Глава 3 – Марсово поле

Под Невским ветром на просторе

Раскинулось большое поле.

Не знало это поле плуг,

Оно звалось «Царицын луг».

Садовники по вертикали

Кусты, деревья подстригали.

Царица посещала сад

И совершала променад.

Навеки кануло былое.

Назвали луг «Марсово поле».

Под знаком Марса каждый год

Сюда гурьбою шёл народ,

Глазеть на смотры и парады,

И как кричат «Виват» солдаты.

А к ночи, когда день померк,

Здесь запускали фейерверк.

Потом тут возвели погост,

И взвилось пламя среди звёзд.

С тех пор здесь сквер, и между плит

Огонь бессмертия горит.



Давайте мы туда пойдём

И к монументу подойдём,

Минуту рядом постоим,

В огонь посмотрим, помолчим.


Затем сюда взгляд обратим…

У поля Марсово купец

Построил дом. Не дом – дворец!

Пилястры, портик, сень колонн,

На Мойку закруглён балкон.



Здесь жил барон, он спецсигнал,

То есть телеграф изобретал.4

Потом открыли кабаре,

Где в артистической среде

Встречались модные поэты,

Травили дерзкие куплеты.

Летели рифмы в потолок,

Когда читал «Двенадцать» Блок.

И в наши дни гостям дом рад,

Вели в нём съёмки фильма «Брат».

Создатель дома не забыт,

Его талант украсил вид.

Аркадой, фризами своими

Увековечен Адамини.


На площадь смотрит свысока

Спас-на-Крови. Издалека

Пейзаж пестрит и золотит,

Цветной игрушкою стоит.



С пятью нарядными главами

И золотыми куполами,

Под синим крапчатым шатром,

С двумя крыльцами теремком.

Кокошники одели окна,

Наличники обшили стёкла.

Как в разноцветных лоскутах,

На звоннице стена в гербах.

Храм, словно бисером расшит,

Весь сплошь мозаикой покрыт.

Палитрой ярких красок льёт

И каменным цветком цветёт.



Внутри по мраморным коврам –

Геометрическим полам

Экскурсовод туристов водит,

К иконостасу их подводит.

В нём ювелирная резьба

Связала мрамор в кружева.

Восторгом взгляды застывают,

В ажуре камня утопают.



Музей мозаики тот храм,

И каждый сантиметр там

Кусочком смальтовым блестит,

И ликами святых глядит.

В мозаике мерцают своды

И звёзд ночные небосводы,

Орнаменты, вьюны, цветы

Необычайной красоты.

От цоколя и до плафона

Из смальты набраны иконы

Архангелов и Преподобных,

Блаженных и Богоугодных.

Шедеврами картины стали:

«Иисус во Гробе» и «Во Славе».

Музей – мемориальный храм.

И в траурном пределе там,

Под яшмовой шатровой сенью,

Нависшей неподвижной тенью,

Лежит булыжник мостовой –

Свидетель смерти роковой.

Себя грехом он запятнал –

Кровь императора впитал.



Могилкой памяти раскрыт,

Монарха-мученика чтит.

Сама «могилка» перекрыта

Оградою из родонита,

Колонны вознесли убор –

Крестом увенчанный шатёр.

Собор Христа – музей-хранитель,

Воспетый Царь-Освободитель!

Пять куполов узоры ткут,

Цветком бессмертника цветут.

Спас-на-Крови издалека

На поле смотрит свысока,

Простор пестрит и золотит,

Цветной игрушкою стоит.


А мы на Мойку повернули,

Дом Адамини обогнули.

На трёхколенный мост пройдём,5

Во двор Конюшенный зайдём.



Мало-Конюшенный мост




Примечания из свободной энциклопедии «Википидия»:

1. На Марсовом поле похоронены жертвы Февральской революции, жертвы октябрьских событий, военные деятели. В центре памятника «Борцам Революции» 6 ноября 1957 года был зажжён первый в СССР вечный огонь.

2. Пилястра (итальян. Pilastro, от лат. Pila – колонна,столб) – плоский вертикальный выступ на стене, повторяющий все части колонны. Портик (от лат. Porticus) – выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны, перекрытия которой опираются на колонны. Чаще всего портиком оформляется главный вход.

3. «Двенадцать» – поэма А. А. Блока об Октябрьской революции.

4. Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

5. Архитектор Д. Ф. Адамини. Трёхэтажный доходный дом, известный как дом Адамини, занимает участок ограниченный Марсовым полем, наб. р. Мойки и Аптекарским пер. (Марсово поле, 7, Мойки наб., 1, Аптекарский пер., 8).

6. Смальта (от немец. Smalte или Schmalte) – цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Смальтой так же называли кусочки различной формы, полученные методом колки или резки этого цветного стекла. Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно. В России XVIII-XIX веков смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком.

7. Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спас-на-Крови – православный мемориальный однопрестольный храм, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Храм сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.

8. Родонит (от греч. Rhodon – роза) – минерал, силикат марганца, поделочный камень.

Загрузка...