В виде санкций Россия получила удар по большинству сфер деятельности. Это те запреты, которые изменили инвестиционный климат страны и ее промышленную политику. В целом в результате произошедших событий инвестиционный климат ухудшился, а Россия была названа наименее привлекательной для инвестиций экономикой.
Однако есть отрасли, на которые санкции оказали эффект роста. Запреты несут в себе стимул, который направлен на реальную работу государства по развитию экономики; также существующие условия убирают с рынка слабых игроков, что позволяет стабильным компаниям упрочить свои позиции.
Несмотря на экономические трудности, России в 2014 г. удалось избежать рецессии. Экономический рост составил 0,6% отчасти благодаря эффекту переноса роста в 1,3% в 2013 г.
Также этому способствовали два фактора:
1. Своевременные ответные меры правительства и Банка России, которые способствовали стабилизации экономической ситуации. В ноябре досрочно был осуществлен запланированный переход к плавающему курсу рубля, а также были проведены оперативные меры по поддержке финансового сектора, включая докапитализацию банков в декабре.
2. Еще один благоприятный фактор связан с компенсирующим эффектом от снижения импорта, что позволило смягчить шок, обусловленный ухудшением внешнеторговых условий. При этом значительное ослабление рубля и торговые ограничения дали небольшой импульс ряду обрабатывающих отраслей.
В то же время оперативные данные указывают на то, что в I квартале – начале II квартала 2015 г. отмечен экономический спад. ВВП в апреле 2015 г. снизился на 0,6% после падения на 0,4% в марте, на 0,6% в феврале и на 1,6% в январе. Негативную динамику с учетом сезонности демонстрируют обрабатывающие производства (-2,0%), добыча полезных ископаемых (-0,5%) и торговля (-1,5). Позитивное влияние на развитие экономики оказали производство электроэнергии, газа и воды (0,9%) и производство продукции сельского хозяйства (0,1%). Усиление спада ВВП во II квартале 2015 г. прежде всего обусловлено падением динамики отраслей промышленного производства, транспорта и финансового сектора. Также негативное влияние на ВВП начала оказывать динамика экспортных пошлин, которая поддерживала ВВП в первые месяцы года. В первом квартале 2015 г. наблюдался существенный рост бюджетных расходов, и прежде всего расходов на оборону. Однако в апреле динамика этих расходов стала негативной. Судя по всему, это стало одним из факторов снижения выпуска машиностроительных производств.
В то же время данные Росстата по инвестициям вполне благоприятны. Следует отметить резко усилившийся спад ввоза инвестиционных товаров из дальнего зарубежья. Выпуск машиностроительных производств и производство строительных материалов определили общий разворот позитивного тренда в промышленности в апреле. Отток капитала из частного сектора также ускорился и составил около 12 млрд долл. против 8 млрд в марте, что указало на риски ускорения спада во II квартале 2015 г. Украинский кризис ни при чем.
Прошло больше года с тех пор, как США в связи с украинским кризисом ввели первые персональные (против отдельных российских политиков и бизнесменов) санкции, к которым присоединился Евросоюз и другие западные страны. Впоследствии персональные списки неоднократно дополнялись и расширялись, а в июле были введены первые секторальные санкции, наиболее чувствительные для отечественной экономики. Падение цены на нефть и ужесточение санкций начались в конце июля, поэтому их влияние на экономику стало ощущаться только в последнем квартале 2014 г. Следовательно, их влияние будет более ощутимо и в текущем, 2015-м, и в 2016 гг.
Как повлияли санкции на экономику России? Почему в ней возникли кризисные явления? Как строить экономическую политику в дальнейшем?
Анализ показывает, что негативные тенденции в нашей экономике, в том числе замедление темпов экономического роста, наблюдались в течение ряда лет еще до украинского кризиса. Если в 2011 г. ВВП России вырос на 4,3%, то в 2012 г. – на 3,4, а в 2013 г. – всего на 1,3%.
Основная причина заключалась в накоплении структурных деформаций, дисбалансов и диспропорций, которые стали результатом либеральной экономической политики, сконструированной по лекалам МВФ.
Таких деформаций и диспропорций накопилось много, но выделим четыре основных.
Первая – гипертрофированная роль топливно-энергетического сектора и деградация обрабатывающей промышленности, которые были обусловлены нацеленностью экономики на вывоз нефти, газа и другого минерального сырья.
Вторая – узкая направленность экспорта энергоресурсов на Европу при неразвитости других географических направлений внешней торговли. Следовательно, подавляющая часть новых нефтегазовых проектов реализовывалась в сотрудничестве (финансовом и технологическом) с европейскими и американскими компаниями.
Третья – массированное наращивание российскими банками и компаниями внешних заимствований на фоне широкомасштабного оттока капиталов из страны.
И наконец четвертая, вытекающая из двух предыдущих, – несоответствие внешнеполитического курса (попытка преодолеть доминирование Запада на международной арене и построить многополярный мир в сотрудничестве с государствами БРИКС) внешнеэкономическим связям (ориентация финансовых и товарных потоков на Запад).
Модель экономического роста, опирающаяся на расширение экспорта энергоресурсов и других видов минерального сырья, еще работала в условиях глобализации мировой экономики и постоянного роста мировых цен на нефть, однако после глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. полностью себя исчерпала. Если до кризиса 2008–2009 гг. экспорт, который был основным движителем экономического роста, увеличивался ежегодно на 27–30%, то в 2012 г. – только на 2,4%, а в 2013 г. – задолго до украинского кризиса и принятия Западом санкций – впервые снизился в абсолютном выражении (на 1,2%).
Резкое замедление темпов роста экспорта в 2012 г. и снижение объема вывоза товаров в абсолютном выражении в 2013 г. произошло, несмотря на чрезвычайно благоприятную конъюнктуру на мировых рынках энергоносителей и металлов. Средняя цена на нефть в 2012 г. составила 110,5 долл. за баррель, а в 2012 г. – 107,9 долл. Это замедление привело к ухудшению большинства финансово-экономических показателей. В итоге промышленное производство в России в 2013 г. выросло всего на 0,3%, инвестиции в основной капитал сократились на 0,3%, а золотовалютные резервы упали на 28 млрд долл., или на 5,2%.
Положительное сальдо внешней торговли уменьшилось на 7,8% – до 177,3 млрд долл. Курс рубля по отношению к доллару снизился на 7,5%, а к евро – на 12%. Ускорился отток капитала из страны. Государственный внешний долг за год вырос на 18,4%, или на 284 млрд руб., а внутренний – на 368,1 млрд руб., или на 9,1%.
В первой половине 2014 г., еще до введения секторальных санкций и падения цен на нефть, произошло дальнейшее ухудшение основных макроэкономических показателей, в том числе снижение темпов роста ВВП (в I квартале – 0,9% в годовом исчислении, во II квартале – 0,8%). Во второй половине года тенденции к замедлению роста несколько усилились, но не радикально: в III квартале ВВП вырос на 0,7%, а в IV – на 0,4%.
Таким образом, западные санкции не породили кризис и не «порвали» национальную экономику «в клочья», а лишь усилили в ней негативные тенденции, проявившиеся за несколько лет до украинских событий. По оценке Минфина России, ущерб, понесенный российской экономикой от западных санкций, – 40 млрд долл. Еще 100 млрд госбюджет недополучил из-за снижения стоимости барреля на треть. Поэтому негативные тенденции в середине 2015 г. и проявились.
Сейчас российская экономика нашла некоторое эмпирическое равновесие, в том числе на валютном рынке. Если не будет драматических изменений в части геополитики и сырьевых цен, то экономика продолжит адаптироваться. Сегодня наиболее сильно влияние санкций ощущает банковский сектор, которому перекрыли доступ к западным кредитам. По итогам 2014 г., прибыль российских финансовых учреждений упала на 40%, а в январе-феврале 2015 г. 30 крупнейших банков России получили общий убыток в объеме 22,76 млрд руб. Возник дефицит ликвидности, который государство вынуждено гасить, чтобы не допустить массовых банкротств финансовых учреждений.
Из-за повышения процентной ставки и быстрого роста цен на товары длительного пользования (в основном импортные), а также увеличения рисков невозврата быстро сокращаются объемы потребительского кредитования. Число заявок граждан на выдачу кредитов упало с февраля на 50%, а банки выдали гражданам в три раза меньше займов, чем за аналогичный период прошлого года.
Кроме того, явно с подачи администрации США, международные (а фактически американские) рейтинговые агентства снизили кредитные рейтинги России до уровня ниже инвестиционного, хотя все макроэкономические показатели нашей страны соответствуют рейтингам на 2–3 ступени выше. Это еще больше затруднило доступ российских хозяйствующих субъектов к мировым рынкам ссудного капитала.
Негативное влияние санкций на добычу нефти и газа пока ощущается слабо, но со временем оно будет, очевидно, нарастать. Ограничения финансового и технологического характера против российских компаний ТЭК ставят под вопрос освоение новых месторождений, в частности на шельфе арктических морей. Западные компании уже вынуждены отказаться от ряда проектов. Например, ExxonMobil пока свернула сотрудничество с российскими компаниями по шельфовым проектам, в том числе по освоению нового крупного месторождения «Победа» в Карском море.
Могут также ускориться темпы падения добычи на действующих нефтяных месторождениях Западной Сибири, поскольку объемы добычи на таких месторождениях в последние годы осуществлялись за счет использования технологий горизонтального бурения или многозонного гидроразрыва пласта. А они вошли в санкционный список. Так, в 2013 г. 42% новых скважин «Газпромнефти» были пробурены горизонтальным методом, а многозонный гидроразрыв пласта применялся в 57% скважин, пробуренных с использованием нетрадиционных технологий.
Надо отметить, в свою очередь, что зависимость российских регионов от экономических санкций Запада весьма неоднозначна. Есть несколько областей, где промышленность может ожидать определенный спад. Наиболее уязвимыми для санкций могут оказаться регионы, в которых сосредоточены оборонные и машиностроительные предприятия (Удмуртия, Тульская область, Санкт-Петербург). К числу компаний, находящихся в повышенной зоне риска, можно отнести «Уралвагонзавод» (Свердловская, Челябинская, Тверская, Томская области), «НПО машиностроения» (Московская, Оренбургская, Смоленская, Челябинская области, Пермский край), НПО «Базальт» (Москва, Костромская, Московская, Тульская области), концерн «Созвездие» (Воронежская, Новгородская, Ростовская, Рязанская, Тамбовская, Тверская области, Краснодарский край, Северная Осетия, Москва), концерн «Радиоэлектронные технологии» (97 предприятий и НИИ), ПВО «Алмаз-Антей» (46 предприятий и НИИ во многих регионах).
Динамика развития «топливных» регионов Западной Сибири также находится в зависимости от санкций из-за снижения инвестиционной активности западных участников. На предприятия и компании Крыма также пришлись адресные западные санкции. Давление ощутят такие крымские компании, как Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами, Керченская паромная переправа, Керченский и Севастопольский торговые порты, компания «Массандра» и ряд других. Наиболее тревожные ожидания ощутимы в тех регионах, которые целиком зависят от успехов бюджетообразующих предприятий. Есть ли плюс от санкций?
Естественно, возникает вопрос: что нужно предпринять, чтобы переломить сложившуюся ситуацию и использовать положительные возможности санкций?
Считается, что следует как можно скорее выработать долгосрочную программу структурных реформ, четко обозначив ее приоритеты, цели, источники финансирования, этапы, и предусмотреть активную роль государственного регулирования.
Эффективность такого подхода доказана многочисленными примерами развития стран Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе Южной Кореи и Китая. Значительных успехов добилась Южная Корея, которая сохранила сильный государственный сектор в экономике и даже практиковала пятилетние планы экономического развития, не обращая внимания на все обвинения в отходе от рыночных принципов. Сеул неоднократно пренебрегал «рекомендациями» МВФ и выработал собственную экономическую стратегию, которая соответствовала национальным условиям и историческим традициям. В результате создано современное автомобилестроение, судостроение и другие высокотехнологичные отрасли индустрии, превратившие Южную Корею из отсталой аграрной в современную промышленную страну. За 25 лет ВВП Южной Кореи вырос в 3 раза, и по его объему (1,3 трлн долл.) небогатая природными ресурсами страна вышла на 14-е место в мире. Экономика Южной Кореи диверсифицирована, и ей не страшны никакие колебания цен, которые периодически происходят на современных сырьевых рынках.
Влияние санкций на российский инвестиционный климат и промышленную политику в результате нынешних событий становится очень актуальной и самой обсуждаемой темой. Введение санкций сказывается практически на всех сферах деятельности. Конечно, экономическая часть находится под самым сильным давлением. Экономические санкции отражаются не только на конкретных людях, хозяйствах, малых перерабатывающих предприятиях, но и на службах: инфраструктурных, транспортных, логистических и др.
Так, по данным последнего исследования Bloomberg Markets Global Investor Poll, в котором участвовали трейдеры, банкиры и менеджеры по денежным операциям, Россия была названа наименее привлекательной для инвестиций экономикой из числа восьми крупнейших экономик мира.
И все же нельзя однозначно утверждать, что введенные Западом санкции оказали на инвестиционный климат России существенное негативное влияние. Почему так?
Позитивный момент во всей этой истории состоит, во-первых, в том, что внешнее давление стимулирует российские власти на оперативные мероприятия по развитию экономики. Во-вторых, промышленный сектор страны начинает работу над собственными составляющими, используя отечественного производителя как в мелких комплектующих, функционирующих в промысле, так и в оборудовании. Таким образом, в свою очередь стимулируется и развитие российских производителей.
В таком положении российской экономике остается рассчитывать только на собственные ресурсы, а для этого необходимо провести целый ряд реформ, чтобы упростить регистрацию новых предприятий и привлечение инвестиций в базовые отрасли. Этот процесс начался еще несколько лет назад, однако теперь его жизненно необходимо ускорить.
Очень важно сформировать качественно иной климат для иностранных инвесторов, чтобы они даже в режиме санкций работали в России. В настоящий момент улучшение инвестиционного климата в промышленности происходит несколькими способами. Это создание особых экономических зон и территорий опережающего развития, что действительно может стать драйвером привлечения инвестиций в Россию. Безусловно, нужно постоянно проводить мероприятия по повышению общего инвестиционного климата промышленного сектора России путем внедрения мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса и повышению эффективности работы судебно-правовой системы. Кроме того, работа правительства по созданию пилотных особых экономических зон и территорий опережающего развития позволит протестировать и выработать ряд эффективных механизмов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны, которые позднее можно будет использовать в масштабе всей России.
В условиях глобальной экономики представить себе государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России подобная зависимость от мира может отразиться на ряде сфер, в том числе это обеспеченность страны стратегически важными товарами (продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин). В торговом балансе страны главными партнерами остаются:
– страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта);
– АТЭС (34,3% импорта и 18,9% экспорта);
– ЕАЭС (13% импорта и 14% экспорта).
Крупнейшие из них – Китай и Германия. Каковы позитивные возможности?
Российские и зарубежные производители, чьи производства находятся на территории России, от введенных санкций не только не пострадали, но и выиграли. Европейским производителям запрещен ввоз продукции из санкционного списка на территорию России. Этим уже нанесен существенный экономический урон по производителям, чьи производства находятся на территории стран ЕС. Иностранные инвестиции в Россию, в производства на ее территории надежно застрахованы от российских экономических санкций. Это доказали последние события. Инвестировать в Россию оказывается не только выгодно, но и надежно, так как иностранные инвестиции в России находятся под защитой свода законодательных актов «Об иностранных инвестициях».
Если рассмотреть структуру иностранных инвестиций в Россию, то можно увидеть, что США далеко не главный инвестор, на их долю приходится всего 2,7% всех иностранных инвестиций. Однако при сокращении инвестиций из США могут пострадать такие отрасли, как производство кокса и нефтепродуктов (12% идут от США) и производство машин и оборудования (28,1%).
Вопреки ожиданиям воздействия санкций, с октября 2014 г. демонстрирует рост отечественное промышленное производство. Рост производства произошел за счет обрабатывающей промышленности, выработки электроэнергии, а также пищевых продуктов, в частности сыров и мясной продукции. Положительную роль сыграли несколько факторов. Во-первых, это эффект импорто-замещения, особенно в таких отраслях, как производство некоторой машиностроительной продукции, производство труб, пищевой, обрабатывающей промышленности. Во-вторых, это то, что в результате ослабления рубля улучшилась ситуация с бюджетами и доходами и, естественно, появилась возможность увеличить гособоронзаказ. Но ослабление рубля привело к росту инфляции, а рост инфляции привел, естественно, к замедлению потребительского спроса, в том числе на продукцию российской промышленности. В результате сокращения частных и иностранных инвестиций будет снижаться инвестиционный спрос. Санкции в отношении экспорта технологий российским нефтегазовым компаниям могут осложнить поддержание текущих темпов добычи ресурсов на истощающихся месторождениях в Западной Сибири. Это связано с тем, что методы повышения нефтеотдачи пластов, используемые на данных браунфилдах (месторождениях со степенью выработанности более 75%), близки к тем, которые применяются при извлечении сланцевой нефти. А подобные технологии – одна из ключевых целей санкций со стороны западных стран. В среднесрочной перспективе санкционные меры могут привести к переносу сроков развития части масштабных российских проектов, в том числе в Арктике.
Учитывая, что в долгосрочной стратегии российских нефтяных компаний Арктика занимает одну из ключевых позиций, такой эффект от санкций явно будет негативным. В перспективе к 2050 г. арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей российской нефтедобычи, а добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 г. Запрет на финансирование проектов и закупку западного оборудования – серьезная проблема, и добыча нефти из-за санкций действительно сократится. Однако соразмерно со снижением объемов вырастут цены на нефть, что для России очень хорошо. Также санкции могут явиться неким стимулирующим действием для российских производителей, которые уже выпускают продукцию, например насосное оборудование, на уровне высочайших мировых стандартов.
Российские металлурги и компании горнодобывающей отрасли могут получить выгоду при введении санкций. Инвесторы беспокоятся о благополучии основных мировых производителей никеля и платиноидов («Норникель»), алюминия («Русал») и алмазов («АЛРОСА»). Применение санкций против этих компаний маловероятно, но в этом случае российские корпорации смогут переориентировать поставки на другие направления, например в Азию, Китай, Ближний Восток и Латинскую Америку, а цены на их продукцию в Европе и США могут резко вырасти. Пока геополитическая ситуация не оказала серьезного влияния на цену металлов, так как не несла риски перебоев поставок на мировой рынок. Однако санкции против российских экспортеров металлов и алмазов приведут к дефициту их продукции в Европе и США, а следовательно, и к росту цен. В Азиатском регионе в этом случае возникнет профицит, и цены снизятся.
Полный запрет российского экспорта металлов в Европу, США и Японию увеличит цены на продукцию российской горнодобывающей отрасли в диапазоне от 6 до 61%. Чистая прибыль «Русала» в случае роста цены алюминия на 100 долл. за тонну вырастет на 37%. Чистая прибыль «Норникеля» увеличится на 6% при росте цен на никель на 1 тыс. долл. за тонну, и на 5% – вследствие роста цены палладия и платины на 100 долл. за унцию. При росте цены алмазов на 10 долл. за карат «АЛРОСА» нарастит чистую прибыль на 13%.
От мировых санкций могут пострадать производители автокомпонентов с небольшим бюджетом, для которых особенно важен хороший инвестиционный климат в России. Что касается мировых санкций в отношении нашей страны, то насколько сильно они могут отразиться на автопроизводстве в России, пока сказать сложно. Неясна ситуация с объемами и сроками этих санкций. Крупные автопредприятия устоят, так же как крупные производители автокомпонентов. Кстати, 15 из 20 крупнейших производителей автокомпонентов имеют свои заводы в России. Сложнее будет мелким производителям, которые только собираются налаживать производство и чьи инвестиции могут составить до 10 млн долл. Для развития промышленности такие компании не менее важны, но, к сожалению, именно на них большое влияние оказывает инвестиционный климат в стране. Нынешняя ситуация для мелких компаний может стать настораживающим фактором, и они, конечно, будут сомневаться в возможностях своего бизнеса в России. Кроме того, в период с 2018 по 2020 г. истекает срок действия большей части соглашений о промышленной сборке, после чего сниженные таможенные пошлины не будут обеспечивать дополнительное преимущество для локальных производителей. В этот период локальное производство может быть выгоднее, чем импорт, только в случае достаточно крупных объемов выпуска и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне.
Кроме того, при взаимодействии российских производителей и поставщиков отечественных продуктов питания, а также компетентных в данной отрасли бизнеса российских логистических операторов сработает механизм становления экономики страны в данном сегменте рынка. Российский потребитель может получить качественные и свежие продукты, которые будут лидировать по отношению к импортной продукции в соотношении «цена – качество».
Очередной пакет санкций Евросоюза против России предусматривает запрет поставок товаров и технологий двойного назначения для военно-промышленного комплекса. По сути, санкции можно разделить на несколько категорий. К первой можно отнести холдинги «Высокоточные комплексы», «Техмаш», «Базальт», «РТ-Химкомпозит», концерн «Калашников», «Сириус», «Станкоинструмент». Санкции не окажут влияния на производство продукции в рамках гособоронзаказа, так как в производстве военной продукции не используются какие-либо европейские комплектующие. Но санкции окажут влияние на европейские предприятия оборонно-промышленного комплекса, продукция которых используется в военной продукции, поставляемой «Рособоронэкспортом» на рынки третьих стран.
Ко второй категории можно отнести санкции в отношении «Оборонпрома». Но этот холдинг не привлекал и не привлекает займов и кредитов от европейских банков и других зарубежных финансовых институтов. Облигационные займы «Оборонпрома» приобретены российскими банками (в частности ВТБ). Таким образом, санкции не окажут никакого влияния на его текущую оборонно-промышленную бизнес-деятельность.
В любом случае очередной пакет санкций Евросоюза против России ставит задачу импортозамещения на совершенно новый уровень. Теперь это не просто насущная проблема, а жизненно важная необходимость для выживания отечественной промышленности.
Делая вывод по вышесказанному, можно резюмировать, что в виде санкций Россия получила некий удар по большинству сфер деятельности. Это те запреты, которые изменили инвестиционный климат страны и ее промышленную политику. В целом в результате произошедших событий инвестиционный климат ухудшился, а Россия была названа наименее привлекательной для инвестиций экономикой.
Однако есть отрасли, на которые санкции оказали эффект роста.
Запреты несут в себе стимул, который направлен на реальную работу государства по развитию экономики; также существующие условия убирают с рынка слабых игроков, что позволяет стабильным компаниям упрочить свои позиции.
Несмотря на санкции, индекс промышленного производства в России в 2014 г. превысил аналогичные показатели по отношению к предыдущему году.
Эффективными инструментами решения проблемы и привлечения инвестиций являются создание особых экономических зон и территорий опережающего развития и внедрение мер по снижению административных барьеров ведения предпринимательской деятельности. Зависимость российских регионов от экономических санкций Запада очень неоднородна. Есть несколько областей, где промышленность может ожидать определенный спад. Санкции в отношении экспорта технологий российским нефтегазовым компаниям могут осложнить поддержание текущих темпов добычи ресурсов на истощающихся месторождениях в Западной Сибири. А российские металлурги и компании горнодобывающей отрасли могут получить выгоду при введении санкций.
Современный этап общественного развития, который формируется в передовых странах мира начиная с середины прошлого века, называют «информационное общество». Были и продолжают оставаться и другие варианты (например, технотронное общество, супериндустриальное и постиндустриальное общества), но они постепенно отошли на второй план, а термин «информационное общество» фактически обрел статус официального, поскольку широко используется не только в средствах массовой информации, но и в документах правительственных и международных организаций.
Участие России в становлении информационного общества определяется не только объективными социально-экономическими показателями, характеризующими степень развития отраслей новой «информационной» экономики, соответствующей инфраструктуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий в работу государственных учреждений, банковского сектора, промышленности и т.д., но и фиксируется действующими международными соглашениями. В Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой лидерами стран «Большой восьмерки» (G-8) 22 июля 2000 г., Россия наравне с другими ведущими странами мира заявляет о своем стремлении содействовать переходу к информационному обществу, а также полной реализации его экономических, социальных и культурных преимуществ. Активная роль и заинтересованность России в развитии глобального информационного общества была подтверждена на последнем саммите «восьмерки» в Эвиане (Франция) в июне 2003 г.
Всю вторую половину XX в. можно с полным основанием назвать эпохой информационной революции. Один за другим происходили прорывы в производстве электронных схем, сменялись поколения и типы ЭВМ, росли их быстродействие, вычислительная мощность, надежность, снижалась стоимость, миниатюризировались размеры.
Индустриальное общество, сменившее в ходе промышленной революции аграрное, в свою очередь уступает место постиндустриальному, первым этапом которого является общество информационное. Информатизация не становится самодовлеющей целью, сегодня она выступает как наиболее эффективный фактор обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса. Однако наличие, распространенность и быстрое развитие информационных технологий не являются единственными особенностями современного общества, хотя его и называют информационным. Главный, на наш взгляд, его признак – это ведущая роль научно-технологического потенциала во всей системе производительных сил.
Мы попытаемся кратко рассмотреть процесс формирования информационного общества (ИО). Он имеет целый спектр граней и направлений: технологическое, экономическое, организационно-управленческое, пространственно-территориальное, культурное. В своей совокупности они весьма динамичны. Первоначально базовой основой было технологическое направление. Сейчас на первый план выдвинулись экономическое и организационно-управленческое направления.
Развитие мировой экономики, как объясняют эксперты-исследователи, обрело новую парадигму – не экстенсивного, а интенсивного экономического роста. Эту новую парадигму специалисты называют по-разному: «новой экономикой», «информационным сектором экономики», «информационной», «постэкономической» (точка отсчета – традиционная экономика); «постиндустриальными» хозяйственными системами. Показательно одно из определений «новой экономики» – «информационная экономика», т.е. органическая часть информационного общества. Далее мы будем использовать термины «информационная экономика» или «постиндустриальная хозяйственная система» в качестве тождественных понятий.
Итак, информационная экономика характеризуется следующими основными тенденциями развития. В целом информационная экономика ориентирована не на экстенсивный, а на интенсивный экономический рост, что означает методологию прироста ВВП не за счет расходования природных ресурсов, а напротив, как раз благодаря ресурсосберегающим технологиям. По меткой характеристике одного из исследователей обсуждаемой проблемы, современная экономика требует поистине «алхимических» умений – «производить компьютеры из грязи». И он называет такую – «умелую» – экономику «технологической» в отличие от традиционной экономики естественных ресурсов (земли, рабочей силы, полезных ископаемых и т.д.), указывая, что «технология приумножает сама себя» и, следовательно, дает возможность резко снизить зависимость экономического роста от естественных ресурсов.