Renoir, Jean. Renoir, My Father, 2001.
Ibid. N.p. [P. v].
* Даты и места, приведенные в квадратных скобках, восстановлены на основании содержания письма или выведены на основании сходства письма с другими. В большинстве примечаний использованы сокращения, полные библиографические данные по соответствующим источникам приведены в библиографии. Если источник упоминается только один раз, данные по нему приведены полностью, при этом в библиографию он не включен. Что касается имен: во времена Ренуара художников принято было называть по фамилии, – например, друзья, а впоследствии жена и сыновья называли Пьер-Огюста Ренуара Ренуаром. Так же обращались к Моне, Сезанну и пр. Художниц тоже называли по фамилии, но с обращением, например мадемуазель Моризо или мадемуазель Кассатт. Обычных женщин, не художниц (например, жену Ренуара), называли по имени – Алина или Габриэль.
Ibid. N.p. [P. xii – xiii].
См.: Глава 1; Gélineau. Jeanne, fille d’Auguste Renoir. P. 223–227; другие его публикации см. в Библиографии.
Соответственно: White. An Analysis of Renoir’s Development from 1877 to 1887; Impressionism in Perspective; Renoir: His Life, Art, and Letters; Impressionists Side by Side; Renoir et Jean, 1894–1919; Renoir’s Trip to Italy; The Bathers of 1887 and Renoir’s Anti-Impressionism и др.
Dauberville; Dauberville. Renoir: catalogue raisonné des tableaux, pastels, dessins et aquarelles; далее Dauberville.
Например, мою книгу «Ренуар: его жизнь, искусство и письма» приобрели 1254 библиотеки в 18 странах Северной Америки, Европы, Ближнего Востока, Австралии и Дальнего Востока.
Apollinaire. Dans petits pots… // Paris-Journal, 23 July 1914 // Apollinaire on Art. P. 425.
Многие из этих писем были опубликованы в 1984 г. в: Cassatt. Cassatt and Her Circle: Selected Letters.
Например, Музей писем и рукописей в Париже.
Писсарро – сыну Люсьену, Эраньи, 23 февраля 1887 // Pissarro. Correspondance de Camille Pissarro. Vol. 2. P. 131.
Не опубликовано; Ренуар – Ганья, Кань, 24 марта 1907, частное собрание.
Мадам Бланш – доктору Бланшу, Дьепп, ок. 20 июля 1881 // Blanche. La Pêche aux souvenirs. P. 444–445.
Ренуар – Жанне Трео, Бурбон-ле-Бэн, без даты [август 1908] // Gélineau. Jeanne Tréhot, la fille cachée de Pierre Auguste Renoir. P. 49–50, 52–53.
См.: White. Renoir et Jean, 1894–1919.
Ренуар – Андре, Кань, 2 января 1910 // White. Renoir. P. 245.
Не опубликовано; Ренуар – художнику [Конже?], без места, 1 февраля 1896 // Los Angeles, Getty Research Institute.
Гитри, Саша. Документальная съемка Ренуара за работой, 1915: www.youtube.com/watch?v=qHOeN7HXj3k, accessed 1 December 2016.
Не опубликовано; Андре – Дюран-Рюэлю, Кань, 24 декабря 1917 // Paris, Archives Durand-Ruel.
Тео ван Рейссельберге – жене, Ницца, 21 августа 1918 // Paris, Librairie Les Argonautes, letter no. 134.
Не опубликовано; Ривьер – Ренуару, Париж, 21 декабря 1913, частное собрание.
Herbert. Renoir’s Writings on the Decorative Arts. P. 20.
Renoir. L’Art decoratif et contemporain.
Renoir. La Societe des Irregularistes; см. также: Herbert. Renoir’s Writings on the Decorative Arts. P. 19.
Renoir. Lettre d’Auguste Renoir à Henry Mottez; см. также: Herbert. Renoir’s Writings on the Decorative Arts. P. 47.
Herbert. Renoir’s Writings on the Decorative Arts. P. 49.
См., например: Renoir, Jean. Renoir My Father. Рassim.
См.: Herbert. Renoir’s Writings on the Decorative Arts. P. xi-xii; вопрос обсуждается в книге повсеместно. Между первой моей книгой о Ренуаре (1984) и этой (2017) моя точка зрения поменялась, я более не считаю, что Ренуара можно называть антисемитом.
Bailey. Renoir’s Portraits. P. 106.
Women’s Suffrage, http://teacher.scholastic.com/activities/suffrage/history.htm, accessed 1 December 2016.
Manet. Growing Up with the Impressionists. 14 September 1898. P. 145.
См.: White. Impressionists Side by Side. Morisot and Renoir. P. 212–257.
Ренуар – Дюран-Рюэлю, без места [Эстак], без даты [26 февраля 1882] // Venturi. Les Archives de l’impressionnisme. Vol. 1. P. 122.
White. Impressionists Side by Side. P. 217.
Ренуар – [Филиппу Бюрти], Кань, апрель 1888 // White. Renoir: His Life, Art, and Letters. P. 202.
См.: Herbert. Renoir’s Writings on the Decorative Arts. P. xii-xiii.
Групповой портрет «Сорок три художника в мастерской Глейра» // Bailey. Renoir’s Portraits. P. 88–89. Pl. 1. Ренуар, в профиль, стоит справа, в четвертом ряду сверху, третьим слева.
Kropmanns. Renoir’s Friendships // Renoir: Between Bohemia and Bourgeoisie. P. 242.
Renoir. Ecrits et propos sur l’art. P. 271.
Эдмон Мэтр. Цит. по: Бланш – отцу, доктору Бланшу, Дьепп, август 1882 // Blanche. Pêche aux souvenirs. P. 441.
Hugon. Les Aïeux de Renoir et sa maison natale. P. 454.
Разные варианты написания фамилии – Renouard, Reynouard и Renoir – обнаруживаются в договорах на аренду жилья, школьных документах и письмах друзей до того момента, когда, достигнув пятидесятилетнего возраста, художник прославился. См.: Мадам Бланш – доктору Бланшу, Дьепп, 18 сентября 1879 // Blanche. La Pêche aux souvenirs. P. 440–441 (там фамилия написана как «Renouard»).
Портрет отца Ренуара см.: Dauberville. Vol. 1. Pl. 531. Пьер Ренуар продал этот портрет Воллару в 1917 г. за 12 тысяч франков. Портрет Леонара см.: Hugon. Les Aieux de Renoir. P. 454.
Портрет матери Ренуара см.: Dauberville. Vol. 1. Pl. 324.
Портрет Пьера-Анри см.: Ibid. Pl. 533. Ренуар писал Мари-Элизу в 1866 г. (Ibid. Pl. 426). Лиза, как и мать, стала портнихой. В 1864 году она вышла замуж за Шарля Лерэ, художника, разрабатывавшего рисунки для вышивальной канвы, а брат его был живописцем и в 1844–1879 гг. выставлялся на Салоне; см.: Patry. Renoir’s Early Career: From Artisan to Painter. P. 55–56. Ни одного портрета Виктора не известно. Он, как и отец, стал портным и женился на Эжени Малле, портнихе. Как и многие французские портные, некоторое время работал в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о рождении см.: Hugon. Les Aïeux de Renoir. P. 454.
Анна Ренье, мать его отца, осталась в Лиможе с другими детьми и скончалась 23 апреля 1857 г.
Patry. Renoir’s Early Career. P. 55. В 1841 г. население Парижа составляло 935 261 человек.
О Тампль-де-л’Оратуар см.: McDonald Parker R. Topographical Chronology // Bailey. Renoir Landscapes, 1865–1883. P. 269. О рю Библиотек см.: Bailey. Renoir’s Portraits. P. 104.
Renoir, Jean. Renoir. 1962. P. 147; 1981. P. 160.
Барон Жорж-Эжен Осман (1809–1891) получил от Наполеона III задание превратить Париж в современный город. Начатые им реформы продолжались с 1852 г. до конца века. Впоследствии, в своих статьях об искусстве, Ренуар отрицательно отзывался об этом новом Париже, который, по его мнению, создали машины, а не ремесленники. См.: Herbert. Renoir’s Writings on the Decorative Arts. P. 1–4.
Архивная запись, цит. по: Bailey. Renoir’s Portraits. P. 272. N. 7.
Средний дневной заработок парижского портного около 1850 г. составлял 3,6 франка, на 20 сантимов меньше, чем у парижского рабочего. См.: Patry. Renoir’s Early Career. P. 55.
«Свидетельства [Жана] Ренуара сохраняют свою ценность, в частности и его намек на то, что его тетя Бланш, о которой художник высказывался с такой симпатией, была еврейкой» (Bailey. Renoir’s Portraits. P. 106). См. также: Bailey. Renoir’s Portrait of his Sister-in-Law. P. 686.
Английское издание: Manthey, Stephanie. Chronology // Renoir: Between Bohemia and Bourgeoisie. P. 276. [Renoir, Pierre-Henri]. Collection complete de chiffres et monogrammes, 1863, designed and engraved by H. Renoir, pupil of S. Daniel, engraver, 58 rue Neuve St-Augustin // Paris, Bibliotheque Nationale de France, Departement des Estampes et de la Photographie; Patry. Renoir’s Early Career. P. 72. Fig. 14.
Bailey. Renoir’s Portraits. P. 272. N. 7, 12.
Patry. Renoir’s Early Career. P. 57.
Ibid. P. 56. Чтобы дать некоторое представление о сравнительной ценности франков и долларов во времена Ренуара: в 1850 г. 1 франк равнялся 3,23 доллара (в долларах на 2013 г.), в 1860-м – 2,54 доллара, в 1900-м – 3,03 доллара, в 1910-м – 3,44 доллара, в 1914-м – 2,82 доллара, а в 1920-м – 0,82 доллара.
Ibid. P. 57.
Лувр приобрел картины Ватто, Фрагонара и Буше в 1849, 1852 и 1855 гг. (Manthey. Chronology. P. 276).
Patry. Renoir’s Early Career. P. 58; про две вазочки см.: P. 72. Fig. 15.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 654. Один из рисунков 1858 г. находился в собрании племянника Ренуара Эдмона Ренуара-младшего.
Patry. Renoir’s Early Career. P. 58; об одном из подсвечников и рисунков см.: Ibid. Fig. 17–20.
Ibid. P. 61. См. также: Didot-Bottin. Annuaire-Almanach du commerce, 1859.
Bailey. Renoir’s Portraits. P. 91; Parker. Topographical Chronology. P. 269.
Manthey. Chronology. P. 276.
«Гектор и Парис», собрание Эдмона Ренуара-младшего. См.: Paris, Musee d’Orsay, Documentation; «Венера и Амур». Dauberville. Vol. 1. Pl. 584; «Гомер и пастухи», 54,6 × 21,5 см // Ibid. Pl. 655; «Вакханалия», 21,5 × 29,2 см // Paris, Musee d’Orsay, Documentation.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 226, 246.
Renoir, Edmond. Cinquieme Exposition de «La Vie Moderne». P. 335.
Le Coeur. Edmond Renoir, Pierre Auguste Renoir. P. 22. N. 5.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 324.
Parker. Topographical Chronology. P. 269.
Bailey. Renoir’s Portraits. P. 88. Поступив в Школу изящных искусств, Ренуар указал в качестве домашнего адреса дом 29 по пляс Дофин, в Первом округе, – дом своего друга Лапорта (Parker. Topographical Chronology). P. 269.
О реакции преподавателей мы знаем только со слов самого Ренуара; Moncade. Le Peintre Renoir et le Salon d’Automne. Воспроизведено в: Renoir. Ecrits, entretiens et lettres. P. 9–10.
Parker. Topographical Chronology. P. 269.
Ренуар, записано в дневнике Жак-Феликса Шнерба, 30 лет, 27 июня 1909 г. Цит. по: Renoir. Ecrits et propos sur I’art. P. 237.
Ренуар – Дюран-Рюэлю, без места [Алжир], без даты [март 1882] // Correspondance de Renoir et Durand-Ruel. Vol. 1. P. 11. (Редактор Каролина Дюран-Рюэль-Годфруа датирует это письмо мартом 1881-го, но, судя по содержанию, март 1882-го представляется более правдоподобным.)
Салон 1863 – работы отклонены; 1864 и 1865 – приняты. В 1866 г. одна работа принята, одна отклонена, но принятую Ренуар снял сам еще до начала выставки. 1867 – отклонено; 1868, 1869, 1870 – принято; 1872 – отклонено; 1873 – принято, в том же году – участие в Салоне отверженных. Кроме того, Ренуар выставлялся на Салонах 1878, 1879, 1881 и 1890 гг.
Moncade. Le Peintre Renoir. P. 9.
Gurley. Renoir a beaucoup puisé chez Manet. P. 132–139.
White. Renoir: His Life, Art, and Letters. P. 32.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 283; Zola, Emile. L’Evenement illustré, 24 May 1868 // Venturi. Archives de l’Iimpressionnisme. Vol. 2. P. 276.
White. Renoir: His Life, Art, and Letters. P. 26–28.
Мане – Вольфу, 19 марта [1877] // Wilson-Bareau. Manet par lui-même. P. 181.
Ренуар – Мане, Капри, 28 декабря 1881 // White. Renoir’s Trip to Italy. P. 348.
Не опубликовано; Мане – Ренуару, 30 декабря 1881, частное собрание.
Bailey. Renoir’s Portraits. P. 5.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 526, 451 соответственно.
Ibid. Pl. 525, 524 соответственно. На момент смерти Сислея портрет находился в его мастерской и был унаследован его дочерью. Уильям Сислей был торговцем предметами роскоши.
Bailey. Renoir’s Portraits. P. 267. Fig. 104; сравнение с картиной: P. 93.
Ренуар, цит. по: Manet, Julie. Journal. P. 134.
Ренуар – Базилю, Порт-Майо, июль 1865 // Renoir. Ecrits, entretiens et lettres. P. 112.
Базиль – родителям, без места, без даты // Poulain. Bazille et ses amis. P. 101.
Записка отца Базиля // Michel, François-Bernard. Bazille, 1841–1870: Reflexions sur la peinture. Paris, 1992. Цит. по: Kropmanns. Renoir’s Friendships. P. 249. N. 19.
Не опубликовано; Ренуар – Базилю, без места, без даты, частное собрание.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 283.
Базиль – родителям, без места [Париж], весна 1867 // Marandel and Daulte. Frederic Bazille and Early Impressionism. P. 175. N. 63.
Базиль – родителям, без места [Париж], без даты [февраль 1867] // Poulain. Bazille et ses amis. P. 114.
Ренуар, цит. по: Pach. Pierre-Auguste Renoir. P. 614.
Claude Monet parle de Renoir // Bulletin de la vie artistique. 1 January 1920. P. 87.
Girard. Renoir et Albert André, une amitie. P. 53.
О Моне и Ренуаре см.: White. Impressionists Side by Side. P. 56–105.
Моне – Писсарро, Аржантёй, 12 сентября 1873 // Wildenstein. Claude Monet: biographie et catalogue raisonné. Vol. 1. P. 429.
Моне – Базилю, Сен-Мишель, 9 августа 1869 // Ibid. P. 426.
Ренуар – Базилю, Лувесьен, без даты [сентябрь 1869] // Poulain. Bazille et ses amis. P. 155.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 113–116.
Моне – Базилю, без места [Сен-Мишель], 25 сентября 1869 // Wildenstein. Monet: biographie. Vol. 1. P. 427.
О том, как Моне и Ренуар работали вместе, а также о портретах Моне кисти Ренуара см.: White. Impressionists Side by Side. P. 60–105.
Le Coeur, Charles. P. 26.
Ibid. P. 196–197.
Жюль ле Кёр – матери, без места, 24 августа 1863 // Ibid. P. 217. N. 7.
Огюст Росселен (1841–1916); Ibid. P. 225.
Ibid. P. 206.
Мари ле Кёр-Фуке – Фернану Фуке, без места, 22 марта 1865 // Ibid. P. 31. N. 6.
Parker. Topographical Chronology. P. 270.
Мари ле Кёр – неизвестному лицу, без места, 29 марта 1866 // Cahiers d’aujourd’hui (January 1921), n.p.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 21, 22, 49, 284, 311.
Фернан Фуке – Фелиси ле Кёр, без места, 1 апреля 1866 // Charles Le Coeur. P. 26.
Жюль ле Кёр – матери, без места, без даты // Cooper. Renoir, Lise and the Le Coeur Family. P. 164.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 78.
Cooper. Renoir, Lise and the Le Coeur Family. P. 172. Pl. 20.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 560, 346, 532, 491, 492 561, 514 соответственно. Портрет жены Шарля и бюст Шарля см.: Daulte. Auguste Renoir: catalogue raisonné. Pl. 63, 100.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 675, 676.
Patry. Renoir’s Early Career. P. 75. Pl. 24.
Parker. Topographical Chronology. P. 273.
Ibid. P. 270.
Мари Фуке – неизвестному лицу, без места, 19 марта 1866 // Cahiers d’aujourd’hui (January 1921), n.p.
См. фотографию Жюля ле Кёра (1865) в: Bailey. Renoir’s Portraits. P. 270. Fig. 107.
См. картину Ренуара «Жюль ле Кёр прогуливает собак в лесу Фонтенбло» (1866) в: Dauberville. Vol. 1. Pl. 78.
Поскольку 8 декабря 1864 года Жюль ле Кёр написал письмо Матье Трео, возможно, он познакомился с сестрами Трео в 1864 г.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 395, 673.
Ibid. Pl. 396, 413, 286. Примерно через два года их одиннадцатилетний брат Луи-Феликс Трео позировал для «Мальчика с кошкой» (1868–1869): Ibid. Pl. 559.
Ibid. Pl. 578, 283, 410, 293, 596, 576 соответственно. «Лиза с зонтиком» и «Летом. Цыганка» были приняты на Салон через год после их создания. Все остальные картины были поданы на Салон в год создания.
Ibid. Pl. 256.
Ренуар – Базилю, без места, без даты [сентябрь или октябрь 1869] // Poulain. Bazille et ses amis. P. 155.
Bailey. Renoir’s Portraits. P. 104.
Ibid. P. 17.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 257.
Ренуар – Базилю, без места, ок. октября 1869 // Poulain. Bazille et ses amis. P. 155.
Daulte. Frederic Bazille. Pl. 46, 44, 45, 50, 55 соответственно.
Dauberville. Vol. 1. Pl. 593.
Bailey. Renoir’s Portraits. P. 92. Мари Лескуэзек была также флористкой.
Моне женился на Камилле в 1870 г.; Сислей на Мари – только в 1897-м. Другие их друзья-художники поступили схожим образом: Сезанн признал Поля Сезанна-младшего в 1872 г. и женился на Гортензии Фике в 1886-м; Писсарро признал Люсьена Писсарро в 1863-м и женился на Жюли Веллэ в 1870-м. А вот Берта Моризо, напротив, вышла замуж за Эжена Мане в 1874-м, а дочь Жюли родила только четыре года спустя.
Le Coeur. Le Peintre, son premier modèle et ses premiers amateurs. P. 204.
Ренуар – Базилю, Виль-д’Аврей, конец августа 1868 // Poulain. Bazille et ses amis. P. 153–154.
Bailey. Renoir’s Portraits. P. 103.
Gélineau. Jeanne, fille d’Auguste Renoir. P. 223–227.
Le Coeur. Renoir au temps de la boheme. P. 81–82.
Le Coeur. Le Peintre, son premier modèle. P. 204. Она также назвала вымышленное место жительства – Фонтенбло.
Le Coeur. Renoir au temps de la bohème. P. 83 – о признании Клеманс 4 декабря 1878. Франсуаза умерла в доме своей матери в 1894 г.
Le Coeur. Le Peintre, son premier modèle. P. 205.
Внуки Лизы Трео вспоминают, что звали тетушку Клеманс «тетей ле Кёр» // Ibid. P. 223. N. 147.
Le Coeur. Renoir au temps de la bohème. P. 82.
См. прекрасную работу: Fuchs. Abandoned Children.
Le Coeur. Renoir au temps de la bohème. P. 83.
Базиль – Мэтру, без места [Мерик], 2 августа 1870 // Gélineau. Jeanne Tréhot, la fille cachée. P. 18.
Le Coeur. Renoir au temps de la bohème. P. 82, 83 соответственно.
Gélineau. Jeanne Tréhot, la fille cachée. P. 19.
Ibid. P. 21.
Fuchs. Abandoned Children. P. 196.
Ренуар – Жанне Трео, Бурбон-ле-Бэн, без даты, август 1908 (воспроизведено в: Gélineau. Jeanne Tréhot, la fille cachée. P. 52–53).
Ален Ренуар в личном общении с автором; он также сказал, что и Жану Слейду, сыну натурщицы Ренуара Габриэль, ничего не было известно про Жанну.
Камиль Писсарро – сыну Люсьену, Эрайни, 23 февраля 1887 // Pissarro. Correspondance de Camille Pissarro.Vol. 2. P. 131.
Бакалейная лавка Бланше находилась на углу рю Раме и рю Кюстин, рядом с рю Коланкур и рю Жирардон, где, по совпадению, Ренуар будет жить двадцать лет спустя.
Мари-Дезире Готье, мадам Бланше, возможно, была в родстве с друзьями Огюстины и Франсуа, Альфонсом Готье и Луизой Готье, которые стали друзьями Жанны.
Gélineau. Jeanne Tréhot, la fille cachée. P 27. N. 9.
Fuchs. Abandoned Children. P. 241. Государство также оплачивало до того же возраста образование этих детей.
Не опубликовано; Жанна Трео-Робине – Амбруазу Воллару, Мадре, 1 мая 1917 // Paris, Bibliotheque des Musees Nationaux du Fonds Vollard, Ms. 421 on microfilm.
Gélineau. Jeanne Tréhot, la fille cachée. P. 23.
Ibid. P. 22, 23, 24. В Сен-Маргерит-де-Карруж образованием девочек занимались монахини.
Ibid., 13 июня 1885, 23 ноября 1885, 2 февраля 1893. Р. 24.
Ibid. P. 26.
Портрет его сестры (1866) см.: Dauberville. Vol. 1. Pl. 426; впоследствии приобретен Волларом.
См.: Ibid. Pl. 531. За два года до смерти художника Пьер Ренуар продал Воллару этот портрет своего деда за 12 тысяч франков (Bailey. Renoir’s Portraits. P. 271. Pl. 6).
Портрет Пьера-Анри см.: Dauberville. Vol. 1. Pl. 533. За два года до смерти художника Пьер продал Воллару и портрет своего дяди. См. также: Bailey. Renoir’s Portraits. P. 106; портрет Бланш см.: P. 272. Fig. 115. За 13 лет до смерти Ренуара этот портрет мадам Пьер-Анри Ренуар приобрел Дюран-Рюэль. См.: Bailey. Renoir’s Portrait of his Sister-in-Law. P. 684–687.
Неопубликованный военный билет, 26 августа 1870, 1 октября – 21 декабря 1862, 5 января – 5 марта 1864, 10-й пехотный полк, Либурн, частное собрание.
Конверт со штемпелем от 28 октября 1870, цит. по: Bailey. Renoir’s Portraits. P. 274. N. 1.
Мэтр и Ренуар – Базилю, [Париж], без даты [лето 1870] // Poulain. Bazille et ses amis. P. 184.