Предисловие

Русь и Гималаи

Россия и Восток были излюбленными темами творчества Н. К. Рериха, как художественного, так и литературного. Сам живописец признавался: «Повсюду сочетались две темы – Русь и Гималаи». Даже проведя за границей много лет, великий художник не забыл родину, не перестал любить и верить в ее высокое предназначение. Мысли о культуре, исторической судьбе, искусстве, духовных традициях и высшем предназначении России он воплотил во многих своих картинах и очерках. Полотна Рериха запечатлели разные образы – как далекого прошлого, так и прекрасного грядущего.

Тема Древней Руси появляется на холстах Рериха в самом начале его творческого пути и в дальнейшем сопровождает его везде, где бы он ни был – в России, Европе, Америке или Индии. Множество исторических сюжетов из жизни древних славян: гонец, темной ночью плывущий в лодке к древнеславянскому городку, княжеский выезд на охоту, сбор дани, постройка города, битвы с захватчиками, культовые языческие ритуалы, архитектурные памятники и многое другое – составили целую галерею правдивых и жизненных образов Древней Руси, своеобразную ее историю в красках.

Важно отметить, что на полотнах художника отразилась не только видимая сторона жизни страны, но и другая, глубоко духовная, имеющая отношение уже не столько к историческому, сколько к метаисторическому бытию[1].

Святая Русь, как символ, как идеал и прошлого, и будущего, тоже занимает важное место в живописи Рериха. И не только в ней – идея избранничества России как страны, облеченной великой духовной миссией, неоднократно возникает в его литературно-философском творчестве и работах супруги-единомышленницы, Е. И. Рерих. Ставшие общеизвестными слова художника «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия»[2] посвящены как раз сакральной стране – Мессии грядущих времен.

Взгляды Николая и Елены Рерих на историческое и культурное развитие России во многом близки евразийству[3], но все же имеют вполне оригинальное происхождение и совершенно особое содержание. Не будет преувеличением сказать, что у Рерихов был собственный вариант «русской идеи»[4], общий смысл которой отразился в том числе и в живописном наследии. Ее источником были взгляды не только самих Рерихов, но и их духовного наставника, индийского философа Махатмы Мориа или Учителя М. Как известно, к сотрудничеству с общиной индийских философов-отшельников, называемой на Западе Белым Братством, а в Тибете – Шамбалой, супружескую чету привел интерес к богатейшим духовным традициям Индии. Одним из важнейших результатов стала передача Рерихам от Учителя М. нового философского учения – Агни-Йоги, или Живой Этики. Судя по текстам Агни-Йоги и по дневниковым записям, на основе которых Еленой Рерих затем составлялись книги, представления супругов об историческом предназначении России во многом были обусловлены взглядами Махатмы Мориа.

Россия и Россазия

Учитель Мориа считал Россию страной, которой в будущем предстоит роль духовного лидера всей планеты. В дневниках Рерихов записано много его высказываний, например:


«…Русские должны идти во главе человечества»[5];

«Укажи на духовное значение будущей России»[6].

Россию будущего духовный Учитель Рерихов называл «Новой страной» и «Лучшей страной» – фактически речь шла об идеальном государстве, которое будет создано в реально существующей стране. Во время одной из бесед Махатма М. сказал супругам: «Когда будете писать о России, называйте ее Новая страна»[7]. Ее духовная сущность была кратко, но красноречиво обозначена в Его[8] сообщениях: «Как видишь Мою Страну? Местом, от которого ведут начало все новые действия, как бы магнитным центром. Или средоточием достоинств Земли и мостом к свету»[9].

Еще одна интересная идея наставника относительно будущего России касалась ее взаимоотношений со странами Востока. Махатма М. предсказывал, что она станет ядром или идейным центром международного союза, в который войдут некоторые из азиатских государств.

Речь здесь, конечно, шла не о возникновении нового геополитического образования, не об изменении границ, а именно о союзе дружественных стран, способствующем их дальнейшей культурно-экономической интеграции.

Сначала, в 1920-е годы, Учитель М. называл это объединение Союзом Востока, а впоследствии – Российской Азией, или Россазией.

О взаимосвязях России и стран Востока Махатма говорил: «Знаменую и свидетельствую: Россия явит единение народов, щит Мой над нею»[10]. «Сердце планеты бьется в Азии. Счастлива русская страна принадлежать к этой части света. Спешно созидается новый общий дом. На пользу Новой России идет работа на Востоке. Никогда не покинем русский народ. Новые прекрасные души сходят на землю. Надо им открыть глаза. Как легко они поглотят пищу духовную. Радостно помочь им»[11].

Почему Махатма и Рерихи были уверены в том, что именно России предстоит сыграть столь масштабную роль в истории стран Азии и в будущей эволюции всего мира? В их взглядах можно выделить три узловых момента.

Во-первых, Рерихи не раз подчеркивали, что Россия, в силу своего географического положения, является наследницей лучших культурных накоплений и Запада, и Востока и обладает богатыми духовными традициями.

Во-вторых, Учитель М. и Рерихи высоко оценивали духовно-нравственный потенциал русского народа, свойственное ему стремление к познанию и самосовершенствованию, а также героизм и мужество, проявленные во время событий второй мировой войны. Эти обстоятельства нашли яркое отражение в живописи Н. К. Рериха и его литературном наследии.

Третья причина, по которой Махатма считал Россию будущим духовным лидером мира, была связана с теорией о цикличности общепланетной эволюции и астрологической обусловленности эволюционных процессов в мире.

Рассмотрим теперь данные пункты более подробно.

Россия и синтез культур

Тот факт, что срединное географическое положение России между Западом и Востоком обусловило синтетичность и многообразие ее культуры, Н. К. Рерих неоднократно подчеркивал в своих статьях по истории русского искусства.

Художника неслучайно так интересовали вопросы переселения народов: он был уверен в существовании древнейших, доисторических связей и общих корней России с Востоком.

В одном из очерков Николай Константинович писал: «Вы знаете, что великая равнина России и Сибири после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов. Изучая памятники переселений, вы понимаете величие этих истинно космических переселений. Из глубин Азии по русским равнинам прошло несметное количество племен и кланов. И, пробившись до Океана, эти странники, завершая свой путь через века, снова обернулись к России. И снова принесли ей обновленные формы своей жизни. Если в России можете сейчас насчитать до 300 различных наречий, то сколько же языков уже вымерших оживляло ее безбрежные степи. После общечеловеческого иероглифа каменного века мы в последующие эпохи встречаем в недрах русской земли наслоения самые неожиданные; сопоставление этих неожиданностей помогает нам разобраться в лике русской действительной жизни. <…>

В остатках скифов, в степях юга вас поразят претворения вещей классического, эллинского мира. В Верхнем Поволжье и по берегам Днепра вы будете изумлены проблемой сочетания прекрасного романского стиля с остатками Византии. А в византийских остатках вы почувствуете колыбель Востока, Персии и Индостана. Вы чуете, как хитрые арабские купцы плыли по рекам русским, широко разнося сказку всего Востока до берегов Китая. Вы знаете, как навстречу им по тем же водным путям викинги несли красоту романеска, напитавшего одно из лучших времен Европы. И вы верите, что дворцы первых князей Киевских могли равняться по великолепию и по красоте с прославленной палатой Рогеров в Палермо.

С XII века Русь окутана игом монгольским. Но и в несчастье Русь учится новой сказке. Учится песне победного кочевого Востока. В блеске татарских мечей Русь украшает орнамент свой новыми, чудесными знаками. И высятся главы храмов. И все время идет внутренняя духовная работа. И Святой Сергий кончает татарское иго, благословив последнюю битву. В русских иконах мы видим перевоплощение итальянского примитива и азиатской миниатюры. Но эти элементы поглощаются творчеством народным и дают свое новое целое. Дают русскую икону, перед которой склоняется весь мир»[12].

Аналогичных взглядов придерживалась и супруга живописца, Е. И. Рерих, литературно-философское наследие которой до сих пор крайне малоизучено.

В одном из ее писем есть интересное рассуждение о богатстве культурных традиций России (связанных с древнейшей историей праславян, практически неизвестной современной науке), обусловивших особую психологию русского народа: «Психология русского народа представляет собой необычный синтез, связывающий психологию Запада и Востока. Мы настолько же азиаты, как и европейцы. Россия является конгломератом всех национальностей. Только подумать, какие племена проходили через ее необъятные степи и населяли их! К нашей основной крови храбрых алланов или роксалланов (как тогда назывались славяне) добавилась кровь тюркских племен, а также скандинавских. <…> Я горжусь, как и мадам Блаватская, что мы принадлежим Азии – континенту чудес и великого героизма»[13].

Рериха явно привлекал синтез художественных традиций различных стран и народов. Подобную тенденцию он отмечал и в древнерусском религиозном искусстве: «Немало и других летописных и писательских показаний говорит нам о высоком благолепии храмов древней Руси, в которых так замечательно претворились наследия Византии, романского стиля и всего Севера»[14].

Идея близости русской культуры лучшим традициям и Запада, и Востока в той или иной форме отразилась в живописном творчестве Н. К. Рериха.

Картины «Заморские гости» (1901 г.), «Иноземные гости» (1901 г.), «Три варяга приближаются» (1906 г.) напоминают зрителям о влиянии скандинавской культуры на Древнюю Русь. Неслучайно задуманную им первую серию полотен на исторические темы – «Начало Руси. Славяне» – художник вначале хотел назвать «Славяне и варяги». Тему влияния искусства и культуры «стран полночных» на древних славян Рерих раскрывал и в научно-популярных очерках уже как историк.

Еще более яркое выражение в его творчестве нашло предположение о близости России к Востоку. Как уже говорилось, Николай Константинович был убежден в единстве корней России и Индии, находя доказательства этому во многом: в языке, менталитете, обрядах, духовно-нравственных традициях обоих народов и особенно – в искусстве.

Об интересе художника к Востоку старший сын Рерихов, Юрий Николаевич, непревзойденный востоковед-энциклопедист, писал: «Азия, Восток всегда привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Его интересовали общие корни славянства и индоиранцев, восточные истоки Древней Руси, красочный кочевой мир наших степей. И в художественном творчестве, и в научных исканиях художника Север, Русь с Великим Новгородом (ведь именно Рерих был зачинателем раскопок Новгородского кремля) неизменно сочетались с Востоком, с кочевым миром Внутренней Азии, с миром древнеиндийской культуры и мысли. Этим двум основным устремлениям художественного творчества и своего научного интереса Николай Константинович оставался верен всю свою творческую жизнь. Эти основные интересы его творчества навсегда остались как бы путеводными огнями на его пути художника и ученого»[15].

Живописец уже в молодости считал, что русская и индийская культура имеют много общего. Идея близости восточной и древнерусской культур и духовных традиций своеобразно отразилась в его полотнах. Легендарный пастушок на картинах «Кришна-Лель (Святой пастырь)» (1932 г.) и «Кришна-Лель» (1935–1936 гг.) явно символизирует славянского Леля, он одет в древнерусские одежды. Но названия обеих картин – «Кришна-Лель» – подчеркивают общность любимых фольклорных образов России и Индии. «Вспомнили Великого Кришну, благого пастуха, и невольно сравнили с древним образом славянского Леля, тоже пастуха, сходного во всем с индусским прототипом»[16], – писал Рерих в одном из эссе.

Восточные (в частности, византийские) мотивы отмечены искусствоведами во многих произведениях художника, созданных еще в российский период его творчества.

Это «Сокровище ангелов» (1905 г.), роспись храма Святого Духа в Талашкине (1911–1914 гг.), выполненная в 1914 году серия панно для интерьера моленной комнаты на вилле Л. С. Лившица в Ницце и многие другие работы.

На картине «Святогор» (1938 г.) лицо легендарного богатыря имеет еле уловимые азиатские черты; он изображен на коне среди высоких гор, напоминающих Гималаи (которые в Индии считаются священными). Облик русской богатырши на полотне «Настасья Микулична» (1938 г.) также напоминает о восточных красавицах, да и ее воинское облачение похоже на доспехи азиатских ратников. Все эти детали свидетельствуют о том, что художник придавал особое значение идее духовной и культурной близости России к странам Востока.

Рерих не просто любил и родину, и Восток – он сумел использовать лучшие традиции их искусства в своем творчестве. Синтез разных стилей стал одной из характерных черт его живописи. Многие искусствоведы отмечали, что художник часто сочетал в различных работах элементы древнерусской иконописной школы, византийских фресок и мозаик, готики, индийской фресковой живописи, арабских миниатюр, тибетской иконографии и прочих традиций искусства народов всего мира.

Герои и подвижники

Как уже говорилось, вторым фактором, предопределившим особую роль России в духовном развитии всего мира, является колоссальный нравственный потенциал русского народа, выразившийся и в его способностях к самопожертвованию, и в поисках путей к духовному самосовершенствованию, столь ярко отразившихся в русской литературе, философии, музыке, живописи.

Учитель Рерихов не раз подчеркивал нравственную силу народа, особенно ярко проявлявшуюся во время наиболее трагических периодов его истории.

Так было и в древние времена, во время противостояния Золотой Орде, и в эпоху, близкую нашему времени: во время революции, гражданской войны и первой в мире попытки построения социализма как справедливого социального строя.

В одной из бесед Махатма М. говорил Рерихам: «Укажу, почему обратился Я к России. Надо знать, что превосходство Азии является космическим течением, но надо было избрать средство показать мощь новую. Проверим характер русский и придем к очевидности, что лишь буйная голова русская не закружится от блеска горнего. Суеверие финское и лень тюркская не затупили клинок духа. Под соломой крыши светит смекалка руки непреклонной. Кому же иному можно дать плуг нового мира? Подожду с радостью, пока кипит котел дерзновений. Катится водопад, указанный предвечно. Считаем часы, когда поспеют сужденные колосья. Кто же, кроме Моей России, может сказать: “Чтобы рос мир, пусть меня не будет”. Истинно, отказавшийся будет венчанным. Может быть, кто-нибудь в течение жизни Земли назовет подвиг подобный? Нигде не помню»[17]. Махатма М. не раз называл Россию «Моей страной», тем самым указывая ее значение для будущего: «…Россия – Моя Страна, ибо России выпал жребий, ибо Россия отдала больше всех, даже имя свое»[18].

Тема народного героизма была очень близка Николаю Константиновичу. За свою жизнь художник создал множество картин с образами героев русского и мирового фольклора. Персонажам русских былин, богатырям, были посвящены самые ранние полотна – «Вечер богатырства Киевского» и «Утро богатырства Киевского» (1895–1986 гг.). В дальнейшем русские воины-герои, защитники отечества не раз появляются на холстах живописца.

Героизм русского народа нашел особенно яркое отражение в его работах, созданных в годы Великой Отечественной войны. На картинах Рериха в это тяжелейшее для страны время «воскресали» исторические персонажи – богатырь Редедя, Александр Невский, князь Игорь, – как бы напоминая воинам-защитникам славные боевые традиции их предков.

Помимо героизма и самоотверженности народа России, живописец в своем творчестве подчеркивал и его духовность, стремление к поискам истины, к подвижничеству и самосовершенствованию. Это качество русской души также нашло отражение в живописи Рериха со времен его становления как художника. Русским святым посвящено множество самых проникновенных полотен мастера. Борис и Глеб, Прокопий Праведный, Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель, Меркурий Смоленский, Сергий Радонежский, которого особенно почитала вся семья Рерихов, и многие другие светочи православия запечатлены на многих его картинах. Помимо них, героями полотен Николая Константиновича были и безвестные священнослужители, запечатленные в повседневных трудах и заботах, например в таких работах, как «Святой остров», «Святое озеро», «Святые гости» и другие. Этим же неизвестным святым художник посвятил серию из шести картин «Санкта» («Святые»), написанных им в 1922 году. Они показывают нам Святую Русь в живых образах ее подвижников.

Веление звезд

В сообщениях Махатмы М. говорится, что в избранничестве России для особой духовной миссии в будущем сыграл роль еще один фактор, геокосмический, связанный с цикличностью эволюции планеты (о которой речь пойдет позже) и с воздействием светил на Землю и населяющие ее народы.

В системе древних знаний Востока немаловажное место занимают астрологические представления о воздействии небесных тел на течение эволюционных процессов в разных странах мира. Махатма М. считал, что в будущую эпоху звезды будут особенно благоприятствовать развитию России и достижению ею культурного расцвета, что обусловит и ее высокую роль в дальнейшей эволюции всего человечества. Возможно, именно этот фактор имела в виду Е. И. Рерих, когда писала: «Покровительство Сил Света и знак благоденствия стоят над нашей страной. Знаем, что все события послужат лишь на пользу ее, потому радость живет в сердцах наших. Новая Россия находится под знаком Водолея, созвездия Новой Эпохи»[19].

Впоследствии идея зависимости ускоренного прогресса отдельных стран и народов от астрологических факторов была выражена и в записях духовного ученика Рерихов, Бориса Абрамова: «События надвигаются, как океанская волна. Они вызываются гигантским приливом Космических энергий. И человеческий организм – приемник этих энергий – на них реагирует явно. Может ли человек, дитя звезд, собиратель кристаллизованных отложений звездных лучей в течение бесчисленных тысячелетий, не реагировать на то, из чего соткано его звездное тело, на то, чем созидается он и что поглощает его организм постоянно? А тело Света его – разве оно от Земли? Что от Земли – в землю отыдет, но небесный человек – к звездам. Его родина – Космическое пространство, царство Лучей, царство звездных вибраций. Узоры эволюции планеты рисуются звездными Лучами и определяются ими. Где Вавилон, где Египет, где древняя Эллада, где другие, когда-то насыщенные жизнью центры культуры и цивилизации? Возникнув, горели, магнитно вращая около себя народы, потом угасали, чтобы снова вспыхнуть где-то, но уже в месте другом. Центр средоточия культуры на определенное время, период или эпоху определяется сочетанием звездных лучей. И велению звезд подчиняются люди.

Ныне сила этих Лучей направлена в Страну Новую, новый очаг культуры. И, повинуясь решению Космической Воли, мощно расцветает Страна.

Ей суждено великое будущее, ей суждено стать ведущей и первой из лучших. Ведущею будет во всех областях: науке, искусстве, литературе, философии, религии и в сфере прикладных знаний, изобретений и усовершенствований механических. Она и догонит, и перегонит, но ее никому не догнать, ибо Ведущий – Владыка. За материальным расцветом и подъемом последует духовный. Склонятся народы перед Светом ее. Мы Видим и Знаем это сияющее будущее. Стремительно пойдет продвижение в него. Отдельные люди – не препятствие решению Владык, и сложности условий – не задержка. Задержка быть может в одном: в готовности сердца и сознаний. Они должны соответствовать величию Плана»[20].

В письмах последователям Елена Рерих утверждала, что судьба родины в итоге повлияет на судьбы всего мира: «Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать. Россия проходит великое испытание, и урок свой она выучит раньше многих других»[21].

Но при этом Рерихи также считали, что для того, чтобы Россия действительно сумела стать Новой страной, сознание русского народа должно возрасти, подняться на более высокую духовно-нравственную ступень. Как утверждала Елена Ивановна, «конечно, потенциал русской души велик, но сейчас потенциал этот в большинстве случаев еще глубоко захоронен. Пока что нам приходится чаще сталкиваться с проявлениями невежества и со страшным самоедством, этим первым доказательством низкого уровня сознания, лишенного всякого синтетического вмещения. Несомненно, что в Иване Стотысячном имеются большие задатки, но если к сроку он не пробудит их в себе, то можно будет вообще поставить крест на спасении нашей расы, и ковчег нового Ноя за ненадобностью будет отставлен»[22].

Остается лишь добавить, что удивительное по своей оригинальности и глубине философское мировоззрение Рерихов отразилось и в философском содержании живописи Николая Константиновича, в том числе в его картинах, посвященных России…

Загрузка...