Минут через пятнадцать машина выехала из леса на открытую поляну, за которой была река. Автобус остановился у ветхого деревянного моста, который даже на вид был непригодным для движения на автомобиле. Тут людям-то опасно было переходить реку, так как несколько сгнивших брёвен были сломаны посередине, а с одной стороны полностью отсутствовали перила.
– До реки добрались, – сказал Сергей, рассматривая местность. – На другую сторону только пешком сможем перейти.
– А машину здесь оставим? – спросила Оля. – Хотя, раз мы уже засветились, то нас по машине могут вычислить. В любом случае, надо идти в город, в лесу мы себе пропитание не найдём, сейчас даже грибов уже нет.
– Может и есть, – ответила Надя, – опята ещё могут быть.
– Можно попробовать рыбу поймать, – предложил Михаил, – только у нас нет снастей никаких. Или есть? – он повернулся к водителю, – Сергей, у тебя в машине случайно не завалялась хотя бы леска с крючком?
Тот ухмыльнулся и ответил:
– Я, конечно, рыбак, но зимой с собой удочки не вожу, тем более в служебные командировки.
– О, я знаю, как нам сделать удочку из подручных средств! – оживился Денис. – Вырежем тонкую ветку из рябины или орешника, сделаем леску из верёвки или даже шнурков, нас же много. Для грузила можно гайку приспособить…
– А крючок? – спросила Светлана.
– С крючком ещё проще, – ответил ей Михаил. – Можно гвоздь согнуть, или у девушек заколку взять, брошка тоже подойдёт. Ну, а поплавки у нас есть в большом количестве, можно использовать пластиковые крышки от бутылок. Что ж, можно считать, что сегодня у нас на обед будет рыбка.
Все приободрились и начали уже присматривать подходящие ветки.
– А нож у нас есть? – спросила Юля.
Все застыли и посмотрели друг на друга.
– У меня есть складной, только он маленький, – ответил Тимофей. – Ветку им не отрежешь, но мелкую рыбу можно почистить. Только её сначала надо поймать.
– Не переживайте, в машине есть нож, правда только один, – ответил водитель и полез в бардачок.
– А спички? Кто-то из вас курит? – задала ещё один вопрос Юля.
Все опять переглянулись и помотали головами.
Сергей вышел из машины с ножом и спросил, чем опять все озадачились.
– У меня в бардачке есть и зажигалка, и спички. И моток капроновой верёвки тоже, так что шнурки свои можете оставить в ботинках, – улыбнулся он.
Уже через час были сделаны четыре довольно приличные удочки.
– Мне кажется, что будет лучше, если мы спрячем машину в лесу, заберём из неё все самое необходимое и перейдём на другой берег, – предложил Александр. – Как-то не верится, что так легко они нас отставили в покое.
– Саша прав, – согласилась с ним Ольга, – Михаил Иванович, нам бы надо поискать убежище понадёжней, пока ещё день. Может, на другой стороне реки найдём что-нибудь.
Все пошли забирать свои вещи, оставшиеся в автобусе, потом помогли Сергею определиться, что ещё нужно из машины принести. В итоге, в несколько пакетов, которые были с собой, сложили теплую спецодежду, аптечку, мелочи и инструмент. Пока водитель отгонял автобус в лес, остальные начали по одному осторожно переходить по мосту на другую сторону.
– Осторожно, ради Бога! – прикрикнула Ольга, когда Тим чуть не провалился, став на гнилую доску. – Ребята, помогите ему подняться, сами только не наступите на ту доску.
Юля и Инна смогли перейти на другой берег без приключений. Остальные, видя, как Денис и Михаил помогают Тимофею подняться, боялись опираться на поручни, которые тоже все прогнили, шли очень осторожно, прощупывая каждую доску.
Поэтому, когда водитель, неся в ведре оставшиеся бутылки с водой, последним перебрался на другой берег, все немного расслабились. Мужчины, посадив на тёплую спецовку девушек, пошли закидывать самодельные удочки.
– Ну что, девчонки, придётся нам идти за дровами. Костёр все равно надо разводить, мы же верим, что наши мужчины поймают хоть кого-нибудь, потому что есть реально хочется, – сказала Ольга.
– Конечно, хочется и, конечно, верим, – согласилась Светлана, – уже час дня, а утренний пирожок давно переварился и забылся. Вставайте, девчонки.
Все поднялись и разбрелись по берегу в поисках сухих веток. Вскоре они набрали достаточно много валежника и начали складывать костёр.
– Кто же так складывает! Эх, Вы! – к женской половине коллектива подошёл Денис и начал переставлять дрова. – Шалашиком надо было поставить, хотя бы, – он закончил перекладывать ветки и встал, любуясь на свою конструкцию.
– Какая разница, – спросила Аня, – и так загорелось бы.
– Согласен, только если так сложить, то костёр быстрее перегорит и угли мы получим тоже быстрее. Значит, и рыбу быстрее на углях пожарим, – со знанием дела говорил он.
Девушка посмотрела на него и спросила:
– А ты откуда знаешь?
– В походы часто ходил, – ответил он и начал оглядываться. – Аня, идём поищем камни, надо будет положить с двух сторон костра, чтобы веточки с рыбой складывать. Не думаю, что мы здесь кирпичи найдём, но камни-то должны быть.
– Ладно, идём. Свет, ты с нами?
– Иду, – ответила она.
– Я тогда схожу посмотрю, как дела у наших рыбаков, – сказала Надя и Инна пошла с ней.
Остались около сложенного костра Ольга и Юля, которые прилегли на расстеленной куртке.
– Ольга Владимировна, мне так страшно, я даже есть не хочу. Всё внутри сжалось, как будто предчувствие какое-то нехорошее, – тихонько проговорила Юля. – Как Вы думаете, мы сможем вернуться к своим?
– Не знаю, Юля, не знаю, – задумчиво ответила она. – У меня ведь дома две дочки остались и сын, ну и муж, конечно же. Даже не знаю, как они там без меня будут справляться.
Денис и Аня периодически приносили и складывали около костра небольшие камни и отправлялись обратно.
– Я, Юля, человек, который не боится трудностей, и всегда готова решать любые задачи. Но в этой ситуации, – она посмотрела Юле в глаза, – не знаю, что можно сделать. Сидеть и просто ждать, когда всё само разрешиться – не самый хороший вариант. Идти куда-то? Не могу себе представить, что сейчас за общество. Ребят им удалось напугать. Если они и на самом деле нас поймают и закроют в какой-то резервации, то не думаю, что нас ждёт там счастливая жизнь.
Она села, сложила руки и задумалась.
– А вот и мы! – объявила Света. – Наши мужчины поймали уже две рыбины, правда не большие. Я не запомнила, как они называются…
– Хариус и карась, – подсказала Инна.
– Точно! Так вот, они сказали, чтобы мы готовили угли. Денис, разжигай костёр, – обратилась к нему Света.
К тому моменту, когда дрова прогорели, рыбаки принесли нанизанными на тонкие прутики тринадцать рыбин.
– Ничего себе! – обрадовались девушки.
Надя открыла сумочку и достала несколько маленьких пакетиков соли из кафе.
– Вот, в сумке ещё с отпуска завалялись, – протянула она Михаилу, который укладывал прутки на камни.
– Я всегда знал, что женские сумочки содержат почти полный набор для выживания, – улыбнулся он.
Девушки рассмеялись, а Ольга сказала:
– Это Вы ещё рюкзак моей дочери не видели! Она бы точно выжила на необитаемом острове.
– Зато все нужные вещи под рукой, – добавила Инна и достала пачку влажных салфеток.
– А у меня осталась копия договора, – ответила Света и вытащила из сумки сложенные листы, – вместо тарелок сойдут.
– Вот видите, уважаемые мужчины, с нами не пропадёте, – ответила довольная Надя, – только воды у нас осталось немного, всего четыре бутылки, два литра. Не хотелось бы пить из реки, а кипятить не в чем.
– Надеюсь, что до вечера мы сможем найти себе какое-нибудь жилище и решить вопрос с водой и едой, – нахмурившись ответил Михаил, снимая на бумагу первые пожаренные рыбки.
Некоторое время все были увлечены вытаскиванием костей из речной рыбы и их поеданием, а потом пошли мыть руки. Но когда все опять собрались вместе, Михаил попросил расположиться поудобнее, чтобы поговорить, и около затушенного костра повисла тяжёлая тишина, которую нарушал только плеск воды.
– Нам надо договориться, что мы будем делать дальше. И самое главное, останемся здесь или пойдём в город, – начал он. – Вы все люди взрослые самостоятельные, но поскольку у нас нет абсолютно никакой информации о мире, в котором мы оказались, я предлагаю все же дойти до какого-нибудь поселения. Мы хотя бы узнаем, где оказались. Все согласны со мной?
«За» высказались всего шесть человек, остальные стояли и молчали.
– Я просто боюсь уходить далеко от того места, где мы оказались с утра, – сказала Аня, – мне кажется, что чем дальше мы уйдём, тем сложнее нам будет вернуться. Может, здесь останемся?
– Как ты себе это представляешь? Сейчас осень, на голой земле не поспишь, – ответил ей Александр.
– Но мы можем спать в автобусе, – растерянно произнесла она.
– Мы не можем расходовать бензин на обогрев. Если нам придётся возвращаться, а я на это всё же надеюсь, – начал убеждать её Сергей, – то искать здесь заправку я не рискнул бы.
– Я тоже сомневаюсь, что впереди нас ждёт что-то интересное и хорошее. Судя по тому, что те люди нас приняли за каких-то отщепенцев, нет никакой гарантии, что нас не арестуют и не посадят на карантин, – высказала своё мнение Надя. – Но если вы все решите идти в город, то я пойду с вами, потому что считаю, что нам надо держаться вместе.
– Надя правильно сказала, нам нельзя разделяться. Только вместе у нас есть шанс попробовать вернуться обратно, – сказал Михаил и повернулся. – Ольга Владимировна, Вы тоже сомневаетесь?
– Да, я сомневаюсь. Если присмотреться, то лес скоро закончится, что там – неизвестно, – она махнула рукой в сторону Уфы, – но кое-где видны высотки. Мне очень не хочется рисковать. Думаю, что все прекрасно понимают, что мы здесь чужие. Поэтому, я предлагаю всё же быть поосторожнее и к людям не выходить. Михаил Иванович, давайте, как только дойдём до селения, пошлём разведку.
– Как на Чишминском перекрёстке? – усмехнулся Сергей.
– Ничего смешного, – пробормотал Александр, приняв усмешку в свой адрес.
– Естественно, мы не будем ходить толпой по улицам и стучаться во все дома подряд, чтобы нас пустили переночевать… – сказал Михаил, но его перебили.
– Почему это? – спросила Инна, – Я как раз и собиралась попроситься на ночлег в какой-нибудь дом.
– И я, – поддержала её Светлана, – а что здесь такого?
Девушки все вопросительно посмотрели на Сергея, и ему пришлось объяснять им, что нельзя быть такими доверчивыми.
– Вы можете поручиться, что они тут же не позвонят властям и не сообщат о подозрительных людях, которые ходят по домам? – спросил он у них. – То-то же!
После непродолжительной дискуссии, всё же приняли решение идти все вместе вперёд и решать проблемы по мере их возникновения.