Знаете, это довольно трудно – писать о RAF.
В сущности, по тем материалам, которые представлены в этой книге, надо писать монографию. Но мы ограничимся для начала этой заметкой.
Итак, эта книга рассказывает о деятельности «поздней» РАФ, то есть после 1977 года, после «немецкой осени» и гибели почти всего (кроме Ирмгард Мёллер) первого поколения этой организации.
Информации на эту тему немного. Почти всё, что собрано в этой книге, рассказывает о деятельности до 1985 года. После этого, после разгрома уже второго поколения во главе с Карлом и Монхаупт, – информация об организации становится всё более фрагментарной.
Какие же источники мы объединили в этом издании?
Их несколько.
Во-первых, это отличная книга «Огонь и пламя», написанная одним из участников автономистского движения 1980‑х годов и изданная под псевдонимом. Мы пользовались её англоязычным изданием.
Главный недостаток этой книги в том, что она не о РАФ, но косвенно затрагивает тему связей третьего и четвёртого поколений этой организации с немецкими автономами и субкультурой сквоттеров.
Разумеется, тут содержатся лишь выдержки из этой книги.
Далее это мемуары Инге Фитт – одной из немногих сохранивших до последних дней своей жизни активность и желание писать активисток РАФ. Её написанные на прекрасном немецком языке мемуары приведены здесь лишь с небольшими сокращениями.
Они, в частности, раскрывают сложную тему Сотрудничества РАФ с властями ГДР и проливают свет на многие неизвестные до этого русскому читателю события из истории организации, а также на некоторые внутренние дискуссии.
Далее следует отметить мемуары Маргрит Шиллер. Мы использовали их англоязычное издание, так как немецкое успело стать библиографической редкостью. Они куда менее информативны, но всё же весьма оригинальны и заслуживают внимания.
Надо сказать, вышедшие в Германии и США двухтомники «The Red Army Faction: a documentary history» и «Früchte des Zorns» весьма информативны.
В первом из них собраны различные коммюнике и прочие документы РАФ до 1984 года. Во втором содержатся заявления и документы Революционных ячеек и Rote Zora до начала 1990‑х годов.
Тем не менее, в настоящий момент мы считаем перевод этой книги не вполне целесообразным, так как в отсутствии контекста российский читатель попросту не поймёт многих из этих документов (а их немало).
Изначально мы хотели включить в книгу также воспоминания Биргит Хёгельфельд, а также так называемые «Материалы внутренней дискусии», инициированной Хёгельфельд в 1992 году.
Суть этого мероприятия состояла с следующем: с разрешения тюремной администрации (которого испрашивали долго), пленным рафовцам разрешили поговорить друг с другом и с некоторыми товарищами с воли под запись. Всего таких разговоров было более 60. В ходе этих дискуссий, продолжавшихся с 1992 до 1994 года, удалось обсудить много важных тем. Материалы этих внутренних споров издавались не раз. Они представляют собой труд знаменитой, почти утерянной сейчас немецкой учёности, во многом продолжают идеи Франкфуртской школы и даже сейчас обладают фундаментальным, стратегическим значением для всех левых.
По этой причине мы и не включили эти материалы сюда: столь важный труд заслуживает отдельного издания.
По этой же причине мы не публикуем здесь воспоминания Биргит Хёгельфельд.
О чем же может узнать читатель из публикуемых здесь материалов? Какую научную новизну они содержат?
Во-первых, данные материалы развеивают целый ряд мифов, связанных с деятельностью РАФ. Притом мифов как очернительских, так и героических, созданных леваками.
Рафовцы в своих мемуарах бухают, употребляют наркотики, воруют в магазинах. Многие из них откровенно манкируют своими революционными обязанностями. Это совсем не похоже на сусальные образы из статей Александра Тарасова и других подобных восхвалителей РАФ.
Тем не менее, в рафовцах из этой книги нет ничего общего и с лубочными злодеями со страниц шпрингеровской прессы.
Во-вторых, книга впервые на русском языке проливает свет на такую сложную и «мутную» тему, как сотрудничество властей ГДР и РАФ. Тарасов и ему подобные долгие годы старались отрицать наличие такого сотрудничества.
Тем не менее, оно было. И рафовцы сами нам об этом рассказывают.
Наконец, в-третьих, данная книга показывает историю немецкой городской герильи под новым углом: не как монументальное повествование о великих героях, а как бытовую и очень личную историю некоторых молодых людей, выбравших однажды (не всегда даже вполне сознательно) очень необычный жизненный путь.
Пожалуй, на этом всё.
Приятного вам чтения.