Когда врачи наконец разрешили мне взять на руки мою дочь Олив в родильной палате, она голосила во все горло. Все время беременности жены я, прежде чем она заснет, ложился рядом и пел нашей малютке «Крошечные пузырьки». Это гимн шампанскому, которым завершалось «Шоу Лоуренса Уэлка», – любимая песня моей покойной бабушки, прозвучавшая первой и на нашей с супругой свадьбе.
В какой-то момент я изменил слова:
Из-за крохотной Олив на моих руках
Я счастлив,
Я спешу домой.
Итак, впервые взяв на руки спеленатое, словно гусеничка, существо, я запел эту самую песню. Олив устремила на меня золотисто-карие глаза, и казалось, она давным-давно меня знает.
Специалисты подтверждают, что дело не только в моем воображении: еще в утробе младенцы могут слышать, а едва появившись на свет, реагируют на звуки, с которыми познакомились до рождения. Проще простого читать вслух будущему ребенку, а какой потрясающий эффект это может оказать на его будущее! Специалист по образованию и развитию детей Гордон Уэллс объясняет, почему так важно уделять время чтению малышам, находящимся в утробе: «Накоплено достаточно свидетельств того, что плод реагирует не только на свое физическое, но и на звуковое окружение. И голос читающей матери [или, как в моем случае, поющего отца] подготавливает младенца к дальнейшему восприятию звуков после появления на свет».
Преимущества интерактивного чтения для развития и обучения ребенка неисчислимы. Но самое, пожалуй, главное – время чтения, которое вы проводите вместе, укрепляет связь между вами. Она может возникнуть сразу после рождения малыша, а если вы в этом отношении похожи на меня, то даже раньше.
В этой главе мы поговорим о том, что можно сделать, чтобы начать прививать ребенку любовь к чтению с самых первых дней его жизни. В некоторых случаях это касается определенных решений, которые вы можете принять еще до рождения чада, чтобы открыть ему дорогу к книгочейству. Любому родителю эти решения обещают радость и вдохновение. Но, судя по моему собственному опыту, следует задуматься и о том, как ограничить некоторые воздействия на вашего ребенка. Если уж вы находите время читать вслух неродившемуся малышу, тем более имеет смысл разобраться с этими непростыми обстоятельствами как можно раньше.
Одно из первых решений, которые вам придется принять в качестве родителя (и лучше всего задуматься об этом еще до родов), – насколько рано малыш познакомится со всякого рода цифровыми устройствами и как часто будет ими заниматься.
Едва став папашей, я наткнулся на одно из самых провокационных видео, с которыми знакомил свою онлайновую аудиторию на GalleyCat. Я снова и снова пересматривал его на YouTube, но чем больше смотрел, тем неуютнее себя чувствовал.
Прелестная кроха в сарафанчике возится с iPad. Ее переполняет восторг маленького ребенка, ощутившего, что нечто в этом мире ему подвластно. Она нажимает иконки, так и сяк вертит устройство и неуловимо быстрыми движениями меняет картинки. Милое дитя моментально улавливает движения, на овладение которыми иным взрослым требуются недели: увеличение изображения одновременным движением двух пальцев, открытие нового приложения одним кликом и даже изменение ориентации экрана.
Следующий фрагмент: та же девчушка на освещенной солнцем веранде сражается с печатным номером Vogue. Она пытается проделать с обложкой журнала то же самое, что и с iPad, поглаживая ее и надавливая на несуществующие кнопки, но ничего не происходит. Картинка остается неизменной, и текст не переворачивается, сколько ни крути журнал.
Это видео с максимальной убедительностью демонстрирует колоссальные инновационные возможности инженеров Apple, а завершается коротким заявлением родителей девочки относительно будущего чтения и книг: «Для нашей годовалой дочери журнал – это неработающий iPad. Это уже на всю жизнь. Стив Джобс закодировал часть ее операционной системы».
Родители сняли это видео, чтобы почтить память Стива Джобса – человека, действительно изменившего мир. В долгосрочной перспективе важны не те миллионы iPad, что он продал родителям. Нет, его подлинный триумф воплощен в этом видео. Джобс сумел изменить способ взаимодействия с миром детей этих взрослых владельцев iPad. Наши дети уже не будут знать, как выглядит мир без планшетных компьютеров, смартфонов и ноутбуков. А значит, решать, как и когда знакомить их с этими устройствами, мы должны немедленно.
Стараниями Джобса целое поколение взрослых проводит все больше и больше времени перед экраном. Я сам из-за своей работы, смартфонов и электронных книг уделяю цифровым устройствам несколько тысяч часов в год. И если переход к новому порядку вещей происходил постепенно в течение большей части нашей жизни, то наши дети с самого рождения живут в мире, где всевозможные гаджеты не просто множатся, но господствуют. Новоявленный отец, я быстро понял: несмотря на все мои возвышенные представления о печатных книгах, Олив всю жизнь станет легко переключаться с них на цифровые носители и обратно. Скорее всего, моя дочь даже не будет видеть между ними особой разницы, столь разительной для меня. В конце концов, Олив с самых первых минут своей жизни видит, как используются цифровые технологии.
Едва она родилась, как я сфотографировал свою кроху на руках у матери. Через несколько минут я уже звонил своим родителям по мобильному телефону и отправлял им фотографии по электронной почте. Смартфоны, планшетники и цифровые камеры позволяли нам фиксировать каждый следующий шаг в развитии дочери и каждое важное событие в ее жизни.
В первые месяцы Олив часто плакала из-за колик. Часами укачивая ее, я читал дочке электронные книги на Kindle. Когда я возился с ней перед работой, то разгонял утреннюю сонливость, записывая дурашливые семейные видео с моей крохой в главной роли, – как я наряжаю ее в нелепую шапку или прикалываю значок.
Всеми этими устройствами мы пользовались до того, как Олив стала достаточно скоординированной, чтобы дотянуться до моего телефона и схватить его. Едва научившись управлять собственными пальчиками, она словно бы инстинктивно поняла, как работает устройство с сенсорным экраном. И первое, что Олив захотела получить, научившись хватать вещи своими крохотными пальчиками, – смартфон.
С этого самого момента в жизни ребенка все родители начинают священную войну, которой не будет конца вплоть до поступления подросшего чада в колледж. Эта война разгорается вокруг каждого устройства: iPod, iPad, смартфона и даже пульта дистанционного управления от телевизора.
Если гаджет занимает важное место в вашей жизни, будьте уверены: дети тоже захотят им пользоваться. Загляните в коробку игрушек любого нынешнего малыша, и вы найдете игрушечные телефоны, неисправные мобильники и даже игрушечные компьютеры, наигрывающие примитивные мелодии и имитирующие настоящую вещь, с которой взрослые не расстаются с утра до ночи.
Сколько времени ребенок должен уделять подобным устройствам? Родители спорят об этом годами. На страницах моей книги вам неоднократно встретятся рекомендации специалистов на этот счет, но ни одну из них пока нельзя подкрепить раз и навсегда установленными фактами. Дело в том, что все эти Kindle, iPad, iPhone и прочие цифровые устройства появились слишком недавно, и ученые лишь начинают исследовать их воздействие на мозг маленьких детей. Мы знаем, что слишком долго смотреть телевизор вредно для развития ребенка, но он представляет собой совершенно другой вид устройства.
Специалисты по развитию детей и педиатры пока не располагают достаточными научными данными, чтобы со всей определенностью сказать нам, что значит «долго», когда речь идет о цифровых устройствах. Мобильные гаджеты стремительно подчинили себе громадную часть нашей жизни, а в вопросе об их использовании родители не получают почти никакой помощи от врачей. Но нам некогда дожидаться научного заключения о воздействии устройств с сенсорным экраном на растущий мозг! Мы должны уже сейчас принять соответствующее решение, каждый в своей семье.
Приходится признать: цифровые устройства будут частью жизни вашего ребенка, сколько с этим ни борись. Многие определяющие решения относительно того, как ваш ребенок будет взаимодействовать с печатными книгами и электронными медиа, необходимо принимать (или хотя бы обдумывать) еще до его рождения. Полагаю, отсутствие научных данных требует от нас особой осторожности в этих вопросах. Сегодня мы лишь руками разводим по поводу иных убеждений собственных родителей: что можно надеть на голову ребенку полиэтиленовый пакет, если дождь застал врасплох, курить в доме или просиживать у телевизора шесть часов кряду. Когда-нибудь наши отпрыски точно так же будут выкатывать глаза, вспоминая о наших решениях. Что, если мы даже не осознаем каких-то своих ошибок? Мы практически ничего не знаем о влиянии компьютерных приложений на развитие мозга малыша. Но эта сфера, безусловно, заслуживает самых серьезных исследований, и специалисты уже начали собирать информацию, а те из нас, кто хочет составить собственное мнение, могут с ней ознакомиться.
В 2011 г. Американская академия педиатрии (AAP) опубликовала строгие рекомендации, призывая родителей исключить воздействие любых СМИ, от телевизора до смартфона и iPad, на детей до двух лет. Целью этих рекомендаций было продлить период «нецифровой игры» – незаменимый фундамент когнитивного развития, не уступающий по значимости овладению способностями ходить и говорить.
Документ ААР призывал: «Врачам-педиатрам следует разъяснять родителям важность неструктурированной игры без участия цифровых устройств в создании условий для развития мозга ребенка, овладения им способностью решать проблемы, навыками новаторски и рационально мыслить. “Нецифровая игра” может быть как самостоятельной, так и совместной с родителями или другими воспитателями ребенка. Важность момента, когда родители садятся играть со своими детьми, невозможно переоценить».
По крайней мере, родителям следует установить строгие временные рамки пользования медиа, чтобы ребенок уделял достаточно времени «нецифровой игре». Более того, даже детям старше двух лет эксперты ААР не рекомендуют проводить у экрана больше двух часов в день. Если вспомнить, какую прорву времени сидят у телевизоров взрослые, включая меня самого, эта рекомендация покажется практически невыполнимой. Поэтому фундаментальные вопросы такого рода необходимо начать обдумывать за несколько месяцев до того, как ваш малыш впервые прикоснется к iPad.
Итоги годичных исследований вреда чрезмерного экранного времени для детей эксперты ААР подытожили в пугающем выводе: «Если ребенок проводит много времени перед телевизором, это порождает целый ряд вредных поведенческих привычек и имеет негативные последствия для его здоровья, в числе которых: избыточный вес, нерегулярный сон, недостаточное потребление фруктов и овощей и нерегулярное питание. Чрезмерное увлечение просмотром телепрограмм оказывает разрушительное воздействие на просоциальное поведение, в частности на общение с родителями, братьями и сестрами, выполнение домашних заданий и участие в творческой игре, приводит к снижению успеваемости, конфликтам с законом и ощущению уныния и скуки».
Ничего себе! Значит, не разрешая ребенку бесконтрольно возиться со смартфонами и планшетниками, мы фактически вручаем ему телевизор, с которым можно вообще никогда не расставаться. Однако даже при недостаточности строгих научных данных нельзя недооценивать вредные последствия того, что наши дети слишком много времени посвящают цифровым устройствам – неважно, каким именно.
Профессор педиатрии из Вашингтонского университета Димитри Кристакис в онлайновом интервью пояснил это таким образом: «Мозг ребенка троекратно увеличивается в размерах в течение первых двух лет жизни, причем к росту его побуждает непосредственное воздействие внешних стимулов». И теперь всякий раз, когда мне лень снова и снова перечитывать одну и ту же книгу или просто хочется поваляться перед телевизором вместо того, чтобы рассказывать Олив сказку на ночь, я вспоминаю, что мозг моей крохи должен развиваться. Особенно важное, определяющее значение имеет чтение ребенку в упомянутые первые два года жизни. Кристакис подытоживает: «Когда работает телевизор или любое экранное устройство, ребенок втягивается в просмотр, а общение родителей с ним сокращается на 80 %. Между тем время, проведенное в разговоре с ребенком, критически важно для развития его речи: слыша слова, слыша голоса родителей, обращающихся к ним, дети учатся понимать язык и формируют навыки коммуникации. Используя с этой целью время, когда вы заняты чем-то другим, вы принесете ребенку огромную пользу».
Исследования только начинаются, но уже сейчас каждый родитель видит, какую громадную власть имеют над детьми цифровые устройства. Так что же делать? Ученые пока не выработали единого мнения относительно того, как и с какого возраста эти устройства можно использовать детям. Но определенные рекомендации можно отметить уже сейчас.
В определенных кругах считается, что такое знакомство должно состояться не раньше окончания начальной школы. Alliance for Childhood опубликовала масштабный отчет «Не все то золото, что блестит» (Fools Gold), призывая «немедленно запретить дальнейшее внедрение компьютеров в обучение дошкольников и младших школьников, за исключением особых случаев обучения детей-инвалидов. Этот тайм-аут необходим для создания подходящей среды, в которой могут быть выработаны дальнейшие рекомендации».
В подходе вальдорфской школы к обучению детей младшего возраста отвергается всякое использование цифровых устройств маленькими детьми. Эта система образования опирается на труды австрийского философа и педагога Рудольфа Штайнера. В 1920-х гг. он открыл школу, основанную на революционном подходе к образованию. Ее программы были разработаны за несколько десятилетий до появления телевизоров, а позднее – и компьютеров. Дело Штайнера продолжают 900 вальдорфских школ в 83 странах.
В этих школах действуют строгие ограничения на использование в классе цифровых устройств, а многие учителя советуют исключить компьютер из жизни ребенка и вне школы. На официальном сайте вальдорфского движения политика формулируется однозначно: «По убеждению преподавателей вальдорфских школ, подходящий возраст для начала пользования компьютером в учебном заведении и дома – старшие классы. На наш взгляд, гораздо важнее предоставить учащимся возможность общаться друг с другом и с педагогами, совместно исследуя мир идей, занимаясь творчеством и развивая свои знания, умения, способности и личные качества. Учащиеся вальдорфских школ любят учиться, постоянно проявляют живое любопытство и интерес к жизни. Перейдя в старшие классы, они быстро овладевают компьютерной технологией, и наши выпускники делают успешную карьеру в компьютерной индустрии».