Человек высшей учености, узнав о Дао,
стремится ему следовать.
Человек средней учености, узнав о Дао,
то соблюдает его, то нарушает.
Человек низшей учености, узнав о Дао,
подвергает его осмеянию.
Но если бы оно не подвергалось осмеянию,
не являлось бы Дао.
Поэтому говорят так:
Кто познает Дао, кажется темным.
Кто восходит к Дао, кажется отступающим.
Кто достиг вершины Дао, кажется заблуждающимся.
Потому что высшее совершенство кажется простотой,
высшая чистота кажется покрытой пятнами,
высшая безупречность кажется ущербностью,
высшая добродетель кажется ее отступлением,
высшая искренность кажется притворством,
великий квадрат не имеет углов,
великое деяние трудно разглядеть,
великий звук нельзя услышать,
великий образ не имеет формы.
Так и Дао – незримо, безымянно,
но только оно способно привести к совершенству.41