Прокимен глас 8-й из общей службы святых апостолов.
Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян. 5, 15).
На это указывает Никифор Каллист Ксанфопул (1350–1362), известнейший церковный историк Византии, греческий монах Софийского монастыря в Константинополе, в своей «Истории Церкви», кн. 8, гл. 10. Его «церковная история» до нас дошла только 18-и книгах и доведена была им только до 610 г. Переведен этот труд на русский язык (по всей вероятности, с латинского оригинала) только в самом кон. XVII в. Палладием Роговым.
«Зилот» и «ревнитель» – подобозначащие слова; «зилот» есть греческий перевод еврейского слова «кананит» (от «кана» – ревность). Существует предположение, по которому Симон Зилот до призвания в апостолы был членом секты зилотов – ревнителей отечественной веры, обращавших особенное внимание на соблюдение обрядовых предписаний закона Моисеева – Прим. сет. Димитрия Ростовского.
Симон Зилот скончался мученическою смертью в Абхазии и погребен в городе Никопсии, лежавшем около Джигетии. В некоторых изданиях (Иоанн Бухарев, «Жития всех Святых». М.: 1900) сказано, что «…апостол был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но это ложное мнение. Мощи святого апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии под спудом в храме его имени». На месте кончины святого была построена церковь, возобновленная в 1875 г. усердием одного из Великих Князей.
Журнал «К свету», 1997, № 16. С. 4–5.
Некоторые (держатся этого мнения блаж. Иероним, Феодорит и Августин) считают что Симон был сын Клеопы, брата святого Иосифа и Марии сестры Богоматери, и следовательно являлся племянником Пресвятой Девы и двоюродным братом Иисусу Христу. Однако это менее вероятно.
«Если же в Евангелиях упоминается о братьях Иисуса Христа (Мф. 12, 46–47. Ин. 2, 12. 7, 3, 5 и др.) и они называются даже по именам (Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф. 13, 33. Мк. 6, 3)): то были они не родные, а названые братья Его – дети Иосифа обручнника от первого его брака (Григ. Б., Епиф., Кирил. Александр., Иларий, Евсевий, Феофил. и др.) (сноска приведена по книге еп. Михаила (Лузина) Евангелие от Матфея с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. Минск: Харвест, 2000. С. 41).
Варсава (Иосия, Иуст) – св. апостол от 70-и, епископ Елевферопольский, сщмч. Был вместе с Матфием, кандидатом на место отпадшего апостола Иуды Искариотского (Деян. 1, 23). Ап. Павел упоминает его в Послании к Колоссянам как Иуста (Кол. 4, 11). Память его 12 ноября (30 октября ст. ст.).
Сыном св. Иосифа Обручника был по Преданию Церкви Иаков, брат Господень по плоти, апостол от 70-и, первый еп. Иерусалимский, сщмч. (ок. 63 г.). Память его 5 ноября (23 октября ст. ст.) и в нед. по Р. Х.
Из писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к необозначенному лицу.
Все цитаты приведены по Синодальному русскому переводу.