Понимание большого начинается с понимания малого.
Вы вышли на улицу и не знаете куда направиться. Раздумываете: пойти налево или направо? Повернули голову и увидели кафе с уличными столиками. Появилась мысль, что пора бы пообедать. Это мозг, озабоченный голодным состоянием тела, направил вас на поиск еды. Он определил место, где можно подкрепиться и заставил повернуть голову. Вы уловили вкусный аромат свежего хлеба – мозг выдал приятное воспоминание. К бессознательным процессам подключился разум, и вы решительно направились к кафе. Напрашивается вопрос: кто в доме хозяин?
Мозг управляет всеми процессами нашего организма. Он предсказывает, что увидят глаза еще до того, как получит информацию от сетчатки. Мозг координирует нашу адаптацию и обеспечивает баланс с окружающим миром. В головном мозге человека содержится более 100 миллиардов нейронов (клеток нервной системы). В среднем 1 нейрон соединяется с 10 000 других нервных клеток. Нервная система кодирует полученную извне информацию в цепочки сигналов для дальнейшей обработки. Мозг сравнивает данные с опытом и предсказывает, что будет дальше. Его непревзойденная скорость и эффективность обработки информации вдохновили инженеров на создание мозгоподобных механизмов. Наблюдая за работой мозга, они придумали компьютер.
Мозг – лучший механизм для предсказаний. Динамичная жизнь не бывает полностью предсказуемой, всегда есть процент вероятности. Когда возникла ситуация с «роялем в кустах» и ожидания не оправдались, появляется эмоциональная реакция – волнение и эмоциональный скачек. Так проявляется неудачный прогноз. Мозг запишет в память информацию об ошибке. В случае правильного прогноза, он поставит галочку «совпало» и выдаст порцию удовольствия.
В Интернете набирают обороты нейросети, прообразом которых является мозг человека. Вероятно, в будущем спонтанные чувства будут доступны и роботам, но в отличие от «мертвых» математических сетей, мозг работает с «живыми» эмоциями. Вариаций эмоциональных реакций великое множество. На нас влияет все: от легкого дуновения ветерка и мимолетной мысли до новости о трагичном землетрясении на другой стороне земного шара. Американский профессор метеорологии и математик Эдвард Лоренц заметил, что малейшее влияние на систему в настоящем ведет к глобальным переменам в будущем. Например, бабочка может повлиять на то, каким будет климат на планете. Так появился «эффект бабочки».
Настроение зависит от прогнозов мозга. Мы ждем удовольствие или боль. Так работает адаптивная функция настроения. Мозг с помощью эмоций настраивает организм на принятие правильных решений. Он, подобно учителю в школе, за хорошее поведение ставит «отлично» и выдает долю счастья, создавая радостное настроение, а за плохое – «единицу», заставляющую напрячься.
Для того чтобы удовлетворить потребности организма и установить приоритеты в целях, мозг отслеживает множество переменных и сравнивает значения с имеющимися знаниями. При совпадении или расхождении прогноза с реальностью, он выдает эмоционально окрашенный электромагнитный разряд. Мозг учитывает ошибочные решения, записанные в памяти, и с каждым разом прогнозы все точнее. Такое свойство называется «нейропластичность» – способность мозга оперативно перестраивать нейронные сети.
Контроль поведения в режиме реального времени – одна из основных функций мозга. Он ответственно выбирает адаптивные действия и подавляет импульсивное поведение, не позволяя организму отвлекаться на многие «ненужные» стимулы. Во сне он обновляется, и утром мы получаем его усовершенствованную модель. Именно поэтому организму необходим полноценный сон. Выспавшийся ученик, прочитавший школьную тему вечером накануне экзамена, запомнит материал лучше зубрившего всю ночь.
Для того чтобы быть точным прогностическим механизмом, мозгу необходимы ошибки и регулярное самообновление. Он работает неадекватно, когда нет неожиданностей и возможности учиться.
Мозг строит прогнозы исходя из индивидуальной внутренней модели окружающего мира, которая начинает формироваться еще до рождения. Чем лучше соответствие между ней и воспринимаемой реальностью, тем правильнее прогноз. Внешний мир изменчив и мозг, чтобы поддержать баланс между прогнозом и реальностью, постоянно корректирует не только себя, но и внутреннюю модель мира. Он быстро и легко перенастраивает нейронные сети, если разница между прогнозом и реальностью маленькая. Значительный разрыв заставляет мозг работать в авральном стрессовом режиме.
На качество прогнозов влияет несоответствие между «Я -реальный» и «Я-вымысел». Чем оно меньше, тем мы лучше адаптируемся, и наоборот. По этой причине успешные люди ставят себе небольшие цели. Когда ошибка незначительная, баланс биологической системы покачнется, но она сохранит связи и останутся ресурсы для дальнейших действий.
В детстве начинает создаваться пространственно-временная структура мозга, благодаря которой мы принимаем решения и действуем. У людей, перенесших в раннем возрасте психотравму, сложные нейронные процессы взаимодействия с внешним миром. Детская психотравма ведет к энтропии психики – нестабильному, расщепляющему личность состоянию. Мозг записывает в память информацию о пространстве и времени травмирующего переживания. В дальнейшем он учитывает опыт и часть информации о реальности искажается. Человек смотрит на окружающий мир сквозь многогранную призму неосознаваемого страха.
Исследователи еще в прошлых столетиях рассматривали разум и сознание, эмоции и психические процессы человека с точки зрения физики и химии, стараясь придать сложным процессам структурный вид. Древнегреческий целитель и «отец медицины» Гиппократ создал теорию четырех типов личности (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик), древнеримский философ и врач Гален детализировал ее, а немецкий философ Кант подтвердил. Эта теория характеризует личность следующими чертами: меланхолик печален и сдержан, сангвиник счастлив и радостен, холерик смел и амбициозен, а флегматик спокоен и задумчив.
Теория эмоциональных черт личности постоянно развивается. Современные ученые сделали немало открытий в этом направлении. Один из отцов психологии, немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт предложил определять личность при помощи двух черт: изменчивость – стабильность и эмоциональность – безэмоциональность. Он обладал знаниями в области физики и пытался устранить научные противоречия в психологии, стараясь ее систематизировать.
Немецко-британский психолог Ганс Айзенк рассматривал людей как обладающих специфическими характеристиками темперамента: экстраверсия (открытость) – интроверсия (закрытость) и невротизм – стабильность. В настоящее время его теория все еще актуальна. Эксперименты показали, что холерики чаще истерят, а у меланхоликов бывают навязчивые состояния.
Эмоции отражают темперамент и влияют на выбор профессии, отношения с окружающими. В определенных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному, например, мы отличаемся манерой вступать в разговор, привычками, стратегиями решения проблем. Мозг с помощью эмоций регулирует наши состояния, и в какой-то момент система начинает сама себя организовывать: направляет на диван или в тренажерный зал, вызывает желание пообщаться или помолчать. На ее эмоциональные реакции и поведение основное влияние оказывают: генетика, гормоны, окружение и тип личности.
Мозг – это телесный орган с нейронными структурами, физиологическими функциями, нейрохимией и высшие психические процессы: сознание, мышление, речь и т.д. Он обрабатывает сигналы тела. Внутренняя и внешняя части тела представлены в нем по-разному. Внутренняя часть порождает сознание, эмоции и ощущение себя как человека с опытом. Наружная часть – отражение в зеркале, которое помогает осознать, что мы являемся объектом и частью мира.
«Счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.» Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Эмоции уменьшают количество ошибок. Но для чего эволюция дала нам сознание и разум? Как они влияют на взаимодействие людей в отношениях?
Сознание – это способность организма воспринимать внешнюю информацию и интегрировать ее в свою систему здесь и сейчас. Благодаря этой функции сознания биологическая система человека гармонично встраивается в систему внешнего мира. В древние времена философы и целители открыли секрет избавления от психологических страданий: чтобы успокоить ум, надо вернуть мысли в настоящее. В противном случае, сознание уменьшается, качество полученной информации снижается, и человек не способен воспринимать реальность в полном объеме. Для того, чтобы получить больше правдивых данных, сделать логичные выводы и принять правильные решения, необходимо находится здесь и сейчас.
В особо тяжелых случаях, угрожающих жизни, большой разрыв между вымыслом и реальностью может спасти. Когда нет других вариантов, остается только мечтать, и тогда «Я-вымысел» служит волшебным средством самосохранения. История австрийского психиатра Виктора Франкла тому подтверждение. Мечты помогли ему выжить в ужасных условиях концлагеря. В невыносимых ситуациях фантазии о счастливом будущем, где он – профессор университета читает лекции студентам, сохранили рассудок. Так Франкл целенаправленно менял сознание, чтобы ограничить и ослабить поток разрушающих психику стимулов из внешнего мира.
Сознание дает мозгу входную информацию, формирующую чувства и поступки. Но почти всё, что происходит в нашей жизни, управляется не сознанием, а скрытыми от него процессами. Может показаться странным, что сознательное восприятие окружающего мира зависит от бессознательных процессов, но это логично. Наш организм – сложная система, и мы не можем постоянно отслеживать все ее реакции. Мы не задумываемся о том, как дышать или ходить, как смотреть и слышать. И так же бессознательно мы реагируем на людей и выбираем себе партнеров.
Мозг неустанно и старательно синхронизирует биологическую систему организма с окружающим миром. Входная информация поступает через сенсорные каналы, система усиливает сигналы и передает дальше или ослабляет и гасит. Когда передает, появляется реакция тела. Все участники процесса находятся в постоянном динамичном танце – диалоге друг с другом. Речь, цвет, свет, звуки, движение, температура – всё задействовано в обмене информацией.
Внешние и внутренние стимулы сражаются за внимание мозга, и он выбирает: послушать красивые речи собеседника или понаблюдать за его поступками, пойти с ним в кино или погулять по парку, пообщаться по телефону или назначить личную встречу, выбрать этого партнера или другого. Когда потенциальный избранник произнесет раздражающую фразу, мозг оперативно отреагирует и запишет «против». И наоборот, поступок, вызывающий приятные эмоции, в голове зафиксируется «плюсом». Мозг запомнит время и место эмоционально окрашенного события. Воспоминания всплывут на поверхность, если условия повторятся. Активный мозг синхронизирует свою работу с условиями внешней среды. Происходит динамичное временно-пространственное выравнивание.
Время и пространство – валюта, которой человек обменивается с окружением. Нахождение здесь и сейчас создает чувство гармонии. Что значит «находится здесь и сейчас»? Сейчас я сижу за столом и пью чай (или занимаюсь проектом), чувствую мягкость подушки стула, вижу деревянный темный стол, на нем стоит белая чашка с ароматным чаем. Пью вкусный чай, смотрю в окно и наблюдаю, как в голубом небе медленно плывут белые пушистые облака. Слышу, как переливаются голоса птиц. Мое внимание сосредоточено на том, что происходит сейчас. Я проживаю свои ощущения и эмоции здесь. Нахождение здесь и сейчас позволяет прочувствовать всё, что происходит с организмом в настоящем времени. Получилась красивая картинка. Но что может помешать наслаждаться быстротечными мгновениями жизни? Ответ простой – мысли. Главное условие нахождения в настоящем – постараться воздержаться от них и от оценки.
Мозг неустанно решает задачи, связанные с нашей адаптацией в настоящем моменте. Печаль о прошлом и тревога о будущем создают проблемы в настоящем. Человек и внешний мир оказываются в разном времени, в разных пространствах. Возникает дисбаланс в слаженной работе организма. Появляются страх и боль. Наш опыт – это прежде всего реальный опыт жизни в реальном мире.
Мы менее чувствительны к происходящему вне тела, если не концентрируем внимание на окружении. И наоборот, активное сознательное взаимодействие с миром развивает чуткость к внешним событиям. Эти две закономерности раскрываются в отношениях с людьми. Они являются основой выживания.
Сознание формирует опыт, наполняет его положительными и отрицательными переживаниями, определяет ценности. Опыт имеет особое значение для нашей биологической системы. Он объясняет, почему мы идем навстречу одним событиям и избегаем другие. Например, сознательное исследование окружающей среды – это ценный опыт, поскольку он может привести к открытию новых источников пищи или к выбору партнера. Еда является ресурсом для адаптации и вознаграждением за исследовательскую работу, а партнер обеспечит продолжение рода и защиту. Эволюция поддерживает исследовательское поведение, помогающее выжить. Мозг регулирует его с помощью эмоций и гормонов. Когда мы голодны, природе менее интересно наше художественное самовыражение, но крайне любопытно, как мы найдем еду, если ее поблизости нет. Потребность удовлетворена, и природа направляет на поиск партнера. Это направление не менее важное, чем поиск еды, и эволюция дала нам необходимые инструменты для успешного выбора.
Сознание постоянно с нами. Оно контролирует процессы организма и во время сна. Без него не было бы внешнего мира, любимых, нас, не было бы ничего. У сознания есть свойства: количество (уровень сознания) и качество (содержание сознания). Они влияют на то, какую информацию и как сознание интегрирует в нашу систему. Эффект называется «воронка сознания». Опыт определяет, какую информацию извне пропустит в мозг эта воронка.
С одной стороны, сознание создает опыт, а с другой – окружение меняет сознание. Воронка сознания формируется с детства. Вы росли в условиях заботы и понимания, а сосед с юного возраста борется за выживание. У всех сознание разное, близнецового сознания не существует. Понимание этого факта помогает отделить человека от его поступков. Мы не знаем, что заставило его действовать тем или иным образом и какой опыт стоит за его поведением. Мысленно встать на место другого человека и понять его мотивы – это высший пилотаж высокоразвитого мозга. Обычно многие не догадываются о мотивах даже тех, кто долгие годы находится рядом.
Сегодня Виктор впервые пришел на занятие группы. Курс обучения гипнозу начался несколько дней назад, но ему все время что-то мешало. Знакомство было необычным. Преподаватель, заметив нервное напряжение ученика, пригласил на «стул» – место, где раскрывают души. Примерно через месяц, Виктор обратил внимание, что страх, возникающий всякий раз, когда он хотел заняться чем-то новым, исчез.
Сон, гипноз, наркотические вещества, алкоголь, боль и любовь меняют сознание. Под гипнозом вы можете вспомнить и прожить тяжелые эмоциональные страдания, но полностью их забудете после выхода из гипнотического сна, словно сознание вообще не принимало в нем участие. Эту способность психики используют гипнологи – лекари, помогающие справиться с травмами прошлого. Любовный гормональный коктейль одурманивает не хуже гипноза. Влюбленных можно определить по лицам и «неадекватному» поведению. Они вызывают улыбку и сочувствующее понимание у окружающих.
Кто-то способен мечтать и одновременно на автопилоте выполнять сложную работу. Это состояние двойного сознания. Мы можем погрузиться в поток сознания, когда интересное дело полностью завладевает вниманием. Это самое «вкусное» состояние, от него можно получить огромное количество удовольствия. Не зря говорят: чтобы отвлечься от неприятных мыслей, надо заняться делом, приносящим удовлетворение.
Меняется мир, и организм человека тоже проходит этапы перемен. Эволюция поддерживает и развивает качества, помогающие выжить и адаптироваться в обновленном окружении. На далеком историческом этапе она наделила человека разумом. Разум – это внутренняя цензура, которая помогает сознанию регулировать потоки информации. Он, как и сознание, формируется опытом. Сознание в тандеме с разумом решают, чем и когда будет наполнено бессознательное.
Внешние условия постоянно меняются, но любая живая система стремится вернуться к прежним закрепленным состояниям. Система человека тоже пытается использовать прежние реакции в изменившихся условиях, но разум не позволяет ей сделать это. В изменившихся условиях прежние реакции малоэффективны и требуются новые. Если в отношениях нет взаимопонимания, пары расстаются. Позже людей тянет обратно. Увы, душевная близость не возникает по мановению волшебной палочки. Когда используются прежние стратегии поведения, невозможно получить результат лучше прежнего.
Страх подавляет разум, ошибки совершаются снова, и следом появляется психологическая боль. Повторяющиеся жизненные сценарии сообщают о присутствии чрезмерного страха, изменившем сознание. Одиночество, отсутствие близких людей и интересных дел ограничивают сознание. Эти силы тормозят активность мозга, лишают возможностей и мешают увидеть реальные выходы из непростых жизненных ситуаций.
Мы рождаемся исследователями. Активный мозг дает больше вариантов для решения вопросов. У него широкая воронка сознания, собирающая больше качественной информации. Чтение, анализ, общение с людьми, занятие интересными делами, музыка – все это и многое другое помогает поддержать активность и любознательность мозга.
– Ваш ребенок расшалился!
– Он причиняет вам неудобства?
– Нет. Просто странно, что взрослый так себя ведет
Личность – это набор устойчивых черт, которые формируются личными убеждениями. Они тщательно отбираются психикой. Чтобы понять, что за человек перед нами, надо узнать его убеждения и их происхождение. Личность по определению стабильна, у нее есть принципы, смыслы и цели. Но этого мало, стабильность появляется, только если удовлетворены основные психологические потребности.
Мы рождаемся с нейронной программой, в которую изначально заложены три потребности: потребность заниматься своим делом и быть в нем компетентным, потребность в привязанности к близкому человеку и в родстве с ним, потребность в автономии – внутренней свободе выбора.
Компетентность – это жизненная эффективность в делах. Привязанность – это семья и близкие люди. Автономия – это волевые действия, мотивированные внутренними ощущениями. В сложных ситуациях эти жизненные опоры не дают упасть.
Романтическая любовь удовлетворяет потребность в привязанности. Но чтобы появилось счастье, надо удовлетворить и две остальные потребности. Дело должно гармонировать с внутренними ощущениями. Когда оно нравится, занятие приносит удовольствие и ведет к достижению высот профессионализма. Это влияет на самоощущение и на отношения с близкими людьми. Привязанность и профессия взаимосвязаны с ответственностью и желанием принимать решения.
Ни одну из трех потребностей нельзя игнорировать. В противном случае появятся внутренние конфликты, разрушающие целостность личности. Если потребности игнорируются, создаются неблагоприятные условия, и проблемы появляются одна за другой.
Близкие люди, внутренняя свобода и любимое дело автоматически организуют систему человека. Мы подключаемся в «небесную розетку» – задуманное получается, дается энергия и складываются условия для любимого дела. Оно идет легко, появляется чувство гармонии с собой и окружающим миром. Вы можете посчитать это кармой или подарком с небес. Но это итог опыта, в котором удовлетворены все три основные психологические потребности. Система самоорганизовалась и синхронизировалась с внешним миром.
Внутренние процессы и внешнее окружение влияют на то, когда, в кого и как мы влюбляемся. Ранняя детская привязанность – основа привязанности во взрослой жизни. Романтическая любовь похожа на привязанность новорожденного к матери, которая подразумевает защиту. Желание союза с другим человеком схоже с привязанностью, страхом разлуки и утратой безопасности у маленького ребенка. Автор теории привязанности английский психиатр и психолог Джон Боулби считал, что потребность получать защиту и заботу от опекуна – это фундаментальный эволюционный механизм выживания, которым наделено каждое человеческое существо «от колыбели до могилы».В течение нескольких лет после рождения ребенок нуждается в защите и заботе, чтобы выжить и развиваться. Это сильная мотивация для привязанности к родителям. В начале жизни основополагающую роль в формировании привязанности играет мать. Материнская поддержка в особо чувствительном дошкольном возрасте влияет на развитие мозга ребенка.
Несмотря на схожесть детской и взрослой привязанности, реакции мозга на материнскую и романтическую любовь различаются. Романтическая любовь задействует области мозга, отвечающие за мотивацию, эмоции, социальное познание и представление о себе. Материнская любовь имеет сходные системы, но мозг обрабатывает их иначе. Разные типы любви задействуют разные схемы работы мозга. Безусловная любовь ближе к материнской, а в романтических отношениях партнеры ждут отдачи от своих вложений. Романтическая любовь активирует целенаправленную мотивацию, управляемую вознаграждением.
Привязанность появляется в ответ на заботу. Сложные периоды бывают у всех. Такие стрессовые факторы, как уход из жизни родного человека, переезд в малознакомый город, потеря работы обостряют желание близости и защиты. В сложных ситуациях близкие люди служат буфером для снижения стрессовой нагрузки. Так эволюция оберегает человека.
Потребность в привязанности сопровождает нас на протяжении всей жизни. Чувствуя себя уязвимым, взрослый ищет защиту у партнера, как ребенок у своей матери. Привязанность передается из поколения к поколению. К ребенку перейдет стиль отношений родителей, но окружение может его поменять.
Желание найти свое дело – зов человеческой природы. Профессия не по душе приводит к эмоциональному выгоранию и проблемам со здоровьем. Хорошая оплата не спасет от психологического провала. Если мы занимаемся любимым делом, мы словно играющие дети, увлеченные игрой ради удовольствия, а не за вознаграждение.
Ресурсы человека, включая энергию и финансы, зависят от трех основных психологических потребностей. Когда они удовлетворены, ресурсов создается достаточно и есть запас. Мы не всегда успешны, бывают и кризисные этапы. Внешнее давление и контроль, угроза достоинству – враждебные силы, которые влияют на нас в первую очередь. Интересное дело, близкий человек и свобода выбора усиливают внутреннюю мотивацию и наполняют энергией. Ресурсов организма хватит и на непростые этапы.
Мы получаем удовольствие, когда становимся профессионалами в любимом деле. Оно создает ощущение счастья и наполняет здоровьем. Но появится ли радость, если заниматься делом, которое не нравится? Музыкант, играя на фортепиано, погружается в мелодию и получает от процесса огромное наслаждение. Если человека, неспособного овладеть нотной грамотой, против воли заставить играть на музыкальном инструменте, он вряд ли получит удовольствие от творческого процесса и улучшит свое здоровье. Нарушаются две потребности: в любимом деле и автономии.
Внутренние конфликты истощают энергию, ее недостаточно, и организм включает психологические защиты. Так мозг пытается сохранить энергию и функциональность системы. В этом случае самообучаемый мозг меняется и не в лучшую строну.
Удовольствие будет до тех пор, пока деятельность организуется сама. Это происходит, если мы руководствуемся внутренними мотивами, а не внешним давлением. При этом цели должны быть достаточно сложными, нельзя охлаждать пыл простыми задачами.
Мы не можем определить уровень своего профессионализма. Эта функция окружающих людей. Обратная положительная связь от них помогает профессиональному росту и компетентности. Когда мы проявляем инициативу и занимаемся интересным делом, положительная обратная связь усиливает внутреннюю мотивацию. Поддержка окружающих помогает раскрыть природные способности.
Психологические потребности отличаются от физиологических. Когда нет еды или тепла, организм сосредоточит усилия на поиске пропитания и обогрева. Чем дольше голод и холод, тем сильнее потребность в еде и тепле. Голод не позволит думать ни о чем другом, кроме еды. С тремя основными психологическими потребностями не всё так просто. Если возникают препятствия в их удовлетворении, люди стараются приспособиться, а не решить вопрос. В результате потребности не удовлетворяются еще больше и появляются проблемы с близкими, работой, самооценкой.
Часто основные психологические потребности игнорируются, а удовлетворяются второстепенные и чужие. Например, женщина понимает, что должна разобраться в питании, чтобы снизить вес. Но она не прислушивается к ощущениям, а ориентируется на оценку подруги, мамы, тети из телевизора и попадает под чужой контроль (сопротивляясь или подчиняясь ему). Внутренняя мотивация заменяется внешней. Внутренняя мотивация снижается, вес увеличивается, добавляется стресс, энергии не хватает, и человек опускает руки.
Внутренняя мотивация усиливается по мере того, как все три потребности удовлетворяются. Когда внешние силы мешают этому, внутренняя мотивация снижается. Например, денежное вознаграждение подрывает мотивацию. Оно меняет исследовательское поведение, опуская его ниже уровня до получения награды. Внешнее подкрепление оказывает обратный эффект, ослабляя внутреннюю мотивацию. Возникает чувство, что вознаграждение управляет поведением, и человек работает ради награды. Внутренняя мотивация заменяется на внешнюю, и появляется конфликт: хочу заниматься делом для души, а работаю ради денег. Работа только ради денег подрывает креативность, желание решать сложные задачи и погружаться в изучении новой информации. Внешнее вознаграждение и внешняя угроза – регуляторы, нарушающие автономию, лишающие свободы выбора и ограничивающие волю. Они заставляют жить по правилам того, кто награждает или угрожает. Это приводит к снижению творческого потенциала и к ошибочным решениям. Предоставление выбора и признание чувств стимулируют желание профессионального роста.
Психологическая поддержка усиливает внутреннюю мотивацию, а внешний контроль снижает ее. Постоянные упреки за беспорядок, грязную посуду, неряшливый вид не добавят ребенку счастья и лишат желания самостоятельно принимать решения. Показателем этого служат фразы подконтрольного повзрослевшего: «Не знаю, чем хочу заниматься», «Не понимаю, что мне нравится». Когда родители мешают удовлетворению основных психологических потребностей, из ребенка вырастает взрослый с нарушенным самоопределением. Вместо того, чтобы показать пример и поддержать, отметить то хорошее, что ребенок сделал самостоятельно, они контролируют, ругают и наказывают, концентрируя внимание на негативе. В результате привязанность, чувство безопасности и внутренняя мотивация формируется с нарушениями или вовсе отсутствуют.
В младенчестве малыш нуждается в близкой связи с матерью, от которой зависит его безопасность. Эта связь настолько сильная, что, если взрослый игнорирует желание ребенка вовлечь его в игру, у малыша снижается интерес к игре. Но по мере взросления требуется больше автономии. Задача родителей – поддержать желание ребенка проявлять инициативу и исследовать новые виды деятельности. Так они помогут ему удовлетворить потребность в автономии. Но привязанность к родителям должна сохраняться всю жизнь. Она в тандеме с самостоятельностью – основа чувства безопасности.
Потребности в автономия и своем деле должны удовлетворяться в первую очередь. Потребность в привязанности хоть и дальше от двух других, но она не менее важна. Надежная связь с близкими людьми, доверие и поддержка повышают внутреннюю мотивацию. Бывают ситуации, когда привязанность уходит на второй план и автономия с компетентностью в приоритете, например, человек занят проектом, который движется к завершению. Но тем не менее отдаленная поддержка партнера, создающая чувство безопасности, является фоном для достижения успеха.
После переезда в Санкт-Петербург, Лена чувствовала себя одинокой. Муж с раннего утра до позднего вечера работал. Назначение руководителем нового направления погрузило в процесс, и он круглосуточно жил на предприятии. А Лена уже год не могла устроиться на приличную работу, которая хоть немного была бы по душе. Она не знала, кем хочет трудиться и переходила с одного места на другое. Муж настаивал, чтобы жена сидела дома и занималась детьми, но она вспоминала маму и вновь шла на собеседование. Мать прожила тяжелую жизнь, поднимая трех детей, пока муж находился в постоянных командировках. Измотанная домашними делами, физическим трудом, без друзей, поддержки и нормального общения, мама рано ушла из жизни. Лена боялась повторить ее сценарий. Когда уставший муж возвращался домой, она выплескивала на него накопленное напряжение.
Лене не на что опереться, отсутствуют внутренняя мотивация и чувство безопасности. Из-за внешней мотивации и нарушенной привязанности появилась зависимость от мужа, она держится за него как за спасательный круг. Страх заставил Лену сконцентрировать внимание на удовлетворении потребности в привязанности. Она ожидает от мужа материнского заботливого внимания и отцовской защиты, которые он не может ей дать. Муж занят делом, требующим ответственных решений, поэтому привязанность к жене автоматически ушла на третье место. Его внимание направлено на удовлетворение потребностей в компетентности и автономии. Возник конфликт потребностей.
Быть автономным, не значит, быть обособленным или независимым от других. Наоборот, автономия в тандеме с привязанностью объединяет людей и помогает обрести внутреннюю свободу.
Жизненные цели должны направляться на удовлетворение трех основных психологических потребностей: в любимом деле и компетентности в нем, привязанности и автономии в решениях. Единого рецепта нет, потребности удовлетворяются с помощью многообразных моделей поведения, которые индивидуальны и различаются в разных культурах.
Биологическая система человека встраивается с систему внешнего мира. Для успешной адаптации надо изучить правила и ценности окружения, осознать их важность для себя, понять, как работают взаимосвязи. Эти знания помогут регулировать процессы организма. Например, вы страдаете от одиночества и недостатка финансов, а на предприятии, находящемся недалеко от дома, освободилась подходящая вакансия с хорошей оплатой. Появился шанс соединить ваши мотивы, смыслы и ценности с правилами и ценностями людей на предприятии.
Социальные группы создают ощущение принадлежности, но мы достигаем успеха и личной целостности только за счет автономии и внутренней мотивации. У человека, больного алкоголизмом, больше шансов на выздоровление, при условии, что он сам захотел участвовать в программе лечения, и шансы снижаются, если решение за него приняли родственники.
Чтобы не ошибиться с целями, надо определить какие потребности и мотивы (внешние или внутренние) стоят за ними. Анализ поможет выявить взаимоисключающие и не ваши цели. Например, цель – внешне соответствовать чужому имиджу нарушает автономию и создает внутриличностный конфликт. Стремление заработать денег помогает личностному росту, если ресурсы необходимы для любимого дела, но оно разрушит, если финансы пойдут на соответствие чужим ценностям.
Счастье зависит от профессии, родственных связей и внутренней мотивации. Когда удовлетворены все три основные психологические потребности, приходит благополучие. В противном случае плохое самочувствие и проблемы гарантированы. Мы нуждаемся в любимом деле, близких людях, внутренней свободе, как растение нуждается в воде.
У каждого свои детские травмы. Справиться с ними – цель многих лет жизни.
Негативные эмоции и детские психотравмы нарушают процесс формирования привязанности. В результате из ребенка вырастает взрослый с разлаженной системой привязанности. У человека с таким нарушением развивается одна из двух неадаптивных стратегий поведения в отношениях: тревожная зависимая привязанность или избегание привязанности.
Тревожная привязанность показывает, что есть негативное отношение к себе. Человек чувствует себя недостойным и сомневается в собственной привлекательности. В романтических отношениях он навязчиво заботлив. Избегание привязанности формируется излишней самоуверенностью и негативным отношением к другим людям. Эти свойства создают для человека дискомфорт от близости в отношениях, и он их избегает.
Когда жена уехала, Игорь перестал спать, боялся приступов паники, которые появились несколько дней назад. Стараясь отвлечься, он звонил друзьям, мучил себя тренировками. Страх не позволял закрыть глаза. Жена очень похожа на его мать, о которой остались только детские воспоминания и несколько фотографий. С момента знакомства с Олей была уверенность, что она тоже уйдет, но Игорь гнал от себя пугающую мысль.
Система привязанности сверхактивна, если мы ощущаем угрозу своей личной неприкосновенности и отношениям с партнером, т.е. в стрессовых ситуациях. Люди с нарушенной привязанностью, чтобы уменьшить действие стресса и восстановить чувство безопасности, используют разрушительные стратегии поведения. Тревожная привязанность включает режим гиперактивности. Человек требует у «неотзывчивого» к его проблемам партнера дать ему больше любви и уверенности. Избегающая привязанность включает режим деактивации. Человек отрицает потребность в привязанности и свою уязвимость.
При здоровой привязанности соблюдается баланс между удовлетворением собственных потребностей и потребностей партнера. Нарушенная привязанность заставляет концентрировать внимание на себе: навязчиво требовать близости или избегать ее.
Привязанность формирует чувство безопасности. Человек с нарушенной привязанностью менее стрессоустойчив, у него может развиться тревожное расстройство разлуки, которое занесено в между-народный классификатор заболеваний. Болезнь характеризуется выраженным, чрезмерным страхом и беспокойством по поводу разлуки с определенными фигурами привязанности. У детей и подростков тревога разлуки сосредоточена на опекунах, родителях или других членах семьи. Страх и тревога выходят за рамки нормы в развитии. У взрослых в центре внимания находится романтический партнер или дети. К симптомам тревожного расстройства разлуки относятся: мысли о вреде и неблагоприятных событиях, которые могут произойти с объектом привязанности, нежелание идти в школу или на работу, повторяющиеся чрезмерные страдания при разлуке, нежелание или отказ спать вдали от объекта привязанности и повторяющиеся ночные кошмары о разлуке.
«А чем вы занимаетесь?» – спросил я.
«Как и вся наука, – сказал горбоносый. – Счастьем человеческим.»
Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Вы заметили, что одних куда-то вечно тянет, а другие предпочитают тишину и покой. Личности – это исследователи, у них этапы эксплуатации очень короткие. Им скучно, если нет движения. С одной стороны, они хотят иметь свободу выбора и самостоятельно принимать решения, с другой, сложно жить в одиночестве, нужны люди, чтобы определить, что делать и куда идти.
Как личность остается устойчивой, если постоянно изменяется, находясь в динамичном мире? Парадокс и еще одна загадка для ученых. Американский доктор философии и психолог Уолтер Мишель одним из первых задал научному сообществу этот вопрос.
Собаки, слоны и даже обезьяны не меняются, а человек, совсем недавно добывавший корешки на обед, уже изобрел компьютер и летает в космос. Головной мозг человека, в отличие от других млекопитающих, очень активно развивается.
Развитие – это движение благодаря асимметрии мира. В нем всегда чего-то больше, а чего-то меньше. Системы людей тоже неравновесные. На кого-то мы влияем, а кто-то на нас.
Личность состоит из множества динамичных компонентов. Но делает ее стабильной самоорганизация. У личности нет внутренних противоречий или они минимальные. Ее процессы постоянно усложняются, каждое стрессовое событие переводит их на порядок выше, расширяя способности, увеличивая возможности и количество вариантов для решения сложных вопросов.
Почему один человек – созидатель, а другого устраивает то, как есть?
Человек – открытая система. Мы взаимодействуем с другими системами и постоянно меняемся. Каждый наделен стандартными настройками и индивидуальной внутренней структурой, которая отличает меня от соседа. Они образуют единую систему. Личность – это процесс. Она в постоянном движении и не может находится в одном состоянии длительное время. Личность не приемлет ограниченное холодильником и телевизором пространство. Она самообучается, трансформируется, поднимается на другие уровни. Баланс личности поддерживается за счет постоянных внутренних изменений.
Я несколько раз посещала тепличные комплексы. Поразили высокотехнологичные голландские конструкции. Они «живые» и реагируют на движение земли, температуру, солнце, ветер. Тонкие изящные строения синхронно отзывались на внешние условия и легко справлялись с нагрузками. Видела и другие теплицы – монолитные, с жесткими конструкциями. Малейшие подвижки грунта разрушали выглядевшие нерушимыми строения.
Личность обладает сложной структурой, многочисленные внутренние и внешние связи помогают сохранить баланс в непростых ситуациях. Можно отследить как она формировалась и преобразовывалась, как рождались новые структуры и взаимосвязи. Если создать условную стрессовую (незнакомую) ситуацию, требующую решения, то личность будет искать новые пути. Высокоразвитые психические структуры удержат ее от возвращения к прежним реакциям.