В период детства мышление, мыслительные процессы
должны быть как можно теснее связаны
с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира.
Эмоциональная насыщенность восприятия —
это духовный заряд детского творчества…
Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства – и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой малыша.
Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней ее жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.
Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Красота, в каких бы формах она ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. Добро всегда прекрасно, и встреча с ним, как и встреча с красотой, является огромной радостью для ребенка. Наша задача – опираясь на представления ребенка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием ее жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное и доброе и любоваться красотой, но и беречь ее, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.
Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребенку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг малыша формируется эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство формирования нравственно-духовных ценностей личности ребенка. Именно эстетическая среда способна развить в ребенке эстетические чувства и научить эмоционально откликаться на искусство как явление, вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать. Для ребенка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально-художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.
Чем раньше ребенок начнет осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без развития восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной деятельности. Уже на самом раннем этапе развития первые взаимодействия со взрослым формируют у малыша желание осваивать окружающий мир.
Данное методическое пособие раскрывает процесс творческого развития и приобщения к изобразительной деятельности детей 1—3 лет.
В раннем возрасте развитие ребенка зависит от сотрудничества с ним взрослого, близкого или знакомого человека. Ряд исследований, проведенных отечественными учеными, показали, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешнее в условиях личностного контакта ребенка на фоне предметной деятельности, а присутствие и опосредованная помощь взрослого стимулирует познавательный интерес и исследовательскую деятельность. Взрослый выступает как партнер по совместным действиям. Эмоциональный фон занятий, ситуативно-личностное общение, настрой ребенка, его заинтересованность лежат в основе решения задач, поставленных в занятиях приобщения к художественной деятельности.
Ребенок в возрасте 6 месяцев уже готов к совместному с взрослым творчеству и прежде всего в изобразительной деятельности. К 1 году ребенок может налаживать с взрослыми ситуативно-деловое общение, понимать и выполнять некоторые поручения взрослого, видеть в совместных действиях конечный результат деятельности.
Нельзя не учитывать и другие особенности раннего развития ребенка:
• восприимчивость и эмоциональная отзывчивость на окружающий мир предметов и явлений;
• речевая подражательная способность; способность различать речевые звуки; способность намного раньше получать удовольствие от ритмических действий, ритмической речи, звуков, (стихов, песен, музыки), чем от смысла произносимых слов.
• ранняя социализация ребенка в речевой деятельности;
• преобладание наглядно-действенного восприятия;
• чувствительность к запахам, вкусу, осязанию;
• развитие начал исследовательской деятельности (обследование, рассматривание предметов, сравнение при выборе);
• игровая деятельность избирательного характера («игры рядом» со взрослым), ближе к 3 годам развивается самостоятельность как в игре, так и в при овладении навыками какой-либо деятельности.
Эти особенности развития ребенка раннего возраста дают возможность организовать процесс воспитания и обучения, в основе которого лежат принципы сотрудничества и партнерства; постепенного освоения знаний и интеграции разных видов деятельности.
Накопление и обогащение художественного опыта зависит от креативности (творческого начала) личности, от ее индивидуальности. Важно научить ребенка не только созерцать произведения искусства и красоту предметов, но и самостоятельно создавать эти предметы и окружающую эстетическую среду. Развивать навыки созидательной деятельности, начала творческого стремления к преобразованию нужно уже с раннего возраста. Можно пробудить у ребенка стремление к познавательной деятельности, лежащей в основе творческого процесса, если он тесно сотрудничает с взрослым, учится исследовать и применять полученные знания на практике. Процесс приобщения ребенка к художественной деятельности требует творческого участия взрослого.
Рисование – вид изобразительной деятельности, в которой ребенок учится различными материалами и приемами, разными изобразительными средствами изображать окружающий мир, выражать свое отношение к нему.
Материалы для рисования могут быть самыми разными. Необязательно сразу знакомить малыша с красками, кистью, карандашами. Ребенок в своей предметной деятельности учится манипулировать игрушками-вкладышами; они могут быть использованы как штампы. Малыш оглядывается вокруг и видит природный мир; он хватает, изучает, пробует, нюхает. Природа «вкладывает» в руки малышу предметы, которые он стремится исследовать. Эти предметы могут рисовать: трава и листья открывают для малыша зеленый цвет, морковь – желтый, свекла – красный и т. д. А сколько восторга будет у ребенка, если простая веточка (палочка) или холодный уголек оставят след на песке или ткани! Камешки в ручейке, следы маленьких ножек на песке – именно эти первые уроки дают малышу познание форм, учат видеть их многообразие. Предметы дают ребенку знания о фактуре поверхности: гладкие дощечки, шероховатые палочки, пушистые кисточки цветов, мягкий пух и т. д.
Манипулируя с предметами, играя, ребенок осваивает изобразительный мир. Включение взрослого в детскую игру с предметами делает процесс «случайного» познания осознанным и долговременным. Те же предметы могут опосредованно, с помощью взрослого, совершать новые действия, еще более интересные и запоминающиеся. Ребенок многократно возвращается к предметам и пробует подражать взрослому, становится его партнером и учеником в игре. Так малыш узнает, что, надавив на камешек, он увидит на земле пятнышко, а «почеркав» палочкой по песку, он проведет «дорожку»-линию. Побывав со взрослым на кухне или на огороде, ребенок узнает, что от сока свеклы появляется след красного цвета, от сока яблок остаются коричневые следы.
Включение взрослого в действия помогает малышу формировать новую ступень восприятия: от эмоционального к образному. От предметной деятельности ребенок переходит к художественной. Он целенаправленно оставляет на какой-либо поверхности пятна или расчерчивает ее линиями. Для поддержания интереса к игре взрослый может предложить «оживить» изобразительные формы —пятна и линии. Из цветного пятна «рождается» цыпленок, из линии – червячок или мостик. Взрослый дорисовывает форму до образа, используя салфетки, катушки, палочки, овощи, фрукты.