За годы реформ жизнь приучила нас почти во всех ситуациях выбирать меньшее из двух зол. Я думаю, что мы сами искусственно ограничили свой выбор. Предлагаемая здесь концепция реформ ждет своего часа с октября 1988 года, когда была предпринята первая попытка представить ее высшему руководству страны. За первой безуспешной попыткой последовали другие, вплоть до мая 1997 года. Именно бесплодность предпринятых усилий на фоне затянувшегося кризиса в стране привела меня к мысли о публикации хотя бы упрощенного варианта работы.
С уважением, Алексей Тябин
Нынешний кризис в России – прямое следствие отсутствия концепции реформ.
Вот уже двенадцать лет, как Россия продолжает поиск варианта существования, отвечающего интересам и особенностям ее народов. Страна зависла в стадии «реформ», которые скорее напоминают блуждание в потемках и потому грозят затянуться до бесконечности. Положение во всех сферах жизни государства устойчиво плохое и перспектив на улучшение не видно. Промышленное производство практически остановлено. Страна живет за счет проедания сырьевых и топливных ресурсов. Люди в недоумении от происходящего. Доверие к верховной власти подорвано.
Причина такого положения – отсутствие идеи, конструктивной концепции реформ, в которой была бы четко изложена цель преобразований и средства ее достижения. Никто толком не знает что делать. Каждый руководитель среднего звена и ниже предоставлен самому себе и в управлении своим участком работы вынужден руководствоваться исключительно здравым смыслом, балансируя между интересами дела, личным интересом и своей совестью. Отсюда противоречивость мнений как в обществе, так и во властных структурах, отсутствие последовательности в действиях руководства страны, возникновение разногласий между регионами и центром по концептуальным вопросам, появление множества всяких партий и общественных движений – одним словом, плюрализм мнений в действии.
Демократия, лишенная конструктивной идеи ведет страну к анархии и хаосу.
А все началось с того, что с самого начала было много разговоров о том, как жить нельзя и никто не говорил – как можно. Все казалось предельно ясным. В эйфории преобразований любые изменения рассматривались как перемены к лучшему. Лишь бы клеймить советскую эпоху и некогда всесильную власть КПСС. И потому, начали реформы, не имея никакой созидательной программы. Спешили. Каждый хотел быть рулевым. Поэтому никто не хотел терять время на проведение тщательного анализа, вскрывавшего причины, приведшие к краху старой системы. Жизнь все же взяла свое и, потеряв несколько бездарно прожитых лет, к началу 90-х к этому вопросу пришлось вернуться. В результате, на основании проведенного поспешно анализа был сделан ставший давно очевидным, лежавший на поверхности вывод, что во всех бедах советского строя виновата созданная и выпестованная коммунистической партией административно-командная система. Этим и ограничились. Но этот вывод позволил лишь более аргументированно вести критику старого. Вскрывая внешнюю форму явления, он не раскрыл глубинных механизмов его возникновения, не указал причин, приведших к необходимости создания административно-командной системы, не указал причин ее загнивания и потому не выводил на концепцию необходимых преобразований.
Любая же концепция развития общества, по большому счету, должна исходить из интересов человека: а в чем он, собственно, видит смысл жизни? Если только в том, чтобы всегда быть сытым, то не нужно изобретать велосипед. Он уже изобретен другими. Если же говорить о необходимости гармоничного развития человеческой личности, то нужно создать принципиально новую концепцию, которая в качестве преобразующих стимулов опиралась бы на все многообразие материальных и духовных потребностей человека.
Нынешнее же руководство страны, оказавшись по прошествии нескольких лет в конце концов в идейном тупике, прикрылось примитивной идеей самообразования рынка, субъектами которого должны были стать возникшие в ходе приватизации государственного имущества собственники, и пустило все на самотек. Отсутствие концепции привело к тому, что страна была искусственно поставлена на уровень ранней стадии формирования капитализма со всеми сопутствующими этой стадии негативными проявлениями. Собственную бездеятельность в управлении процессом реформирования экономики высшие чиновники объясняли неизбежностью длительного периода становления цивилизованных капиталистических отношений (тем самым, как-бы, между прочим, давая понять, что вопрос о выборе пути ими уже решен и нечего его больше подымать).