Введение

Общеизвестно, что воспитание личности начинается в семье. Взрастить любовь к музыке, сформировать условия для повышения музыкальной культуры, войти в левитское служение в церкви – одна из основных задач христианского воспитания. А прививается вкус к христианской музыке с раннего детства. Во многих христианских семьях уже стало традицией пение в семейном кругу, слушание музыкальных произведений христианских авторов, посещение семьёй церкви и участие в музыкальном служении.

Музыка и музыкальное служение как таковое играло большую роль в христианском служении на протяжении многих столетий. Для того, чтобы это осознать, обратимся к культуре еврейского народа, рассмотрим традиции музыкального воспитания в греко-римской среде, обозначим основные этапы развития данного вида служения.

Основы музыкального воспитания, заложенные первыми христианами, передаются из поколения в поколение. Традиция сама по себе, независимо от деятельности людей, обладает рациональным зерном. Что касается христианской музыки, то она формировалась на протяжении веков, вбирая в себя элементы культуры разных народов. Сотни лет существуют псалмы, написанные первыми христианами. Они просты по содержанию и музыкальному сопровождению, но, обладая высокой духовной мощью, оказывают огромное влияние на слушающих их.

Итак, попробуем разобраться, что же содержит в себе понятие «музыкальное служение». Анализируя библейскую литературу, можно сделать вывод, что данное понятие рассматривается намного шире, чем использование только музыкальных инструментов. Это совокупность использования всех музыкальных средств как вокальных (певческих), так и инструментальных с целью передачи Евангелия и духовных ценностей. Пение и музыка присутствуют на каждом богослужении в евангельских церквях. Музыкальное служение сопровождает участников домашней группы, детский христианский лагерь, молодёжное или театральное служение, молитвенное собрание или личное поклонение. Христиане из поколения в поколение передают свою любовь к Богу в музыке. В каждой семье и в каждой церкви есть определённые музыкальные традиции, которые складывались веками, преобразовываясь в зависимости от хода истории и изменения культуры. В рамках этой книги я, как автор исследования, буду использовать термин «музыкальное служение» как инструментальное и вокальное (певческое), связанное с духовным (исключая мирское).

Вопрос важности и необходимости духовной музыки в формировании личности рассматривали многие писатели. Это А. Августин, который в своих трудах «Исповедь» и «Цветы благодатной жизни» говорит о том, что «спасительное влияние пения доказано опытом»1, Афанасий Великий, в произведении «Труды» описывающий важность Псалмов и их влияние на изменение души человека, Климент Александрийский, который в работе «Педагог» подчёркивает важность вокальной духовной музыки и отрицательное влияние любого рода инструментов на формирование личности, и др.

Большое внимание уделяется влиянию духовной музыки в европейской традиции в работах таких музыковедов как В. А. Багадуров, М. М. Мазурин, Л. К. Ярославцева и др.

Незаменимый вклад внесли музыковеды, исследовавшие русскую духовную музыку и её влияние на формирование личности, среди них Е. Б. Резниченко, И. А. Кремнева, Д. В. Разумовский, Ст. Смоленский («Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца») и др.

Знаменитый ученый-педагог В. А. Сухомлинский в своём труде «Сердце отдаю детям» отмечает, что музыкальное воспитание нужно начинать как можно раньше, называя учение «частицей духовной жизни», П. В. Халабузарь, В. С. Попов освещают роль музыки в формировании духовной культуры личности, уделяя большое внимание русской духовной музыке.

Современные писатели-протестанты также обращаются к духовной музыке. Композитор, режиссёр и преподаватель Эндрю Уилсон-Диксон в своём труде «История христианской музыки» говорит о силе музыки и её экстатическом, символическом и риторическом аспекте влияния на человека. Рон Кеноли и Лик Бернал в книге «Превозноси Его» высказывают мнение о важности музыки, приводят пример песни Моисея для передачи веры последующим поколениям. Боб Сордж в книге «Исследования поклонения» отстаивает позицию, что музыка в сочетании с «чувствительностью к Духу Святому» может сформировать личность сильного поклонника. Елена Новикова рассматривает в своей книге 24 принципа развития и роста музыкального служения (именно так и называется её книга). Терри Ло в произведении «Сила хвалы и поклонения» рассматривает как положительное, так и отрицательное влияние музыки, побуждая церковь открыть следующему поколению, как соединять музыку в хвале и поклонении со сверхъестественным. У. Боймер в своей книге «Нам нужна только твоя душа» рассматривает отрицательное влияние агрессивных музыкальных стилей на слушающих.

Итак, изучая роль музыкального служения в церковной и семейной традициях, постараемся выявить основные условия, при которых музыкальное служение в семьях и церквях будет наиболее эффективным.

Мы начнём своё исследование, разбираясь в ветхозаветных традициях народного и храмового музыкального служения. Затем обратимся ко временам Нового Завета и проанализируем, как изменилось музыкальное служение к этому времени. Изучим развитие музыкального служения от Отцов церкви до Реформации и от Реформации до наших дней. И, наконец, проведём опытно-экспериментальную работу по реализации условий эффективного музыкального служения в церковной и семейной традициях нашего времени.

Автор данной книги надеется, что материалы этого исследования могут быть полезны лидерам музыкального служения в церквях для проведения семинаров по прославлению, пасторам – руководителям религиозных организаций, студентам теологических вузов, изучающих тему музыкального служения, а также для семейного музыкального служения.

1 Августин, А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. Общая редакция и статья А. А. Столярова. – М.: Канон+, 1997. – (Кн. 10, XXXIII, с. 194) – (История христианской мысли в памятниках.)

Загрузка...