В декабре 2018 года я стала участницей мастер-класса практического психолога Донецкого медицинского колледжа, специалиста высшей квалификационной категории Надежды Викторовны Минаевой. Причину истощения ресурсов мастер увидела в утрате человеком интереса к своему внутреннему состоянию, когда фокус внимания направлен вовне, на реализацию задач, преодоление вызовов действительности без потребности в их осознании и осознанной деятельности. Маркером утраты «живой» связи с собой и действительностью служит наступление в жизни периодов, когда человек чувствует себя разбитым, потерянным, с набором разных негативных чувств и отсутствием понимания, для чего все эти события случаются в жизни, какой урок несут в себе и что важно понять, чтобы сдвинуться с этой точки.
Сразу хочется оговориться, что нашим эмоциональным, душевным состоянием и действиями управляют когниции – схемы / информационные фильтры, через которые «здесь и сейчас» человек воспринимает реальность. Они рождаются из опыта прошлых лет (образов прошлого, воспоминаний наставлений родителей, детских травм), мыслей о будущем и, определяя наше поведение, гнездятся на одном из трех уровней мышления – произвольном, автоматическом или глубинном. Работа с когнициями и воплощение в поведении новых, исправленных когниций и составляет сущность когнитивно-поведенческого подхода к консультативной и терапевтической деятельности (представление о нем можно получить, например, из конспекта лекции врача-нарколога В. Г. Клешни «Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии» [2].
В начале занятия мастер озвучил цель: научиться распознавать различные сигналы тела, чтобы своевременно выявить внутренний конфликт и обрести внутреннюю целостность через разрешение этого конфликта и установление более тесной связи со своим внутренним «Я».
Структура занятия включала:
1) знакомство присутствующих с результатами исследования слова «целостность»;
2) определение «Я» методами мозгового штурма и интроспекции;
3) анализ четырех экзистенциальных пространств бытия с целью диагностики наличия проблемы;
4) работу с «теневой» стороной личности в упражнении «„Я“ и „не-Я“».
Что же такое целостность и каким образом она выступает источником ресурсов? В начале занятия были представлены интересные результаты исследования значения слова «целостность» в словарях и задан вопрос: «Какой наиболее подходящий синоним к слову „целостность“? Что думаете?»
Среди синонимов к слову «целостность» в одних словарях оказалось исконно славянское слово «целовать» – желать оставаться быть целым и невредимым, в других – слова «целить» или «исцелять», то есть наполнять здоровьем, жизненной силой, живостью, не позволять порчу, изъян. Слово «целовать» является однокоренным со словом «целить».
Мастер пояснила, что результаты исследования привели ее в смятение, так как поцелуй как физический акт она связывала с получением приятных ощущений от соприкосновения губами. Каково же значение других слов в этом определении? «Желать» – импульс, посыл, толчок вовне, чтобы что-то произошло. «Оставаться» – пребывать длительно в каком-либо состоянии.
Слово «быть» отражает жизнь, бытие. «Целый» происходит от «цельный», «целостный» – исполненный жизни, здоровья, живости! Слово «вред» – это изъян, ущерб, порча, частица «не» передает отрицание. Таким образом, оказалось, что «целовать» – это давать другому посыл, свою частичку, ауру, наделять его частью своей жизненной силы, чтобы длительнее оставался живым! Отдавая частичку себя, своей силы, человек получает приятные ощущения.
Стало быть, человеческому естеству свойственно делать других более сильными и счастливыми с приятностью для себя. Так родилось у мастера понимание того, почему родители, не осознавая этого, обцеловывают младенца и почему любящие не могут долго обходиться без поцелуев: человек становится сильнее и счастливее рядом с тем, кого целует!
Энергию, а значит и целостность, человек утрачивает:
– при сопротивлении миру и жизни таковой, какая она есть;
– в проявлениях состояния неудовлетворенности самой жизнью, при поддержке и «переваривании» чужого негатива, вместо отсечения его;
– при вовлечении в конфликт с другими людьми, сопровождающийся потоком мыслей, создающим в голове «словомешалку»;
– всевозможные реальные и нереальные страхи вместо доверия себя миру;
– при удержании, запрете на проявление и сокрытии от окружающих своих негативных чувств и эмоций (злости, обиды, зависти), а иногда и позитивных;
– при фрустрации и игнорировании своих потребностей, внутреннем отказе в их удовлетворении, действиях в ущерб своим интересам;
– нет принятия себя, своего тела и внешности, родителей, социального статуса.
Отношения с окружающими, близкими людьми отражают возможное нарушение внутренней целостности через те эмоциональные реакции, которые возникают при общении и взаимодействии с ними. В православной традиции восстановление целостности достигается через покаяние и прощение: прощая других и принимая их несовершенство, мы прощаем себя и принимаем собственное несовершенство – как проявление той поврежденной человеческой природы, которая является ее конститутивным расстройством, возникшим в результате грехопадения первых людей. Сильная эмоция, сильная ответная реакция на поведение другого лишь указывают на схожее качество, присущее самому человеку. Просто мы не замечаем или отказываемся замечать это. Люди – «добрые Ангелы», «духовные тренажеры» очень «красиво» отзеркаливают нам подавленные части нас самих. Пример увеличительного зеркала – ребенок, демонстрирующий подавленные негативные эмоции родителей (например, те, которые мама, считающая, что она должна испытывать исключительно «позитивные» эмоции, скрывает).
Одним из способов восстановления целостности выступает развитие наблюдательности и способности замечать утраченное качество в других, а затем признавать его наличие у себя вместе с ответственностью за его неразвитость – осознанное вытеснение. Один из ответов на вопрос «Кто есть Бог» звучит так: «Бытие и Сознание одновременно». Умение находиться в состоянии диссоциации и занимать позицию наблюдателя, обращать взор во внутренний мир, будучи включенным в проживание какой-либо ситуации – это и есть ключ к поиску ответа на вопрос: «Кто я на самом деле?».
Первое упражнение направлено на диагностику внутренней структуры бытия методом интроспекции. Интроспекция или самонаблюдение (от лат. introspecto – смотрю внутрь) – метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов. Он направлен на структурирование сознания через углубленное познание человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний и размышлений.
Участники получили листы бумаги и инструкцию ведущего: «Представьте, что лист бумаги – это пространство вашей жизни. На листе бумаги в любом месте, где захочется, расположите себя в виде буквы «Я». А затем в произвольной форме расположите существительные, отвечающие на вопрос «Кто Я?», «Кем или чем себя ОСОЗНАЮ, ЧУВСТВУЮ в своей жизни или мире, в котором живу?» Работа выполняется участниками в течение 5—7 минут под релаксирующую музыку. Важно отыскать и записать как можно больше имен существительных, отражающих идентичность человека.
Размер и расположение «Я» на листе позволяет определить самооценку, положение в центре или на обочине жизни, фокус смещен в прошлое или в будущее, взгляд на мир сверху или снизу.
Затем следует этап анализа в привязке к четырем пространствам бытия: физическому, социальному, персональному и духовному. Существительные, указывают, гармонично ли человек проживает свою жизнь во всех четырех сферах или зациклен на чем-то, зависим от одного из них, каких опор не хватает.