Автор-составитель Кушнир М. Б.,
Диктор Кушнир М. Б.
Содержание аудиопособия:
1—2 Введение. Государственный гимн Российской Федерации.
3—4 Марш Преображенского полка.
5—6 Гром победы, раздавайся!
7—8 Коль славен наш Господь в Сионе…
9—10 Боже, царя храни!
11—12 Рабочая марсельеза.
13—14 Интернационал.
15—16 Гимн Советского Союза.
17—18 Патриотическая песня.
19—20 Гимн России.
С чего начинается Родина? Родина – это и родная семья, и родной дом. Родина – это и родной язык, и родные напевы. Музыкальные образы, как символы России, олицетворяющие её историю, её подвиги, олицетворяющие самые сокровенные порывы русской души, надежды и чаяния народные – могут быть претворены в разных видах и формах. Образы Родины предстают перед нами и в лирических песнях, и в строевых маршах, и в оперных номерах, и в инструментальных темах симфоний.
Но, конечно, самые сильные патриотические чувства, такие, что сдавливает горло, что слёзы наворачиваются на глаза, вызывает в нашей душе музыка гимнов. Государственный гимн Российской Федерации появился у страны накануне нового ХХI века, в декабре 2000-го года. Текст гимна утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000-го года. Стихи нового гимна России создал известный писатель Сергей Михалков. Музыка гимна осталась от старого гимна – Советского Союза, её сочинил композитор Александров. Порядок исполнения государственного гимна определяется специальным законом. Гимн исполняется в особо торжественных случаях и в точном соответствии с утверждённом музыкальном и поэтическим текстом. Государственный гимн можно исполнять во время проведения каких-либо торжественных мероприятий и праздников, при исполнении воинских ритуалов, при встречах и проводах официальных представителей иностранных государств, при открытиях и закрытиях заседаний Государственной Думы и Совета Федерации и, конечно, при вступлении в должность руководителей органов государственной власти и Президента Российской Федерации.
Гимн Российской Федерации является официальным символом государства. Это такой же атрибут государства, как герб и флаг. Гимн отражает историю страны, служит знаком её суверенитета, независимости. К гимну должно быть самое уважительное отношение ещё и потому, что гимн – как бы музыкально-поэтическое воплощение народа России и всей нашей Родины. В международной жизни исполнение гимна России за рубежом означает выражение уважения к представителям нашей страны.
Исполнение государственного гимна Российской Федерации – одного из главных символов нашей Родины – сопровождается знаками наивысшего уважения: все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна, мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Гимн как жанр зародился в античные времена в древней Греции. Само слово – гимн – по-гречески означает торжественную, хвалебную песню. В древней Греции гимны пели хором. Люди в гимнах восхваляли богов, излагали мифы о них, просили о помощи. О значении гимнов для греков говорит то, что одна из девяти муз – муза гимнов – Полигимния.
Издавна, с первых веков своего существования, богослужебные песнопения в христианской церкви включали в себя гимны. Христианские гимны славили Христа, апостолов. Крупнейшим христианским гимнотворцем был Иоанн Дамаскин, причисленный к лику святых. С VIII века и до сих пор гимны Иоанна Дамаскина звучат во время православных богослужений.
Первым национальным гимном считается гимн Нидерландов: революционная песнь в честь Вильгельма Оранского, который возглавил в середине XIV века борьбу Нидерландов за освобождение страны от испанского владычества.
Гимны многих государств ведут своё начало от XVIII, и даже от XIX века. И происхождение их различно. В одних случаях это молитва, в других – революционная песня или военный марш. На Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. В торжественных случаях исполнялся церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим».
Этот гимн звучал во время молебнов, в дни именин членов императорской семьи, при коронации русских государей. В эпоху Петра I зазвучали светские гимны. Так, празднование побед российской армии сопровождалось виватными кантами, от слова «виват», да здравствует. Неотъемлемой частью существования русской армии с того времени стали военные марши. Марши воодушевляли воинов, сплачивали воинов перед лицом врага, придавали бодрости солдатам.
При Петре Великом были созданы и полковые оркестры. Все полки с 1722 года обязаны были и их иметь. Каждый полк гордился своим маршем, по особую известность приобрёл марш Преображенского полка. Этот марш стал главным военным маршем России. Кто автор музыки марша – неизвестно. Но в 1805 году офицер Преображенского полка Сергей Николаевич Марин написал слова к музыке марша.
Марин участвовал в войнах с Наполеоном. В битве при Аустерлице он был тяжело ранен и награждён золотой шпагой с надписью: «За храбрость». Текст Марина для Преображенского марша вышел таким же бодрым и призывным, как и сама музыка.
Под этот марш русская армия в 1814 году вступила в Париж. Пели Преображенский марш во второй половине XIX века и на слова солдатских песен. После революции 1917 года Преображенский марш Петра Великого обрёл новую жизнь. Белые армии не могли пользоваться старым гимном «Боже, царя храни!», поскольку далеко не все в их рядах желали возвращения монархии. Неприемлемыми для них были и революционные песни. Оставался Преображенский марш, символ армии, который звучал чаще всего на военных парадах и смотрах, с ним встречали иностранные делегации, под его звуки прощались с русской землёй, покидая Родину и уезжая в другие страны. У находившихся в эмиграции русских людей марш Преображенского полка не терял своей популярности: его исполняли при выносе боевых знамён и русского флага, в других торжественных случаях.
Слава Преображенского марша не угасает в России и в наши дни. Очень часто торжественные церемонии проходят под торжественные и волнующие русское сердце звуки старого марша Преображенского полка. Его музыка начинается резким аккордом, а затем накатывается на слушателей лавиной, подобно штыковой атаке – то затихая, то возникая вновь. Марш удивительно красив, и его великолепный музыкальный рисунок обеспечил ему долгую и славную жизнь.
Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним, век ее каков!
Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг,
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг.
Вот Суворов где сражался!
Там Румянцев где разил!
Каждый воин отличался,
Путь ко славе находил.
Каждый воин дух геройский
Среди мест сих доказал
И как славны наши войски
Целый свет об этом знал.
Между славными местами
Устремимся дружно в бой!
С лошадиными хвостами
Побежит француз домой.
За французом мы дорогу
И к Парижу будем знать.
Зададим ему тревогу,
Как столицу будем брать.
Там-то мы обогатимся,
В прах разбив богатыря
И тогда повеселимся
За народ и за Царя.
Усыпенко Ф. П. «Штурм Измаила»
В конце XVIII века был создан гимн-марш, потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательной эпохой побед во времена полководца Александра Васильевича Суворова и флотоводца адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. 11 декабря 1790 года русские войска под предводительством Суворова совершили беспримерный подвиг: взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил.
В честь знаменательной победы, ближайший сподвижник и фаворит Екатерины Великой князь Потёмкин в апреле 1791 года дал грандиозный бал, на котором в момент появления императрицы триста певцов и музыкантов грянули марш-полонез «Гром победы, раздавайся!». У присутствовавших в зале на глазах заблестели слёзы. И действительно, «Гром победы» создавал приподнятое, торжественное настроение. Он пробуждал гордость за своё Отечество, воодушевлял россиян примерами побед и героизма их доблестных соотечественников.
Автором слов этого гимна был поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин. Некоторое время Державин был губернатором Тамбовской губернии. Он родился в 1743 году и умер уже после Отечественной войны 1812 гола, в 1816 году. А музыку марша-полонеза. «Гром победы, раздавайся!» сочинил композитор Козловский. Этот гимн венчал многочисленные победы российского воина и российского оружия. Он стал песнью той эпохи, когда империя достигла расцвета, когда турки, в результате русско-турецкой войны 1787—1791 годов были сломлены и Россия торжествовала, окончательно закрепившись на Чёрном море. «Гром победы» остался в истории одним из неофициальных гимнов России.
По сути, это был гимн русского дворянства. Не случайно пушкинский Троекуров из повести «Дубровский» любил насвистывать мелодию этого произведения. Интересно, что Пётр Ильич Чайковский, остроумно обходя запрет на сценическое воплощение членов императорского дома Романовых, вводит в финал третьего действия оперы «Пиковая дама» – сцену прибытия на бал Екатерины II – музыку припева марша «Гром победы, раздавайся». В каждом звуке, и в каждом слове этого гимна слышится упоение величием и мощью Российской империи.
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый росс!
Звучной славой украшайся:
Магомета ты потрёс!
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать.
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас.
Храбрость россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
Уж не могут орды Крыма
Ныне, рушить наш покой.
Гордость низится Селима
И бледнеет он с Луной.
Зри, премудрая царица,
Зри, великая жена,
Что твой взгляд, твоя десница —
Наш закон, душа одна.
Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй.
Все сердца тобой и взоры
Оживляются одной.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!
В последнем десятилетии XVIII века, в те же годы, что и «Гром победы, раздавайся», появился ещё один гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе». Сион, гора Сион, символизирует обитель Бога и на небесах, и на земле. Вполне возможно, что появление этого гимна (или духовной песни) связано с увлечением русского дворянства масонством – религиозно-этическим движением, возникшем в Европе в конце XVIII века и проникшем в Россию.
Масоны ставили своей задачей создание тайной всемирной религиозной организации с целью объединения человечества в едином братском союзе. В годы правления императора Александра I масонские организации были запрещены. Однако, целые плеяды деятелей культуры конца XVIII – начала XIX века оказались причастны к масонству. И вот масонами и были создатели духовного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» – поэт Михаил Матвеевич Херасков и композитор Дмитрий Степанович Бортнянский.
Михаил Матвеевич Херасков был одним из самых известных поэтов того времени. В течение нескольких десятилетий он возглавлял Московский университет. По отзывам современников, человек острый, учёный и просвещённый, Херасков писал оды, лирические стихотворения, пьесы, романы, героические и эпические поэмы, но «Коль славен наш Господь в Сионе» стал вершиной его творчества.
Спасская башня, где до революции 1917г. звучал гимн
«Коль славен».
Дмитрий Степанович Бортнянский по праву считается крупнейшим русским композитором XVII века, великим мастером духовной музыки. Его мелодии и сегодня звучат в храмах. Гимн Хераскова и Бортнянского обрёл громадную популярность. Он привлекал сердца людей прежде всего необычайно искреннем обращением к Богу. Это был настоящий духовный гимн. Гимн звучал и во время церковных праздников, и крестных ходов, исполнялся ежевечерне в армии.
Всем знаком великолепный колокольный звон Спасской башни Московского Кремля. А раньше, вплоть до революционной осени 1917 года. колокола Спасской башни дважды в сутки играли «Преображенский марш и дважды «Коль славен наш Господь в Сионе». Потом эти мелодии заменили пролетарским «Интернационалом» и революционно-траурной песней «Вы жертвою пали». Во время гражданской войны «Коль славен наш Господь в Сионе» звучал в Белой армии адмирала Колчака, а в эмиграции служил знаком духовного единения русских людей. Как христианский духовный гимн, «Коль славен наш Господь в Сионе» и по сей день поют прихожане в протестантских церквях в России.