ИСЛАМ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Равиль Гайнутдин,

председатель Совета муфтиев России, кандидат философских наук

Вопросы безопасности, защищенности и спокойствия граждан являются приоритетными для современного цивилизованного государства. В нашей стране в последние годы властными структурами вместо советской идеологии выбрана вполне прагматичная идея первоочередной защиты национальных интересов. Способность государства и общества обеспечить собственную безопасность является важной составляющей их силы и зрелости. Очевидно, что российские мусульмане также имеют свои интересы, выразителями которых наряду с государством являются российские исламские организации. Так, согласно исламскому вероучению, защита интересов государства и забота о его безопасности являются благородным и богоугодным делом.

В последние годы в России появились доктринальные документы по проблемам безопасности, которых российское общество ранее не знало и которые носят открытый характер, обсуждаются гражданами, научным сообществом и общественными организациями. Имеются в виду Концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности. Не могут остаться в стороне от этого процесса и исламские организации. Поэтому Совет муфтиев России в 2001 г. выработал и предложил обществу документ «Основные положения социальной программы российских мусульман».

Относительно позиции многочисленных общественных институтов по проблемам безопасности стоит заметить, что процесс формирования в России гражданского общества носит противоречивый и затяжной характер. Сложность заключается, в частности, в том, что пока в стране не сложились самостоятельные негосударственные структуры, способные взять на себя реализацию интересов различных социальных групп и отдельных граждан. Этим с разной степенью успешности продолжает заниматься государство. Принимая это как факт, исламские организации РФ стремятся к тому, чтобы помочь верующим гражданам найти свое место в быстро меняющемся мире и консолидироваться в условиях возникновения новых вызовов и опасностей. Думается, что особенно полезными в этом качестве могут быть контакты государства и отечественных исламских организаций в решении как социальных проблем, так и вопросов формирования духовности россиян.

Национальная безопасность понимается, прежде всего, как безопасность граждан, общества и государства. Этот подход активно утверждается и в науке, и в политической практике. В теоретическом ключе данное положение создает принципиальные возможности участия исламских организаций в обеспечении безопасности общества и личности, а при условии заинтересованности государства – и в работе по обеспечению безопасности самого государства. Полагаю, что можно согласиться с научным определением «национальной безопасности» как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз и опасностей, обеспечивающего их надежное существование, конкурентоспособность и прогрессивное развитие. В таком подходе к национальной безопасности можно выделить два главных направления ее обеспечения: защиту от угроз и опасностей и создание условий надежного существования и прогрессивного развития. Если первое направление является скорее прерогативой государства, то при реализации второго общественные и религиозные организации могут проявить свой потенциал в полной мере. В частности, в Концепции национальной безопасности РФ зафиксировано следующее: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и един-ственного источника власти в РФ».

Религия в РФ официально отделена от государства, т.е. от политики. Однако, как отмечает Н.В. Жданов, «…религиозный фактор в политической жизни стран зоны распространения ислама приобрел глобальный характер в силу своей широкой социальной базы, транснациональности, полицентризма, крупных финансовых возможностей… а также относительной устойчивости во внутренней и внешней политике значительного числа стран Азии и Африки». Но если ислам является глобальным фактором, то означает ли это, что он действует не только в мусульманских странах? Является ли исламский фактор для России социальным фактором или он еще остается и фактором политическим? Количество таких и подобных им вопросов множество.

В силу этого в мае-июне 2004 г. аналитическим отделом Совета муфтиев России был проведен экспертный опрос на тему «Исламский фактор – фактор политический?». Представляю лишь некоторые итоги экспертного опроса.


Таблица 1

Как бы вы определили сущность исламского фактора? (%)


Как видно из таблицы, большинство опрошенных экспертов полагают, что исламский фактор – категория современной науки и практики, которая отражает отнюдь не религиозную деятельность исламских организаций и мусульман, а скорее все то, что имеет отношение к исламу, к социально значимой деятельности мусульманских организаций, иными словами, ислам не только религия, но, скорее, образ жизни. По всей видимости, можно утверждать, что исламский фактор является фактором социально-политическим. Но является ли исламский фактор политическим? В таблице ниже изложены мнения экспертов по этому поводу.


Таблица 2

Является ли исламский фактор

только политическим фактором? (%)


Результаты экспертного опроса еще раз подтверждают, что исламский фактор является социально-политическим, касающимся всего российского общества и Российского государства в равной степени.

Для мусульман безопасность в первую очередь связана с формированием личности мусульманина. Образцовый мусульманин – это тот, кто является праведным и полезным членом своего общества, от него исходят благо и безопасность. Ему доверяются сердца, каждым своим поступком он стремится приносить благо своему обществу, благодаря чему у людей появляется надежда и среди них воцаряются спокойствие и стабильность. Ислам всегда был направлен на обеспечение безопасности верующих. В священном Коране содержатся многочисленные положения, ныне ставшие известными не только религиозным деятелям, но и широкому кругу ученых и специалистов. Например: 1) войны не должны носить агрессивного характера; 2) нужно проявлять милосердие и в условиях войны; 3) справедливость – это основа мира, и др. Изначально отношение мусульман к представителям других религий определялось не субъективными чувствами человека, а волей Всевышнего Аллаха, защищающего всех своих рабов от принуждения в вопросах веры. Поэтому Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (немусульманина), или ущемит его права, или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!»

Приведенные слова можно рассматривать как фундаментальное положение, обеспечивающее один из важнейших компонентов национальной безопасности, а именно – в сфере свободы совести и вероисповедания. Священный Коран требует от всех мусульман отвергать зло, «пресекать его добром» в тех случаях, когда добро может пресечь зло: «И те, которые упорны в желании угодить Господу, и простаивали молитву, и давали из того, чем наделили Мы их, и тайно и явно, и отгоняли зло добром. Для этих – воздаяние (счастливое) жилище».

Побуждение людей к поступкам, одобряемым шариатом, и удержание их от порицаемого им поведения угодны Аллаху. Вот почему мусульмане обращаются к помощи разума и мудрости, чтобы должным образом ответить на призыв Всевышнего. Поступая так, они действуют в соответствии с указаниями посланника Аллаха, который сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит нечто порицаемое, изменит это собственноручно, если не сможет, пусть сделает это своим языком, а если не сможет и этого, то сердцем своим, что станет самым слабым проявлением веры» (Муслим). Указания Пророка побуждали мусульман смело противостоять всему ложному, внушая смельчакам, что проявление ими героизма в противостоянии несправедливому никак не уменьшит их удела и не сократит отпущенного им срока. Мусульманин обязан защищать себя и своих родственников (малую семью), а также свое Отечество (большую семью) в случае покушения извне, в том числе и на имущество своих близких. Верующий во всемогущего Бога не боится смерти в бою за Родину, за жизнь и здоровье своих близких: если он погибнет, защищая себя, родственников и Отечество, он станет шахидом – праведником, погибшим за веру, удостоенным вечного рая. Этим ислам утверждает гармоничность национального и интернационального, просвещенного патриотизма и прагматизма.

Однако, несмотря на огромный гуманистический потенциал ислама, его возможности используются в России пока недостаточно. Мы часто становимся свидетелями обсуждения в самых широких кругах проблемы, есть ли «исламская угроза». Считаю, что ни для Российской Федерации, ни для ее многонационального и многоконфессионального народа такой угрозы не было, нет и быть не может. Проблемы порождаются совсем другими обстоятельствами: сложностями переходного периода, который сейчас переживает наша страна; кризисными явлениями в российской экономике; отсутствием истинных знаний об исламе; деятельностью ряда СМИ, продолжающих «штамповать» несправедливое представление об этой мировой религии и пытающихся связать с ней вооруженные конфликты в России и на постсоветском пространстве; организационной, кадровой, материально-технической слабостью российских духовных управлений мусульман.

Могут ли российские исламские организации, российские мусульмане угрожать РФ, будучи частью российского общества, издавна проживая на ее территории?! Как можно серьезно об этом говорить, когда в дни тяжелых для Родины испытаний большинство российских мусульман вставали на ее защиту?! Так было и в Отечественную войну 1812 г., и в Первую мировую войну, и во время Великой Отечественной войны. Как можно так ставить вопрос, когда российские мусульмане выступали и последовательно выступают против агрессии, когда ислам возводит в ранг религиозной обязанности для всех мусульман ведение оборонительной войны в целях защиты Родины?!

Россия – страна многонациональная, представители мусульманских народов, наряду с приверженцами других конфессий, на протяжении веков традиционно несли службу в Русской армии. По желанию мусульман создавались отдельные боевые подразделения. Так, в XVIII в. на польской границе несли службу татары, в 1784 г. из коренных жителей Крымского полуострова были сформированы таврические дивизионы конного войска. В мае 1807 г. на их основе созданы четыре конных татарских полка, а два из них приняли участие в Отечественной войне против Наполеона. По окончании войны полки были распущены, но сформированный на их базе в 1828–1829 гг. Крымско-татарский эскадрон вновь участвовал в боевых действиях на стороне России при осаде болгарской крепости Варна. Воины эскадрона принимали участие в сражениях во время Крымской кампании 1854–1855 гг. Во время Русско-турецкой войны 1877–1888 гг. эскадрон нес службу по охране крымского побережья. Одновременно до шести дивизионов крымских татар участвовали в сражениях против турок при Плевне, Ловче, Горном Дубняке. В дальнейшем из них был создан полк, получивший в 1907 г. название Крымского конного, верно служившего царю и Отечеству, как того требовала военная присяга.

Кроме татар на службе в царской армии были мусульмане Северного Кавказа. В 1842 г. при командующем Северным и Нагорным Дагестаном были сформированы иррегулярные части дагестанских всадников (около 200 человек).

Во время Первой мировой войны царское правительство отправило на фронт из разных уголков Российской империи тысячи солдат всех национальностей и вероисповеданий. Мусульмане считали священным долгом свое присутствие на полях сражений, добровольцами на фронт из мусульманских регионов страны уходили даже дети. Такие случаи не были единичными. История показывает, что мусульмане, приняв российское подданство, верой и правдой служили «царю и Отечеству». История Великой Отечественной войны являет нам множество примеров героизма и мужества мусульман, защищавших нашу страну от фашистских захватчиков.

Сегодня же для нас важнее понять, осознают ли российские мусульмане свои интересы и как реализацию этих интересов направить на благо нашей страны. Как и большинство российских граждан, мусульмане стремятся к физическому, духовному и интеллектуальному развитию, установлению в стране прочной стабильности. При этом российские мусульмане хотят участвовать в делах мусульман всего мира, чувствуя себя сопричастными процессам, имеющим место в мировой умме, стремясь к консолидации российских организаций, обеспечению адекватного представительства мусульман во властных структурах государства в местах их компактного проживания. Уверен, что абсолютное большинство российских мусульман хотят спокойно и достойно жить в родном государстве, иметь гарантированную возможность ходить в тот храм, в который они желают ходить, иметь право говорить и читать на родном языке, соблюдать обычаи своих предков. Они не хотят чувствовать себя чужими в государстве, гражданами которого являются. В Концепции национальной безопасности РФ отмечается, что «национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны». Это весьма актуально для мусульман и российских исламских организаций. В указанных интересах нет абсолютно ничего нового или неизвестного. Нет в них и ничего вызывающего или опасного для государственных органов. Об этом говорят цифры, которые получены из Министерства юстиции России: в 2004 г. более 4300 российских исламских объединений зарегистрированы установленным порядком.

Согласно Концепции национальной безопасности РФ, «национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции РФ и законодательства РФ общественными организациями». Наличие интересов у российских мусульман тем не менее заставляет поставить и еще один вопрос: есть ли у российских исламских организаций собственная стратегия участия в укреплении безопасности в России и на постсоветском пространстве? Пока мы находимся на путях ее выработки, но в том, что она нужна, у нас нет сомнений. Сегодня уже можно выделить несколько принципиально важных положений и направлений деятельности в целях укрепления безопасности стран и спокойствия граждан.

Во-первых, есть виды безопасности, которые политические институты государства не в состоянии, как показывает наш отечественный опыт, обеспечить без участия общества. Я имею в виду социальную, экологическую, национально-культурную (или духовную) безопасность. По любым самым сложным и злободневным общественно-политическим проблемам, в том числе и в правовой сфере, мы плодотворно сотрудничаем с различными общественными объединениями и религиозными организациями, с государственными институтами. С другими религиями мы активно и успешно ведем диалог в рамках Межрелигиозного совета, при этом всегда руководствуемся положениями священного Корана. Одно из них гласит: «Воистину Аллах не изменит положения людей, пока они не изменятся внутри себя». По исламу, человек ответствен перед Творцом за свою земную жизнь, поэтому не имеет права не трудиться, зависеть материально от других. Все тексты Корана и Сунны проникнуты заботой о сиротах, стариках и бедняках. В этих источниках много положений, руководство которыми может стать основой здорового образа жизни, послужит созданию физически и морально здоровой семьи, препятствием для разводов.

Во-вторых, российские исламские организации могут очень многое сделать в вопросах духовного, нравственного и патриотического воспитания российских граждан, особенно молодого поколения. Вне всякого сомнения, религия продолжает оставаться основой нравственности. Поэтому мы ведем активную работу по воспитанию наших детей в духе исламского вероучения. Закон разрешает факультативно обучать детей религии в школах, медресе, и в этом вопросе нужно больше проявлять инициативу и чаще опираться на государственную поддержку. Мы обязаны принимать и принимаем активное участие (конечно, в рамках действующего законодательства) в социальных, образовательных, благотворительных и гуманитарных программах ведущих традиционных конфессий страны, и считаем, что государство нуждается в разработке концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Ныне и Администрация Президента РФ, и Правительство России заинтересованно обращаются к религиозным организациям и ждут от нас помощи в выработке такой концепции, поскольку религиозные организации имеют право формулировать ее религиозное обоснование. Также Совет муфтиев России принимал активное участие в подготовке великого праздника в жизни нашего народа – праздника Победы.

В-третьих, существует большое количество проблем, так или иначе связанных с обеспечением государственной и военной безопасности в целом (прежде всего, в борьбе с терроризмом и экстремизмом), которые Российскому государству выгодно решать совместно с отечественными религиозными организациями. Российские исламские лидеры всегда поддерживали усилия государства по наведению порядка в стране, проведению реформ, то есть действия, направленные на реализацию интересов российских граждан. Нельзя не упомянуть о позиции, занятой СМР по вопросам «ваххабизма», о заявлении, сделанном после варварских террористических актов, совершенных в Москве и Буйнакске. Представляется, что роль такой авторитетной организации, как Совет муфтиев России, будет расти, и мы готовы плодотворно сотрудничать с Советом безопасности России, военно-силовыми структурами в целях активизации совместных усилий в борьбе с экстремизмом и терроризмом, возрождения и наполнения новым содержанием патриотического воспитания граждан страны, воинского воспитания российских военнослужащих.

Ислам рассматривает участие в защите Родины как патриотическую обязанность мусульманина, который не может отказаться от службы в армии по религиозным мотивам, поэтому российские исламские организации совместно с государственными и военными органами могут готовить молодежь к службе в рядах Вооруженных сил России. Теоретическим основанием такой совместной подготовки являются для российских исламских организаций слова Пророка Мухаммада: «Любовь к Родине – часть твоей веры». Реальность нашей жизни состоит в том, что при сохранении принципа всеобщей воинской обязанности в армейском строю находятся многие молодые мусульмане, нуждающиеся как в духовном окормлении, так и в воспитании их как защитников Родины, не слепо отбывающих тяжелую воинскую повинность, а достойно, с пониманием выполняющих свой воинский, гражданский и патриотический долг. Мы не считаем необходимым поднимать вопрос о военных священниках, однако понимаем, что воспитательная работа в армии нуждается в существенном изменении и новом духовном наполнении. Российским имамам и муфтиям всегда найдется что сказать солдату и офицеру, а также солдатским матерям и вдовам.

В работе силовых структур с религиозными организациями, как представляется, важно не нарушать принципа равноудаленности государства от всех конфессий. Отечественные исламские организации стремятся заключить договоры о сотрудничестве между Советом муфтиев России и военно-силовыми структурами (с Сухопутными войсками РФ у нас действует соглашение о сотрудничестве). Органы государственной власти должны более чутко относиться к религиозному фактору и никоим образом не подчеркивать свою приверженность той или иной религии. Отечественные исламские организации сегодня имеют и необходимое количество священнослужителей, и опыт работы с военными, и научные разработки, чтобы самим окормлять мусульман в воинских коллективах.

Правовое равенство верующих военнослужащих независимо от их конфессиональной принадлежности заключается не столько в механическом достижении принципа равнопривлеченности священнослужителей к различным мероприятиям, сколько в практическом обеспечении реальных возможностей удовлетворения религиозных потребностей верующих военнослужащих. Хотят того командиры и армейские воспитатели или нет, но они должны знать и учитывать, что правоверный мусульманин обязан совершать намаз в течение дня пять раз в определенное время; что мусульманину запрещено употреблять в пищу свинину, а во время поста (уразы) принимать всякую пищу в светлое время суток. Хотя очевидно, что нынешний армейский распорядок не может предоставлять в полной мере мусульманам такой возможности, и это ограничивает их права. Многие конфессии, в том числе и ислам, применительно к подобным экстремальным ситуациям имеют систему смягчения требований к своим последователям. Поэтому вопрос состоит в том, чтобы сами верующие военнослужащие сочли для себя возможным воспользоваться таким положением. Помочь им в этом могли бы наряду с информированными командирами и воспитателями их духовные наставники.

В-четвертых, мы поддерживаем отношения с международными исламскими организациями, деятельность которых признана во всем мире и не противоречит международным нормам и отечественному законодательству. Цели этих организаций, как правило, прозрачны и направлены на предоставление информации о жизни мусульман всего мира, на оказание помощи в гуманитарных областях. Пусть не все у этих организаций получается так, как хотелось бы, но для нас они делают много важного и полезного, переводя на русский язык книги, являющиеся сокровищницей мировой мусульманской мысли, помогая в становлении исламских учебных заведений, подготовке высокообразованных имамов. Разумеется, если будут получены проверенные сведения о том, что какие-либо зарубежные организации занимаются противозаконной деятельностью, мы не будем контактировать с такими организациями.

В заключение еще раз подчеркну, что российская умма категорически осуждает террор и экстремизм, поддерживала и будет поддерживать усилия российских властей по пресечению варварских террористических актов против гражданского населения и укреплению стабильности не только в России, но и на всем евразийском пространстве.

«Края дуги нестабильности: Балканы – Центральная Азия», М., 2009, с. 165–174.

Загрузка...