Для эффективной работы необходимы:
– абсолютно темная комната;
– зеркало в полный рост человека;
– набор полотен с интенсивными цветами основной гаммы радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
– осветительные приборы (два прожектора с очень яркими лампами и опцией регулировки интенсивности / яркости света);
– стул для клиента;
– держатель-экран для тканей.
Предварительная подготовка предполагает наличие специально оборудованного помещения. Окна в комнате необходимо тщательно закрыть темной бумагой или плотными шторами, чтобы добиться абсолютной темноты. В одном конце комнаты следует расположить зеркало, а напротив него, в другом конце комнаты, разместить экран с тканями. Перед экраном поставить стул так, чтобы он отражался в зеркале. От зеркала до стула должно быть не более трех метров. В процессе работы будет важно хорошее отражение в зеркале. За зеркалом надо расположить прожекторы, чтобы предотвратить появление теней.
NB: Теней от клиента и его силуэта на экране быть не должно – это важно.
Цвета на экране необходимо располагать в точном соответствии с цветовым спектром радуги! (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Первым цветом для работы всегда будет красный!
Клиент должен видеть свое отражение в зеркале.
В темноте все чувства и ощущения обостряются, оказавшись в темной комнате человек сбрасывает привычные социальные роли и маски. Он оказывается в нетипичной для него ситуации, для которой у него нет подготовленных шаблонов поведения. В знакомой ситуации, глядя на свое отражение в зеркале, человек предсказуемо видит одну из своих психологических масок или ролей.
Данная методика позволяет обойти уловки психики и показать человеку его лицо, лишенное всех масок и представлений, которые у него сложились о самом себе. Именно в этот момент начинается проживание истинных состояний, приобретенных в младенчестве и неосознаваемых.
Существует всего семь уровней, как и цветов радуги, и для каждого из них характерен определенный тип отношений с окружающим миром. При этом каждый уровень связан с определенной частью тела.
Красный: отдача / получение; тело: от ступней до коленей.
Оранжевый: реагирование / демонстрирование; тело: колени.
Желтый: приумножение / обеспечение; тело: таз.
Зеленый: управление / осуществление; тело: живот.
Голубой: отношение / выражение; тело: горло.
Синий: видение; тело: лицо (пространство межбровных дуг).
Фиолетовый: понимание; тело: макушка.
Для лучшего восприятия принципа работы цветотерапии можно визуализировать ее с помощью пирамиды.
Каждый уровень пирамиды значим, поскольку изменения на каждом из ее уровней приводят к трансформации всей структуры. Пирамида представляет собой материальное начало, переходящее в духовное, т. е. происходит переход из материального мира в духовный (тонкий), из внешнего во внутренний.
Пример. Осознанность – высшая точка пирамиды, поскольку изменения системы мировоззрения приводят к изменению физического тела и событий, происходящих в жизни. Иными словами, духовный мир – то, что выше обозначено как осознанность, внутренний мир – физическое тело, а события – материальный мир. Это можно проиллюстрировать китайской мудростью: «Не учи судьбу плохому, не думай о плохом» – это значит, что не стоит на уровне осознания думать и прокручивать негативные сценарии развития ситуации, поскольку они могу «опуститься» на внутренний и материальный мир.
На рисунке выше изображена пирамида. Ее нижний, начальный уровень – черный цвет, его можно воспринимать, как изначальную тьму. С этим цветом не будет происходить работа в контексте цветотерапии, он нужен лишь для обозначения начала материального. Как и верхний уровень – белый цвет – он означает свет и высшее проявление духовного начала.
Красный цвет – фундамент, основание этой пирамиды, а фиолетовый – ее верхушка, пик. Теперь представим, что фундамент пирамиды нестабилен или его вообще нет. Вся структура таким образом представляется крайне неустойчивой, изменяющейся от малейшего порыва ветра. А если внутри пирамиды отсутствует один из уровней, или уровень слабый, тонкий или неравномерный, будет страдать вся конструкция.