Повесть временных лет. 980 г. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1.
Повесть Временных лет. Библиотека литературы Древней Руси. С. 120.
Вальденберг В. М. История византийской политической литературы. СПб., 2008. С. 210–211.
См.: Фроянов И. Я. Начала русской истории. СПб., 2006.
Библиография о преп. Сергии Радонежском весьма велика. Из последних работ с библиографией см. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. – М., 2006. Борисов Н. С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. – М.: 1990. – 304 с.
Ермаков А. Сергий Радонежский, преподобный всея Руси. http://www. pravoslavie.ru/put/print1442.htm.
Об обстановке на Руси в эпоху детства преп. Сергия Радонежского см. в частности Борисов Н. С. Иван Калита. – М.: Изд-во «Молодая гвардия». – Серия «Жизнь замечательных людей». – М., 2005.
Там же. С. 351.
Там же. С. 362.
Достаточно упомянуть «нудизм» Франциска, чтобы понять разницу между ним и преп. Сергием, его духовное нездоровье и полноту духовного здравия преп. Сергия. Параллель между ними проводил еще Борис Зайцев. См. Зайцев Б. Преп. Сергий Радонежский // Жизнь и житие преп. Сергия Радонежского. М., 1992. С. 180–240.
Некоторые исследователи сомневаются в факте посещения князем Димитрием преп. Сергия, указывая на то, что путь на Юг, к Дону, пролегал в стороне от обители преп. Сергия, находившейся на северо-востоке от Москвы. Но этот довод можно опровергнуть тем, что решение о выступлении против Мамая принималось заранее и князь Димитрий имел время для того, чтобы съездить к преп. Сергию. Некоторые исследователи связывают благословение преп. Сергия с Вожской битвой 1378 года. См. в частности Кучкин В. А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 2003. № 1 (11). С. 114–115.
Житие. С. 400.
Случевский К. К. Государственное значение Святого Сергия и Троице-Сергиевой Лавры. М.: Унив. тип., 1892.
См. в частности Прохоров Г. М. Византия и Русь в эпоху Куликовской битвы. Спб. 2000. О балканском исихазме см. Амфилохий (Радович), митр. Синаиты и их влияние на духовную жизнь Сербии XIV века // Основы православного воспитания. Пермь, 2000. Петр (Пиголь), игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.
Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908.
Ключевский В. О. Значение преп. Сергия для русского народа и государства // Житие и жизнь преп. Сергия. М., 1992. С. 273.
Тропарь об усопших на панихиде. Глас 8.
Вспомним знаменитое стихотворение Блока «Новая Америка»:
Черный уголь – подземный мессия,
Черный уголь – здесь царь и жених.
Но не страшен, невеста Россия,
Голос каменных песней твоих.
Уголь стонет и соль забелелась,
И железная воет руда,
То над степью глухой загорелась
Мне Америки новой звезда.
О возможности духовной оккультной революции в России начала ХХ в. см. в частности: Константин (Горянов), еп. Опыт встречи. К столетию Религиозно-философских собраний // ЖМП. 2003. № 1. С. 64–71; Константин (Горянов), архиеп. Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции: доклад архиепископа Тихвинского Константина, ректора СПбДАиС, на XIII Рождественских Чтениях. Цит. по материалам сайта Русской линии: http:// www.rusk.ru/st.php?idar=321432
Ахматова А. А. Поэма без героя (1962). Цит. по материалам сайта: http:// www.akhmatova.org/poems/poema4.htm.