«Не влезай – убьёт!» – фраза, которая применима не только к электрическим щиткам и высоковольтным розеткам. Часто её можно услышать, например, от людей, которые боятся изучать свой род. Мало ли, какие там скелеты в шкафу?
• Предательство
• Насилие
• Проявление несправедливого отношения
• Кражи
• Измены
• Зависимости
• Сломанные жизни?
Зачастую, именно из-за этих тайн мы и боимся. Нам так хочется откреститься от всяческих связей с таким человеком, поведение которого вызывает стыд или страх, даже если его уже очень давно нет в живых.
…Нет человека – нет проблемы…
…С глаз долой, из сердца – вон…
…Кто старое помянет, тому глаз вон…
Закрыть глаза на ситуацию, умалчивать о ней – это всего лишь фора или передышка до расплаты. Принимать решение, каким бы сложным и тяжелым оно ни было, всё равно придётся.
Великое множество сюжетов в кино и литературе посвящены моральному наследию, которое достаётся потомкам от праотцов. Но что же пугает героев больше всего?
То, что придётся разгребать всё в одиночку.
Это заключение ошибочно, если речь идёт о роде и правильно подобранных инструментах для работы с ним. В моем случае речь идёт о психогенеалогии – осознанном анализе нашего генеалогического Древа – действий, состояний и поступков тех людей, которые когда-либо входили в нашу семью.
Психогенеалогия – это наша возможность разобраться с тем обширным наследством, которое мы получаем от Рода наравне с имуществом, реликвиями и материальными долгами. Благодаря её изучению мы можем как будто бы заново адаптироваться к своей семейной истории, «вписаться» в настоящее и разгрести «мусорные завалы», неубранные предками.
Что дает нам психогенеалогия (по А.А. Шутценбергер):
– Снять с себя груз прошлого: ошибок, страданий, ран и воспоминаний;
– Усилить и заново проявить все, что приносит радость, гармонию и усиливает нас;
– Поддерживать и сохранять семейную лояльность в балансе;
– Принять постыдное, неблаговидное и невысказанное, что имело место в Роду, но не получило своего завершения, став семейное тайной или фантазмом.
Анализируя и прорабатывая прошлое своего Рода, мы можем отделить себя от «ноши предков» и взять управление собственной жизнью в свои руки.
«Все мы рождаемся с пуповиной, соединяющей нас с матерью и перерезаемой при рождении. Эта связь одновременно физическая, психосоматическая и психологическая» (А. Шутценбергер).
Осознать свой род, значит принять все, когда-либо в нем случившееся, и согласиться расстаться с этим без сожалений. Принять, что хоть это и относится к нашей семейной истории, но не к нам лично:
• Раны
• Ошибки
• Стыд
• Вину
• Сожаления
• Изгнания и потери
• Траур
• Тайны и невысказанное, и т. д.
Только таким образом возможно избежать ответных ударов, последствий и ущерба, которые содержатся в прошлом рода. Выбирая путь осознанности, мы сможем лучше понять, как распорядиться психическим наследством и трансформировать его в случае необходимости. В нашем исследовании мы будем опираться на геносоциограмму, составив которую, можно увидеть прямую связь между событиями прошлого и настоящего. Для вас станут очевидными следы, отпечатавшиеся на генеалогическом древе. Уверена, что, как только они будут замечены вами, исследование родовой системы увлечет вас так же сильно, как просмотр остросюжетного детектива.
В следующих главах книги я расскажу о том, что следует учитывать при составлении геносоциограммы, как она должна выглядеть. Также отдельного внимания заслуживают люди и события, и степень нашего родства и сроднения с ними (зачастую, членами нашей семьи становятся не только кровные родственники, но и друзья, домашние животные, кумиры, персонажи кино и книг).
«Зачем мне эта память, если она может вызвать у меня какие-то проблемы? Я никем не горжусь, мне и так хорошо. Непонятно, зачем по собственному желанию раскапывать реальные или выдуманные истории предков, чтобы потом их же переживать и справляться с их последствиями? Зачем мне эта память, если она может вызвать у меня какие-то проблемы? Всем и каждому «и так хорошо» без знания о прошлом, которое вообще к нам никакого отношения не имеет. Разве нет?». (комментарий из блога Б17).
Такие письма я получаю чуть ли не каждый день, но никогда не спешу переубеждать тех, кто сомневается. Невозможно убедить того, кто:
• Доказал обратное;
• Наотрез отказывается принимать иную точку зрения;
• Предпочитает не знать (чаще всего, в силу страха).
Однако, и отрицать того, что все неурегулированное в предыдущих поколениях, неоплаканное и невысказанное может передаваться потомкам, такой человек тоже не может. Зато с какой же гордостью тот же самый критик произносит: «Это у меня от деда» (и речь не всегда про форму носа или ушей), ведь наследуем мы не только грехи и ошибки, но и счастливые, важные и радостные события.
Мы никогда не бываем одинокими. Даже если здесь и сейчас у нас нет семьи, род был и будет всегда. Те, кто стоял за нами, питал корни и ветви родовой системы. Благодаря кому мы смогли появиться на этом свете. Наши мысли – продолжение их жизней и бытия, поступков и решений.
В предыдущей своей книге «Зов Рода» я уже подробно рассказывала о том, что собой представляет разветвлённая система генеалогического древа, кто находится в поле рода, а кто – за его пределами, какие бывают законы и порядки. Все это было сделано с целью подтолкнуть моих читателей к воссоединению со своей семейной историей не только с позиции «мама-папа-я-бабушка-дедушка». Все куда глубже, ведь род таит в себе ответы на вопросы: «Почему я совершаю те или иные поступки?», «Почему выбираю таких партнеров?», «Почему я получаю больше внимания и ресурсов, чем мои братья и сестры?» и т. д.
В этой истории я также говорю с вами о роде, но с совершенно другой целью – чтобы вы могли отделить «зёрна от плевел»: не всё, что делали наши предки (а были среди них люди не всегда достойные) стоит того, чтобы быть переданным по цепочке следующим поколениям. Некоторые истории подобны наследственным болезням, которые давно следовало вылечить. Но о них почему-то продолжают молчать, а количество «инфицированных» – растёт.
Но почему мы молчим о своей боли? Что мы при этом испытываем?
• Нам стыдно;
• Нам жаль себя;
• Нам хочется спрятаться и пережить позор и боль там, где нас никто не увидит;
Зачастую мы не ощущаем того, чего не можем увидеть. Логично, что в такие моменты нам кажется, что мы никому не нужны.
Одиночество, которое словно сильный яд поражает в самое сердце, оставляя на нем глубокие рубцы, которые не могут зажить и напоминают о себе тихой, но невыносимой болью. Болью, что мы носим в себе, скрываем за улыбкой, но не искореняем. А наоборот загоняем глубоко в корни нашего рода. И эта боль непременно даст о себе знать. Не сейчас… многим позже. Но уже не мы будет справляться с ее последствиями. А наши дети. Разве это справедливо? Нет, конечно.
Обращайтесь за поддержкой к роду.
Для этого не обязательно изобретать машину времени. Ею станет наше генеалогическое древо, а точнее геносоциограмма – персональный маршрут к миру через призму истории семьи.
Зачем нам нужна геносоциограмма:
1. Научиться воспринимать родовое древо как системную единицу со своими принципами регулирования.
2. Увидеть скрытые связи и травмы в роду.
3. Присоединиться к силе наших предков.
4. Проанализировать закономерности, связанные с выбором имени, псевдонима или фамилии.
5. Увидеть повторяющиеся, значимые даты.
6. Соединить то, что было разъединено.
7. Понять, кто с кем связан в семье и кто на кого ориентируется.
8. Сократить или искоренить случаи повторения негативных ситуаций, сценариев и судеб.
9. Обнаружить родовые триггеры.
10. Выявить случаи инцеста, братоубийства, насилия и прочих деструктивных поступков.
11. Увидеть закономерности при образовании пар, понять выбор партнера.
12. Провести обряды и траурные церемонии по исключенным и непринятым в род, которые все же являются частью системы.
13. Рассчитаться по старым кармическим долгам, записанным в семейном гроссбухе.
14. Реабилитировать предка, вернуть честь или доброе имя роду, обратить внимание на несправедливости, допущенные по отношению к членам семьи.
15. Вскрыть «склеп» со старыми семейными тайнами, дать «призракам» выйти на свет и рассказать свою историю.
16. Принять то, что в моем роду имели место жестокость и насилие по отношению к другим людям.
В следующих главах я подробнее остановлюсь на основных элементах построения геносоциограммы и расскажу, какие обязательные элементы следует в нее включить.
Семейная тайна – то, о чем не принято говорить вслух, но она остаётся с нами до тех пор, пока не будет озвучена и прощена. Это может быть кража, массовое убийство, подлог, клевета или любовный треугольник. Например, в драме «Сожги все мои письма» Бьерн Рунге (по одноимённому роману Алекса Шульмана) затрагивает тему трансгенерационной передачи невысказанной боли между поколениями. Я считаю, что эту картину должен обязательно посмотреть каждый человек, который интересуется темой рода. В целом, если вы начнете смотреть фильмы через призму межпоколенческой связи, то они станут для вас больше, чем просто способ скоротать время или получить эмоциональный заряд, но и учебным пособием.
Лояльность есть следствие глубинной эмоциональной связи с предыдущими поколениями и может проявляться по-разному. Это особая отметина на нашем ментальном поле бессознательно повторяющихся событий – печальных, ужасающих или же счастливых и судьбоносных. Вряд ли мы найдем хотя бы одну семью, в прошлом которой не было бы болезненных тем, что как непрошенные гости, так и норовят позвонить в дверь. То, что им никто не открывает, не означает, что они перестанут стоять за порогом и просто уйдут. Они хотят быть услышанными и принятыми в конкретном доме, потому что являются такими же полноправными владельцами.
Если это стало тайной когда-то, десятилетия назад, мы не можем знать этого наверняка. Но что же тогда внутри вызывает это странное чувство… страх, заставляющий замереть и задержать дыхание. Разве будет так вести себя человек, которому нечего бояться?
Будучи следствием несовершенного в свое время траура, тайны подобны снаряду, готовому взорваться в любой момент. Например, когда мы стискиваем зубы:
• Я могу стиснуть зубы в приступе подавленной ярости от того, что не дал отпор хаму в метро, который наступил на ногу и не извинился, или злюсь на начальника, превысившего свои полномочия.
• Я могу стиснуть зубы, потому что сработал триггер, напомнивший о насилии, которое совершили надо мной в детстве. И теперь это стало языком тела.
• Я могу стиснуть зубы, потому что удерживаю внутри себя гнев моей мамы или бабушки, с которыми плохо обошлись.
Межпоколенческая травма, которая не была разрешена в момент своего зарождения или в период жизни того, кто от нее пострадал, навсегда остается в ментальной памяти и передается по наследству. Мы инкорпорируем гнев нашего предка, будучи подключенными к родовому бессознательному (или со-бессознательному, как обозначал его Якоб Леви Морено), где любой исторический факт – гипотетическая основа для трансгенерационной травмы:
• Природные катастрофы и катаклизмы;
• Религиозные конфликты;
• Случаи массового насилия;
• Изгнание с исторической земли, вынужденная миграция;
• Войны;
• Эпидемии;
• Притеснения по национальному признаку;
• Работорговля;
• Похищения людей;
• Голод;
• Удерживание в заложниках;
Например, одна из моих доверительниц столкнулась с наследственной передачей панических атак в тёмных помещениях, сопровождавшихся приступами удушья. Точно такие же были и у её матери. Никаких личных предпосылок в биографии (причин, по которым это могло проявиться) у обеих женщин мы не находили. В процессе составления геносоциограммы появилась важная зацепка: в годы войны её дедушка, еще тогда ребёнок, был вынужден прятаться в сыром погребе. Не только чувство гнева передается через поколения, но и сильный страх, паника, депрессия, тоска.
Любое незавершенное действие хранится в памяти дольше любого свершившегося факта. Мы можем не помнить дату развода с бывшим мужем, чувства к которому остыли, но легко вернемся на десятилетия назад, к первой безответной любви.
Проявления семейной тайны (реакции):
• Телесные ощущения;
• Привкусы во рту и запахи;
• Перепады температуры тела, озноб;
• Першение в горле;
• Звуки;
• Мимика и жесты;
• Импульсы: желание замереть или убежать, закрыть уши руками, позывы в туалет и т. д.
Точно так же, как и секреты не всегда носят отрицательный характер, так же и их проявление не обязательно связано с плохим самочувствием. Зачастую это становится образом жизни. Вы можете чувствовать себя спокойно и расслабленно, а не усталым и испуганным.
В каком-то смысле семейные тайны раскалывают нашу личность на две части. Мой учитель, Тобиас Хольц, называет это «антитезисной симптоматологией», когда в основе любого родового секрета лежат две равнозначные части – жертвы и агрессора. Поэтому вы легко можете стать тем, кто совершает насилие или выбирать партнеров-насильников. Подобные лояльности часто обнаруживаются в генеалогии правозащитников, основателей благотворительных фондов, волонтёров и т. д. Об этом редко говорят в моей нише, потому что делить мир на «черное» и «белое» гораздо проще, чем принять семейный исторический факт – мы наследуем поровну и плохого, и хорошего. Это как Стокгольмский синдром, который очень сильно связан с трансгенерационной травмой.
Поэтому прошу об одном: когда приступите к рисованию геносоциограммы и углубитесь на 3–5 поколений назад – не сильно удивляйтесь тому, что обнаружите. Но главное – не отталкивайте это от себя, не закрывайте лицо руками, увидев перед собой незаживающую рану, которая требует того, чтобы к ней приложили лекарство и, наконец, вылечили.
Рассматривая семейные тайны как естественную часть родового наследия – есть то, чего мы не знаем, не хотим или не можем знать – мы добиваемся того, чтобы все аспекты прошлого были включены в нас – перестали быть неудобными и замалчиваемыми.
«Тяжелое горе – реакция на потерю любимого человека – отличается таким же страдальческим настроением, потерей интереса к внешнему миру, поскольку он не напоминает умершего, – потерей способности выбрать какой-нибудь новый объект любви, что значило бы заменить оплакиваемого, отказом от всякой деятельности, не имеющей отношения к памяти умершего. Мы легко понимаем, что эта задержка и ограничение «я» являются выражением исключительной погруженности в горе, при которой не остается никаких интересов и никаких намерений для чего-нибудь иного. Собственно говоря, такое поведение не кажется нам патологическим только потому, что мы умеем его хорошо объяснить». З. Фрейд «Горе (скорбь) и меланхолия».
Как это ни странно, вся наша жизнь наравне с радостью и другими яркими чувствами сопряжена с горем. Переживая утрату с самого рождения, мы приобретаем опыт, связанный с сепарацией, – всем, что готовит нас к выходу во взрослый мир, чтобы мы могли в нём функционировать. В буквальном смысле «горевать», означает полный отказ от обладания чем-либо в обмен на новый опыт.
Горе (по классификации Д. Трунова) состоит из трех этапов: отрицание, страдание, принятие.
Проявления горя:
• Утрата (смерть) близкого (не только люди, но и животные);
• Утрата физических возможностей (внешней красоты, ампутации, операции, требующие хирургического вмешательства);
• Разочарование в идеалах, крах мечты;
• Духовный кризис;
• Взросление;
• Первая разлука;
• Окончательное расставание;
• Необходимость делать выбор;
• Остановка в развитии и т. д.
В чем причина того, что мы отказываемся от горя? В ощущении несправедливости момента, обиды на обстоятельства или человека. На момент того, когда это происходило, мы не были подготовлены к тому, чтобы принять ситуацию как данность – смириться с тем, что иного выхода не существовало.