Примечания

1

В этом исследовании «характера и поведения художнических натур» авторы обсуждают также автопортрет Дольчи.

2

Тейлор Д. О людях и музыке.

3

По данным Американской симфонической лиги, в сезоне 1963/ 64 года Штраус занимает седьмое место среди «наиболее часто исполняемых композиторов»: Бетховена, Моцарта, Брамса, Чайковского, Вагнера, Баха. Принимались во внимание только концерты симфонической музыки. Если бы учитывались песни и оперы, Штраус мог бы занять более высокое место.

4

Письмо от 29 февраля 1884 года.

5

Письмо отцу от 24 января 1884 года.

6

Бюлов тоже часто заставлял часть оркестрантов играть стоя.

7

Так произошло в Мейнингене со Штраусом в 1886 году.

8

По нынешним ценам это приблизительно равняется жалованью в 5000 долларов.

9

Малер был на четыре года старше Штрауса, Мук – также на четыре, Мотль – на восемь, Никиш – на девять. Вейнгартнер и Шальк были на год старше. Артуро Тосканини был на три года младше, но этот выдающийся представитель дирижерского искусства до XX столетия в Германии не дирижировал.

10

Тейлор Э. Крушение династий.

11

На память приходят негодующие письма Верди во время Франко-прусской войны, как, например, письмо к Кларине Маффей от 30 сентября 1870 года: «…и этот король, который всегда говорит о Боге и Промысле Божьем, с помощью которого он разрушил лучшую часть Европы! Он считает, что ему дано изменить нравы и наказать порок современного мира!! Прямо вестник Божий!»

12

Тейлор Э. Крушение династий.

13

Письмо от 11 февраля 1884 года

14

Письмо от 31 января 1886 года.

15

Письмо от 2 февраля 1886 года.

16

Письмо от 17 октября 1890 года.

17

Письмо от 4 марта 1891 года

18

Письмо Вагнеру от 8 апреля 1869 года.

19

Письмо от 8 апреля 1869 года.

20

Цит. по кн.: Рихард Штраус. Документальные свидетельства о жизни и творчестве / Под ред. Ф. Треннера.

21

Дель Map H. Рихард Штраус: Критические заметки о жизни и творчестве. Т. 1.

22

Поскольку в Байрёйте оркестр из зала не виден, никто из присутствующих не заметил, что произошло.

23

Цит. по кн.: Стейнитцер М. Рихард Штраус.

24

Письмо от 22 февраля 1879 года.

25

Письмо отцу от 1 февраля 1884 года.

26

Письмо отцу от 12 декабря 1883 года.

27

Письмо отцу от 26 декабря 1883 года.

28

Штраус всю жизнь был азартным картежником и постоянно искал себе достойных партнеров для игры в скат. Во время гастролей часто играл в покер, но редко с большими ставками. Однако бридж, который вытеснил скат и стал излюбленной игрой в Германии, он так и не освоил. Штраус любил выигрывать. И как подозревает в своих воспоминаниях Пятигорский, Штраус часто приглашал его играть в скат не только потому, что он хорошо играл на виолончели, но и потому, что он плохо играл в карты.

29

Письмо от 10 января 1884 года.

30

Некоторые биографы утверждают, что Брейткопф и Хертель отказались издавать «Марш». Это явная ошибка. «Марш» был опубликован и до сих пор числится в каталогах Брейткопфа.

Загрузка...