Мы часто слышим с разных сторон, что в современной России нет – или не хватает – хороших законов. Другая распространенная версия: законы есть, но они не работают. Дескать, очень трудно по закону отстоять свои интересы, защитить собственность, отстоять справедливость.
Что ж, отчасти это так. Нормальный, системный законотворческий процесс в нашей стране фактически начался лишь полтора десятилетия назад, на руинах коммунистического государства, в котором представления о законности были весьма специфическими и зачастую далекими от цивилизованных. В то время как правовые системы Великобритании, Франции, США последовательно складывались на протяжении столетий.
Вместе с тем за минувшие 15 лет Россия в законотворческой сфере прошла большой путь. Сформированы полноценные системы законов в большинстве основных отраслей права. Эти законы нуждаются в совершенствовании, в принятии ряда дополнительных нормативных актов, которые обеспечивали бы их действенность, в упорядочении судебной практики, но говорить о «правовом вакууме», каковой действительно имел место в России в первой половине прошлого десятилетия, уже никак не приходится. В частности, в области собственности, имущественных прав, защиты собственника Россия располагает одним из самых стройных и совершенных законодательств в мире.
Теперь вернемся к вопросу: а работают ли в нашей стране законы? Да, как ни странно, работают. Но только там и тогда, когда мы, граждане, знаем законы и умеем ими пользоваться.
Закон не может функционировать сам по себе, в отрыве от человека и общества. Закон требует к себе уважения и, в первую очередь, полного знания законодательства, а также и правоприменительной практики.
Это относится, в частности, к законодательству о собственности. За последние годы мы стали свидетелями расцвета так называемого рейдерства – попыток завладеть чужой собственностью с применением изощренных юридических технологий. Рейдерство превратилось в самостоятельный вид бизнеса, приносящий зачастую многомиллиардные доходы.
Можно ли противостоять рейдерству? Конечно, можно. Для этого нужно, во-первых, в совершенстве владеть законодательством о собственности, во-вторых, уметь его применять, в-третьих, опираться на опыт эффективного отражения рейдерских атак, профессиональной юридической работы в этой сфере.
В своей работе мы подробно рассмотрели юридические и экономические составляющие понятия «рейдерство», выделили традиционные и нетрадиционные объекты возможных рейдерских захватов и сформулировали предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ.
Впрочем, у рейдерства есть и другой аспект – коррупционный. Многие рейдерские атаки в современной России не только не достигли бы успеха, но и не начинались бы без участия коррумпированных чиновников, в первую очередь, к сожалению, сотрудников правоохранительных органов.
Успешное противостояние рейдерству, особенно когда речь идет об отражении попыток захвата крупных и средних предприятий, требует умения проанализировать и раскрыть коррупционную цепочку, выявить незаконные интересы госслужащих, вовлеченных в рейдерскую деятельность, и призвать их к порядку с помощью судебной власти, а также вышестоящих инстанций власти исполнительной. Ответы на вопрос «как этого добиться?» можно найти, прочитав и проанализировав эту книгу.
Президент России Дмитрий Медведев назвал одной из важнейших стратегических задач российского государства и общества преодоление правового нигилизма. Что такое правовой нигилизм? Это не только пренебрежение к закону как таковому, но и незнание закона, которое, в свою очередь, порождает неверие гражданина в силу закона, возможности эффективной защиты своих прав и собственности в российском правовом поле.
Знать законодательство, понимать возможности, которое оно предоставляет каждому гражданину, – это первый необходимый шаг к победе права над бесправием. И мы будем рады, если этот учебно-методический курс не только поможет всем тем, кому необходима сегодня эффективная борьба с рейдерством, но и внесет свой вклад в повышение уровня правовой культуры в стране.