Римское право – понятие многоаспектное. Можно говорить, что римское право – это:
1) система взглядов и убеждений, характеризующих видение мира, а также место и роль человека в нем (мировоззренческая система);
2) учебная дисциплина;
3) научное направление;
4) правовая система.
Содержание, которое вкладывается в каждое из названных значений, различно и определяется конкретной исторической эпохой. Применительно к настоящему времени условно можно выделить два основных подхода – современный и римский – в понимании и трактовке римского права.
I. В современной трактовке римское право — это прежде всего учебная дисциплина, предметом изучения которой являются нормы римского права, возникшие и существовавшие на территории Древнего Рима и Восточной Римской империи в период с VIII в. до н. э. по VI в. н. э.
Таким образом, предметом изучения учебной дисциплины «Римское право» является правовая система, тем самым два из четырех вышеназванных значения (учебная дисциплина и правовая система) образуют единое целое, взаимосвязанное и взаимообусловленное.
Римское право как правовая система – это «мертвая» правовая система в том отношении, что она не является действующей и государство, ее создавшее, прекратило свое существование. Отсюда – преподавание и изучение римского права было бы невозможно без огромной, в некотором отношении титанической работы, проделанной в течение столетий учеными различных научных специальностей: юристами, историками, филологами, археологами, философами и др.
Поэтому провести четкую грань между римским правом как учебной дисциплиной, наукой и правовой системой – весьма сложно. Учебная дисциплина и научное направление имеют один общий предмет – правовую систему «Римское право». Отличия связаны с только тем, что в рамках учебной дисциплины римское право изучается, а в рамках научного направления – исследуется.
II. Учебная дисциплина «Римское право» является древнейшей из существующих дисциплин, поскольку система изучения и преподавания римского права возникала в самом Древнем Риме. Можно сказать, что преподавание римского права фактически никогда не прекращалось. Так, после гибели Западной Римской империи римское право сохранилось и изучалось в Восточной Римской империи.
С XI века изучение римского права возобновилось в Западной Европе, став, наряду с богословием и латынью, обязательным учебным курсом на юридических и богословских факультетах средневековых университетов.
Практика изучения римского права не прекращается до настоящего времени. Римское право в данном отношении уникальная учебная дисциплина. Она является единственной среди юридических дисциплин, содержание которой остается практически неизменным в течении столетий.
III. В России римское право как учебная дисциплина появилось только после создания Московского университета. Хотя римское право уже знали в Киевской Руси. В договоре Игоря с Византией 945 г. содержались отдельные элементы и термины римского права. Например, использовалась римская формулировка sui (суи) – «свои» при характеристике русса, который умер и не отставил завещание, или исключительно римское требование о взыскания тройной цены за украденную вещь. В Преамбуле Соборного Уложения 1649 г. прямо говорится, что при его составлении использовались «законы греческих царей», т. е. Византии – Рима.
Отдельные элементы преподавания римского права имели место в Славяно-греко-латинской академии, созданной в 1687 г. в Москве. Однако какого-либо системного познания и влияния римского права на российское общество вплоть до создания в 1755 г. Московского университета не было. Римское право было своеобразной terra incognita для русского общества и государства.
Первыми преподавателями-профессорами римского права в России стали зарубежные специалисты, находившиеся на русской службе: Ф.-Г. Дильтей, Ф.Г. Баузе, Х.Ю.Л. Штельцер. Благодаря их усилиям сформировалась отечественная школа изучения и преподавания римского права, первыми представителями которой по праву можно назвать Л.А. Цветаева (первый российский профессор, возглавивший кафедру римского права), А.А. Артемьева, С.А. Десницкого, И.А. Третьякова и других.
Расцвет изучения римского права в России приходится на пореформенный период (1861–1917). К этому времени кафедры римского права были созданы во всех университетах страны. Крупнейшими в Европе, а не только в России, центрами изучения и преподавания римского права стали Москва, Санкт-Петербург и Казань. Среди ведущих ученых данного времени следует отметить Н.П. Боголепова, Ф. Дыдынского, С.А. Муромцева, Б.В. Никольского, И.А. Покровского, Н.И. Крылова, А.С. Кривцова, В.М. Хвостова и других[3].
Необходимо иметь в виду, что в пореформенный период частью изучения римского права являлось каноническое и церковное право, признанными специалистами которого были А. Альбов, М. Барсов, И. Бердников, М. Богословский, А. Павлов, Н. Соколов, Н. Суворов и другие.
IV. После Октябрьской революции преподавание римского права на территории нашего Отечества была прекращено и возобновилось только после победы в Великой Отечественной войне. Правда, вплоть до начала 90-х гг. прошлого века преподавание римского права было ограничено только ведущими вузами страны и, как правило, носило факультативный характер. Тем не менее именно в этот период были созданы ставшие уже классическими отечественные учебники И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского[4], а в 1984 г. впервые были изданы на русском языке избранные фрагменты из Дигест Юстиниана[5].
Большую работу по «реанимации» римского права в нашей стране проделали историки-античники. В частности, следует отметить классические хрестоматии и сборники материалов по античной истории, подготовленные А.Б. Рановичем[6], В.И. Кузищиным[7], С Л. Утченко[8] и другими. Помимо текстов историко-политического содержания данные хрестоматии и сборники содержали избранные отрывки из памятников римского права.
V. Благодаря подобной деятельности традиция преподавания римского права не была утрачена, а в начале 90-х гг. прошлого века римское право стало неотъемлемой частью процесса подготовки юристов. Появилось «огромное», в сравнении с предшествующими годами, количество учебной литературы по римскому праву. Среди них следует отметить работы Д.В. Дождева, В.А. Савельева, Е.А. Скрипилева, О.А. Омельченко, Л.Л. Кофанова, З.М. Черниловского и других.
В настоящее время на русский язык переведены и изданы некоторые зарубежные работы по римскому праву. Среди них можно назвать учебники, авторами которых являются Ч. Санфилиппо и Гарсиа Гарридо, а также энциклопедический словарь римского права М. Бартошека.
В 1994—96 годы был учрежден Научно-исследовательский и образовательный Центр изучения римского права. Центр проделал огромную работу по переводу и изданию на русском и латинском языках важнейших памятников римского права. Среди них – «библия» римского права – Дигесты Юстиниана.
Впервые за все время преподавания римского права в России основные источники римского права оказались доступными для всех кто изучает и интересуется римским правом.
I. Римское право как научное направление также возникло в самом Риме. Большая часть римских юристов были ученым в современном понимании этого слова. Именно они сформировали научный инструментарий и специфику целого научного направления, которое в настоящее время принято определять как цивилистику.
Цивилистика – синоним современного гражданского или частного права. Поэтому именно римское право считается родоначальником современной науки гражданского права[9].
II. В Средние века возникла целая прослойка ученых, занимавшихся исключительно изучением, преподаванием и толкованием римского права. Они назывались глоссаторами.
Школа глоссаторов возникла в Болонском университете и существовала во всех крупных университетах Европы в XI–XIII вв.
В XIV веке во Франции сформировалась так называемая школа постглоссаторов. Главное отличие постглоссаторов от глоссаторов состояло в том, что они стремились «очистить» и приспособить римское право к современным правоотношениям, сделать его действующим. В результате подобной деятельности в Европе начинается так называемая рецепция римского права [10].
III. Рецепция римского права (от лат. «восстановление», «восприятие») – это применение римского права в национальном праве других стран.
Рецепция – это процесс инкорпорирования римского права в действующие правовые системы. Она началась практически сразу же после гибели Западной Римской империи в 476 г. Первыми ее «потребителями» были варварские государства, образовавшиеся на территории бывшей империи. Наибольший масштаб рецепция римского права имела в германских княжествах и Франции[11].
Рецепция была в виде:
1) прямого и непосредственного заимствования и применения римского права, т. е. становилось частью национальной правовой системы;
2) частичного заимствования, связанного с избирательным применением норм римского права в национальной правовой системе.
Рецепция римского права в Европе продолжалась вплоть до конца XIX в., при этом первые «буржуазные» кодексы права, которые появлялись в Европе, принимались на основе римского права, прежде всего Свода гражданского права (§ 16.5).
I. Римское право – это правовая система, которая действовала на территории Древнего Рима и Восточной Римской империи (Византии) в период с VIII до н. э. по VI н. э. Началом римского права является VIII в. до н. э. – основание Рима и возникновение римского государства, окончанием – создание Corpus iuris civilis (529–534)[12].
Римское право, таким образом, – это пример правовой системы, нормы которой действовали непрерывно более 13 веков. Право, безусловно, изменялось и история римского права насчитывает несколько периодов. Однако изменения, имевшие место, можно уподобить смене возраста человека (младенчество, юность, зрелость и старость). Какой бы ни был возраст, но человек один и тот же. Так и римское право на протяжении всей своей истории сохраняло неизменным свою основу (ius civile – § 5, VI). Факт сам по себе удивительный и единственный за всю человеческую историю.
На современной карте мира существуют государства, история которых продолжается не одно тысячелетие: Китай, Индия, Россия и некоторые другие. Однако государственно-правовая история подобных государств не является непрерывной. Трудно выделить однородные периоды, длительность которых превышала бы несколько веков. Все правовые системы с периодичностью в 100–500 лет кардинально обновляются.
Пожалуй, с определенными оговорками можно назвать только право Великобритании, где по-прежнему действуют некоторые статьи Великой хартии вольностей 1215 г. (в ред. 1225 г.). Однако это единичный документ, который не опровергает, а наоборот, подчеркивает уникальность римского права с точки зрения длительности и последовательности его существования.
II. Тем не менее римское право изучается не за его удивительный возраст. Более того, как уже отмечалось выше, римское право – это «мертвое» право». Вполне закономерен вопрос: почему право, представляющее собой право государства, которое уже давно ушло в небытие, изучается не в курсе «Истории государства и права», а в рамках самостоятельной учебной дисциплины, подобно гражданскому, трудовом, уголовному и т. п. праву? Ведь нет специального учебного курса Русская Правда или Соборное Уложение, хотя это отечественные памятники права и их специальное изучение выглядит более логичным, чем в отношении римского права.
Все право и государственность, которые были в прошлом и сохранили свое значение для нас, современников, мы изучаем в рамках специально для этого созданного учебного курса – «История государства и права». Именно в рамках данного курса изучается, в частности, римская государственность, а вот для римского права сделано исключение.
Подобный факт, опять-таки, выделяет римское право среди как действующих, так и исчезнувших правовых систем, позволяет говорить о его определенной уникальности и культурно-исторической значимости.
В принципе, любое явление, включая и право, представляет собой что-то уникальное и неповторимое. В этом смысле уникальность римского права не представляет собой нечто выдающееся. К примеру, уникальными в истории человечества были Законы Хаммурапи, Законы Ману, Салическая Правда, Русская Правда или Соборное Уложение 1649 г.
Многие из них, подобном Русской или Салической правдам, определили сущность и направленность правового развития целых стран и народов. Однако их роль и значение в масштабах всемирно-исторического развития локальна. Они «сыграли» свою роль и оказали влияние, возможно, на века, но они не имеют определяющего значения для современности.
III. Судьба римского права – иная. Возникнув как совокупность малосвязанных казуальных норм небольшого воинственного племени (квиритов), римское право росло и меняло свою сущность вместе с римским государством и народом. Создав империю, охватившую большую часть цивилизованного мира, римляне сформировали феномен, который не только внутренне скреплял разнородные части империи, но и пережил своих создателей. Римское право стало основой так называемой романо-германской правовой семьи[13] и сыграло важную роль в становлении и развитии международного права.
Поэтому применительно к римскому праву мы говорим не только о его уникальности, но и всемирно-историческом значении. Римское право – единственная правовая система, в отношении которой мы можем применять и использовать формулировку «всемирно-историческое значение». Благодаря римскому праву правовая история значительной части человечества может быть условно поделена на доримскую и постримскую.
Римское право – это сущность современного правосознания.
Именно в нем сформировалось современное понимание права, его роли и назначения в жизни общества.
IV. Непосредственно можно выделить следующие основные положения, характеризующие всемирно-историческое значение римского права.
1. В римском праве закреплено понимание права как системы общеобязательных правил поведения, которые созданы людьми: творцом права является человек.
Подобное утверждение было революционным. До римлян уже существовали нормы права. Они имели большую или меньшую юридическую силу, но никому и в голову не приходило приписывать их авторство исключительно людям. Они могли рассчитывать максимум на то, чтобы дать собственное имя тому или иному памятнику права, выполняя роль посредника между богами и подданными: Законы Хаммурапи, Законы Ману, Тора Моисея и т. д.
Источник доримских законов и права – боги и их желание. Боги решили и дали законы; правитель, их обнародовавший, – только посредник. Вот в чем состояла главная суть доримского понимания права. Отсюда – право и законы не имеют должного внутреннего обоснования. Их надо соблюдать не потому что они нужны людям, а потому что так решили боги. Страх наказания со стороны богов – главная побудительная причина соблюдения закона.
Римляне стали первыми, кто взял на себя смелость признаться в собственном авторстве создаваемых норм. Как следствие, они придали качественно иную суть и назначение праву. Право есть инструмент защиты, оно вносит порядок, мир и предсказуемость в жизнь людей. Жить по праву – это огромная привилегия и благо, которых достойны не все. Впервые за всю историю человечества право получило внутренний смысл и мотивировку.
2. Римляне сформировали систему и структуру, которая характерна для современного права. До римлян все право – это совокупность казуальных норм, во-многом беспорядочных и непоследовательных. Возьмем, к примеру, Законы Хаммурапи – величайший памятник права. Каждая статья Законов содержит деяние и наказание, но расположены они в «хаотичном» ассоциативном порядке [14].
Право доримской эпохи, таким образом, это запись обычных наиболее распространенных случаев, которые по какой-то причине оказались под защитой правителя. Какая-либо внутренняя обоснованность и логика отсутствуют: что-то можно, а чего-то нельзя.
В римском праве впервые нашло отражение деление норм права на публичные и частные. Данное деление – краеугольный камень всей современной юриспруденции, и прежде всего романо-германской правовой семьи, к которой относится и российское право.
3. В римском праве сформировалось понимание того, что право не может возникать просто как сиюминутный порыв, даже если это остро необходимо окружающим. Право может возникнуть только при условии совершения определенными и уполномоченными на то людьми (органами) конкретных и последовательных действий.
В римском праве, таким образом, возникает механизм формирования и существования норм права, т. е. то, что современные юристы определяют как источники (формы) права и юридические процедуры.
В настоящее время мы воспринимаем как должное, что любые юридические действия требуют определенной последовательности и соблюдения правил. О любом новом источнике права мы можем узнать задолго до того, как он появился, и т. п. Но до римлян все было иначе. Например, Моисей получил Законы на горе Синай от Бога, а, как «пишет» все тот же Хаммурапи, свои законы он получил во сне от бога Шамаша. Все происходило – одномоментно, без какого-либо обсуждения и подготовки.
Римляне были первыми, кто понял всю пагубность данного подхода. Они привнесли стабильность и предсказуемость в право, а следовательно, во все остальные сферы жизни.
4. В римском праве впервые сформировалась юридическая терминология, система юридического образования и сама профессия юриста.
Особенно важно появление профессии юриста. Любая профессия представляет собой востребованную и оплачиваемую деятельность. Люди не будут оплачивать деятельности, которая им не нужна. Это означает, что право стало востребованным значительной частью римлян. Они были готовы оплачивать специальные знания и умения людей, которые получили название «знатоков права» – юристов.
Это также свидетельствует, что право являлось сложной системой, которая требовала отдельной подготовки и обучения. Римляне впервые взяли на себя смелость заявить о том, что правом надо заниматься, его надо изучать и ему надо обучать. Подобное было невозможно ни в Греции, ни в эпоху Древнего Востока.
Нельзя не отметить превосходное, в чем-то поэтическое определение назначения юристов в обществе, содержащееся в Дигестах (§ 17.5):
По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой (D.1.1.1. § 1).
5. Римское право впервые в истории человечества выработало не только нормы, предписывающие что-либо индивиду и принуждающие его к их выполнению, оно выработало критерии для оценки поведения индивида, сформировав тем самым особую культуру отношений между людьми. Поскольку культура взаимоотношений действовала в пределах права, на основе права и право же являлось главным критерием оценки происходящего в рамках этой культуры, то ее можно смело определить как правовую.
Главнейшее ее достоинство состоит в осознании нерасторжимого единства между такими понятиями, как право и справедливость, с одной стороны, а с другой – между требованиями законов и требованиями морали. Такое нерасторжимое единство стало главной мировоззренческой установкой и жизненной доминантой римлян.
V. Интересно, что варвары, разграбившие и уничтожившие Рим, стершие с лица земли все культурные ценности, отбросив их за ненадобностью, тем не менее восприняли римское право, приспособив его к своим потребностям. Варвары дали толчок рецепции римского права, ставшей основой процесса формирования современного права.
С приходом варваров и гибелью античного мира начинается новая культурно-правовая эпоха, новый этап в развитии правовой мысли человека. Но, полагаем, можно смело утверждать, что последующее развитие – это развитие и интерпретация принципов, заложенных в римском праве.
В связи с вышесказанным, римское право можно определить как уникальный культурно-правовой феномен человеческой цивилизации, в образе которого право как совокупность общеобязательных и установленных правил поведения обрело свою форму, структуру и сущность, свои качественные и количественные признаки.
I. Римское понимание права одновременно сложнее и проще. Римляне так же, как и мы, изучали, толковали и исследовали право. Как уже отмечалось, профессия юриста и юриспруденция появились в самом Риме. Но для каждого римлянина право было частью его повседневной жизни. Римское право сопровождало каждого римлянина с момента его рождения вплоть самой смерти.
Поэтому римское право – это мировосприятие и мироощущение каждого римлянина; система взглядов на мир, его устройство и существование, содержащая ясные ответы на то, что можно делать и что категорически нельзя. Право, как набор общеобязательных норм и способ регулирования поведения, является только частью данной системы и при этом не самой значимой.
II. Римляне полагали, что весь окружающий мир был творением богов, он существовал и развивался по их воле и при их непосредственном вмешательстве. Однако часть божественного порядка, которую римляне именовали fas (фас) – «дозволенное», «разрешенное», боги оставили на усмотрение и волю самих людей, «изредка» вмешиваясь в случае необходимости. Желая быть достойными воли богов, римляне объединились в «общину квиритов»[15] и создали «общее дело» (республику), а также право, ибо «среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая должным образом приводит в порядок божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость»[16].
III. По-латыни право звучит как ius (юс). Римляне, как правило, говорили «право народа Рима» (iura populi Romani), или цивильное право (§ 5, VI), или право квиритов (§ 5, VI).
Согласно юристу Ульпиану, ius получило свое название iustitia (юстициа), которое в дословном переводе на русский язык означает «правосудие», «справедливость». Справедливость (правосудие), таким образом, – своеобразный ключ к понимаю того, что есть право.
Согласно Институциям Юстиниана «справедливость заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое» (I.1.1.pr.). Как видим, все просто, четко и ясно, как и основные требования права, которые, по мнению Ульпиана, можно свести к трем положениям-заповедям: «жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит» (D. 1.1.10. § 1)[17]. He правда ли, очень близко по смыслу и содержанию к изречению Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12)[18].
Таким образом, если давать буквальное определение римскому праву, то право есть справедливость (правосудие). Поступать справедливо означало следовать праву, следовать праву и закону означало быть справедливым.
IV. Справедливость не являлась единственным значением, которое вкладывалось в понятие право. Под правом также понималось[19]:
1) место, где находился суд и осуществлялось судопроизводство. В подобном значении право означает судопроизводство, т. е. обращение за защитой и осуществление правосудия, права;
2) закон, совокупность законов, т. е. правило поведения, которое обязательно к исполнению всеми, вне зависимости от занимаемого положения и роли в обществе. В данном значении право отождествляется с основной формой его выражения, т. е. источником права (§ 9). Кстати, подобная практика характерна и для настоящего времени.
V. Понимание и трактовка римского права во-многом определялась ключевыми особенностями римского государства. Свое государство римляне определяли двумя основными терминами – «республика» (respublica) и «община римлян» (cives romani). Оба термина тесно взаимосвязаны и фактически являются синонимами, поскольку одинаково определяют характер отношений между гражданином и государством, его место и роль в жизни развитии государства.
«Республика» в буквальном переводе на русский язык означает «общую вещь», или «общее дело». Оперируя современными понятиями – фирма, акции которой распределены между ее работниками – гражданами. Все граждане-мужчины участвуют в распределении данных акций, поскольку составляют высший орган государственного управления – народное собрание.
Поэтому государство – это благо для каждого гражданина, его отсутствие – зло. Служение ему в любой форме – это высшая привилегия и обязанность каждого римлянина. Каждый римлянин в возрасте от 17 до 46 лет обязан был в случае необходимости нести военную службу (§ 19, IV).
«Община квиритов» – это единство духовное, материальное, социальное и политическое всех лиц. Здесь нет и быть не может единства, наподобие восточного или тоталитарного деспотизма. Все граждане – от мала до велика, мужчины и женщины одинаково важны, их роль значительна и незаменима. Община – это также взаимопомощь и взаимоуважение: каждый, как бы ни относился к другому, в случае необходимости и опасности придет на помощь.
Как следствие, на протяжении практически всего периода существования римского государства в центре его находился человек (сначала гражданин, а затем подданный) и его частные интересы (право собственности). Государство функционировало таким образом, что не существовало государственных (публичных) интересов обособленно от интересов каждого жителя римского государства. Государство и гражданин – это партнеры, имеющие собственные интересы, которые совпадают в главном: в понимании миссии и величия Рима – править миром. Во всем остальном они живут автономно друг от друга: государство не вмешивается в дела гражданина, а гражданин делегирует власть государству, которую осуществляют сначала магистраты, а позже – императоры.
I. Мы кратко рассмотрели два основополагающих подхода в трактовке римского права. И в связи с этим возникает принципиальный вопрос: насколько они соотносятся между собой?
Очевидно, что современный подход достаточно абстрактный. Мы говорим о правовых нормах, под которыми понимаем правила поведения, за нарушение которых должно последовать наказание. Почему следует наказание и почему следует соблюдать право? Это вопросы, на которые в современной формулировке нет прямых ответов. Мы воспринимаем право как нечто должное, что изначально присущее всему человечеству. Мы не задумываемся и не ощущаем ценностный характер всего права.
Для античных людей все было иначе. Жить по праву было огромной привилегией и благом, которые были доступны не всем. Античный человек, в отличие от современного, понимал и осознавал это. Он стремился попасть и жить в мире права. Почему? Потому что именно в этом мире он мог рассчитывать на справедливую защиту. Отсюда право для римлянина – это то, что его защищает. Он знал и помнил об этом ежедневно. Право, таким образом, это ценность, которой нужно дорожить и в случае необходимости бороться за ее сохранение.
II. Цель любой правовой нормы – регламентация. Опять-таки возникает вопрос: зачем и почему? И здесь мы видим еще одно важное различие.
Для римлян любая правовая норма связана со справедливостью, поскольку является частью божественного порядка. Для римлянина грань между правом и моралью практически отсутствует. Фактически они единое целое. В этом нет ничего удивительного, так как основой любой моральной системы является понятие справедливости.
Для римлянина поступать по праву – значит поступать по справедливости, т. е., как бы мы сейчас сказали, поступать морально; нарушить право – поступить аморально.
Право, таким образом, выступает в качестве критерия хорошего и плохого. Оно имеет оценочное значение. Соответственно поступать против права плохо не только и не столько потому, что это незаконно и накажут. Нарушать закон означает поступать вопреки справедливости. Справедливый человек – это лицо, которое находиться в гармонии с правом.
III. В заключение приведем некоторые высказывания римских юристов, не утративших свое актуальное значение и в настоящее время.
Цицерон: Благо народа – высший закон (О законах. Ш.3.8).
Ульпиан: Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право (D. 1.1.10). Юриспруденция есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом (D.1.1.10. § 2).
Цельс: Право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко (D. 1.3.4).
Модестин: Действие права: повелевать, запрещать, разрешать, карать (D. 1.3.7). Ни в каком случае смысл закона или милость справедливости не терпит, чтобы то, что введено для пользы людей, мы обращали путем жестокого толкования в строгость, идущую вразрез с благополучием людей (D. 1.3.25).
I. Система римского права – это внутреннее деление права, представляющее собой расположение правовых норм в определенной последовательности.
Согласно Ульпиану:
Изучение права распадается на две части: публичное и частное право.
Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное, которое относится к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении (D.1.1.1.2).
Деление права на публичное и частное являлось определяющим. Однако оно не имело какого-либо формального выражения в кодексах, законах и т. п., которые бы содержали исключительно нормы частного (ius privatum, юс приватум) или публичного (ius publicum, юс публикум) права.
Публичное и частое право – это результат научного обобщения и анализа римскими юристами всего многообразия существовавших и существующих римских норм[20].
II. Принципиальное отличие частного права от публичного состояло в а) содержании; b) характере действия норм; с) характере защиты нарушенных норм; d) форме наказания.
Публичное право регулировало:
1) порядок формирования органов государственной власти; 2) полномочия магистратов (должностных лиц); 3) процедуры принятия нормативных актов; 4) организацию и осуществление публичного судопроизводства; 5) отношение с иностранными государствами и покоренными народами; 6) права, привилегии и обязанности воинов; 7) статус лиц.
Нормы публичного права — императивны.
Нарушение публичного права рассматривалась в публичных судах. Право начинать производство принадлежало должностным лицам. В особых случаях обвинение мог выдвинуть гражданин, но оно должно было быть поддержано должностным лицом.
Цель наказания — воспитательная и карательная. Основные формы наказания: смертная казнь; изгнание; рудники; телесные наказания и штраф.
Частное право регулировало:
1) право собственности и другие права на вещь; 2) обязательственные правоотношения; 3) семейные правоотношения; 4) опеку и попечительство; 5) наследство и право наследования; 6) организацию и осуществление частного процесса.
Нормы частного права — диспозитивны.
Нарушение частного права рассматривалось в рамках частного процесса. Право начинать производство принадлежало исключительно лицу, которое считало, что его права были нарушены.
Цель наказания — компенсация и восстановление прав. Формой наказания были штраф и возращение в исходное положение.
III. Гораздо большее практическое значение, чем деление права на публичное и частное, имела группировка правовых норм, которая присутствовала в том или ином действующем кодексе права, а также в известных произведениях уважаемых римских юристов. Такие памятники права, как Законы XII таблиц, Вечный эдикт и Кодекс Феодосия на столетия определяли внутреннее строение римского права.
Названные памятники имели различную структуру и содержали нормы, расположенные в различной последовательности. Но в рамках каждого памятника права, как правило, были титулы, параграфы и книги, которые объединяли относительно обособленные группы нормы, определяющие статус лиц, характер и содержание взаимоотношения между ними; порядок приобретения и утраты вещей; механизм восстановления нарушенных прав; полномочия должностных лиц и т. д.
IV. Во II веке был написан самый известный учебник римского права – Институции Гая. Согласно Гаю:
Все право, которым мы пользуемся, относиться или к лицам, или к вещам, или к искам (Gains.1.8).
Формулировка Гая стала классической, несмотря на несколько схематический характер. Именно ею и руководствовались как сами римские юристы, так и юристы последующих эпох, включая и современных специалистов.
Лица, вещи и иски – это три основные части римского права, которые часто определяются как учение о вещах, учение об исках и учение о лицах. Каждое учение – это огромный массив правовых норм, а также комментарии и интерпретации данных норм со стороны практикующих юристов.
Все части римского права одновременно содержали в себе нормы частного и публичного права. Например, различали судебное разбирательство на основании частных исков и процесс на основе публичного обвинения; публичные и частные вещи; лица частного права и должностные лица и т. п.
Таким образом, каждое правоотношение, в которые вступали римляне, могло быть как публичным, так и частным, но содержательно оно было связано либо с вещами, либо с защитой и восстановлением прав (иски), либо с правами и обязанностями (лица).
V. Римское право постоянно развивалось. И, скажем, римское право времен XII таблиц (V в. до н. э.) и Вечного эдикта (II в.) – это содержательно разные правовые нормы.
При сохранении базовых принципов (§ 7) римское право постоянно менялось. Существенные изменения, помимо содержания, претерпевали круг субъектов, участвующих в правоотношении, источники формирования и образования правовых нормы, формы и характер судебной защиты.
Поэтому помимо норм публичного и частного права следует также различать исторические системы римского права. Важно понять, что исторические системы римского права и деление права на публичное и частное – это характеристика римского права, но только с разных аспектов.
Исторические системы римского права отражают его динамику и развитие, фиксируются на изменениях, которые сопровождали римское право на протяжении его многовековой истории. Деление на частное и публичное право характеризует содержание римского права, а также порядок восстановления и защиты нарушенных норм.
VI. Всего было три исторических системы римского права: квиритское право, преторское право и право народов.
А. Квиритское право (ius quiritum, юс квиритум) – это первая система римского права, его своеобразное ядро. Отличительными чертами квиритского права являлись следующие.
1. Строгий формализм: внимание обращалось на буквальное толкование и следование существующим нормам. Например:
Если кто-либо отыскивал вознаграждение за поврежденные виноградные лозы, называя их лозами, то отвечали, что он проиграл иск, так как должен был назвать лозы деревьями на том основании, что Закон XII таблиц, согласно которому давался иск по поводу срезанных лоз, говорит вообще о подрезанных деревьях (Gaius.IV.4).
Ввиду своего формального характера квиритское право еще известно как строгое право (ius strict! iuris, юс стрикти юрис).
2. Ограниченный круг субъектов правового регулирования. Участниками правоотношений являлись исключительно римские граждане – члены римской цивитас (общины). Поэтому еще одно название данной системы права – цивильное право (ius civile)[21].
3. Источниками квиритского права являлись обычаи, законы и постановления Сената.
В дословном переводе – гражданское право.
B. Преторское право (ius honorum – юс хонорум, ius praetorium – юс преториум) – вторая исторически сложившаяся система римского права, предметом правового регулирования которой являлись отношения, не урегулированные квиритским правом, или урегулированные, но исполнять их означало нарушать дух и суть права, т. е. поступать вопреки справедливости.
Основная причина появления преторского права – стремление устранить «несправедливости» квиритского права, возникающие вследствие его формального характера. Неслучайно преторское право характеризовали как «живой голос цивильного права» (D. 1.1.8). Согласно Папиниану:
Преторское право – это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы (D.1.1.7.1).
Поэтому субъектами преторского права по-прежнему были римские граждане.
Источником преторского права являлись преторские эдикты – распоряжения и указания претора (§ 37). Издавая их, претор был максимально свободен. Главное, чем он руководствовался, – это справедлива или нет действующая норма, как следствие, нужен эдикт или нет. Отсюда еще одно из названий преторского права – право доброй совести (ius bonae fidei – юс бонэ фидеи).
C. Право народов (ius gentium) – в некотором отношении правовой «близнец» преторского права. Его создателем также является претор и содержание мало отличается от собственно преторского права. Принципиальное отличие состоит в том, что его субъектами являются либо исключительно иностранцы, либо иностранцы и римские граждане.
Право народов устраняло одно из главных недостатков квиритского и преторского права: невозможность иностранцу предстать перед римским судом в гражданских спорах. С появлением права народов иностранцы получили возможность защищать свои законные права и интересы, живя в любом месте римского государства, а не только на родине.
VII. С появлением права народов римское право стало глобальным и окончательно утратило национальные ограничения. По сути дела именно с этого момента и начинается расцвет римского права и появление всего того, что придало ему всемирно-историческое значение.
Принципиально важно иметь в виду, что появление права народов и преторского права не «устранило» квиритское право. Все три правовые системы существовали параллельно и одновременно друг с другом (схема 1).
VIII. Существует еще одно значение права народов. Правом народов также называлось право, которое имели покоренные римлянами народы.
Данное право применялось только на территории покоренного народа. Однако римляне признавали не все «туземные» правовые системы, а только тех народов, которые добровольно присоединились к римлянам и являлись их союзниками. Жить по праву было привилегий, которую нужно было заслужить. Как, например, латины – верные союзники и помощники Рима.
СХЕМА 1. Исторические системы римского права
Римский гражданин, находящийся на территории народа (провинции), где существовало туземное право народов, не был субъектом его правового регулирования. Если он вступал в правоотношения с «туземцами», то все отношения регулировались римским правом народов. Субъектами же туземного права народов являлись только коренные жители, имевшие гражданство данной провинции (территории).
В данном значении туземное право народов аналогично римскому цивильному праву. Вот как об этом говорит Гай:
Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом, как бы собственным правом самого государства; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы (D.1.1.9).
IX. Особое место в системе права занимало естественное право – право, которому «природа научила все живое»:
Ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права (D.1.1.3).
I. Римское право в качестве действующей правовой системы просуществовало более 13 веков. Естественно за столь огромный временной период оно не могло оставаться неизменным. Изменялось римское государство – изменялось римское право. Подобно тому, как римская патриархальная община трансформировалось в мировую империю, римское право эволюционировало, реагируя на изменявшуюся реальность.
Поэтому римское право – разное. В его развитии можно выделить несколько периодов. Однако никогда в цивилистике не существовало единого мнения относительно основных периодов римского права, их названия, начала и окончания[22].
II. Периодизацию римского права часто отождествляют с периодизацией римской истории, «привязывая» основные исторические события к изменениям в праве.
Безусловно, исторические события – это фактор, который нельзя игнорировать. Но изменения в праве – всегда постфактум и всегда «запаздывают». Исторические изменения всегда предшествуют изменениям и преобразованиям в праве. Задача права – узаконить произошедшее, сформировать соответствующие процедуры и новую законность. При этом «хорошо», когда событие глобально и революционно: старые порядки отменяются и создаются новые, право их узаконивает. Все происходит синхронно. Однако это бывает крайне редко1.
Римская история в этом отношении уникальна. Исторические события – «на любой вкус», включая глобальные и революционные. Возьмем, к примеру, диктатуру Суллы (82–79 гг. до н. э.). Она изменила ход и направленность всей римской истории. Однако с точки зрения развития римского права не имела никакого значения. Сулла был диктатором – должностным лицом с неограниченными полномочиями. Все его действия в период диктатуры – абсолютно законы, как ни кощунственно это прозвучит. Поскольку статус диктатора давал ему полное право действовать, руководствуясь собственными усмотрениями и нарушая действующие законы.
III. Существует, таким образом, определенная трудность в выборе критериев периодизации: что взять за основу при выделении того или иного периода?
По нашему мнению, необходимо учитывать три группы факторов.
1. Круг субъектов правового регулирования. Право античной эпохи – и римское здесь не является исключением – имело ограниченный круг лиц, являющихся субъектами права. И речь идет не только о рабах, но и о свободных гражданах. Право было привилегией. Каждый народ имел собственное право, но не всегда ему даровали привилегию жить в соответствии с ним.
Поэтому, например, создание права народов означало кардинальное расширение субъектного состава римского права, переход его в иное качество.
2. Виды и содержание источников права (§ 9). В течение всей истории римского права механизмы и формы обретения правилами поведения юридической силы не были неизменными. Римляне были первым в истории народом, сформировавшим иерархичную систему источников права. Например, наделение преторов правом издавать распоряжения (эдикты преторов) привело к возникновению преторского права и права народов, что принципиально изменило всю систему права.
3. Формы судебной защиты нарушенных прав. Любое право имеет значение только тогда, когда его субъекты имеют эффективные средства защиты и восстановления нарушенных прав. [23]
Римляне, подобно другим народом, начали с самозащиты, но пошли дальше и сформировали систему судопроизводства, принципы которого являются основой современного гражданского и уголовного процессуального права.
IV. Основываясь на вышеназванных факторах, можно выделить четыре основных периода в развитии римского права:
1) архаический (древнейший) (VIII–IV вв. до н. э.);
2) предклассический (IV–I вв. до н. э.);
3) классический (I–II вв. н. э.);
4) постклассический, который целесообразно разделить на два подпериода (эпохи): а) доюстиниановский (II–IV вв. н. э.); b) юстиниановский, или кодификационный (IV–VI вв. н. э.).
Выделение в качестве самостоятельного периода отрезка времени с IV по V в. н. э. с правовой точки зрения выглядит достаточно искусственным, поскольку в то время имело место логическое завершение явлений и процессов в римском праве, возникших в предыдущие периоды. Более правильным будет выделение в рамках постклассического периода двух взаимосвязанных и самостоятельных эпох, поскольку кодификация Юстиниана стала не только завершением в развитии римского права, но и открыла новую эпоху в правовом развитии всего человечества.
Существование четырех периодов позволяет отразить принципиальные изменения в развитии римского права. Каждый период – это рубеж, который отделяет одну правовую эпоху от другой и характеризует появление нового качества.
I. Архаический период – это начальный, древнейший период истории римского права. Его начало – общепринятая дата основания Рима (754/753 г. до н. э.), являющаяся условной точкой отсчета возникновения римского государства и права; примерное окончание – середина IV в. до н. э. – учреждение и начало деятельности городского претора.
В архаический период римское государство представляло небольшой город с прилегающими к нему поселками. Население делилось на две категории: коренное (квириты) и «пришлое». «Пришлое» население не обладало никакими юридическими правами. Поэтому действующими нормами были охвачены отношения, субъектами которых являлись исключительно римские граждане – квириты. Отсюда и название права – квиритское право (ius quiritum), характеристику которого мы рассмотрели выше.
II. В Дигестах есть достаточно большой отрывок, автором которого является юрист Помпоний, в котором излагается «начало и развитие самого права» (D.1.2.2). Отрывок интересен именно тем, что демонстрирует римское восприятие происхождения права.
Согласно Помпонию, начало праву положили рексы (цари). Автором первых законов стал легендарный Ромул. Об этом также пишет Ливий: «Ромул собрал толпу на собрание и дал ей законы» (Liv.I.8.1). В начале VI до н. э. великий понтифик Секст Папирий собрал воедино все «распоряжения рексов». Данное собрание получило название «папириево цивильное право».