточенную направленность, концентрированность.

13

Добротолюбие. Том 1, с. 588. Приведено у Евагрия.

14

Добротолюбие. Том 1, с. 75; ср. 91 и др.

15

Послание к Колоссянам, гл. 1, стих. 16.

16

Веневитинов. Поэт и друг29.

17

Баратынский. На посев леса30.

18

Тютчев. «Не то, что мните вы, природа»31.

19

См. главу первую, раздел второй.

20

Я хочу сказать, что бывают сомнения, проистекающие из чисто личного, и притом бессознательного, источника, неустранимые и неутолимые никакими доказательствами, вечно возникающие вновь и наслаждающиеся собою, подобно нелепым вопросам «почему?» у маленьких детей.

21

Мф. XXII. 37–40; Мк. XII. 29–31; Лк. X. 26–28.

22

Лесков. Захудалый род34.

23

См. об этом в главе седьмой.

24

Ср. «Живые мощи» Тургенева.

25

Ср., например, у Гёте: «Неужели ты не видишь Бога? У каждого тихого родника, под каждым цветущим деревом я нахожу Его со всею теплотою Его любви». См. также особенно бессмертную книгу Фехнера: «Нанна, или Жизнь растений».

26

Обычно ей усваивают название «свободы совести», что совсем не точно.

27

Только по недоразумению можно противопоставлять этому «религиозному самозаконию» (автономии) «теономию» (богозаконие), ибо всякое богозаконие может состояться только автономно.

28

См. подробное развитие и обоснование этого взгляда в моей книге «О противлении злу силою».

29

Католическое воззрение, лежащее в основе всей средневековой инквизиции и крестовых походов против еретиков.

30

Граф А. К. Толстой42. Иоанн Дамаскин. VII.

31

А. К. Толстой. Иоанн Дамаскин. VI, cp. V и VII.

32

Ср. у Пушкина. Родословная моего героя. «Зачем крутится ветр в овраге»44… Ср. также «Поэту» – сонет.

33

См. главу шестую и седьмую.

34

Первое послание Петра, гл. 2, стих. 15–16.

35

Вспомним замечательную и мудрую инструкцию, данную московским митрополитом Макарием47 в 1555 году первому казанскому архиепископу Гурию: «Всякими обычаи, как возможно, приучать ему татар к себе и приводити их любовью на крещение, а страхом их к крещению никак не приводити» (см. статью проф. И. И. Лаппо48 в № 2 журнала «Русский колокол»).

36

Разум отнюдь не следует смешивать с отвлечённым рассудком, формальным, пустым, прикованным к чувственному опыту и оторванным от духа и видения.

Загрузка...