Введение

Данная книга посвящена исследованию, в рамках которого приводится обоснование серьезной необходимости ввести новые стандарты функционирования в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства. На сегодняшний день требования к повышению качества жизни и потребительских стандартов, увеличение интеллектуализации социальной сферы и широкое распространение инновационных технологий не находят своего адекватного отражения в сфере услуг ЖКХ России. Неудивительно, что растет разрыв между уровнем современных потребностей россиян в сфере ЖКХ и степенью их удовлетворения.

Несмотря на то что сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства России занимает по значимости и объему одно из ведущих мест в экономике социальной сферы, ее реформирование в последние двадцать лет происходит неэффективно, сохраняются застарелые недостатки. Структура предложения услуг в ЖКХ не отвечает уровню современных требований. Неадекватные механизмы хозяйствования, диспропорции в количестве и качестве услуг по достижению передового уровня развития отрасли, нерациональность и несбалансированность функционирования и другие факторы стали характерными чертами современной сферы услуг ЖКХ России.

По оценкам экспертов, в ближайшее время вряд ли удастся решить такие задачи, как развитие новых эффективных организационных форм и структур управления в отрасли, а также улучшение качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) при одновременном снижении нерациональных затрат. Между тем они предусмотрены Концепцией социально-экономического развития до 2020 г. и ФЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы». Таким образом, очевидна необходимость научного обоснования решения намеченных проблем развития отрасли.

Хотя проблемам преобразования ЖКХ посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных авторов, а проблематика реформирования представлена в материалах заседаний Государственного совета, круглых столов и парламентских слушаний обеих палат Федерального Собрания, проведенный автором и представленный в настоящей книге анализ показывает, что проблема реструктуризации сферы жилищно-коммунальных услуг требует дальнейших научных исследований.

В данной книге автор выявляет приоритеты государственного регулирования реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства. Отправной точкой исследования служат работы отечественных и зарубежных ученых по экономике и теории управления, а также по вопросам реструктуризации сферы жилищно-коммунальных услуг.

В данной книге автор уточняет теоретико-методологические основы реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства. Реструктуризация в широком смысле представляет собой регулируемые изменения пропорций рассматриваемого объекта с целью их оптимизации для достижения намеченных результатов. Соответственно, под реструктуризацией сферы услуг ЖКХ в данной книге понимается комплекс (система) действий по изменению пропорций производства и потребления услуг ЖКХ, структуры объекта, субъекта, форм и методов деятельности в данной отрасли.

В экономически развитых странах (Западной Европы и др.) реструктуризация сферы услуг ЖКХ связана с преобразованием структуры ее производственных активов (материальных и нематериальных) и собственно услуг. Результатом реструктуризации производства услуг ЖКХ становится увеличение доли науки, высоких технологий, электроники, робототехники, воспроизводимых источников энергии в общем объеме производства услуг ЖКХ (так, в 2010 г. использование возобновляемых источников энергии составило более трети всей производимой энергии).

Осуществленные в России меры по реструктуризации сферы производства услуг ЖКХ, например, путем создания управляющих компаний и товариществ собственников жилья не принесли существенных результатов. Структура основных фондов, расходов, тарифов, компенсаций не отвечает современным требованиям. Прежние приоритеты: ликвидация дотационности, сокращение расходов на поддержание и развитие производства сферы услуг ЖКХ и др. – не обеспечивают необходимого развития отрасли.

Новые приоритеты государственного регулирования реструктуризации сферы услуг ЖКХ должны быть тесно связаны с формированием современной структуры спроса на них и их предложения, с ростом числа новых идей, проектов, изобретений, с изменением структуры производителей, производства, активов, затрат (например, широкое внедрение современных парогазовых установок, локальных котельных, работающих на основе торфа, и др.).

В качестве важного механизма реструктуризации ЖКХ автором предлагается формирование кластеров как ключевого элемента хозяйствования, консолидации его научно-технического и кадрового потенциалов, усиление в нем конкуренции, стимулирование инновационной деятельности и масштабное технологическое обновление.

Для развития учета и статистики в сфере ЖКХ автор предлагает и обосновывает создание независимых аналитических центров мониторинга жилищно-коммунальных услуг на территории муниципальных образований на базе Общества защиты прав потребителей. Софинансирование работы таких центров может осуществляться за счет фонда содействия реформированию ЖКХ, средств Общества защиты прав потребителей и регионального бюджета. Основными функциями таких центров должны быть анализ состояния сферы услуг, ее отдельных видов в режиме реального времени и доведение соответствующей информации до широких слоев населения; введение вневедомственной статистики по производству и потреблению конкретных видов услуг как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Дальнейшие направления для исследований автор видит в развитии теории и практики реструктуризации сферы услуг ЖКХ. Основные положения и выводы данного исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций в субъектах Российской Федерации в целях развития сферы услуг ЖКХ, повышения экономической устойчивости функционирования предприятий данной отрасли, а также применяться местными органами управления для координации развития рынка жилищно-коммунальных услуг.

Теоретические выводы и рекомендации, приведенные в данной книге, могут быть использованы органами власти различных уровней при разработке путей реструктуризации сферы услуг ЖКХ, выработке стратегии и планов развития предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, составлении методических рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования сферы ЖКУ в рыночных условиях. Кроме того, материалы данной книги будут полезны при разработке учебных программ, в процессе преподавания ряда экономических дисциплин и специальных курсов, а также в целях повышения квалификации муниципальных служащих.

Загрузка...