Россия готовится к грандиозной дате – 7 ноября – 100-летию Октябрьской революции 1917 г., которая навсегда останется одним из важнейших общемировых событий XX в. и временем коренного перелома в отечественной истории. Затронувший все сферы общественной жизни процесс до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Существует широкий спектр мнений об Октябрьской революции – от убежденности в том, что она явилась национальной катастрофой, приведшей к значительным жертвам и установлению тоталитарной системы, до признания ее попыткой построения социализма как демократического строя социальной справедливости.
Как сказал на открытии круглого стола в Музее современной истории России председатель Российского военно-исторического общества, министр культуры РФ Владимир Мединский: «Глядя на события почти столетней давности, мы не можем отрицать того факта, что сама попытка построения справедливого общества самым решающим образом не только изменила пути исторического развития России, но и оказала огромное влияние на народы всей планеты. При этом объективное изучение событий революции позволяет нам сегодня осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны».
О сложности и масштабности данного исторического события говорит даже такой штрих, как споры о его наименовании. Название «Великая Октябрьская социалистическая революция» (Октябрьская революция, Октябрьское вооруженное восстание, Великий Октябрь) утвердилось в советской официальной историографии к 30-м гг. XX в. В первое десятилетие после революции она официально именовалась Октябрьским переворотом, при этом данное название не несло в себе негативного смысла, а, напротив, подчеркивало грандиозность и необратимость «общественного переворота». Впоследствии слово «переворот» стало ассоциироваться с заговором и противоправной сменой власти, и термин был изъят из официальной пропаганды. Зато выражение «октябрьский переворот» или «большевистский переворот» стало активно употребляться, уже с негативным смыслом, в литературе, критической по отношению к советской власти: в эмигрантских и диссидентских кругах, а начиная с перестройки – и в России. В современной исторической науке предпринята попытка переосмысления революции 1917 г., и в русле этих новых взглядов, объединяющих в единое целое и Февральскую буржуазную революцию, и октябрьские события, появился термин «Великая российская революция» – еще одно обозначение для того события, которое большинство населения нашей страны все-таки знает как Великую Октябрьскую революцию.
Октябрьская революция – сложное, неоднозначное явление в жизни Российского государства, она была вызвана множеством проблем, назревших в стране и слишком долгое время не находивших решения. С 1914 по 1918 г. страна переживала Первую мировую войну, причиной которой была борьба за влияние в Европе и передел мировых рынков. Россия в этой войне была вынуждена занять оборонительную позицию, армия несла огромные человеческие потери и терпела постоянные поражения. Подавляющая масса населения очень тяжело переживала тяготы войны и жаждала заключения мира. Авторитет правительства и лично императора Николая II был крайне низок во всех слоях российского общества. Одновременно нарастали негативные факторы в экономике: дефицит сырья, транспорта, рабочей силы, рост цен и т. д.
Февральская революция 1917 г. стала событием, которое привело к превращению феодальной страны в буржуазное государство. Встреченная с огромным энтузиазмом, Февральская революция хоть и покончила в России с абсолютной монархией, однако очень скоро разочаровала «низовые» слои населения – армию, рабочих и крестьян, которые ожидали от нее завершения войны, передачи земли крестьянам, облегчения условий труда для рабочих и демократического устройства власти. Вместо этого Временное правительство продолжило войну, заверив западных союзников в верности своим обязательствам: летом 1917 г. началось масштабное наступление, закончившееся катастрофой. Временное правительство не могло решить накопившиеся проблемы общества (вопросы мира, земли и хлеба). Попытки провести земельную реформу и ввести 8-часовой рабочий день на фабриках блокировались. Самодержавие не было окончательно отменено – вопрос, быть России монархией или республикой, Временное правительство отложило до созыва Учредительного собрания. Усугубляла положение и нараставшая в стране анархия: дезертирство из армии приняло гигантские масштабы, в сельских местностях начались самовольные «переделы» земли, вспыхнули помещичьи усадьбы. Польша и Финляндия провозгласили независимость, в Киеве на власть претендовали национально настроенные сепаратисты, а в Сибири создано собственное автономное правительство.
На фоне этого заметно усилилось значение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые обещали дать народу то, что он так долго ждал, и ставших альтернативой органам Временного правительства. Советы начали формироваться еще во время революции 1905 г. Их поддерживали многочисленные фабричные и крестьянские комитеты, милиция и солдатские Советы. В отличие от Временного правительства они требовали немедленного прекращения войны и проведения реформ. Двоевластие в стране становится очевидным – генералы в лице А.М. Каледина и Л.Г. Корнилова настаивают на разгоне Советов, Временное правительство в июле 1917 г. проводит массовые аресты депутатов Петроградского Совета, и одновременно в Петрограде проходят демонстрации под лозунгом «Вся власть – Советам!».
К 1917 г. социалистические идеи были уже весьма популярны в самых различных слоях российского общества. Помимо этого в стране существовала партия, выступавшая за радикальные преобразования и готовая поднять массы на революцию. Это была партия большевиков с сильным, харизматичным вождем во главе – В.И. Лениным. В сложившихся обстоятельствах был взят курс на вооруженное восстание.
16 октября ЦК РСДРП(б) принял решение о подготовке восстания. Для координации действий повстанцев был создан Петроградский военно-революционный комитет. В состав ВРК входило несколько десятков человек: большевиков, левых эсеров и анархистов. На командующие должности в воинских частях были назначены комиссары. 18 октября Петроградский гарнизон заявил о неподчинении Временному правительству, а 21 октября совещание представителей полков признало Петроградский Совет единственной законной властью. 24 октября отряды ВРК заняли ключевые пункты в городе: вокзалы, мосты, банки, телеграфы, типографии и электростанции. В Неву вошла большевистская эскадра во главе с крейсером «Аврора». На стороне большевиков, штаб которых находился в Смольном институте, был полный перевес сил. Временное правительство готовилось к этому восстанию, но произошедший в ночь на 25 октября переворот явился для него полной неожиданностью. Вместо ожидаемых массовых демонстраций полков гарнизона отряды рабочей Красной гвардии и матросов Балтийского флота просто взяли под свой контроль город, без единого выстрела поставив точку в двоевластии в России.
К утру 25 октября Временное правительство оказалось изолировано в Зимнем дворце, окруженном отрядами рабочей гвардии и революционных матросов. Одновременно ВРК выпустил воззвание «К гражданам России», сообщавшее, что Временное правительство низложено, а государственная власть перешла к Военно-революционному комитету. С этого момента (25 октября, 10:00) Петроградский ВРК фактически стал высшей властью в стране и оставался ею вплоть до 5 часов утра 26 октября, когда высшей властью объявил себя II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера «Аврора» подал сигнал к штурму дворца, и в 1 час 35 минут 26 октября Временное правительство было арестовано.
Вечером 25 октября в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В обращении съезда «К рабочим, солдатам и крестьянам!» сообщалось, что Временное правительство низложено и новая советская власть доведет страну до созыва Учредительного собрания, проведя также назревшие преобразования и меры: демократический мир всем народам; безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; рабочий контроль над производством; обеспечение всем нациям, населяющим Россию, подлинного права на самоопределение. Съезд также принял Декрет о мире, предлагавший всем воюющим странам приступить к переговорам о заключении всеобщего демократического мира, и Декрет о земле, согласно которому помещичья земля подлежала передаче крестьянам, а все недра, леса и воды национализировались.
Были образованы органы власти, которые должны были управлять страной до созыва Учредительного собрания: Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). В состав ВЦИК вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 социал-демократов интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист – всего 101 человек. Председателем ВЦИК стал Л.Б. Каменев. В Совнарком вошли только представители РСДРП(б), он состоял из 15 человек во главе с В.И. Лениным.
В течение первых месяцев после революции Совнарком принял такие основополагающие законы, как декрет «О восьмичасовом рабочем дне», Декларацию прав народов России (которая провозгласила равенство и суверенность всех народов страны, отмену национальных и религиозных привилегий и ограничений) и декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», провозгласивший юридическое равенство всех граждан России, и др.
Октябрьская революция была сразу поддержана в Центральном промышленном районе, где местные Советы рабочих депутатов уже фактически установили свою власть, в Прибалтике и Белоруссии советская власть утвердилась в октябре – ноябре 1917 г., а в Центрально-Черноземном районе, Поволжье и Сибири процесс признания советской власти затянулся до конца января 1918 г.
Поскольку в 1918 г. Советская Россия перешла на новый григорианский календарь, годовщина восстания в Петрограде приходилась на 7 ноября. Но революция уже ассоциировалась именно с октябрем, что и нашло отражение в ее названии. Официальным праздником этот день стал в 1918 г., а начиная с 1927 г. праздничными стали два дня – 7 и 8 ноября. Каждый год в этот день на Красной площади в Москве и во всех городах СССР проходили демонстрации и военные парады. Последний военный парад на Красной площади Москвы в ознаменование годовщины Октябрьской революции прошел в 1990 г. В праздничном календаре современной России эта дата является памятной.
Проблема сохранения памяти о таком грандиозном историческом событии, а также его изучении сразу встал перед молодым Советским государством. Уже в 1917–1918 гг. выходят первые работы деятелей революции (большевиков, меньшевиков, эсеров)[1], в которых закладывалась будущая советская историографическая традиция освещения Октября. Революция стала объектом изучения историков.
В августе 1920 г. при Госиздате РСФСР была создана Комиссия по истории партии. 21 сентября 1920 г. Совнаркомом было принято постановление «Об учреждении комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП». По предложению М.С. Ольминского комиссия получила сокращенное название Ист-парт. Первоначально Истпарт находился при Наркомпросе, в декабре 1921 г. он перешел в ЦК РКП(б) на правах отдела. Возглавляла Истпарт коллегия (с 1924 г. – совет). Повседневное руководство его работой осуществлял Президиум: председатель (М.С. Ольминский), его заместитель (М.Н. Покровский) и секретарь (В.В. Адоратский). Истпарт состоял из двух подкомиссий: по истории Октябрьской революции (руководитель М.Н. Покровский) и по истории партии (руководитель В.И. Невский). Первоначально в Истпарт входило 9 человек, назначаемых СНК, впоследствии его состав был значительно расширен. Истпарту предоставлялось право организовать местные бюро на территории РСФСР и всех союзных республик. В крупнейших городах, в союзных республиках и областях в 1920-х гг. существовали местные бюро Истпарта, в чьи обязанности входило собирание и изучение материалов по истории Октябрьской революции на данной территории и истории местной парторганизации.
Работа Истпарта велась по трем направлениям: архивнособирательское, научно-исследовательское и публикаторское, пропагандистское. Сбор и систематизация источников (архивов, воспоминаний, анкет) были важнейшими задачами, предпосылкой для обеспечения дальнейших научных исследований. Поиск и выявление документов революционной истории приобрели беспрецедентно широкие масштабы.
Другим ресурсом создания Источниковой базы Истпарта служил массовый сбор воспоминаний, анкет и личных документов (включая фотографии) ветеранов революции и Гражданской войны, подпольщиков, красногвардейцев и партизан. Вплоть до 1932 г. в этом направлении велась активная работа, собирались и документировались живые свидетельства участников и очевидцев событий, записывались подробности, отсутствующие в официальных документах. В результате как в центре, так и на местах была создана огромная база источников личного происхождения. В 1930-х гг. сбор воспоминаний и других личных документов продолжался, но данное направление уже не считалось приоритетным. Многие рукописи участников событий стали недоступны: в них упоминались фамилии репрессированных, а описание фактов и мнение авторов могли входить в противоречие с официальной историографией.
В 1920-х гг. основным направлением в научной работе стала подготовка двух юбилеев: 20-летия первой русской революции 1905 г. (1925) и 10-летия Октябрьской революции (1927). В 1923–1930 гг. коллективом Истпарта было задумано и осуществлено издание хроники «Революция 1917 года: (хроника событий)». Было выпущено 6 томов. Автором идеи и составителем первых двух томов был Николай Николаевич Авдеев (1879–1926) – активный деятель российского революционного движения, историк и педагог. После его скоропостижной кончины в 1926 г. работу над хроникой продолжили В. Владимирова[2], К. Рябинский и И.Н. Любимов.
В качестве своей первоочередной задачи авторы-составители видели необходимость собрать и систематизировать более-менее подробный, полный и исторически достоверный материал о событиях революционного 1917 г., избегая при этом авторской субъективной оценки. Предполагалось, что данное издание будет служить в качестве учебного пособия для высших и средних учебных заведений Советской России. При составлении хроники авторами было привлечено и переработано огромное количество документального материала: периодических изданий (центральных и местных газет), архивных документов, воспоминаний участников событий.
Многие из этих материалов уже утрачены за давностью времени и вследствие той непростой истории, что выпала на долю нашей страны в XX в., поэтому и сама хроника уже может быть отнесена к историческим источникам. Именно этим и обусловлено переиздание пятого тома «Революция 1917 года (Хроника событий)» под редакцией К. Рябинского, непосредственно посвященного событиям октября 1917 г. в Петрограде, Москве и других городах и областях Российской империи.
Данной публикацией мы хотели как ознаменовать юбилейную дату одного из самых значимых, грандиозных и переломных событий в истории нашей страны, так и предложить читателю ознакомиться с хроникой тех событий, собранной непосредственными их участниками и еще относительно свободной от последующих идеологических наслоений.
Для удобства читателей текст хроник дополнен небольшими биографическими справками на наиболее выдающихся деятелей российского революционного движения и членов Временного правительства, текстовыми примечаниями, а также списком сокращений.