И кем же была та «тёмная фигура», которая всегда ассоциируется с дьяволом? Не из-за него ли Роберт Джонсон подписал всем известный ДОГОВОР, согласно которому он продал свою душу для достижения успеха и для того, чтобы добиться мастерства в игре на гитаре? Действительно ли тот человек был великим наставником, который привёл его на распутье, куда дьявол был вызван? Посмотрим, как всё сложилось.
Легенда об Айке Циммермане берёт своё начало от одного знаменитого свидетельства Сона Хауса, который познакомился с Робертом в 1930 году в одном из «клубов» Миссисипи. В то время эйфория блюза была ощутима и случалось, что к музыкантам присоединялись клиенты, играя все вместе, совсем как на современном джем-сейшене. Именно Сон Хаус замечает, что Роберт Джонсон играет на гитаре, «как на мотыге» и что «многие клиенты просят его, чтобы тот парень, который провоцирует у клиентов головную боль, перестал!» По прошествии года с этого момента, они встречаются снова...и в этот раз Джонсон оставляет всех с открытым ртом «своими невероятными навыками и скоростью игры, которые он развил всего за год!» И снова Сон Хаус, со своим альтер-эго Уилли Брауном, предполагает, что только продав душу дьяволу, можно достичь такого уровня за такое короткое время!» И, поскольку в тот короткий год все вспоминали, что видели молодого Роберта в компании Айка Циммермана не просто «игравших блюз», а игравших его «на могильных плитах загородного кладбища», сочетание Талант-Циммерман-Дьявол было почти натуральным.
Это «болтушка» Сон Хаус в то время
Сплетни распространяются и легенда о пакте с Дьяволом приобретает форму: Сам Роберт Джонсон окончательно подтверждает её в своих CROSSROAD BLUES. Затем, как это и происходит в подобных случаях, легенда о нём опережала его самого, и, возможно даже поглотила его, превратив в «прекрасного и проклятого» артиста, которому была предопределена (как и произошло позднее) короткая и насыщенная жизнь и драматическая и внезапная смерть. И какую роль сыграл Циммерман во всём этом??
Я нашла много информации о нём...на одной радиостанции в Алабаме, которой несколько лет назад дала интервью его дочь по поводу претензий на некоторые произведения её отца, изданных в последствии. Получившаяся картина сильно отличалась от всей другой информации!
Исайя «Айк» Циммерман (фамилия, похоже, изначально звучала как «Циннерман») родился в Греди, Алабама в 1907 году. И, хотя любовь к музыке у него проявилась очень рано, он с детства был вынужден работать в небольшом семейном фермерском хозяйстве. В свободное же время ему нравилось играть в различных клубах и, похоже, он был довольно знаменит в Монтгомери. В этом очаровательном городке он возьмет в жёны некую Руфь, которая была поваром в одной из лучших местных гостиниц. С ней он переедет в местечко, которое называется The Quarters, на Бурегард Роуд.
Интересно отметить, что агломерация из 6 домов находилась как раз возле кладбища и что дом Айка располагался возле въезда на перекрёсток, как рассказывает его дочь. Именно здесь семья разрастается, он меняет работу, но его страсть к блюзу, который местные жители воспринимают не очень хорошо, не исчезает. Несмотря ни на что, Айк виртуозно владеет не только гитарой, но и другими инструментами, являясь при этом и прекрасным учителем и в какой-то момент посвящает себя преподаванию игры на гитаре...женщинам! Очередной момент яркого контраста с маленьким сообществом, учитывая, что в 20-е годы общество, как чёрное так и белое, не воспринимало женщин, которые занимались каким бы то ни было «саморазвитием». Не говоря уже о блюзе!
Циммерман, таким образом, вынужден проводить свои лекции...на кладбище и не только на местном кладбище Бурегард, но и на всех окрестных. Причина этого мрачного выбора очень проста – это были места освящённые, спокойные и уединённые, в которых даже в самые горячие головы не приходили странные идеи...или того хуже. Со временем отношение к фигуре Айка стало более толлерантным и он стал «частью пейзажа». Короткие рейды иногда приводили его в Мартинсвиль, где жил его брат Герман и где Айк часто останавливался в месте, которое в то время называлось ONE STOP, в честь единственной на весь район автобусной остановки. Именно здесь и произойдёт судьбоносная встреча Циммермана и Джонсона.
По свидетельствам, Роберт был без гроша в кармане и остановился в баре, чтобы немного освежиться и поиграть. Циммерман и Джонсон сразу же поладили и Айк пригласил безденежного, но демонстрировавшего безграничную любовь к гитаре и сильнейшее желание научиться на ней играть, Роберта, в свой дом. Джонсон прожил там год. Вся семья сразу полюбила его и дети с удовольствием играли с ним. Вечером все собирались перед огнём, чтобы играть традиционные баллады и типичные песни семьи Циммерман. По рассказам детей, похоже, что знаменитые Ramblin' on my mind и Come on into my kitchen, опубликованные Джонсоном, на самом деле были сочинены Айком, но присвоены Робертом.
Как бы там ни было, эти двое всегда были очень заняты: в субботу и в воскресенье они поднимались в лес по грунтовой дороге, пересекали перекрёсток(!) и затем сворачивали направо к входу на кладбище и учились играть, и днём и ночью. Даже чаще всего ночью, но только потому что днём старина Айк работал, чтобы содержать семью! Иногда Роберт возвращался к своей жене Калли...но только совсем ненадолго. Помимо игры на гитаре, Айк помогал ему оттачивать мастерство игры на губной гармошке и был соавтором многих песен, в том числе и тех, что были записаны для Okeh несколько лет спустя.
В скором времени они начали учавствовать в «музыкальных дуэлях» по всей территории между Юком и Мартинсвиллем: они бросали вызов друг другу, соревнуясь в самой виртуозной игре на гитаре даже на улицах и, в конце концов, уехали в Техас, где их пути разошлись. Роберт вернулся на север, чтобы удивить коллег-музыкантов своим мастерством, а Айк покидает Борегар, чтобы переехать сначала в Лос-Анжелес и затем в Комптон, Калифорния, где и займётся разведением домашних животных. Он никогда не перестанет играть блюз и мирно умрёт в своей постели в 1974 году.
Редчайшая фотография Айка Циммермана в период, когда он был наставником молодого Джонсона.
И всё? А как же насчёт пакта с Дьяволом?
Скажем так, если не учитывать бедного ДОКТОРА ФАУСТА, идея о продажи души Потустороннему – старая история! И афро-американская и европейская истории полны упоминаниями об этой практике, достаточно вспомнить известный рассказ Ирвинга Вашингтона «Дьявол и Том Уолкер» 1824 года или «Дьявол и Даниель Уэбстер» Стивена Уинстона Беннета 1936 года. И как насчёт одного из прославленных предшественников Роберта Джонсона, темнокожего музыканта ТОММИ ДЖОНСОНА, грустного алкоголика, который, следуя не уступающему ему ЧАРЛИ ПАТТОНУ, бродил по Миссисипи, распевая свои BIG ROAD BLUES?
И, чтобы быть до конца честными, стоит подчеркнуть, что не Сон Хаус был первым, кто заметил «родство» между историей Роберта Джонсона и блюзмена из Сент-Луиса ПИТИ УИТСТРАУ, который называл себя «законным сыном Сатаны». И, наконец, опираясь на местные легенды, что скажете о Николо Паганини и о многих его произведениях, которые считаются продиктованными дьяволом?
Подводя итог, превратить врождённый талант, подкреплённый тяжёлой работой ипприродной предрасположенностью в Легенду, украсить его тщеславием Роберта Джонсона и расширить этот образ в коммерческих целях со стороны звукозаписывающих компаний, не было очень сложно. Жаль только, что ПРОКЛЯТЫЙ музыкант задохнулся, раздувая свои же легенды!
Это Томми Джонсон – старший сын Сына Сатаны из болот дельты. Несмотря ни на что, эта фигура не вызывала нареканий со стороны общества того времени: почему? Увидим...
В любом случае, его поведение не было назидательным: участие в сексуальных развлечениях с мисс Вирджинией Мае Смит спустя только два месяца со дня смерти своей бедной жены, побег от беременной Вирджинии, сына от которой он не хотел признавать, секретная женитьба по расчёту на богатой и многократно разведённой Калли Крафт, на десять лет старше; всё это сеяло только негодование, раздоры и разбитые сердца.
В отличие от многих блюзменов, которые оказывались в чьей-нибудь постели часто только в надежде получить немного монет, бутылку спиртного и немного тепла, Роберт Джонсон применял свои любовные способности с расчётливостью бизнесмена, продавая себя тому, чья ставка была выше. Он не считал зазорным находиться на содержании у богатых и пожилых женщин, которых соблазнял, эксплуатировал и даже избивал, чтобы бросить их, если находилось что-то получше. Его второй брак закончился...когда Калли заболела (ходили слухи, что в связи с неудачным абортом или мертворожденным ребёнком) и было просто необходимо находиться рядом с ней. Всего в течение одной ночи Роберт оставил её в погоне за пролетающей звездой.
В период между 1932 и 1933 годом мы часто можем видеть его в путешествиях: он ездил автостопом и садился на поезд «зайцем», иногда пользовался автобусами. На непродолжительный период он останавливается в городе Хелена, Арканзас, где привлекает внимание таких местных музыкантов как Хоулин Вульф, Ханибой Эдвардс, Мемфис Смит, Роберт Найтоук, Сонни Бой Уильямсон и многих других. У него также начинаются отношения (снова?) с красавицей Эстреллой Колеман, и он помогает её сыну, Роберту Локвуду Мл., добиться успеха.
Уже взрослый Роберт Локвуд в 1940...
Но его любимым попутчиком был Джонни Шайн, с которым он доехал до Нью Йорка и Канады.
Следы этого его предпочтения мы можем увидеть на фотографии, которая датируется, скорее всего, 1933 годом, и которая разошлась по миру как «третья неизвестная фотография великого Роберта Джонсона»....