Тамара Квитко – петербургский поэт – в своей новой книге стихов озвучивает ритмы последних десятилетий двадцатого и первых десятилетий двадцать первого века. Поэт стремится запечатлеть в слове мгновения быстротекущего времени жизни. Стихи, зарождающиеся из самой жизни, вырастают до высот небесных и земных смыслов, их глубинной сути.
Кот – намывает на порог гостей,
пеку блины, варю куриный суп
и слушаю программу новостей,
крутясь в цепях хозяйских пут.
Блин допекла и вышла в интернет,
чай с мёдом пью и на экран смотрю,
узнала про себя: я – интроверт —
поэтому – тоскую и грущу.
Так жизнь простая, как река течёт…
Он не звонил и пусть – ему виднее.
Возлёг на книгу Карла Маркса кот,
а по прогнозу – завтра потеплеет.
Отсюда – такое внимание к Слову, к его преображению в Поэзию через описание самого процесса творения. Это и «Поэт и лира», и венок сонетов «Поэт и Слово»: «Слова же – кружатся, как в колеснице спица». Какой удивительный образ, передающий суть жанра – Венка. Извлекая из своего поэтического кода образы, звуки, ритмы русской поэзии, Тамара Квитко о любимом Петербурге пишет то величественно, как Пушкин (Град Петра – дух Петра):
Игла Адмиралтейства, отражая луч последний,
игривым зайчиком скользила по зрачкам;
то, как Бродский, обращается к мелким деталям, подробностям, рисуя иную, бытовую сторону медали современного города Петра: «мальчишка играл с пластмассовым скелетом», «в колодце дома громыхал скандал». Своей первой поэтической любви – Ахматовой поэт посвящает стихотворение:
Луч солнца глянул из окна…
Позолотил бокал вина,
И линией прямой светился,
Потом чрез воду преломился,
Ручьем, играючи, упал,
У тени подчеркнул овал…
Но вдруг луч сузился,
Вот тоньше…
Короче…
И… совсем пропал.
Возможно знак он тайный дал?
И сразу строки зазвучали:
«Молюсь оконному лучу…»
О, Анна! Анна!.. Я – молчу.
Конечно, это молчание нарушается по-пастернаковски яркой метафоричностью:
Воздух застыл леденцом,
Снег захрустел огурцом,
Звуки округло немея,
Тают во рту леденцом.
Звуки, сливаясь в голоса, то тихие, то резкие, то плавные, выявляют глубинные сердечные тайны поэта, мучительные размышления о смысле бытия, назначении человека в этом мире, переплетаются с шелестом осенних листьев, каплями дождя, хрустом яблок, морозами, ветрами, говоря о даре поэта находить свои ритмы, интонации течения жизни среди «берегов светлой любви».
Лидия Соловей, поэт, доктор искусствоведения