Предисловие адвоката Алексея Куприянова

Много лет занимаясь уголовными делами по дорожно-транспортным происшествиям, я вынужден констатировать снижение инженерного уровня отечественных судебных автотехнических экспертиз. Во-первых, среди экспертов стали встречаться «практики», не имеющие инженерного диплома. Во-вторых, к сожалению, как правило, экспертное исследование ДТП в суде ограничивается применением методик проф. Иларионова В. А., разработанных полвека назад путем эмпирического исследования движения конкретного легкого автомобиля «Москвич-408» с уже забытыми диагональными шинами. И вот сегодня те же методики, годные только для старинного «Москвича», без всяких оговорок повсеместно применяются для анализа столкновения двух джипов «Мерседес», начиненных современными электронными системами контроля движения и распределения сил на колесах, в то время как большинство автоэкспертов мира в таких случаях давно пользуется специальными программными комплексами, базирующимися на современных научных методах исследования столкновений не менее современных моделей автомобиля.

Однако для применения в суде той или иной программы, как например РC-Crash, совершенно недостаточно краткого письма компетентных ведомств, что такой-то программный продукт рекомендован к использованию в судебной автотехнической экспертизе.

Любой опытный адвокат заставит эксперта, решившегося их использовать, «попотеть» в суде, блеснуть своими инженерными знаниями. Замучает вопросами, откуда какая цифра в его выводах взялась и каким образом получилась. Рассуждения эксперта о том, что я вот тут в этой форме ввел в компьютер несколько цифр из уголовного дела, а потом мне с принтера несколько других итоговых цифр было распечатано, не должны приниматься судом.

В этом и причина нежелания экспертов применять новые прогрессивные методики! Эксперты в них не разбираются! Почему не разбираются? А потому, что до сего дня никто еще не написал книги, подобной той, которую вы держите в руках. Аналогичные по глубине, простоте изложения и научной обоснованности методические разработки на русском языке просто отсутствуют. Теперь, думаю, дело переобучения тысяч экспертов-автотехников сдвинется с мертвой точки!

Для полноценного уяснения этого учебного пособия и проведения на его основе судебных экспертиз нужна, понятно, инженерная подготовка, и экспертам-«практикам» с подготовкой на курсах «по безопасности движения» рано или поздно придется сменить специальность. Однако для использования изложенного в книге понятийного аппарата в юридической практике, например, следователями, прокурорами, адвокатами, заинтересованными участниками ДТП, да и самими судьями, вполне достаточно школьных познаний по физике и математике и желания разобраться.

Законное проведение полноценной автотехнической экспертизы, пользуясь непосредственно методами, описанными в этой книге В. Никонова, возможно и вне дорогостоящих программных комплексов, и это делает заключение эксперта проверяемым и прозрачным.

В этой книге просто и понятно показаны результаты научных исследований ученых из разных стран мира в области расчета затрат энергии на деформацию автомобилей при их столкновении – так называемый алгоритм CRASH3, сейчас широко применяемый для судебной экспертизы в большинстве стран мира. В книге приведены доступные для понимания инженеров и юристов примеры использования алгоритма CRASH3. Цель книги – показать читателю методически и на конкретных примерах ДТП, инсценированных в лабораторных условиях, как это делается.

Приведенные на страницах книги примеры – это реальные ДТП, произведенные в специально оборудованных лабораториях. В этих ДТП параметры движения и удара участвовавших в них транспортных средств измерялись десятками датчиков и фиксировались скоростной видеосъемкой. Поэтому хорошее совпадение расчетных, методом CRASH3, скоростей движения этих транспортных средств с данными многочисленных приборов только подтверждает достаточную для судебных экспертиз точность этого метода расчета и эффективность его применения для значительной части реальных ДТП на наших дорогах. При этом автор книги – крупнейший российский ученый в данной области, и ему можно доверять.

Алексей Анатольевич Куприянов,

почетный адвокат России, почетный юрист города Москвы, майор в отставке, инженер-испытатель военной техники.

Загрузка...