Глава 1 Как дети учатся есть

В одном все родители абсолютно похожи: если речь идет о еде, то тут маленькие дети совершенно неразумны! Они предпочитают нездоровую пищу: шоколадные батончики, картошку-фри и т. д. Ну и, естественно, они начинают кривиться, увидев овощи и фрукты и даже соус к спагетти.

С точки зрения эволюции это довольно примечательное поведение, ибо еды на протяжении 99 % человеческой истории никогда не было в излишке. Собственно, дети должны есть то, что им дают. Или вы думаете иначе?

Эта глава дает четкий ответ на данный вопрос. И этот четкий ответ – нет. Вкусовые скачки в сознании предусмотрены природой! Но что за ними стоит? Почему маленькие дети не любят брокколи? Как развиваются детские предпочтения во вкусах? Почему дети туземцев из Южной Америки предпочитают жареных птицеедов, а дети из Баварии любят телячьи колбаски и клецки? Как их приучить к мысли о том, что овощами они не отравятся, а сами овощи вкуснее многих других продуктов?

Почему маленькие дети не любят брокколи

На детских картинках панду всегда можно увидеть с одной и той же едой: с бамбуком. Для этого есть все основания: панды едят только бамбук. Их любовь к этому продукту является частью их врожденного, инстинктивного поведения.

Совершенно иная история с человеком. Он, в отличие от всех остальных млекопитающих, может жить практически во всех климатических зонах (даже на орбитальной космической станции). Неважно, где он находится, но и в Арктике, где не произрастают никакие овощи, и в тропиках, где имеет место изобилие богатых витаминами продуктов, он всегда найдет себе подходящее питание. Таким образом, человека можно назвать почти «всеядным» животным. Он ест практически все: зерновые, фрукты, грибы, орехи, морепродукты и клубни, овощи, насекомых, рыбу и прочее зверье, а также полуфабрикаты в виде готовых супов и даже побеги бамбука!

Конечно, это огромное преимущество человека, которое делает его более независимым, чем панды, которые сейчас находятся на грани вымирания. Но у этой свободы есть один недостаток: пристрастия в еде не программируются в человеке в виде инстинктов. И из-за этого у человека возникает одна большая проблема – проблема выбора.

Кроме того, природа предлагает человеку множество неперевариваемых и даже смертельно опасных «продуктов питания», которые могут выглядеть, например, как черника (я имею в виду белладонну).

Когда-то, в самом начале жизни, человеку разумному пришлось научиться выбирать из того, что ему дают. Он должен был научиться хотеть то, что он получает, будь это жареные пауки или фрукты, и отказываться от того, что ему может навредить.

Как решить сложившуюся дилемму? По каким правилам человек должен научиться хотеть «правильные» продукты и целенаправленно отвергать остальные? По какой формуле развиваются вкусовые пристрастия?

Врожденные предпочтения

У человека нет в самом начале его жизненного пути никакого точного описания получаемой им пищи в том виде, в каком это описание есть, например, у панды. Но есть некий грубый ориентир, с помощью которого он оценивает то, что ему предлагается из еды. Этот ориентир имеется и у эскимоса, и у космонавта.

Первое – это вкус. Через «антенны» на расположенных на языке вкусовых луковицах человек оценивает продукт в соответствии с его вкусовыми параметрами: соленый, кислый, сладкий, горький. Еще есть вкус «умами», который был открыт в 2002 году. Слово переводится на русский язык с японского как «мясной вкус». Он указывает на наличие глутаминовой аминокислоты, сигнализирующей человеческому телу о богатом белком продукте.

В то время как параметр «сладкое» помогает определить зрелые и, значит, возможно, богатые углеводами плоды, «кислое» означает незрелый, то есть малоценныйпо калорийности, а также «возможно, испорченный» продукт. «Горькое» также указывает на потенциально неблагоприятный продукт питания, так как горькие вещества особенно часто встречаются в подпорченных или даже ядовитых продуктах питания. Растения вырабатывают горькие вещества, чтобы защитить себя и свои плоды от поедателей. Горечь оказывает парализующее воздействие на насекомых, убивает их. Совершенно не удивляет в связи с этим тот факт, что многие виды овощей люди стали есть только в результате их селекции! Сладкая сочная морковь и вкусная брокколи, которые мы сегодня даем своим детям, совершенно не соответствуют своему изначальному вкусу, они являются результатом многолетней селекции, в результате которой из этих растений систематически удалялись горечь и дубильные вещества[1].

Как быть со словом «жирный»? Для жира рецепторов на языке не существует. Однако люди уже со времен грудного вскармливания предпочитают жирные продукты питания. Жир усиливает позитивные вкусовые качества: с ним еда кажется слаще и ароматнее.

Обобщим сказанное. Дети оценивают продукты питания по степени их безопасности и пригодности для выживания: сладкая, богатая белком и жирная пища указывает на то, что в продукте нет проблем, он богат энергией и пригоден для выживания, поэтому дети его и предпочитают. Горькие и кислые продукты оцениваются критически: наличие этих вкусов означает, что продукт не очень питателен, возможно, подпорчен и даже ядовит. Это приводит к удивительному выводу: у детских предпочтений шоколадной пасты и картофеля-фри (по сравнению с сельдереем и шпинатом) вполне разумное обоснование. Тот, кто предпочитал калорийную пищу, обладал лучшими шансами пережить невзгоды. Ну а критический взгляд на овощи развился вовсе не из желания противодействовать родителям, а из мер предосторожности, просто необходимых в этом перенасыщенном ядовитыми растениями мире!

Эффект Гарсиа

Наряду со вкусом существуют и дополнительные барьеры, способствующие тому, что человек ест безопасную для него еду. Например, так называемый эффект Гарсиа: если продукт питания вызвал однажды тошноту или рвоту, оказавшись, таким образом, потенциально ядовитым, то человек от него отказывается на длительную перспективу. При этом единичного плохого опыта достаточно, чтобы годами избегать соответствующего продукта питания. Это как минимум верно для детей.

Боязнь нового

А вот и третий фактор, который влияет на пищевые предпочтения детей всего мира и надежно доводит родителей до отчаяния – избегание до сих пор не известных продуктов питания. Многим родителям это явление знакомо как неофобия (страх перед новым), причем знакомо более чем хорошо. Пока Мария была младенцем, родители не могли нарадоваться, сколько она всего перепробовала: песто, кусочки оливок, томатный соус… Как только она перешла в категорию детей младшего возраста, ее стало не узнать: не дай бог поднести к макаронам хоть одну молекулу овощей! То, что избегание новых продуктов питания является видом страха, демонстрирует и тот факт, что именно боязливые и робкие дети затронуты этой проблемой сильнее всего.

Неофобия развивается у всех детей в одинаковом возрасте и по одному и тому же сценарию: наименее выражена она в возрасте от четырех до шести месяцев: большинство младенцев пробует в этом возрасте практически все, что им предлагается. Но с восемнацатого месяца горизонт выбора начинает постепенно сужаться, взгляд становится все более критичным, ребенка уже не так просто заставить открыть рот. В позднем преддошкольном и дошкольном возрасте скепсис по отношению ко всему новому достигает максимума: дети становятся действительно плохими едоками, часто полностью отказываются от более сложной во вкусовом отношении пищи, а также пищи с возможно горьким, по их мнению, вкусом. И только в возрасте от восьми до двенадцати лет горизонт их восприятия снова расширяется и дети начинают экспериментировать с такими прежде немыслимыми для них продуктами питания, как грибы, некоторые сорта сыра с ярко выраженным вкусом, а также с овощами, например с брокколи.

Среди хитов детского неприятия на наивысших позициях стоит брюссельская капуста, кстати, не без оснований. Этот сорт овощей содержит серу и горчичные масла, которые нередко вызывают у детей боли в животе.

Осмысленное течение неофобии

В эволюционно-биологическом плане развитие неофобии объясняется следующим образом: пока ребенок находится на грудном вскармливании и живет в непосредственной близости от матери, горизонт его вкусового восприятия должен быть максимально широким, ведь именно мать (и другие разумные окружающие ребенка взрослые люди) заботятся о том, чтобы попадающая к ребенку еду была также безопасна. Совершенно иная ситуация возникает, когда ребенок начинает исследовать окружающий мир самостоятельно, встав на собственные ножки. То, что попадает ему в рот, более не контролируется родителями. Вместо родителей выживание обеспечивается естественным сужением горизонта выбора и вкусов. Все, что неизвестно, отвергается, в особенности если оно еще и зеленое или горькое. И только когда детские органы становятся зрелыми (то есть более устойчивыми к ядовитым веществам) и когда выбор продуктов питания «подстрахован» так называемым социальным обучением, горизонт вкусовых ощущений и выбор может снова расширяться.

Социальное обучение

Выше мы рассказали о некоем компасе, который указывает нашим детям как минимум правильное направление и помогает им предпочесть «надежные» источники питания. Возникает вопрос: что же способствует тому, чтобы тот или иной продукт на долгое время оставался в меню? Как дети привыкают к предлагаемой им пище?

Ответ очень прост: это происходит благодаря примерам и путем приучения. Так, эксперименты показывают, что маленькие дети, которые сначала отказываются от того или иного продукта питания, все-таки затем его принимают, если предлагать им его в течение последующих дней около десяти раз. А значит, дети едят определенные продукты не потому, что они им нравятся. Все как раз наоборот: эти продукты им нравятся, так как они всегда едят!

Приближение ребенка к новому продукту питания происходит мелкими шажками. Если он что-то пробует, то сначала лишь немного. Сдерживающего принципа придерживаются и другие млекопитающие: например, крысы всегда сначала пробуют лишь небольшой кусочек неизвестного им продукта. Если животным не становится хуже, то они продолжают его есть.

Также выяснилась чрезвычайно важная роль примеров в развитии вкусовых пристрастий ребенка. Ребенок за столом часто спонтанно хватает именно то, что хочет съесть его мать. Исследования подтверждают, что дети в возрасте от одного до четырех лет пробуют новый продукт вдвое чаще, если его ест близкий им взрослый человек! Также они чаще пробуют еду, если видят, что эта еда нравится другим, в особенности сестрам и братьям.

Привыкание можно существенно ускорить обыкновенной игрой. Как показывают эксперименты, ребенок лучше принимает пищу, если ему разрешается демонстрировать обычно не очень поощряемое взрослыми поведение. Например, взять пищу в рот, обсосать ее и вынуть обратно. Такие тактильные переживания также относятся к процессу «ознакомления» с продуктами питания.

Программирование вкуса

Решающее значение для дальнейшего пищевого поведения имеет также ранний опыт с различными запахами и вкусами. Исследователям жизни животных уже давно известно: если беременных крольчих кормить ягодами можжевельника, то крольчата из этого помета будут предпочитать луга с можжевеловыми кустами!

У человека поведение матери перед рождением ребенка также играет важную роль при формировании пищевых предпочтений. Проводились эксперименты, в ходе которых в околоплодную жидкость добавлялись микропримеси чеснока, ванили, аниса или морковного сока. В результате новорожденные малыши после рождения предпочитали именно эти варианты вкусов.

Вкусовой состав материнского молока, а значит и то, что ест кормящая мама, также играет огромную роль. При прикармливании малыш будет предпочитать те варианты вкуса, которые ему уже известны с момента кормления грудью. Таким образом, грудное вскармливание – это не что иное, как «пробная пробежка вдоль полок супермаркета», как однажды выразилась микробиолог Лиз Элиот,

Вкусовые пристрастия могут формироваться и в ходе искусственного вскармливания. Дети, получавшие известное своим кисловатым вкусом гидролизованное питание (гипоаллергенные смеси), в дальнейших экспериментах предпочитали и более кислые фруктовые соки; а выросшие на соевом молоке младенцы предпочитали известный своим горьковатым привкусом яблочный сок. Кстати, дети, которые в раннем возрасте пили соевое молоко, впоследствии чаще демонстрировали интерес к брокколи, чем их ровесники, питавшиеся смесями на основе коровьего молока.

При этом в воспитании вкусового поведения, зависящего от продуктов питания, имеются, по всей видимости, так называемые фазы чувствительности. Так, гидролизованное детское питание очень просто ввести в меню младенца в течение первых четырех месяцев жизни. А вот после этого периода это сделать практически невозможно.

«Супердегустаторы»

Предпочитаемый детьми мир вкусовых ощущений в полной мере зависит также от наследственных влияний: около четверти жителей Центральной Европы можно назвать супердегустаторами, так как у них особенно большое количество вкусовых рецепторов горького вкуса на языке. Иначе говоря, горькое им кажется по вкусу еще более горьким! Вполне возможно, что некоторые особо капризные в еде дети относятся к этой группе людей. С другой стороны, у этой группы людей есть и определенное преимущество: они более четко ощущают различия в вариациях горького вкуса. И это объясняет тот факт, почему среди звездных поваров современности можно так часто найти этих супердегустаторов. У них также очень чувствительные вкусовые ощущения: даже слегка жирная пища воспринимается ими как неприятная еда. Поэтому ничего нет удивительного в том, что супердегустаторы (среди которых много представителей азиатских народов), как правило, являются людьми с очень стройной фигурой. Их индекс массы тела (ИМТ) во взрослом возрасте составляет в среднем всего 23,5 (по сравнению с 25,3 у остального населения).

Пристрастие к богатой белком пище также обладает наследственной составляющей. А вот сладкоежками, вопреки мнению многих родителей, по наследству вряд ли становятся.

Гадость!

Чтобы иметь возможность оценивать мир вместе со всеми его шансами и рисками, ребенку необходима еще одна своенравная программа отказов – отвращение.

Младенцы и маленькие дети заинтересованно играют с вещами, вызывающими у взрослых рвотный рефлекс: козявки, отрыжка, слизь любого рода, а тем более какашки – вовсе не «фу-фу» для младенцев. Только к окончанию третьего года жизни дети начинают отличать неприятные запахи от приятных и у них появляется чувство отвращения. Ближе к началу школы их предпочтения и антипатии к запахам сравнимы с аналогичными у взрослых. Также появляется и отвращение к некоторым продуктам питания. Во всех точках нашей планеты дети считают отвратительными одни и те же вещи. Причем неважно, результатом чьей деятельности они являются: шеф-повара известного ресторана или лесоруба.

Эволюционный смысл отвращения легко понять: чувство отвращения защищает от приема испорченной или отягощенной возбудителями различных заболеваний пищи. Но почему же в первые пару лет жизни у детей отвращение отсутствует? Может быть, это связано с тем, что до этого момента в наличии такого чувства для детей нет никакого смысла. Совсем маленькие дети ничего не могут поделать с тем, что они не контролируют свои испражнения и то и дело непосредственно соприкасаются с ними. А если вспомнить еще и об отрыжке как о неотъемлемом факте жизни младенца, то становится понятно, что вряд ли тут поможет наличие чувства отвращения. Маленькие дети никак не могут избежать факторов, вызывающих его.

Как дети становятся разумными едоками

В том, что касается питания, младший детский возраст равносилен периоду революции: ребенок переходит из безопасного, контролируемого матерью пищевой среды в полный угроз и опасностей мир. Если раньше безупречное в гигиеническом плане и оптимально подстроенное под потребности ребенка материнское молоко было основным продуктом питания, то с младшего детского возраста ребенку приходится утолять свое чувство голода в мире, где съедобное и несъедобное часто находятся рядом друг с другом. Чтобы выжить в этом мире, эволюция передала ребенку следующие правила:

• Предпочитай «пищу для выживания» – сладкую, богатую энергией «любимую еду», которая не только безопасна, но и дарит ощущение сытости.

• Ешь только то, что знаешь. Берегись горькой пищи. В ней могут быть большие количества ядовитых веществ.

• Если тебе приходится есть что-то новое, попробуй сначала лишь небольшое количество.

• Ешь то, что всегда едят твои родители, братья и сестры: так ты не ошибешься никогда.

• Не ешь больше никогда то, что однажды навредило твоему желудку.

Эти правила приводят нас к радикальному выводу, что дети неспроста так любят сладкую и жирную пищу, но критически относятся к овощам. Это часть нормального развития ребенка младшего возраста. Ведь ребенок, безоговорочно восхищенный овощами, фруктами и ягодами, в 99 % случаев из нашей истории просто не выжил бы!

Естественно, сегодня, когда полки супермаркетов надежно защищены от белладонны, а мы в наших небольших квартирах контролируем буквально каждый шаг нашего ребенка, эта программа кажется излишней. Но тело наших детей следует «разработанной» еще в первобытных лесах программе успеха, которая зарекомендовала себя на протяжении многих тысячелетий.

Позитивная роль пристрастия к лакомствам

А может, нам стоит с другой стороны посмотреть на вкусовые предпочтения наших детей? Описанные правила, как наши дети приучаются к тому, что можно съесть, являют собой историю успеха. Потому что они приводят к тому, о чем мы можем только мечтать – они в точности уравнивают спрос и предложение, причем в любой точке земного шара[2]!

При помощи этих простых правил можно даже компенсировать особые экстремальные условия. Так, есть острую пищу имеет смысл там, где продукты питания быстро портятся, так как острые приправы убивают бактерии и паразитов. Даже маленькие дети в Азии употребляют острые приправы в таких количествах, которые заставили бы европейца бегать с открытым ртом. Дети способны изучить даже более сложные правила: жители Анд, например, едят сорта дикого картофеля вместе с глиной, что помогает нейтрализовать ядовитые составляющие этих сортов.

Свет в конце тоннеля

Но самым лучшим в этой программе является то, что она имеет обыкновение когда-то заканчиваться, просто со временем прекращает действовать. Чем более зрелыми становятся внутренние органы человека и чем больше дети изучают информацию об окружающем их мире, тем меньше становится их страх перед новыми продуктами питания. Дети взрослеют, и когда рост завершается, они едят уже даже и овощи.

В некоторой мере еда является одним из примеров того (а в этой книге мы рассмотрим много аналогичных примеров), что не все, что родителям мешает в их детях, следует рассматривать как некое «нарушение». То, что детям свойственна страсть к гурманству, когда-то было хорошо для их выживания, а значит, это является частью нормального детства.

Что создает для детей сегодня дополнительные трудности

Так называемые «сложные едоки» существовали во все времена. Иначе не было бы таких книжек про «малоежек». Однако если спросить опытных педиатров, то они скажут, что значение данной проблемы в последние двадцать лет сильно возросло. И это примечательно. В то время как холодильники становятся все полнее и все больше детей находятся в сказочных странах с кисельными реками и молочными берегами вместе со своими упаковками чипсов, шоколадными батончиками, телевизорами и айподами, все больше родителей заняты тем, чтобы защитить своих малышей, ложка за ложкой, от голодной смерти. Почему еда становится сегодня особенно сложным занятием?


Примеры не такие уж наглядные. Как мы уже увидели, примеры облегчают обучение еде: доброжелательные взрослые больше способствуют тому, чтобы дети пробовали различные виды пищи. Заметим: доброжелательные взрослые. В действительности же дети часто скорее противостоят использующим давление «вдохновителям» с благими намерениями или же стоящим над душой родителям, которые противостоят смертельным страхам, когда речь идет о их детях. Аналогичная ситуация возникает с бабушками, испытывающими самоуважение лишь в зависимости от того, съест их сокровище очередную ложечку или нет. Однако дети не реагируют на заботу или давление. Еда должна доставлять им удовольствие.

Проблема усложняется тем, что множество других примеров, облегчающих обучение еде, сегодня отсутствуют. Речь идет о старших братьях-сестрах, да и о других старших детях. Всем известно, что младшие дети будут с радостью все повторять за старшими. Это относится и к еде. Именно поэтому первому ребенку в семье, да и вообще детям в небольших семьях бывает особенно сложно.


Быстрое прекращение грудного вскармливания может иметь негативные последствия. Мы предлагаем сегодня нашим детям действительно очень напряженный план обучения, в соответствии с которым они должны научиться есть. У нас имеются четкие представления о том, в каком возрасте следует осуществлять прикармливание ребенка. И часто этот момент совпадает с моментом отлучения ребенка от материнской груди. Начало прикорма и прекращение грудного вскармливания для многих родителей представляет собой две стороны одной медали. При этом цель, которую родители перед собой ставят, часто состоит в том, чтобы заменить целиком некоторые приемы пищи питанием из баночек с готовой едой. Для некоторых детей такой «двойной пакет задач» (полное прекращение грудного вскармливания и одновременно введение в меню прикорма) проблематичен. Детям приходится быстро привыкать к бутылочке со смесью и готовому питанию из баночек, а у родителей легко возникает ожидание того, что новая форма питания вполне способна сразу заменить грудное вскармливание. Однако такая быстрая перестройка не дает ребенку возможности привыкнуть к миру новой пищи и новых вкусов в своем темпе. И хотя грудные дети в своих вкусовых предпочтениях часто мужественнее детей младшего возраста, но и им тоже надо как-то привыкнуть к новой еде. Если им предлагается готовое питание из баночек, то следует считаться с тем, что для начала в любом случае будет сниматься проба. И этот этап «снятия пробы» может затянуться надолго. Особенно это относится к так называемым «более медленным» детям (которые, возможно, принадлежат в группе ранее описанных супердегустаторов). Как минимум для этой группы детей мягкое введение прикорма может оказаться более благоприятным: дети смогут потихоньку привыкать к новой пище при условии сохранения грудного питания.

На деле же мировой опыт показывает, что введение прикорма происходит с меньшим числом конфликтов в тех культурах, где материнское молоко и прикорм сочетаются друг с другом достаточно длительное время. Кажется, природа не учла, что маме в определенный момент нужно снова идти на работу!


Прикармливание по схеме оставляет меньше свободного пространства для собственного темпа. Индивидуальная гибкость теряется ввиду обычной у нас в стране жесткой схемы введения прикорма. Многие родители убеждены, что каждому месяцу жизни ребенка соответствуют определенные сорта овощей: на пятом месяца «разрешена» морковь, затем фенхель, затем цветная капуста и наконец кольраби. Однако дефицит гибкости в этой схеме сулит проблемы: что делать, если ребенок на пятом месяце жизни не хочет есть морковь?

Предложения для повседневной жизни

Попытаемся в конце данной главы рассмотреть заданные эволюцией правила не как некое обременение, а как помощь в здоровом развития ребенка. Как мы в сегодняшних условиях можем способствовать тому, чтобы у детей развивались здоровые предпочтения в еде?

Во время беременности

Начнем с самого начала. Беременная женщина должна есть то, что ей нравится. Именно так она заботится о том, чтобы ее ребенок обладал широким горизонтом вкусовых предпочтений. При этом не следует позволять вводить себя в заблуждение тем, что при этом возможна аллергия. То, что, избегая определенных продуктов питания, можно воспрепятствовать развитию аллергии у ребенка, является просто мифом. Соблюдение обычаев многих традиционных культур имеет намного больше смысла: именно в них беременным достается наиболее разнообразная и приготовленная с наибольшими затратами пища.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание оказывает поддержку развитию широкого горизонта вкусовых ощущений у ребенка. В отличие от детских смесей, материнское молоко содержит заключенное в тысячах вкусовых нот послание: вместе с ним ребенок получает все богатство пищевого разнообразия, которое ему встретится в его дальнейшей жизни. Известно, что находившиеся на грудном вскармливании дети, матери которых питались разнообразно, позднее чаще пробуют что-то новое, чем дети-искусственники. При этом они более открыты и к овощам. Да и при кормлении грудью ничто не говорит в пользу скромной диеты: за некоторыми исключениями ограничения в питании в период грудного вскармливания не дают вообще ничего. Эти ограничения не позволяют улучшить ситуацию с коликами, а также не помогают предотвратить аллергию[3].

Прикорм

Начало прикармливания не следует слишком затягивать. По возможности следует начинать вводить прикорм еще в первые полгода жизни. Связано это с тем, что входить в разнообразнейший мир вкусовых ощущений лучше всего, когда горизонт этих вкусовых ощущений еще «открыт». Если вводить прикорм только в период с девяти до двенадцати месяцев, то следует опасаться ограничения возможностей знакомства с новыми вкусами.

Часто рекомендуют вместе с началом прикармливания использовать лишь небольшое количество известных продуктов питания. Это имеет смысл для некоторых детей с нейродермитом. А вот для здоровых детей вполне можно допустить настоящую «экскурсию» по кухне. Причем эта экскурсия не должна проходить по определенной схеме (сначала морковь, затем картофель и т. д.). Детям, находящимся на грудном вскармливании, надо дать возможность заново узнать известные им благодаря материнскому молоку вкусовые направления и принять их. Поэтому следует подумать о самостоятельном приготовлении прикорма в соответствии с вкусовыми пристрастиями матери, вместо того чтобы постоянно использовать готовые баночки с питанием.

«Принуждение»

Не следует оказывать давление при вводе прикорма. Далее будет обсуждаться так называемый эффект Гарсиа, который обеспечит в случае оказания давления длительное отторжение. Есть даже информация о том, что дети, родители которых оказывают давление в вопросах еды, в возрасте двух лет весят меньше, чем их ровесники, на которых такое давление не оказывается. К счастью, современный ассортимент полноценного питания настолько широк, что сегодня, чтобы поддержать здоровье ребенка, не приходится вести ритуальную битву вокруг шпината. Куда приводит принуждение наглядно демонстрирует пример в свое время одного из самых влиятельных людей на земле – Джорджа Буша-младшего, который после прихода к власти неожиданно пожаловался: «Я ненавижу брокколи. Я ненавидел ее, еще будучи маленьким ребенком, когда моя мама заставляла меня есть брокколи. Сейчас, когда я стал президентом Соединенных Штатов Америки, я абсолютно уверен в том, что я больше никогда в жизни не попробую ни единого кусочка этого продукта!»

Беспокойство также ничего не даст. Как мы видели, дети сумеют научиться большему путем дружеского приучения. Для них и в еде действует непреложное правило, смысл которого заключается в том, что только позитивные эмоции закрепляют изученное.

Против отторжения здоровой пищи поможет только родительская настойчивость. Конкретно это значит следующее: новые продукты питания, фрукты и овощи следует сначала предлагать совсем небольшими порциями, а в случае их отторжения в течение одной-двух недель все время ставить эти новые продукты на стол.

Что касается самой еды

Самостоятельное приготовление пищи намного полезнее по сравнению с уже готовой едой как для развития вкуса, так и для здоровья. В приготовленной на продажу еде всегда больше сахара и соли. К тому же у нее всегда немного больше энергетическая ценность. Чисто в эволюционном аспекте человек, по оценке биологов, настроен на энергетическую ценность в размере 107 килокалорий в расчете на 100 граммов продукта. Для гамбургера, например, этот показатель составляет 287.

Но как быть с очень консервативной вкусовой программой малолетних детей? Следует ли родителям заставлять трехлетних детей всегда есть макароны с соусом? Ни в коем случае! Ведь отказ от соуса, похоже, имеет определенный эволюционно-биологический смысл. Программа неофобии нацелена на осторожность, а не на отказ от всего, что не пройдет с первого раза! Следует в очередной раз повторить: в эволюционном плане ребенок настроен на сдержанность, однако у него есть и программа привыкания, которая открывает ему путь к «более сложным» продуктам. То есть нацеленная на узость вкуса программа неофобии уравновешивается нацеленной на расширение вкусовой палитры программой привыкания.

Однако эта программа не работает автоматически. Ей нужен свой двигатель. И этим двигателем является голод: голод делает ребенка мужественным и заботится о том, чтобы палитра вкусового разнообразия постепенно расщирялась. Голодные дети пробуют более широкий ассортимент продуктов, чем полусытые дети. Не случайно, если мы идем в супермаркет голодными, то уже ближе к кассе тележка с продуктами практически полная.

А как добиться того, чтобы дети садились за стол голодными? Очень просто. Надо давать им меньше еды перед приемом пищи. Даже всего 20 % потребляемых при среднем приеме пищи калорий достаточно, чтобы сильно уменьшить детский аппетит. Если вы сажаете за стол полусытого ребенка, не следует испытывать особых иллюзий. Следовательно, за 40–60 минут до еды детям следует давать либо нейтральные по калорийности напитки (лучше всего воду), либо несытный перекус в виде овощей или кусочков фруктов. Кстати, часто родители недооценивают воздействие, которое оказывают на ощущение сытости соки и подслащенный чай!

С точки зрения эволюции и биологии ответ на «вопрос о спагетти без соуса» будет следующий: да, дети должны иметь возможность быть привередливыми в еде, но с учетом реальных условий. Специально приготовленные «детские обеды» эволюцией не предусмотрены, а уступки в сторону сладкой пищи («чтобы съел хоть что-то») провалились еще несколько поколений назад. Дети настроены на то, чтобы на стол попадала еда, которую родители считают здоровой и вкусной. Ни один трехлетний ребенок не готов к тому, чтобы самостоятельно составлять список покупаемых продуктов. Стран с молочными реками и кисельными берегами в нашем эволюционном прошлом не было и в помине.


Доедать все до конца? Бабушкам и дедушкам будет тяжело принять тот факт, что цель «доедать все до конца» не входит в репертуар поведения детей младшего возраста с точки зрения эволюции и биологии. К тому же эта цель не способствует сохранению здоровья (с учетом того, что в окружающем нас мире порции – от шоколадного батончика до еды в ресторане – оказываются слишком большими даже для занятых на тяжелой работе рабочих). Больше информации на тему «Доедать все до конца» содержится в главе 3, в разделе «Размышления».

Всегда лучше осторожно рассчитывать порцию, исходя из размера тарелки. Добавку ведь положить всегда можно. Ну а если ребенок переоценил свои возможности, то еду можно отложить и оставить на потом.


Следует ли красочно оформлять еду? Если еда сервирована красиво и в соответствии с детскими представлениями, то это может способствовать радости при ее поглощении. Также будет разумным в соответствии с тем, что мы уже писали о развитии отвращения, отказаться от выглядящей действительно не очень привлекательно пищи (например, вареного шпината). Конечно, чрезмерного декорирования детской еды не требуется: «Голодный ребенок съест еду, даже если салфетка не очень подходит к скатерти», – говорит известный автор полезных советов Анна Вальгрен.

Разрешать ли детям «жадно глотать» пищу? Любой человек, когда он голоден, склонен к тому, чтобы поглощать пищу поспешно. И это оправдано с точки зрения эволюции. Чем мы голоднее, тем важнее для нас взять из того, что предлагается, максимум. Ведь кто знает, когда будет следующая удобная возможность поесть и как долго нам никто не помешает. Но разве для здоровья не будет полезнее, если есть медленно или даже, как иногда советуют, пережевывать пищу одиннадцать раз (или даже двадцать два или тридцать три раза)? С точки зрения эволюции это не имеет абсолютно никакого смысла. Если бы еда могла усваиваться, только если есть медленно или пережевывать двадцать два раза, то мы бы уже давно вымерли. Что же касается аргумента «если жадно есть, то наступит переедание», здесь эксперименты дают отбой тревоги. Молодые люди, которых во время экспериментов заставляли есть медленно, потребляли ничуть не меньше калорий, чем если бы они все проглотили за один присест. Естественно, мы не должны иметь ничего против того, чтобы сохранять ритуал внимательного приема пищи, и здесь родителям предоставляются все возможности для демонстрации достойного примера.

Питье

В вопросах питья следует принимать во внимание, что дети младшего возраста ввиду высокого уровня водообмена в организме (по сравнению с взрослыми) пьют относительно много. Во многих семьях устоялась традиция утолять жажду не водой, а различными безалкогольными напитками или соками. Потребление фруктовых соков у детей младшего возраста сильно возросло на протяжении последних двадцати лет. Чай, употребляемый регулярно после прекращения грудного вскармливания, тоже как правило, подслащен. Это может способствовать тому, что развитие вкусовых ощущений у ребенка приведет к постоянному ожиданию «чего-то сладкого». С другой стороны, напитки могут создать переизбыток калорий; педиатры исходят из того, что напитки с большой энергетической ценностью несут полную ответственность за проблемы излишнего веса у детей. Также есть подтверждение тому, что содержащаяся во фруктовых соках (прежде всего в яблочном) в большом количестве фруктоза способствует формированию неправильного процесса обмена веществ у детей. Бутылочка с соком, без которой сейчас невозможно представить, пожалуй, ни одну коляску с ребенком, все больше рассматривается педиатрами как путь к избыточному весу, диабету и прочим сопутствующим заболеваниям[4].

С точки зрения эволюции единственным способом подавления жажды после прекращения грудного вскармливания должна являться вода. «Жидкое питание» в ассортименте человека имеется лишь в одном виде – в форме материнского молока. Исключением являются лишь те немногие популяции человека, которые на протяжении последних нескольких тысячелетий спокойно переносят также и животное молоко (см. больше об этом в главе 3). Собственно, на деле никто против одного или двух стаканов молока не возражает – в качестве перекуса, но не в качестве дополнительной жидкости для подавления жажды.

Следует ли постоянно напоминать детям о питье, потому что иначе они будут «обезвожены» или что-то еще? Такое опасение в последние тридцать лет все чаще появляется в репертуаре родительских забот. Но с точки зрения как эволюции, так и биологии, оно совершенно не оправдано. С самого младшего возраста чувство жажды заботится о том, чтобы дети пили достаточное количество воды. Как минимум со здоровыми детьми это функционирует абсолютно надежно. Врачи-нефрологи также говорят: если вы будете пить больше, чем того требует жажда, то для здорового человека это не будет иметь вовсе никакого эффекта[5].

Правильным является утверждение о том, что маленькие дети (и в особенности грудные) не могут так хорошо «сберегать» в организме воду, как старшие. Это связано с тем, что их почки не могут пока обеспечить правильную концентрацию мочи. Поэтому грудным детям нужно пить чаще. И природа об этом позаботилась: в естественных условиях в первые два-четыре года жизни у маленьких детей свободный доступ к груди, а значит, и возможность регулярно пополнять запасы организма необходимым количеством жидкости. Неудивительно в связи с этим, что грудные дети летом чаще прикладываются к груди, чем зимой, а также что частота кормления сильно различается в различных климатических зонах земного шара. Дети младшего возраста (приблизительно с трех лет) могут уже куда лучше адаптировать свое «водное хозяйство» к временами колеблющемуся предложению. Их тело, так сказать, уже подготовлено к тому, чтобы обходиться имеющейся водой, переходя от одного источника к другому. Следовательно, здоровых детей не следует круглосуточно снабжать жидкостью и постоянно напоминать им о том, что необходимо попить! Если во время прогулки бутылочки воды с собой не будет, то не произойдет ничего страшного. Ребенок компенсирует образовавшийся дефицит при первой же возможности. Соответственно, и в туалет дети младшего возраста ходят то чаще, то реже. Пауза в несколько часов между посещениями туалета является совершенно нормальным явлением.

Позиция родителей

Некоторыми убеждениями родители сами себе противоречат. Что касается аппетита, они часто ожидают больше, чем дети могут «себе позволить» (более подробно см. в главе 3, раздел «Размышления»). С точки зрения эволюции родителям можно лишь посоветовать не считать аппетит или потребление детьми овощей мерилом того, насколько они (родители) хорошо справляются со своими обязанностями.

Утешение родителям избирательных в еде детей кроется в результатах исследования, которые говорят о том, что «плохие едоки» хотя и потребляют меньше фруктов и овощей, но также потребляют меньше жира и сладостей. И пусть у них из ушей не лезут витамины, но менее здоровыми, чем другие дети, они не являются, да и растут они вовсе не медленней. А вот что важно, так это то, что они реже страдают от избыточного веса.

Ну и в заключение еще несколько слов о «выступающих ребрах». У нас, может, кое-чего и не хватает, но вот уж качественной еды точно всегда в достатке. Совершенно нормальным явлением в младшем детском и дошкольном возрасте является то, что жировые резервы организма сокращаются: жировая масса ребенка в возрасте от пяти до шести лет достигает минимума. То, что выступают ребра, предусмотрено эволюцией и вовсе не является признаком недоедания.

Размышления Незрелость как преимущество

В этой главе мы сумели увидеть одно интересное обстоятельство: дети часто ставят под сомнение укоренившиеся в сознании родителей догмы, на что имеются соответствующие основания. Да, они тут же закрывают рот, стоит к нему только поднести ложку с овощами. Да, они охотнее едят сладкое, пусть даже это и не самое здоровое питание. Да, они жадно проглатывают пищу, когда они голодны. В прежних условиях все это было рецептом жизненного успеха, это помогало детям выжить. Ведь природа не могла предположить, что когда-то дети будут жить в благоустроенных квартирах, где не будет ядовитых растений и грибов. Что условия, в которых они будут жить, будут похожи на чудесную страну с молочными реками и кисельными берегами, где полки в магазинах в буквальном смысле ломятся от всяких вкусностей.

В последующих главах нашей книги мы направим более пристальный взгляд на другие аспекты развития ребенка: на сон, крик или на (совершенно излишние?) приступы гнева. И даже в этих случаях мы будем находить обоснования часто удивительно «неразумного», на наш взгляд, поведения детей. Однако сначала было бы неплохо лучше представить себе маленьких героев этой книги и пронаблюдать их развитие, так сказать, с высоты птичьего полета.

Дети – это не взрослые с изъяном

Причина, почему не умеют разговаривать младенцы, известна давно: они не умеют говорить, потому что им попросту абсолютно нечего сказать! Так считал влиятельный голландский педагог Фратер Ромбу, взгляды которого были созвучны его времени, когда детей считали некомпетентными и несовершенными существами[6].

И только в течение последних десятилетий данный образ был полностью разрушен. Стало ясно, что даже грудные младенцы обладают некоторыми способностями, о которых взрослые могут только мечтать…

Например, они умеют узнавать лица. Если показать грудному ребенку картинки с мордами разных обезьян, то он уже вскоре сможет без чужой помощи отличить их друг от друга. А вот взрослые здесь, пожалуй, спасуют: обезьяна для них и есть просто обезьяна. Грудные малыши также лучше различают лица представителей других культур, а для взрослых один китаец, как правило, всегда похож на другого, особенно если эти взрослые с китайцами нечасто общаются. Дети со своим невысоким уровнем интеллектуального развития способны успешно изучать сложные иностранные языки (например, русский, немецкий или суахили) намного быстрее любого взрослого лауреата Нобелевской премии.

Они даже способны изобретать новые языки: если собрать несколько детей из разных языковых сред вместе, то в результате мы будем иметь не вавилонский языковой хаос, а наоборот, некий новый язык. Во многих районах Карибского бассейна, куда в свое время прибывали переселенцы из самых разных стран мира, сегодняшние языки, существующие под общим названием «креольский», появились во многом благодаря детям. Именно дети во время совместных игр создали полноценный язык со своей грамматикой, который затем стали использовать и взрослые. По мнению филологов, только дети способны интуитивно понять логику языка и создать, исходя из получаемой информации, новые структуры предложений и слов, иначе говоря, новый язык.

Следовательно, сейчас самое время увидеть сильные стороны детей. Что касается отсутствия речи, нашелся один эксперт, выступивший на стороне детей. Как сказал биолог Мидас Деккерс, после своего рождения ребенок хотя и не столь умен, чтобы разговаривать, «однако он достаточно хитер, чтобы по этой причине избегать речи».

Незрелость – это огромный потенциал

Деккерс обобщил новый образ ребенка в следующих словах: «Грудной ребенок может все, что он должен уметь». И действительно: если бы в детях было недостаточно умений, для решения жизненных задач и задач их текущей ступени развития, то человечество уже давно бы вымерло. Дети не являются на четверть, на половину или на три четверти готовыми взрослыми – они представляют собой на сто процентов готовых к жизни грудных детей, на сто процентов готовых к жизни детей младшего возраста или даже на сто процентов развитых молодых людей!

Кстати, все начинается с анатомии. Так, например, гортань у грудных детей находится намного выше, чем у взрослых (в течение первых двух-трех лет жизни она расположена рядом с мягким нёбом). Благодаря этому вдыхаемый через нос воздух попадает напрямую в гортань, а оттуда в трахею. В результате грудной младенец имеет возможность намного лучше координировать во время еды сосание, глотание и дыхание, а пища при этом не попадает «не в то горло», что очень важно при кормлении грудью.

Незрелость – это предпосылка к обучению?

Поэтому, вместо того чтобы искать недостатки, попробуем-ка мы лучше взглянуть на огромный потенциал детей – на то, что они приносят с собой в этот мир, чтобы успешно справиться со своим развитием! С точки зрения исследования головного мозга данная перспектива суперактуальна. Специалисты по исследованию мозга просто гордятся незрелостью детей.

Нейробиолог из Ульма Манфред Шпитцер рассматривает зреющий мозг как некий тип «дидактического фильтра»: детский мозг может сначала изучить лишь простые взаимосвязи. Затем он постепенно расширяет свои возможности и обращается к более сложным вещам. Это значит, что мозг, так как он зреет, изучает сначала основы, принципы, а затем уже детали. При этом детский мозг обучается многим вещам намного эффективнее мозга взрослого человека. Вот что, например, говорит Шпитцер: «Если бы у детей при рождении мозг был таким, каким он стал впоследствии, то вероятнее всего дети никогда не смогли бы научиться говорить». Итак: с точки зрения взрослого человека дети могут быть недостаточно развитыми, но у них имеется то, что им необходимо для их дальнейшего движения по этой жизни. Они чертовски хороши в их амплуа «быть детьми»!

И даже у юношеского возраста есть свои преимущества

Это относится, кстати, и к подросткам тоже. Их мозг похож на стройплощадку, где работы ведутся прежде всего в передней лобной доле. Неудивительно поэтому, что в период пубертата молодежь практически неконтролируема, непреклонна и взрослым невероятно тяжело с ней! С точки зрения эволюции тут все продумано: «неуравновешенный» мозг тинейджера служил своим обладателям в течение многих тысячелетий хорошую службу, ведь в конце концов те, кто проходил через пубертат, сумели стать нашими предками!

Существует предположение, что мозг молодых обладает ровно тем, что ему необходимо, чтобы взять четкий курс в мир взрослых людей. Способность восхищаться, готовность к риску, способность быстро завязывать социальные контакты, способность и необходимость все и всегда искать – все это не было балластом, а являлось основой инновационного потенциала, предназначенного для человеческого общества. Естественно, что именно молодежь более пятисот тысяч лет назад сумела приручить огонь. Да и сегодня молодые способны «приручить» современные технологии намного быстрее любого взрослого. То, что сегодня молодежь все дольше по времени зависима от взрослого поколения, что сила ее, а также ее специфические возможности в обществе не используются, это все будет обязательно обсуждаться дальше.

Двойственное развитие

Это вовсе не значит, что дети во всем, что они делают, являются мастерами. Часть детской программы развития служит цели подготовить детей к их будущей жизни в качестве взрослых. И тут маленьким детям приходится начинать с малого. Мастерство и сноровка не даются просто так, их необходимо тренировать. Необходимо изучать письмо, счет, учиться читать по слогам, охотиться, ездить на велосипеде – все это предполагает необходимость тренировок и упражнений.

Другие же навыки просто сразу присутствуют, и они помогают ребенку справиться с окружающим его современным миром. Они, если так можно сказать, обеспечивают его выживание здесь и сейчас. Детей не нужно учить говорить. Приучаются к горшку они также самостоятельно. Таким образом, дети в их развитии выступают как в роли учителей, так и учеников!

Оптимистичная картина окружающего мира

Картина мира, в соответствии с которой дети являются не только «маленькими людьми, которые пока не научились быть взрослыми» (как изобразил это в карикатурном виде Мидас Деккерс), может помочь родителям понимать своих детей лучше.

Не всякое мешающее взрослым поведение детей является нарушением. Конечно, нам свойственно находить у маленьких детей нарушение сна, если дети не засыпают одни, а также нарушение пищевого поведения, если дети, по нашему мнению, не едят достаточно овощей. С точки зрения эволюции данное поведение «с нарушениями» является абсолютно осмысленным и рациональным: с его помощью дети ощущают себя в ходе эволюции «в своей тарелке» (уже только в одной этой главе было показано множество примеров этого).

Ослаблению напряженности в воспитательной практике должно послужить еще одно признание: обеспечивая и подстраховывая развитие здесь и сейчас, множество видов детского поведения привязано к определенному этапу развития человека, а значит, являются временными явлениями. Следовательно, они пройдут сами собой, нужно лишь только выждать! То, что дети не слишком жалуют овощи в раннем и среднем детстве, как мы увидели, является абсолютно нормальным явлением. Позднее ситуация сильно изменится и все будет выглядеть по-другому. Многие «мешающие» типы поведения исчезнут сами собой, без каких-либо воспитательных мер. Не следует отчаиваться, если вы как родители видите, что ваш ребенок кого-то бьет или даже кусает. Нет необходимости делать из этого выводы о том, что позже ребенок будет склонен к агрессии. Битье на нынешнем этапе развития относится к стандартному репертуару. Причем на следующем этапе развития оно снова будет «невозможным». Разве мы, будучи взрослыми, не хотели бы время от времени сменить наши жизненные идеалы и образцы для подражания?


Загрузка...