Региональное управление должно осуществляться на основе системных представлений о его объекте, учета различного содержания входящих в него подсистем.
Под системой в управленческом аспекте необходимо понимать относительно обособленную в пространстве и относительно устойчивую (с точки зрения общественного наблюдателя) во времени часть окружающего мира, обладающую одновременно свойствами внешней целостности и внутреннего многообразия. Регион – это частный случай, конкретное воплощение системы, наделенное совокупностью свойств, существенных с точки зрения управления.
Регион как система представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и образующих определенную целостность, противостоящую своему окружению. Регион образует систему, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. В содержательном плане регион необходимо рассматривать как комплекс связанных между собой и взаимозависимых объектов, образующих сложное единство; целое, состоящее из частей, расположенных упорядоченно в соответствии с какой-либо схемой или планом.
В наиболее общем виде регион следует трактовать как территорию, обладающую набором специфических природных, демографических, социальных, экономических, историко-культурных характеристик, формирующих его уникальную идентификацию как системы. Исходя из базового свойства систем – пространственности, регион в управленческом плане целесообразно представить как многомерную систему.
С позиций системного подхода к управлению регион необходимо трактовать как объект, целостность которого обеспечивается совокупностью связей и отношений между группами элементов, объединенными развернутыми в пространстве и времени структурами.
Регион как система характеризуется тремя основными характеристиками:
♦ наличием упорядоченной элементной базы;
♦ взаимосвязями между элементами;
♦ обособлением от окружающей среды.
Существенным с точки зрения управления является наличие субъективной составляющей – наличие стороннего наблюдателя, позволяющего выделить относительно устойчивую часть окружающего мира с помощью идентифицирующих признаков элементной базы системы.
Идентификационное пространство – структурированная сфера явлений или предметов, для элементов которой существуют принципиальные возможности идентификации, т. е. различения объекта от других с помощью тех или иных идентифицирующих признаков.
Идентифицирующие признаки могут базироваться на системе координат для элементов пространства, списке наименований элементов, тех или иных отношениях множества элементов.
Применительно к региону как сложной системе, содержащей значительное количество характеристик, отражающих различные аспекты ее функционирования и развития, целесообразно выделить их группы, существенные с точки зрения внешнего наблюдателя, в данном случае – управленца.
Первой характеристикой региона как управляемой системы является определение состава его идентификационных признаков. Регион должен быть рассмотрен как система, в которой каждая группа однородных по своему содержанию признаков образует одно измерение, одну «систему координат». «Система координат» выстраивается на основе идентифицирующих признаков и таким образом определяется как идентификационное пространство.
С точки зрения управления регионом необходимо выделить шесть идентификационных признаков (идентификационных пространств) региона как системы:
территориальный, позволяющий идентифицировать регион как территорию с четко определенными географическими границами;
административный, основанный на наличии административных органов управления;
экономический, в основе которого лежит структурная целостность производственной системы;
демографический, базирующийся на контингенте жителей региона и обеспеченности их социальными услугами;
институциональный, оцениваемый по совокупности формальных и неформальных институтов;
организационный, единство компонентов которого обеспечивается взаимодействием между субъектами и объектами управления.
Содержание идентификационных признаков (пространств) региона обусловливает направления, цели, задачи и инструменты управления.
1. Любую территориальную социально-экономическую систему можно рассматривать как экономически и социально эффективное сочетание элементов общества, целенаправленно функционирующее на определенной территории.
Соответственно, регион в территориальном аспекте – это целостная экономико-географическая территория, которая представляет собой локально-специализированную часть национального хозяйства страны, обладающую комплексным социально-экономическим развитием с устойчивой внутренней связью между его элементами; возможностью воспроизводства продукции отраслей специализации территории для решения общегосударственных задач.
В более узком плане регион – это область, местность, часть страны, отличающаяся от других территорий совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностью национального состава населения.
Естественным компонентом территории являются природные условия, поэтому по территориальному признаку под регионом можно понимать территорию страны с более или менее однородными природными условиями и определенной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов со сложившейся и перспективной социальной структурой.
В то же время регион не существует без населения, поэтому его необходимо рассматривать как пространственное сочетание территориальных предпочтений и объединения людей.
2. Административное пространство региона характеризуется наличием органов власти, действия которых приводят к достижению заданных целей регионального развития.
В структуре административного пространства выделяются:
♦ представители региона в федеральных структурах: сенаторы представляют регион в Совете Федераций, депутаты – в Государственной Думе, при правительстве РФ работает представительство администрации региона во главе с руководителем,
♦ региональные органы власти напрямую взаимодействуют с отраслевыми министерствами и ведомствами Российской Федерации и осуществляют всю совокупность управленческих функций в административно-территориальном образовании,
♦ административно-управленческие функции в регионе выполняют представители федеральных органов: главный федеральный инспектор в регионе; уполномоченный по правам человека в регионе, уполномоченный по правам ребенка в регионе,
♦ экономические, организационные функции в регионах выполняют региональные отделения федеральных структур: налоговая инспекция, фонд социального страхования, пенсионный фонд, инспекция по труду, федеральная служба безопасности, прокуратура и др.
3. В экономическом аспекте в качестве идентифицирующего признака принимается общность народно-хозяйственных задач, характерная направленность развития производительных сил. При этом экономический признак является достаточно разнородным по составу компонентов и представляет собой одновременно:
♦ часть единой системы производительных сил и производственных отношений страны,
♦ совокупность предприятий различных отраслей, сложившуюся в результате сочетания отраслевого и территориального разделения труда, обеспечивающего возможность достижения на этой основе максимального экономического эффекта,
♦ подсистему социально-экономического комплекса страны, относительно самостоятельную его часть с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов,
♦ множество хозяйствующих субъектов с собственными воспроизводственными циклами, как правило, не ограничивающимися ни территориальными, ни экономическими границами регионов,
♦ сферу взаимодействия органов управления предприятий и объединений в сферах планирования, финансирования, кредитования, денежного обращения, использования трудовых и природных ресурсов, территориального разделения труда.
4. В демографическом пространстве регион в наиболее общем виде представляют собой совокупность его жителей. В то же время, учитывая необходимость акцентировать внимание в процессе управления на различных характеристиках населения, необходимо рассматривать его с различных точек зрения:
♦ население как производительная сила и потребитель материальных и культурных благ,
♦ состав населения с точки зрения занятости в экономических процессах (экономически активное, занятое, уровень и характер безработицы),
♦ профессиональный состав экономически активного населения,
♦ структура населения по половозрастным признакам,
♦ население по уровню образования,
♦ локализация населения в административно-территориальных образованиях региона,
♦ продолжительность жизни населения в целом и по его группам,
♦ уровень здоровья населения, заболеваемость.
5. По институциональному признаку регион как система идентифицируется посредством свойственных ему формальных (фиксируются в правовых актах) и неформальных (социальные нормы, деловые договоренности) правил, культурных традиций (устойчивых практик поведения, которые вошли в привычку, закреплены в местных обычаях), ценностей (высшие стандарты поведения, регулирующие широкие области поведения данного сообщества).
С другой стороны, институциональное пространство региона представлено государством, бизнесом, домохозяйствами, институтами гражданского общества.
Государство включает в себя: федеральную власть (законодательная, исполнительная и судебная) и ее представителей; региональную власть (законодательная, исполнительная и судебная); органы местного самоуправления.
Региональная власть обеспечивает достижение целей развития региона через должностных лиц, представителей законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, контрольных и силовых структур.
При этом применяются инструменты управления, направленные на регулирование процессов в обществе и в бизнесе.
Бизнес реализуется, во-первых, в деятельности хозяйствующих субъектов, в создании ими различных институтов – ассоциаций, объединений, которые обеспечивают достижение интересов предприятий и их собственников.
Роль домохозяйств проявляется в создании и функционировании институтов гражданского общества: партий, объединений, союзов, общественных организаций и прочих (общественная палата, общественные организации инвалидов, общественная организация матерей инвалидов-афганцев и пр.), которые формируют позицию общества по различным вопросам и доводят ее до сведения органов власти и управления.
Взаимное влияние различных институциональных подсистем региона: органов власти и управления, бизнеса, домохозяйств, институтов гражданского общества – реализуется следующим образом:
♦ органы власти и управления регулирует и стимулирует бизнес посредством применения различных инструментов (создания бизнес-структур, предоставления преференций, информирования общества в СМИ, формирования социальной инфраструктуры и др.),
♦ бизнес определяет экономические возможности органов власти и управления посредством наполнения регионального бюджета, формирует позиции по интересующим их вопросам и выдвигает инициативы в сфере социально-экономического развития региона через ассоциации, союзы; в значительной мере определяет экономические возможности населения через выплату работникам заработной платы,
♦ гражданское общество через свои институты обращается к органам власти и управления и бизнесу со своими требованиями.
6. Организационное пространство региона представлено совокупностью структур различного институционального содержания, обеспечивающих функционирование и взаимодействие региональных подсистем и элементов посредством определенных инструментов. Вышеупомянутые организационные структуры могут быть представлены следующими компонентами:
♦ муниципальные образования,
♦ административные органы,
♦ бизнес-структуры и их объединения,
♦ объекты инженерной инфраструктуры,
♦ объекты социальной инфраструктуры.
Представление региона в виде многомерной системы может быть использовано для анализа его взаимодействия региона с внешней средой, функций и факторов развития, разработки индикаторов, инструментов управления субъекта федерации в контексте идентификационных пространств.
Важной характеристикой региона являются его системные свойства.
В общем случае свойства системы обусловлены состоянием элементов и внутренних устойчивых связей между ними. Особо важное место в управлении сложно структурированной системой занимает отношение между целым и его частями. Состояние целого задается состояниями его частей, «структурированность» позволяет рассматривать систему как совокупность составных элементов. При структурировании по вертикали регион представлен подсистемами по территориальному, административному, экономическому, демографическому, институциональному, организационному признакам; при структурировании по горизонтали – однородными элементами.
Связи между элементами региона как системы проявляются следующим образом:
♦ перемещением элементов и факторов регионального развития (в рамках каждого идентификационного пространства, между разными идентификационными пространствами, внутренней и внешней средой региона);
♦ взаимообусловленным влиянием одних элементов системы на другие.
Существенное значение с точки зрения управления имеет такое свойство систем, как «открытость» и «закрытость».
Главная характеристика закрытой системы в том, что эффект внешнего воздействия оценивается как несущественный. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию своему внешнему окружению.
Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Так, предприятия получают свое сырье, рабочую силу, финансовые ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков из внешнего мира, потребляющих их продукцию.
Фактически закрытых систем не существует, однако в ряде случаев целесообразно применять такое видение для ограничения количества учитываемых при принятии управленческих решений факторов.
В этом смысле целесообразно рассматривать «открытость» и «закрытость» региона в разрезе каждого выделенного выше идентификационного признака (в каждом идентификационном пространстве).
1. По территориальному признаку регион имеет фиксированные пространственные границы. Границы жестко определены, можно сказать, что система закрыта. Однако в частных случаях речь может идти об изменении территории в результате внешнего или внутреннего воздействия.
Так, границы региона могут быть изменены также в результате референдума, примером этого является крымский референдум, провозгласивший независимость Крыма и его присоединение к России. На протяжении всего периода развития России наблюдается изменение административно-территориального устройства страны. Однако для теории управления устойчивым развитием регионов эти обстоятельства не могут рассматриваться в качестве необходимых, поэтому по территориальному признаку регион должен трактоваться как закрытая система.
2. По административному признаку регион – открытая система, так как, имея собственные органы управления в различных сферах деятельности, он осуществляет непосредственную связь с федеральным центром, с другими регионами и странами.
3. По экономическому признаку регион как система частично открыт, динамичен и взаимодействует с окружающей внешней средой. Взаимодействие с внешней средой в разрезе факторов производства выглядит следующим образом. Труд, капитал, предпринимательские способности высоко мобильны и способны к перемещению.
Трудовые ресурсы привлекаются в регион извне, население выезжает работать в другие российские регионы и зарубежные страны. Движение трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные может осуществляться несколькими способами:
♦ трудовые ресурсы транспортом ежедневно доставляются из другого региона к месту работы в данный регион,
♦ вахтовым методом – это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. При этом работники проживают на территории региона временно без членов семьи, в том числе несовершеннолетних детей, родителей-пенсионеров,
♦ переселение трудовых ресурсов на постоянное место жительства вместе с семьей. В ряде регионов действуют программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с которыми в регион мигрируют трудовые ресурсы вместе с членами семей – несовершеннолетними детьми, родителями-пенсионерами.
По данным каналам связи взаимодействие может осуществляться и с близлежащими регионами, и с федеральным центром, и с зарубежными странами.
Капитал поступает в регион от внешних инвесторов – российских и зарубежных, и от региональных инвесторов – в другие российские регионы и в зарубежные страны. Финансовые ресурсы поступают из федерального центра (федеральный бюджет; институты развития: ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Инвестиционный фонд РФ и др.; государственные корпорации (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности)», Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства») и из других стран (международные, иностранные институты развития), а также перераспределяются в федеральный бюджет и в другие страны из региона.
Предпринимательские способности, инновации в виде новых технологий, изобретений привносятся из других российских регионов и из других стран, а также вывозятся в другие российские регионы и в другие страны. Взаимодействие с федеральным центром осуществляется в лице государственных корпораций – Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции и др.
Часть природных ресурсов является мобильной, в частности, регионы завозят из других регионов или стран и соответственно вывозят в другие регионы, а также экспортируют полезные ископаемые.
Немобильными ресурсами, по которым система закрыта, являются земля, климат, геоморфологические условия. Поэтому в экономическом аспекте система «частично открыта».
В процессе рассмотрения взаимодействия региона с внешней средой по «открытым каналам» в экономическом идентификационном пространстве возникает еще один очень важный аспект – факторы производства, попадая в регион извне «на входе», преобразуются и «на выходе» вновь перемещаются из региона во внешнюю среду. Так, на входе регион получает от внешней среды инвестиции, инновации, природные ресурсы, трудовые ресурсы и др. На выходе образуется созданная стоимость (измеряемая обычно в ВРП, налогах).
В воспроизводственном аспекте регион открыт, так как предложение формируется регионом в виде произведенных товаров, работ, услуг для различных административно-территориальных образований страны и зарубежья; спрос со стороны региона и его подсистем также не ограничивается товарами, услугами внутреннего производства.
4. По демографическому признаку регион как система открыт, что обусловлено, во-первых, временным перемещением населения (включая трудовые ресурсы), переездом на постоянное место жительства, миграционными процессами; во-вторых, мобильностью социальных услуг населению; в-третьих, возможностью перемещения факторов развития в части улучшения экологической обстановки (завоз лесопосадочного материала, строительство очистных сооружений и т. д.).
5. По институциональному признаку система открыта, институты динамичны, существует возможность их движения.
Так, происходит обмен формальными и неформальными институтами в процессе взаимоотношений с другими регионами, федеральным центром, зарубежными странами. Открытость регионов по институциональному признаку выражается в следующих изменениях:
♦ институты могут «выращиваться» (создаются новые на основе некоторых образцов, зачастую обобщенных),
♦ действующие институты трансформируются под влиянием внешней и внутренней среды,
♦ осуществляется сознательная или стихийна трансплантация институтов (обычно из более эффективных в экономическом плане систем),
♦ происходит «облагораживание» существующих институциональных образцов и культивирование новых.
6. По организационному признаку регион частично открыт, так как значительная часть бизнес-структур, особые экономические зоны (ОЭЗ) регионального уровня, технологические и индустриальные парки, кластеры достаточно прочно связаны с конкретной территорией и не отделимы от нее.
В то же время головные представительства организационных структур часто территориально «оторваны» от филиалов. Например, центральный офис Сбербанка России находится в Москве, филиалы – в регионах, центральный офис ЗАО «Банк Интеза» – в Италии, офисы – в том числе в российских регионах.
Кроме этого, регион открыт по организационному признаку в сфере создания и эксплуатации инфраструктурных объектах (морской и речной транспорт, железнодорожные пути, автомагистрали федерального значения, энергетические системы (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы и т. п.). Закрытость проявляется лишь в невозможности перемещения транспортной (железнодорожной, морской, отчасти автомобильной) и энергетической (гидростанции и пр.) инфраструктуры.
С частичной открытостью регионов связаны иные его системные свойства, существенные с точки зрения управления.
Многомерность. Регион как многомерная система подвергается воздействиям внешней среды, на которые элементы реагируют с разной скоростью либо в силу своих свойств, либо из-за отличительных особенностей внешних воздействий.
Динамичность проявляется в движении различных факторов, институтов, населения из региона и в регион под действием связей, которые могут трактоваться как «давление» и «приглашение». Вследствие динамичности происходит постоянное движение по различным направлениям, разные системные свойства подвергаются воздействию разных форм связей, отсюда возникают противоречия в развитии регионов. В результате динамичности система постоянно находится в состоянии разбалансированности по своим системным свойствам. В процессе регионального управления необходимо не просто развивать отдельные системные пространства (например, экономическое), но и обеспечивать совместимость новых состояний с состоянием иных идентификационных пространств.
Существенные свойства и функции региона как системы определяются связями и взаимодействием составляющих его элементов, поэтому он представляет собой целое, не выводимое линейно из свойств и функций отдельных частей. Элементная база не может развиваться в сложной системе синхронно, всегда существуют подсистемы, отличающиеся более быстрым и замедленным развитием, реакция различных подсистем региона на внешние и внутренние воздействия различна по времени и интенсивности «отклика», что обусловливает такое свойство как асинхронность. Это необходимо учитывать при разработке региональной политики и соответствующего ей механизма управления. С позиции подхода к региону как асинхронной системе цели развития региона необходимо ставить применительно к каждому идентификационному пространству. То есть применительно к региону как системе следует говорить о множественности целей (в каждом идентификационном пространстве своя цель).
Несмотря на вышеуказанные свойства «динамичность» и «асинхронность», регион как система должен сохранять устойчивость к внешним и внутренним воздействиям. Характеристика «устойчивость» по своей сущности противоречит характеристике «способность к развитию», поскольку развитие происходит вследствие изменения состояния системы (положительного изменения количественных, качественных, структурных характеристик), а устойчивость заключается в восстановлении утраченного равновесия. В связи с этим задача органов власти в процессе управления регионом – эффективное разрешение этого противоречия с использованием совокупности инструментов.
Функции системы многообразны и обусловлены ее структурой. В соответствии с составом идентификационных пространств (системных признаков) можно выделить следующие функции регионов. Характер и уровень выполнения функций обусловливает классификацию регионов.
В территориальном пространстве, по которому регион закрыт и представлен тремя основными компонентами: природным потенциалом (природно-климатическим и туристско-рекреационным); земельными ресурсами; транспортно-географическим положением, он как система выполняет две важнейшие функции:
♦ обеспечение целостности макросистемы;
♦ совершенствование мезосреды (благоустройство территории для проживания населения, размещения производств, совершенствование инфраструктуры).
В территориальном аспекте регионы в целях управления их развитием могут быть классифицированы, исходя из двух вышеуказанных функций.
По выполнению функции обеспечения целостности макросистемы (система национального уровня – страна) критерий классификации – близость к центру («нулевому километру»)/к границе. В этой связи целесообразно выделять приграничные, нейтральные, центральные регионы.
По выполнению функции совершенствования мезосреды (среды субнационального уровня – регионов, отраслей) целесообразно использовать критерий – наличие неиспользованного природного потенциала и ресурсов. В соответствии с этим критерием регионы могут быть классифицированы следующим образом: резервный, осваиваемый, освоенный.
В административном пространстве регион выполняет следующие функции:
♦ установление формальных правил (разрабатываются и принимаются нормативные акты), направленных на регулирование социально-экономических процессов, обеспечивающих внутренние связи в регионе и движение по «открытым каналам» ресурсов и результатов производства (инвестиций, трудовых ресурсов, продукции, услуг и др.), и контроль за их исполнением;
♦ создание условий для формирования эффективных неформальных правил;
♦ оказание государственных услуг юридическим и физическим лицам, зарегистрированным на территории региона и за его пределами.
Критериальную базу для классификации регионов в административном пространстве целесообразно формировать исходя из полномочий органов власти и управления региона в соответствии со ст. 5 Конституции РФ, где субъекты РФ определены следующим образом: республика, край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ.
В экономическом пространстве регион выполняет следующие функции:
♦ предложение – производство товаров для внутреннего потребления и для вывоза за его пределы. При этом реализуются и функции систем более высокого порядка. Например, производя продукцию в рамках доктрины продовольственной безопасности, регион участвует в реализации общегосударственной функции – обеспечение продовольственной безопасности страны. При производстве военно-технической продукции регион участвует в выполнении функции национальной безопасности. Степень развития данной функции определяет экономическое положение региона в макросреде;
♦ участие в национальном разделении труда – предприятия региона формируют спрос на определенные товары, работы, услуги, произведенные внутри региона и за его пределами;
♦ участие в международном разделении труда – движении факторов производства (трудовых ресурсов, капитала, земли, предпринимательских способностей), продукции, работ, услуг.
В соответствии с данными функциями классификацию регионов в экономическом пространстве целесообразно формировать следующим образом:
♦ первый критерий (уровень экономического развития): развитые, развивающиеся, стагнирующие, отсталые;
♦ второй критерий (отраслевая специализация): индустриальный, сельскохозяйственный, сырьевой, рекреационно-туристский, научно-исследовательский;
♦ третий критерий (открытость экономики): производящий продукцию для внутреннего пользования, экспортоориентированный, импортозамещающий.
В процессе разработки механизма регионального управления по уровню экономического развития целесообразно выделять четыре группы регионов:
♦ развитые – имеют показатели экономического развития выше среднероссийского и стабильные (более 100 %) темпы роста по основным показателям за последние 3 года;
♦ развивающиеся – имеют показатели ниже среднероссийских, но более высокие темпы роста за последние 3 года;
♦ стагнирующие – имеют показатели и темпы роста ниже среднероссийских за последние 3 года;
♦ кризисные – имеют наряду с низкими (ниже среднероссийского) показателями экономического развития отрицательную динамику (темпы роста менее 100 %) по показателям за последние 3 года.
По второму критерию в рамках экономического пространства – «отраслевая специализация» – целесообразно использовать показатели локализации, душевого производства, специализации. Применительно к отраслям промышленности целесообразно использовать три коэффициента.
где: Klm – коэффициент локализации отдельных производств;
Vir – объем производства i-ой отрасли в регионе;
Vic – объем производства i-ой отрасли в РФ;
Vr – объем промышленного производства в регионе;
Vc – объем промышленного производства в РФ.
где: Крр – коэффициент душевого промышленного производства;
Vir, Vic – как в формуле 1.1;
Pr – численность населения региона;
Pc – численность населения РФ.
где: Ksp – коэффициент специализации региона на i-ой отрасли;
Vir, Vic – как в формулах 1.1 и 1.2;
GRP – ВРП региона;
GDP – ВВП РФ.
В демографическом пространстве регион выполняет следующие функции:
♦ обеспечение общественно нормального уровня воспроизводства населения и улучшение качества жизни;
♦ обеспечение занятости населения;
♦ создание условий для положительного сальдо миграционных процессов;
♦ обеспечение населения социальными услугами.
В соответствии с указанными функциями целесообразна следующая классификация регионов:
по первому критерию – естественный прирост населения:
– «прогрессирующий» регион (положительный естественный прирост населения),
– «деградирующий регион» – отрицательный естественный прирост населения;
по второму критерию – обеспечение занятости:
– высокий уровень занятости – имеют показатели занятости выше среднероссийского за последние три года,
– средний уровень занятости – имеют показатели на уровне среднероссийских за последние три года,
– низкий уровень занятости – имеют показатели занятости ниже среднероссийских за последние три года;
по третьему критерию – создание условий для положительного сальдо миграционных процессов:
– активные регионы – имеют положительное сальдо миграции населения за последние три года,
– пассивные регионы – имеют отрицательное сальдо миграции населения за последние три года;
по четвертому критерию – обеспечение населения социальными услугами:
– высокий уровень обеспечения – имеют показатели занятости выше среднероссийского за последние три года,
– средний уровень обеспечения – имеют показатели на уровне среднероссийских за последние три года,
– низкий уровень обеспечения – имеют показатели занятости ниже среднероссийских за последние три года.
В институциональном пространстве регион выполняет функции:
♦ разработка формальных правил через принятие региональной властью нормативных правовых актов и обеспечение их выполнения;
♦ формирование и воспроизводство неформальных правил (культурных традиций, обычаев, норм делового поведения), оказывающих влияние на местное население и на инорегиональных агентов.
Классифицировать регионы по данному признаку целесообразно на базе критерия «доминирование формальных институтов», «доминирование неформальных институтов», поскольку доминирование тех или иных институтов играет важную роль в протекающих в регионе процессах: экономических, организационных, демографических. По данному критерию необходимо выделить:
♦ регион правил (доминируют формальные институты);
♦ регион традиций (доминируют неформальные институты).
Оценить приверженность правилам можно на основе сопоставления доли производства, не учтенного официальной статистикой. В настоящее время такие исследования проводятся экспертным сообществом. Соответственно можно оценить состояние региона по указанному критерию следующим образом:
♦ регион правил – доля производства, не учтенного официальной статистикой, соответствует среднероссийской или выше нее;
♦ регион традиций – доля производства, не учтенного официальной статистикой, ниже среднероссийской.
В организационном пространстве регион выполняет функции:
♦ создание бизнес-структур, обеспечивающих условия для эффективной хозяйственной деятельности (ОЭЗ федерального и регионального уровня, индустриальные и технологические парки, кластеры и др.);
♦ создание структур с льготными условиями налогообложения и развитой инфраструктурой, способствующих активизации движения инвестиций, трудовых ресурсов, предпринимательских способностей по «открытым каналам» из других, в том числе соседних, регионов, других стран;
♦ создание инфраструктуры для жизнедеятельности населения региона (в том числе жилищное строительство);
♦ создание социальной инфраструктуры.
Классификацию регионов в организационном пространстве целесообразно осуществлять по критерию «степень развитости внутрирегиональных организационных структур», выполняющих вышеуказанные функции.
По данному критерию необходимо выделить три типа регионов:
♦ регионы с развитой сетью соответствующих структур (выше среднероссийского уровня);
♦ регионы среднего уровня развития соответствующих структур (на среднероссийском уровне);
♦ регионы с неразвитой сетью бизнес-структур (ниже среднероссийского уровня).
В количественном плане соответствием среднероссийскому уровню можно считать отклонение от него в пределах ±5 %.
1. Что представляет собой регион как система?
2. Какие идентификационные признаки региона (идентификационные пространства) целесообразно выделять в целях управления?
3. Чем характеризуется регион по административному признаку?
4. Каковы экономические признаки региона?
5. Чем характеризуется регион по демографическому признаку?
6. Каким образом проявляются системные свойства регионов?
7. В чем суть открытости и закрытости территориальных социально-экономических систем?
8. По каким идентификационным признакам регион является закрытой системой? В чем это проявляется?
9. В чем проявляются взаимосвязи между устойчивостью и развитием регионов?
1. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Изд-во иностранной литературы, 1969. 456 с.
2. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003. 576 с.
3. Исаева Е. М. Динамика воспроизводимых факторов производства в регионах России – экономический и институциональный аспекты / Е. М. Исаева, Л. М. Никитина, Ю. И. Трещевский // Регион: системы, экономика, управление. 2013. № 1. С. 21–31.
4. Клейнер Г. Б. Новая теория экономических систем и ее приложения // Вестник РАН. 2011. сент. URL: http://kleiner.ru/arpab/novteor.html
5. Клейнер Г. Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 4–28.
6. Невейкина Н. В. Управление устойчивым развитием региона: монография. Воронеж: Научная книга, 2014. 262 с.
7. Рисин И. Е. Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение: монография / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. М.: Русанс, 2015. 168 с.
8. Трещевский Ю. И. Регион как институциональная система / Ю. И. Трещевский, Е. М. Исаева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 81–87.