Введение

XXI век будет самым опасным со времени рождения Христа.

Гельмут Шмидт

В XXI веке можно смело утверждать, что история человечества – это история цивилизаций. Нынешний этап в этой истории следует кратко характеризовать как начало самоуничтожения существующих на планете цивилизаций, а точнее сказать, предтечу конца цивилизационной истории, если человечество не образумится и не остановится у крайней черты. Об этом предупреждал нас еще в конце XX века, вскоре после завершения холодной войны, авторитетный политик мирового масштаба экс-канцлер ФРГ Гельмут Шмидт, который прошел в рядах вермахта все ужасы самой кровавой в истории человечества Второй мировой войны. Его предсказание о судьбе современного мира, вынесенное в качестве эпиграфа к нашей книге, должно заставить задуматься всякого здравомыслящего человека на Земле (см. 1, с. 509)[1].

На переломе тысячелетий цивилизационная история подверглась серьезному испытанию. Современный геополитический разлом, разразившийся вокруг Украины, заставляет с тревогой задуматься и политиков, и научных исследователей о дальнейшей судьбе человечества.

Сегодня нельзя однозначно определить, по какому сценарию развернутся международные события из-за украинского конфликта, набирающего с каждым днем угрожающие обороты. Следует особо подчеркнуть, что характер и природа нынешней конфронтации держав Западного мира во главе с Соединенными Штатами Америки, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, по поводу Украины кардинально изменились, если брать во внимание междержавное выяснение отношений в прошлом и мыслить в современных геополитических и геокультурных категориях.

Чтобы понять глубинные причины нынешней европейско-североамериканской и российской конфронтации, а также определиться с сущностной интерпретацией исторического процесса, в котором новая Россия заявила и заняла однозначную и неожиданную – к удивлению Западного мира – позицию, по нашему мнению, требуется особый базисный подход для исследования «философии конфликта». Как нам представляется, характер и природа нынешнего соперничества сторон заставляют серьезных научных специалистов решать дилемму «Россия – Запад» прежде всего в рамках цивилизационной интерпретации истории. По нашим наблюдениям, именно цивилизационный подход, особенно после развала Советского Союза и окончания холодной войны, стал приобретать все большее распространение как в западных, так и в российских научных кругах. Практическое применение научными специалистами новых смыслов, вложенных в понятие «цивилизация», открывает для них совершенно новые возможности для проведения ситуационного анализа, постановки более точного диагноза, предсказания более точного геополитического прогноза хода международных событий. Сегодня вряд ли найдешь скептиков, по крайней мере в научной среде, кто бы не согласился с утверждением Самюэля Хантингтона, что теперь, после окончания эпохи холодной войны, в международных отношениях «центральным и наиболее опасным аспектом зарождающейся глобальной политики станет конфликт между группами различных цивилизаций» (2, с. 7).

О серьезной опасности сегодняшних и грядущих межцивилизационных столкновений также свидетельствует тот факт, что 12 февраля 2016 года, впервые за всю историю существования христианства, встретились на Кубе главы Русской православной церкви (РПЦ) и Римской католической церкви (РКЦ) с целью согласования совместных действий по преодолению и предотвращению межцивилизационных конфликтов, серьезно угрожающих всему человечеству как никогда в его истории.

Предлагаемое научное исследование – это попытка автора на основе применения цивилизационного подхода выявить болевые геополитические точки современной России – Третьего Рима – как самостоятельной цивилизации, начало формирования которой положила Киевская Русь, чтобы ответить на непростой вопрос: какое место сегодня занимает наше Отечество на «мировой шахматной доске»? Используя цивилизационный подход, который трактует историю и развитие современных событий как процесс возникновения, борьбы и ухода с исторической арены различных общностей («цивилизаций»), в основе которых лежат культура и религия, попытаемся охарактеризовать нынешнюю Россию во взаимоотношениях «Россия – Европа» и «СССР/РФ – США», чтобы определить критерии и факторы ее жизнестойкости, а в итоге ответить на волнующий многих вопрос о выживании нашей самобытной цивилизации в наступившем веке третьего тысячелетия.

Загрузка...