Николай Степанович Труфанов – очень занятой человек, и поговорить с ним чисто по душам в дальнейшем не получалось. Продолжив съёмку, я увидел выставку картин, которая меня увлекла. Рядом находилась женщина. Я подошёл к ней, представился:
– Здравствуйте. Андрей Басов.
– Очень приятно, – улыбнулась женщина. – Анжелика Половикова.
– Это ваша выставка?
– Да, это картины творческого объединения «Даван».
– Вы не могли бы рассказать о своей выставке?
– Картины нашей студии выставлены по двум темам: «Усть-Кутский Арбат» и «Коренное население верхнего Приленья», – стала рассказывать Анжелика. – Наталья Муртазаева представила картины «Глухарь на току» (словно экскурсовод, водила рукой она вдоль картин. – Прим. автора), «Охотник у зимовья» и «Главная площадь водного вокзала осенью». А это мои работы: «Водный вокзал зимний», «Глухарь в бору», «Корабли в затоне», «Ступа дружбы», «Северобайкальск», натюрморт «Букет васильков». Клавдия Дмитриевна представила картины «Перекат на горной таёжной реке», «Букеты сирени», «Натюрморт с калиной и грушами», «Байкал». Эта выставка – «Усть-Кутский Арбат» при поддержке Усть-Кутского исторического музея, руководителя НЛТО «Даван»[7] Зинаиды Мефодьевны Тирской – приурочена ко Дню города и передвигается на фестиваль «Приленские самоцветы».
Мне очень понравились картины, и я попросил рассказать её о себе.
– Родилась и выросла в Усть-Куте, – улыбнулась в ответ женщина. – После окончания школы искусств поступила в художественное училище. По возвращении в 1999 году вступила в ЛТО «Даван». Это творческое объединение возникло на БАМе с начала стройки, поэтому БАМ и теперь уже НЛТО «Даван» – ровесники. Народным объединением стало благодаря стараниям Усть-Кутского исторического музея, который собрал все таланты под своё крыло: художников, бардов, прикладников, фотографов и даже представителей СМИ и телевидения.
– Понятно, – сказал я. – Вы, наверно, уже не первый раз сюда приезжаете?
– О да, фактически с первого фестиваля. Помню, однажды Николай Павлович Наумов, друг и однокурсник Зинаиды Мефодьевны Тирской, пригласил северные районы Иркутской области на фестиваль, имя которому «Приленские самоцветы». И вот в 2012 году мы прибыли первый раз на Казачинскую землю. Хочу сказать, что тогда «Самоцветы» прошли совершенно в обстановке дикого туризма, энтузиазма и альтруизма. Это было до того романтично! Разбили палаточный городок, в котором разместились киренчане. Среди них – умелец Сергей Кожин, легко справляется с витиеватыми корнями, обрабатывает твёрдую текстуру, волокна капа, да и строки напишет, ещё сам и продекламирует их. А Ирина Хохлачёва и пишет, и поёт звонко. Это дружеская встреча, и теплота, и широта сибирской души под сенью сибирской ночи под косматыми кострами. Под уху из рыбы, только что пойманной на речке Киренге, под гитары, смех, шутки-прибаутки, анекдоты и душевные разговоры – вот так прошёл первый фестиваль. Смелые киренчане отправились самосплавом до Киренска с обещанием приезжать ещё и ещё, и прощальный весёлый гул прошёл по реке, а плот отправился по течению в родной город.
Она рассказывала с таким восторгом, что я словно окунулся в ту романтическую атмосферу, которую испытали первые участники фестиваля. А Анжелика продолжала:
– Помню, однажды директор музея Зинаида Мефодьевна отправила нас с бардом Владимиром Печёнкиным на очередной фестиваль. Я привезла с собой акварельные работы: «Байкал», «Кадарский перевал», «Ольхон», «Хужир», несколько работ маслом – и эта выставка была передвижной. На ней я представляла наше народное любительское объединение «Даван», рассказала о нашей арт-гостиной «Импрессио» – объединении, которое в дальнейшем порадует своими картинами жителей Казачинско-Ленского района. Владимир пел, и все были довольны, просили его исполнять песни на разных площадках и всегда награждали долгими аплодисментами. Мы же, конечно, слушали поэтические труды казачинцев, магистральцев, по традиции отведали ухи из чана на берегу Киренги, испили берёзового сока и пообщались, подружились. Николай Павлович Наумов уже имел поддержку администрации на тот момент. Поступило финансирование, и гостей уже могли разместить в гостинице. Зато кормили своим молоком, шаньгами, сметаной, угощали хариусом. Радушие и гостеприимство, доброта и отзывчивость казачинцев осталась в наших сердцах, а впереди нас ждал следующий фестиваль.
– Благодарю вас, – сказал я. – Вы очень красочно обрисовали события прошлых лет. Вечером в гостинице можно будет продолжить наш разговор.
– Я не против общения, – сказала она, а я пошёл заканчивать видеорепортаж.
Вскоре всех поэтов пригласили в концертный зал для знакомства. Чтобы не повторяться, имена поэтов перечислю, когда все соберёмся в библиотеке села Казачинского. Первым выступил Николай Павлович и каждому вручил грамоту. Затем вышла Ольга Сергеевна Слёзкина с презентацией поэтического сборника «Северный ветер». На экране шли слайды, и она по ним рассказывала о содержании журнала. После подарила книгу Михаила Дмитриевича Петухова «Они сражались за Родину» о наших земляках и казачинцах, призванных Киренским военкоматом на войну, а также календари, магниты и кружки с видами Киренска. Затем стали выходить поэты и читать свои произведения.