Примечания

1

Когда утверждается, что Бог един, это, безусловно, справедливо. Но вся проблема в том, каким образом Он постигается в рамках той или иной религии. В мифах примитивных народов содержится идея того, что Бог один и что Он добр; тем не менее религиозная практика этих народов состоит в общении с духами и в попытках умилостивить их разными способами, вплоть до человеческих жертвоприношений. Тем самым ту или иную религию можно обозначить как более или менее совершенную попытку богопознания. При всем уважении к такого рода духовным поискам мы не должны забывать, что полнота Богооткровения дана нам в Православии.

2

Впервые опубликовано: Альфа и Омега. 1999. № 2 (20). Печатается с некоторыми изменениями и дополнениями.

3

Здесь и далее цитаты из Корана приводятся по изданию: Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. Минск, 2002. Примечания, принадлежность которых не указана, составлены автором.

4

В богословии ислама нет учения о первородном грехе – каждый отвечает лишь за собственные грехи, пророк Адам согрешил, но раскаялся, и Бог простил его; однако некоторые вторичные следы учения о первородном грехе в Коране все же прослеживаются – хотя Бог и простил Адама, но в рай, из которого тот был изгнан в результате грехопадения, не позволил вернуться ни ему, ни его потомкам.

5

Ибрагим Т., Ефремова Н. Путеводитель по Корану. М, 1998. С. 114.

6

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С. 397.

7

Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1901. С. 194.

8

Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Византийские представления об исламе // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). С. 134.

9

Иларион (Алфеев), иеромонах. Введение в догматическое богословие. М, 1996. С. 80.

10

См.: Зубов А. Б. История религий М., 1997. Т. 1. С. 111.

11

Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. С. 17.

12

Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. М., 2000. С. 126.

13

Выделено мною. – Ю. М.

14

Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992. С. 122.

15

Ибн Араби. Толкование Корана //Хрестоматия по исламу. М., 1994. С. 70.

16

Обращает на себя внимание и сходство мусульманского рая со скандинавской Валхаллой, где доблестные воины проводят дни в поединках, вдохновляемые на сечу девами-валькириями, а ночи – в пирах в обществе тех же валькирий. – Ред.

17

Григорьев Н. Беседа с татарами о Мухаммеде сотрудника Оренбургского Михаило-Архангельского братства Богдана Колостова. Оренбург, 1901. С. 45.

18

Любопытно, что половой акт в этой системе взглядов появляется именно как вид физического наслаждения, а не как проявление любви одной личности к другой. Гурии безличностны.

19

Суфизм – мистико-аскетическое течение в исламе. – Изд.

20

Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете // Страницы. 1996. № 3. С. 147.

21

См.: Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca/Accurante J. —P. Migne. Parisiis, 1857. T. 104. Col. 1449 (далее: PG).

22

Сунна – поступки и высказывания Мухаммеда, являющиеся образцом для каждого мусульманина в решении всех жизненных проблем. – Изд.

23

Али Абдулла // http://www. kuraev. ru/[3245/52б48].

24

Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама Казань, 1997. С. 23.

25

Ас-Савваф Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва. М., 1994. С. 64. Это слова одного из трех вариантов формулы предначинательной молитвы, которую должен произносить каждый мусульманин пять раз в сутки.

26

PG. Т.94. Col. 1544–1545.

27

Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. С. 141.

28

Дидат А. Христос в исламе. Б. м., б. г. С. 29.

29

Преподобный Силуан Афонский. Писания. Ивановское, 1997. С. 9.

30

Зубов А. В. Эсхатологическая уникальность христианства // Континент. 1993. № 78. С. 244.

31

Преподобный Максим Грек. Творения. Т. 2. С. 54.

32

См.: Иуд. 1,21, 25. – Изд.

33

Святитель Григорий Палама. Письмо своей Церкви // Иоанн (Экономцев), игумен. Православие, Византия, Россия. М., 1992. С. 219.

34

Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. М., 1892. Т. 1.С. 450; Т. 3. С. 169.

35

Иларион (Алфеев), иеромонах. Введение в догматическое богословие. С. 257.

36

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 270.

37

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 1999. С. 38.

38

См.: Бертэльс Е. Э. Райские девы (гурии) в исламе // Избранные труды, М., 1965. Т. 3. С. 179.

39

Но тем не менее любая аллегория всегда зависит от того образа, от которого отталкивается, и это оправдывает саму постановку вопроса.

40

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 115.

41

Читтик У. К. В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. М., 1995. С. 214.

42

Там же.

43

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 111.

44

Теозис (от греч. Θεωδιζ) – обожение. – Изд.

45

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 110.

46

Блазненный – соблазнительный, преткновенный. – Изд.

Загрузка...