Глава 1 Методологические основы изучения торговли услугами

1.1. Услуги как объект международной торговли

Международная торговля услугами и инвестиции в сектор услуг становятся более значимой частью глобальной торговой системы. Происходит постоянное увеличение роли услуг в мировой торговле, что отражается как в их стоимостном выражении, расширении ассортимента видов услуг, так и в возрастании роли услуг в глобальных цепочках создания стоимости. На сферу услуг приходится свыше 60 % всех накопленных инвестиций, в странах ОЭСР и России в услугах занято около 70 % экономически активного населения. А финансово-экономический кризис показал, что сектор услуг не только стал абсолютным лидером в создании мирового ВВП, но и способен во многом определять ход развития всей мировой хозяйственной системы.

Международная торговля услугами стала развиваться особенно быстро начиная с 80-х годов XX в. Ранее она считалась элементом товарооборота и лишь частично отражалась в статистике.

В 80-е годы XX в. в ходе структурно-технологической перестройки материального производства в развитых странах существенно вырос спрос на деловые услуги. Обращение к мировому рынку деловых услуг дало возможность предпринимателям использовать наиболее квалифицированных специалистов, позволило повысить конкурентоспособность в этой области. В результате современная сфера услуг стала играть роль движущей силы в развитии многих других отраслей экономики.

С 1990-х годов банковские услуги, страхование, услуги, связанные с операциями на рынке ценных бумаг, авиаперевозки, телекоммуникационные услуги, строительство, лизинговые, инжиниринговые услуги превратились в крупные сектора международной торговли.

Принципиальное значение имел такой результат применения новых технологий, как делокализация производства услуг, благодаря которой многие услуги, отрываясь от национальной почвы, получают возможность участвовать в торговых сделках на внешних рынках. На этой основе в систему внешнеэкономических связей начали активно встраиваться не только телекоммуникационные, финансовые, деловые и профессиональные услуги, но и такие прежде немобильные виды деятельности, как образование, медицина и культура.

Развитие ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) существенно расширило объемы услуг, которые могут участвовать в трансграничной торговле. Многие страны открыли для иностранных инвесторов такие важные инфраструктурные отрасли, как финансы, телекоммуникации и транспорт. Все больше людей стало путешествовать за границей, потребляя тем самым туристские, образовательные и медицинские услуги, и поставляя различный спектр услуг – от строительства до программного обеспечения.

Значительный импульс торговле услугами дало включение национальных отраслей услуг в производственный процесс различных товаров и услуг. Речь идет о самых разных видах услуг, начиная от транспорта и заканчивая деловой сферой. Сокращение издержек на информационные технологии и расширение доступа к Интернету усиливают эту тенденцию и позволяют создавать в развивающихся странах больше рабочих мест в различных отраслях услуг.

Важную роль играют услуги в повышении конкурентоспособности стран в современных условиях – не только как источник диверсификации экспорта, но и как необходимые ресурсы в производстве конкурентоспособной продукции. Так, конкурентоспособность экспорта многих товаров равным образом зависит и от доступа к природным ресурсам, и от возможности получения качественной услуги по конкурентной цене. Конкурентоспособность сектора услуг также важна ввиду сложившейся и усиливающейся международной фрагментации производства.

Во многих секторах услуг активную роль стали играть ТНК (транснациональные корпорации) и ТНБ (транснациональные банки), что одновременно явилось результатом указанных тенденций и дополнительным катализатором международной торговли услугами. Крупные международные фирмы заинтересованы в устранении или снижении барьеров выхода на рынки других стран для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрифирменных потоков.

Глобальные цепочки создания стоимости в условиях современной глобальной экономики основываются на прямых иностранных инвестициях и деятельности ТНК как ключевых игроков мирового хозяйства. Поэтому странам, которые стремятся более активно участвовать в процессах встраивания в цепочки стоимости, необходимо проводить последовательную и грамотную политику в области привлечения иностранного капитала. При этом важно сохранить баланс между потенциальными выгодами для решения национальных экономических задач и возможной угрозой чрезмерной уязвимости при бесконтрольном доступе иностранных инвесторов к ресурсам страны.

Ключевую роль в повышении эффективности экономики и ее производственного потенциала играют инфраструктурные отрасли услуг (энергетическая, транспортная, коммуникационная, финансовая). Эти виды услуг особенно чувствительны к изменениям рынка. В последние годы темпы роста трансграничного экспорта инфраструктурных услуг отставали от темпов роста в других, более динамичных секторах. От функционирования инфраструктурных отраслей услуг зависит развитие хозяйства, поддержание экономической и социальной обстановки в стране и защита военно-стратегических интересов. Либерализация торговли этими видами услуг требует создания надлежащих систем регулирования и институтов, которые соответствовали бы национальной специфике хозяйства и заданным приоритетам.

По причине сложности и специфичности данной сферы экономики в течение долгого времени не существовало многостороннего межгосударственного соглашения по торговле услугами – были подписаны только отраслевые межгосударственные соглашения. Изначально попытки разработки принципов и правил мировой торговли услугами были предприняты еще в конце 1940-х годов в связи с подготовкой к созданию Международной торговой организации (МТО). Уже тогда в проекте устава МТО отмечалось, что услуги, такие как транспорт, связь, страхование и банковское дело, являются важным элементом международной торговли. Однако устав МТО так и не был подписан, а в текст заключенного вместо него ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) эти положения не вошли. Данный факт можно объяснить сравнительно небольшим объемом мировой торговли услугами в то время.

Интерес к созданию многостороннего соглашения по торговле услугами возродился в 1970-х годах. Услуги упоминались на переговорах в рамках Токийского раунда ГАТТ (1973–1979 гг.) в качестве объекта, подлежащего рассмотрению в будущем. В 1982 г. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) включила в свою рабочую программу на 1980-е годы в качестве одного из приоритетных вопрос о либерализации торговли услугами. На Министерской конференции ГАТТ в 1986 г. было решено отдельно провести переговоры по торговле услугами, для того чтобы разработать международные принципы и правила торговли ими, включая выработку норм для отдельных секторов, с тем чтобы торговля расширялась в условиях постепенной либерализации и содействовала экономическому росту всех партнеров. В результате по итогам Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (1986–1994 гг.) было принято решение о создании ВТО, в пакет соглашений которой, кроме обновленного ГАТТ, входили ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) и ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). Замена ГАТТ на ВТО и подписание ГАТС отражали усложнение международной торговли и беспрецедентный рост объема торговли услугами.

ГАТС представляет собой согласованную на международном уровне правовую основу регулирования торговли услугами, формирующую систему правил и обязательств для всех членов ВТО. Соглашение преследует следующие цели: постепенная либерализация торговли услугами путем проведения раундов переговоров; содействие экономическому росту и развитию посредством либерализации торговли услугами; расширение участия развивающихся стран в мировой торговле услугами. Таким же образом оно в явной форме признает право членов ВТО регулировать поставки услуг в целях выполнения национальной политики.

1.2. Классификация услуг

Несмотря на общее понимание термина «услуги», ни теоретические работы, ни международно-правовые акты не дают исчерпывающего определения услуг как абстрактной категории.

В отличие от товаров, имеющих вещевую форму, услуги чаще всего обладают следующими специфическими особенностями:

1) неразрывность производства и потребления; 2) неосязаемость; 3) изменчивость и недолговечность; 4) невозможность хранения или складирования. Хотя все эти характеристики точно определяют свойства большинства услуг, существует ряд исключений. Например, проект архитектора или модель интегральной схемы являются вполне осязаемыми, а многие услуги, производимые в секторе электронной коммерции, могут храниться.

В экономической литературе широко цитируется определение услуг, которое было опубликовано в английском журнале «The Economist»: «Услуги – это то, что может быть куплено или продано, но не может упасть на ногу».

Из-за сложности определения услуги количественная оценка торговли услугами значительно сложнее, чем оценка торговли товарами. Некоторые услуги определяются с помощью абстрактных понятий, а не путем точного указания какого-либо конкретного физического свойства или физической функции. В отличие от торговли товарами, в сфере торговли услугами таможенную границу не пересекает груз, который имеет международный товарный код, сопровождается документацией с описанием содержимого, информацией о количестве, стране происхождения и назначения, а также счетом-фактурой.

Различие в физических характеристиках между товаром и услугой обусловливает и разницу в соответствующих способах торговли ими. Возрастание объема международной торговли услугами и потребность в ее регулировании на многостороннем уровне вызвали необходимость создания классификаторов услуг.

Во время Уругвайского раунда в ходе переговоров по созданию Генерального соглашения по торговле услугами на базе Временного классификатора основного продукта ООН (UN Provisional Central Product Classification) был создан Классификатор услуг. Это позволило создать ГАТС. В настоящее время он широко используется в ВТО для переговоров по либерализации торговли услугами и для подготовки обязательств стран – участниц переговоров. Классификатор лишь перечисляет виды услуг, но не описывает содержание деятельности, относящейся к каждому виду.

Классификатор насчитывает более 183 позиций, сгруппированных в следующие 12 разделов:

1) деловые услуги;

2) услуги связи;

3) строительные и связанные с ними инженерные услуги;

4) дистрибьюторские услуги;

5) общеобразовательные услуги;

6) услуги по охране окружающей среды;

7) финансовые услуги, включая страхование;

8) услуги по охране здоровья и социальные услуги;

9) туризм и путешествия;

10) услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;

11) транспортные услуги;

12) прочие услуги.

Общий порядок сбора данных и формирования статистической информации о внешней торговле услугами в настоящее время в большинстве стран мира основывается на двух международных документах: «Руководстве по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» МВФ (6-е изд., 2008 г. – РПБ6) и «Руководстве по статистике международной торговли услугами» ООН (2010 г. – РСМТУ-2010).

РПБ6 представляет нормативную основу для формирования статистических данных по операциям и позициям страны в отношении остального мира. Для улучшения учета национальных особенностей на базе этого унифицированного представления платежного баланса страна может сделать определенную перегруппировку статей баланса в целях выявления операций, которые имели наибольшее значение для платежного баланса данной конкретной страны. Такое представление платежного баланса носит название аналитического.

Появление новой редакции РПБ было ответом на экономические и финансовые изменения в мире, эволюцию теоретических взглядов аналитиков и отражало опыт, накопленный составителями.

В РСМТУ-2010 излагаются согласованные на международном уровне основы составления и представления статистических данных о международной торговле услугами в самом широком смысле, которые учитывают потребности (в том числе в рамках международных торговых переговоров и соглашений) в более подробных, сопоставимых и комплексных статистических данных о такой торговле в ее различных формах. Предложенные рекомендации, распространению которых способствуют важнейшие организации (ООН, ОЭСР, МВФ, ЮНКТАД, ВТО и Евростат), позволят странам постепенно расширять и структурировать представляемую ими информацию сопоставимыми на международном уровне методами.

В РСМТУ-2010 приведено следующее определение услуг, отражающее разные их характеристики: «Услуги являются результатом производительной деятельности, которая изменяет состояние потребительских единиц или содействует обмену продуктами или финансовыми активами. Эти виды услуг могут характеризоваться соответственно как услуги, вызывающие изменение состояния, и маржинальные услуги. Услуги, вызывающие изменение состояния, – это результат деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей, которая обычно ведет к изменению состояния потребительских единиц. Они также могут называться преобразующими услугами. Услуги, вызывающие изменение состояния, не являются материальными объектами, в отношении которых можно установить права собственности. Реализация услуг и их производство неотделимы друг от друга. На момент завершения их производства они должны уже быть оказаны потребителям». Под международной торговлей услугами понимается совершение операций между резидентами и нерезидентами страны.

Эти определения соответствуют подходам РПБ6 и Системе национальных счетов 2008. Несмотря на стремление к унификации статистического учета услуг во внешнеэкономической деятельности, до сих пор существуют заметные различия в интерпретации услуг в главных международных документах.

Так, РСМТУ-2010 вносит важное изменение для расширения сферы охвата понятия «международная торговля услугами» путем включения услуг, предоставляемых через созданные за границей филиалы компаний, что связано с растущим влиянием хозяйственной деятельности транснациональных корпораций как одной из форм международной торговли услугами.

Нужно отметить, что рассмотренные классификации и подходы к статистическому учету не являются постоянными, тем более что в перечнях видов услуг, составляемых различными международными организациями, есть отличия. Кроме того, в мировой экономике появляются новые виды услуг, а также изменяются и формы их предоставления.

1.3. Способы поставки услуг в международной торговле

В статистике международной торговли широко используется подход, в соответствии с которым услуги делятся на разные по природе виды поставок. Определения способов поставок закреплены в тексте ГАТС, но применение этого понятийного аппарата в современной практике использования терминов торговой политики значительно шире данного Соглашения (см. рис. 1.1).

Способ 1: трансграничная поставка — поставка с территории одной страны на территорию другой страны (например, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени, перевод денег из страны в страну).

Способ 2: потребление за рубежом — поставка на территории одной страны резиденту – потребителю услуг другой страны (примером может быть оказание образовательных услуг студентам, выезжающим в другие страны для обучения).

Способ 3: коммерческое присутствие — поставка поставщиком услуг одной страны посредством коммерческого присутствия на территории другой страны (к примеру, компания МакДональде учреждает в Москве дочернюю компанию и создает сеть своих предприятий для обслуживания клиентов в России или иностранный банк открывает отделение в России).


Рис. 1.1. Способы поставки услуг в международной торговле


Источник: Manual on Statistics of International Trade in Services 2010 (MSITS 2010). Geneva; Luxembourg; Madrid; New York; Paris; Washington D.C.: IMF, UN, OECD, WTO, UN Conference on Trade and Development, EUROSTAT, UNWTO, 2011.


Способ 4: перемещение физических лиц — поставка поставщиком услуг одной страны посредством присутствия физических лиц на территории другой страны (например, инженер – иностранный специалист приезжает в Россию для осуществления строительных работ; российский турист проживает в гостинице, расположенной на территории зарубежного государства).

В отношении торговли услугами основным способом выхода на зарубежные рынки является способ 3, реализуемый через прямые зарубежные инвестиции и обеспечивающий возможность непосредственной деятельности на рынке услуг другой страны, и лишь вторым по значению является способ 1 — трансграничная поставка. Поэтому при анализе торговой политики в области услуг следует рассматривать меры не только в отношении трансграничной торговли услугами, но и в отношении прямых зарубежных инвестиций и перемещения и работы физических лиц – поставщиков услуг. Более того, во внешней торговле услугами, в отличие от внешней торговли товарами, либерализация или дискриминация обычно осуществляется не с использованием ценовых барьеров, а с помощью ограничений на движение трудовых ресурсов и иностранных инвестиций (см. табл. 1.1).

Способы поставки услуг могут выступать субститутами или комплементами. Когда способы поставки услуг – совершенные субституты в отношении друг друга, либерализации одного из них будет достаточно, чтобы ощутить эффект открытия рынка. Когда способы поставки услуг являются несовершенными субститутами, как правило, для либерализации рынка требуется комплекс реформ и изменение системы, которые будут учитывать сочетание особенностей трансграничных услуг и местно оказываемых услуг.

Постоянное развитие технологий, расширяющее возможности торговли услугами, требует пересмотра подходов и мер регулирования рынка услуг. Новые технологии также оказывают влияние на развитие положений о трансграничной торговле профессиональными услугами, поскольку требования к национальности или местному присутствию становятся все менее значимыми и эффективными.


Таблица 1.1

Распределение международной торговли услугами по способам поставки


Источник: Suez. S., Taglioni /А, Van der Marel E., Hollweg C.H., Zavacka V. Valuing Trade in Services: A Toolkit for Competitiveness Diagnostics. Washington DC: The World Bank, 2015.


Целый ряд услуг (и товаров) предполагает крайне сложную взаимосвязь между торговлей и инвестициями. Для многих услуг инвестиции и торговля являются комплементами: инвестиции упрощают торговлю. При этом размер взаимодополняемости может значительно разниться в зависимости от вида услуг. Например, для банковских, страховых, деловых, профессиональных, технических и юридических услуг комплементарность очень сильна. Эти виды услуг также демонстрируют наиболее динамичные темпы роста экспорта.

Предоставление одних услуг может требовать комплементарных сервисных ресурсов. Например, при оказании финансовых услуг требуются профессиональные и телекоммуникационные услуги, для развития туризма необходимо предоставление многих других услуг наряду с наличием физической инфраструктуры, в том числе аэропортов и автодорог. Поэтому для развития экспорта не достаточно просто иметь преимущество по какой-то определенной услуге, если при этом не будут обеспечены соответствующие качественные сервисные ресурсы.

Многие услуги требуют непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя, последнее получило название «совместное производство». Потребители часто предоставляют информацию производителям относительно своих потребностей и предпочтений, что имеет решающее значение для эффективной поставки услуг.

Эта необходимость взаимодействия между поставщиком и потребителем должна быть учтена при разработке мер торговой политики. Например, регулятивные и институциональные режимы во многом определяют условия торговли услугами. Ограничения для трансграничной торговли способны оказать негативное влияние на привлечение ПИИ (прямых иностранных инвестиций), а ограничения на операции иностранных компаний могут сократить объемы трансграничной торговли услугами. Трансграничный экспорт услуг, таким образом, связан с потоками ПИИ, а политика в области привлечения иностранных инвестиции играет ключевую роль в развитии экспорта услуг.

1.4. Развитие теорий международной торговли услугами

Теоретические объяснения положительного воздействия, которое оказывает на экономику торговля товарами, были сделаны как минимум в конце XVTII – начале XIX в., когда А. Смит разработал теорию абсолютных преимуществ, а Д. Рикардо – теорию сравнительных преимуществ. Работы, анализирующие воздействие на экономику либерализации торговли услугами, стали появляться только в конце XX в.

Традиционно услуги считались неторгуемыми, и соответственно теории международной торговли, как правило, уделяли внимание только товарам. Однако в последние три десятилетия произошел быстрый рост торговли услугами, что привело к появлению большого количества аналитических публикаций по ряду тем, связанных с этой сферой. Наиболее обсуждаемые вопросы – какая теория является применимой для торговли услугами и каковы внешние и внутренние ограничения этой торговли. Различные аспекты многостороннего регулирования торговли услугами рассматриваются в трудах Б. Хукмана, А. Матту; влияние барьеров на торговлю услугами исследовали К. Финдли и Т. Уоррен; интеграционные объединения в сфере торговли услугами изучали П. Сове и Р. Стерн; следует также выделить исследования А. Диэрдорффа, Ф. Ди, Г. Карсенти, Г. МакГайра, А. Хардина, М. Шуле и др.

Хотя Хилл [Hill, 1977] отмечает существование различий между товарами и услугами, во многих исследованиях утверждается, что данные различия не обязательно относятся к сфере торговли. Соответственно в отсутствие отдельной теории торговли услугами классические теории торговли товарами (это теория сравнительных издержек и новые теории торговли) часто применяются и для объяснения международного обмена услугами. Сапир и Уинтер [Sapir, Winter, 1994] при изучении имеющихся публикаций по услугам также сделали вывод, что «при совершенной конкуренции» теория сравнительных преимуществ применима к торговле услугами в той же мере, в какой и к торговле товарами.

Но некоторые авторы указывают, что к услугам необходимо применять другой подход, в частности, использовать теорию сравнительных преимуществ в иной интерпретации. Согласно исследованию Мелвина [Melvin, 1989], когда принцип сравнительных преимуществ и теорема Хекшера – Олина используются применительно к услугам, подход должен быть отличным от того, который применяется к товарам. В частности, в исследовании разработана теоретическая модель, демонстрирующая, что если мобильная услуга интенсивно используется в производстве мобильного товара, то страна, в избытке обладающая капиталом, тем не менее будет импортировать капиталоемкий товар. Одним из следствий модели является то, что страна, экспортирующая услуги, будет иметь отрицательное сальдо в торговле товарами, что указывает на сравнительное преимущество в секторе услуг. Хиндли и Смит [Hindley, Smith, 1984] вводят в дискуссию тезис о том, что невозможность транспортировки услуг оказывает влияние на основные экономические концепции. Например, в отличие от торговли товарами, для услуг маловероятно, что глобализация мирового рынка приведет к унифицированным ценам на различных национальных рынках, поскольку невозможно воспроизвести в стране В соотношение «цена – качество» услуг, производимых в стране А, что возможно для товаров.

Таким образом, хотя в общем теория торговли товарами использовалась и для торговли услугами, специфические характеристики услуг (например, нетранспортабельность и неосязаемость) подчеркивают потребность в новой теории применительно к торговле услугами, которая поможет в объяснении специализации разных стран в производстве услуг.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте роль сектора услуг в мировой экономике.

2. Какие факторы способствовали развитию международной торговли услугами?

3. Перечислите основные разделы классификатора услуг ГАТС.

4. Приведите примеры торговли услугами для четырех способов поставки.

5. Опишите процентное распределение международной торговли услугами по способам поставки.

6. Назовите специфические особенности услуги как объекта международной купли-продажи.

7. Какие организации участвовали в разработке многостороннего соглашения международной торговли услугами?

8. В каких международных документах содержится актуальное описание порядка сбора данных и формирования статистической информации о внешней торговле услугами?

9. Почему торговля услугами в значительной степени зависит от политики привлечения инвестиций?

10. В чем сущность Генерального соглашения по торговле услугами?

Литература

Бирюкова О.В. Торгово-политический инструментарий в международной торговле услугами. М.: Экономика, 2013.

Данильцев А.В. и др. Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.

Услуги в современной экономике / отв. ред. Л.С. Демидова, В.Б. Кондратьев. М.: ИМЭМО РАН, 2010.

A Handbook of International Trade in Services / A. Mattoo, R.M. Stern, G. Zanini (eds). N.Y.: Oxford University Press Inc., 2008.

Barone GCingano F Service Regulation and Growth: Evidence from OECD Countries // Economic Journal. 2011. Vol. 121. P. 931–957.

Francois JHoekman B. Services Trade and Policy // Journal of Economic Literature. Sept. 2010. Vol. 48. No. 3. P. 642–692.

Hill T.P. On Goods and Services // Review of Income and Wealth. 1977. Vol. 23. P. 315–338.

Hindley B., Smith A. Comparative Advantage and Trade in Services // World Economy. Dec. 1984. Vol. 7. No. 4. P. 369–389.

Hoekman B., Francois /. Services Trade and Policy // Journal of Economic Literature. 2010. No. 48.

Manual on Statistics of International Trade in Services 2010 (MSITS 2010). Geneva; Luxembourg; Madrid; New York; Paris; Washington D.C.: IMF, UN, OECD, WTO, UN Conference on Trade and Development, EUROSTAT, UNWTO, 2011.

Melvin J.R. Trade in Producer Services: A Hecksher-Ohlin Approach // Journal of Political Economy. 1989. Vol. 97. P. 1180–1196.

Загрузка...