Эволюция общества, органов домашнего управления Гренландии в 2009- 2021 гг., активный процесс развития экономики и иные факторы привели к существенному усложнению общественных отношений, а вместе с тем и необходимости усиления правоохранительной деятельности государства, усилению теоретической и практической компоненты правоохранительных органов.
Так, усложнение форм и количества совершаемых преступлений в Гренландии в последние десятилетия послужили стимулом для создания собственной действенной пенитенциарной системы (1), существенного усиления организации полиции (2), усиления деятельность судебной системы и органов прокуратуры.
Тем не менее, последний упомянутый орган (прокуратура), являясь исключительно общегосударственным, так и не получил должной организации в Гренландии, в том числе в части своей важнейшей деятельность – контроля за соблюдением законности при тесной взаимосвязи с полицией и иными заинтересованными органами (3). Указанное явление крайне негативно сказывалось на соблюдении законности, предупреждении и пресечении правонарушений.
В начале 2020-х гг. наметился процесс осознания данной проблемы и, одновременно с этим стали изыскиваться способы ее разрешения. Результатом данных действий стали разработка и принятие Парламентом Дании в 3-м чтении 5 мая 2022 г. Предложений к «Закон о внесении изменений в Закон об отправлении правосудия в Гренландии, Уголовный кодекс Гренландии и в ряд других законов».
Данным актом предусматривалось проведение реформы полиции и создание новой системы рассмотрения жалоб на действия полиции, введение мест мотивационного лечения для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве в тюрьме в Нуке, повышение уровня мер по изнасилованию несовершеннолетних, укрепление правового положения жертв преступлений и т.д.), что потребовало внесения изменений в Гражданском процессуальном кодексе Гренландии, Законе No 1581 от 13 декабря 2016 года с изменениями, внесенными разделом 1 Закона No 149 от 7 февраля 2017 года, разделом 1 Закона No 1718 от 27 декабря 2018 года, разделом 2 Закона No 168 от 27 февраля 2019 года, разделом 1 Закона No 1427 от 17 декабря 2019 года и разделом 2 Закона No 1056 от 30 июня 2020 года.
Совершенно новое содержание получила глава 3, посвященная регулированию вопросов прокуратуры, полиции и судебного преследования.
Законом, в частности, установлено, что государственными обвинителями являются Генеральный прокурор, Государственный прокурор, Директор полиции и лица, назначенные для оказания им помощи в судебном рассмотрении уголовных дел (§ 61).
Задачей прокуратуры объявлялось преследование преступлений в соответствии с положениями данного Закона (§ 61а), а прокуроры должны были продвигать любое дело «с той скоростью, которую позволяет характер дела, обеспечивая тем самым не только привлечение виновных к ответственности, но и невиновных не преследование» (§ 61а, п. 2). Лицу, которое в соответствии с гл. 2 Закона о публичном управлении должно считаться дисквалифицированным в связи с конкретным делом, не может выступать в качестве обвинителя по делу (§ 61 b).
Закон неоднозначно устанавливал, что Министр юстиции стоит выше прокуроров и осуществляет надзор за ними (§ 61 с). Ему также позволялось устанавливать правила выполнения обязанностей прокуроров (§ 61 с п. 2); издавать распоряжения прокурорам о рассмотрении конкретных дел, в том числе о начале или продолжении, воздержании или прекращении уголовного преследования.